Тема34.«Развитойсоциализм»илискладываниемеханизматорможениясоциально-экономическогоразвитиястраны
1.Противоречияитрудностисоциально–экономическогоразвитияСССРв1961–1985гг.
2.Внешняяполитика.Достиженияипросчеты.
Современныеизменениявобществетребуютсособойответственностьюподойтикизучениюиосвещениюисториистранынаэтапе60–80-хгодов.Необходимоиметьввидутотфакт,чтоонанезналанулевогоцикла,нестояланаместе.Былидостигнутызначительныеуспехивразвитиинародногохозяйства,продолжалиуспешнофункционироватьвсезвеньяобразования,медицинскогообслуживания,расширяласьсетьдошкольныхучреждений.
Необходимодалеепоказать причинывозникновениямеханизматорможения,егосутьипоследствия.Разобратьсявэтойпроблеместудентупомогутпроизведения,указанныевсписке рекомендуемой литературы,атакжемонографияА.БутенкоОткудаикудаидем»(Л.,1991),статьиН.Н.Разуваевой«Противоречияитрудностисоциально–экономическогоразвитияСССРв1961–1985гг.»иЮ.С.Аксенова«Механизмторможенияиреволюционнаяперестройка»,опубликованныевкниге«СтраницыисторииСоветскогообщества»(М.,1989).
ВработенадвторымпунктомплананеобходимосконцентрироватьвниманиенамиролюбивойвнешнейполитикеСССР,подчеркнутьтотфакт,чтов70-егодыпоинициативенашейстраныразвернуласьнастоящаябитвазамир.
Список рекомендуемой литературы:
1.Боффа,Д.ИсторияСоветскогоСоюза.В2т./Д.Боффа–М.:Международныеотношения,1990.–Т.2.–682с.
3.Волобуев,О.В.Очищение:историяиперестройка/О.В.Волобуев,С.В.Кулешов.–М.:Изд-воАгентствапечатииНовости,1989.–288с.
3.Леонтьев,Г.Л.Стратегиямираибезопасности/Г.Л.Леонтьев.–М.:Международныеотношения,1987.–126с.
4.Механизмторможения:истоки,действие,путипреодоления.–М.:Политиздат,1988.–288с.
5.Погружениевтрясину(анатомиязастоя).–М.:Прогресс,1991.–704с.
6. Разуваева Н. Противоречия и трудности социально-экономического развития СССР в 1961–1985 гг. // Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
Тема35. «Перестройка»ираспад СССР.
1. Предпосылки «перестройки» в СССР. Реформирование советского общества и его итоги к началу 90-х годов.
2. Попытка государственного переворота в 1991 г. Распад СССР.
Освещение данной темы необходимо начать с рассказа о провозглашении на апрельском 1985г. Пленуме ЦК КПСС курса на ускорение социально-экономического развития страны и объяснить причины перехода к реформам. Преобразования, инициированные генеральным секретарем ЦК КПСС М С. Горбачевым, проводились под лозунгами: «перестройка», «ускорение», «гласность». Надо подробнее остановиться на реформах в политической и социально-экономической сферах жизни, показать, что начало реформ было конструктивным и многообещающим. Однако уже в конце 80-х – начале 90-х годов страна столкнулись с серьезными трудностями. Студенту надо попытаться разобраться в сложившихся трудностях и выработать свой взгляд на них. Подумать над выводами и уроками.
Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Поиски выхода из сложившейся ситуации привели руководство страны к необходимости подписания нового союзного договора,однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата – решили воспрепятствовать его подписанию, предприняв попытку переворота.События 19–22 августа 1991 г. ускорили распад СССР. Следует объяснить, что такое Беловежские соглашения и какое они имели значение?
Список рекомендуемой литературы:
1. Безбородов, А. Б.Перестройка и крах СССР. 1985–1993 / А. Б. Безбородов, Н. В. Елисеева, В. А. Шестаков. – СПб. : Норма, 2010. – 215 с.*
2. Гайдар, Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России / Е. Т. Гайдар. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 448 с.*
3. Горбачев, М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира / М. С. Горбачев. – М.: Политиздат, 1988. – 270 с.
4. Дашичев, В. И. Как и почему был разрушен Советский Союз / В. И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 2. –С. 206–220.*
5. Медушевский, А. Н.Перестройка и причины крушения СССР с позиций аналитической истории / А.Н. Медушевский // Российская история. – 2011. – № 6.– С. 3–26.*
5. Согрин,В.В.ПолитическаяисториясовременнойРоссии.1985–1994:отГорбачевадоЕльцина/В.В.Согрин.–М.: Прогресс-Академия, 1994. – 192 с.*
7. Согрин,В.В.1985–2005:трипревращениясовременнойРоссии/В.В.Согрин//Отечественнаяистория.–2005.–№3. – С. 3–24.*
8. Травин, Д. Я.Очерки новейшей истории России. Кн. 1 : 1985–1999 / Д. Я. Травин. – СПб. : Норма, 2010. – 365 с.*
9. Шушкевич,С.С.Мояжизнь,крушениеивоскрешениеСССР/С.С.Шушкевич.–М.: РОССПЭН,2012. – 470 с.*
Тема36. УчёныеВолгоградскогогосударственноготехническогоуниверситета(изисториитехническойинтеллигенции)
1. История становления и развития вуза.
2. Научные школы университета.
В первом вопросе необходимо отразить наиболее яркие страницы истории вуза, показать, как шло его становление, какие трудности переживал коллектив института, какими достижениями и победами был отмечен его нелегкий путь. Созданный в 1930 году вуз был назван тракторостроительным институтом и первоначально был узкопрофильным учебным заведением, готовящим специалистов с высшим техническим образованием для Сталинградского тракторного завода, а также других тракторных и автомобильных заводов страны, затем переименован в механический институт; в 1963 г. стал политехническим, а в 1993 г. получил статус государственного технического университета.
При раскрытии второго вопроса следует использовать прежде всего книгу «Научные школы Волгоградского государственного технического университета: история становления и развития» (2000 г.). Важно рассказать не только о научных достижениях университетских ученых, а также и о лидерах научных школ, выдающихся ученых.
Список рекомендуемой литературы:
1. Александр Павлович Хардин: научноенаследие.Воспоминанияколлег, учеников/ Отв. ред. Новаков И. А.–Волгоград: Политехник, 2001. – 160 с.*
2. Волгоградскийгосударственный политехническийинститут.50лет / отв. ред А.П. Хардин. –Волгоград: Нижн.-Волж. кн. изд-во,1980.*
3. Григорьев, Е. А. Творцы истории вуза : [ректоры вуза в разл. истор. периоды] / Е. А. Григорьев // Политехник. – 2008. – 14 нояб. – С. 3-4.
4. НаучныешколыВолгоградского государственного технического университета:историястановленияиразвития /под ред. И. А. Новакова, В. И. Лысака. –Волгоград: Издатель, 2000. – 296 с.*
5. 70 лет Волгоградскому государственному техническому университету. 1930–2000. Исторический очерк:/ под науч. ред. И. А. Новакова. – Волгоград, 2000. – 238 с. *
6. Профессора Волгоградского государственного технического университета: научно-биографическое издание / под ред. И. А. Новакова, В. И. Лысака. – Волгоград : Издатель, 2005. – 406 с.*
7. Международная деятельность Волгоградского государственного технического университета : монография / под ред. И. А. Новакова ; ВолгГТУ. – Волгоград : ВолгГТУ, 2012. – 168 с.
8. Труханов, А. Ильинский : первый директор вуза / А. Труханов // Политехник. – 1980. – 30 мая.
9. АрхивмузеяВолгГТУ.
Тема37.Становление новой российской государственности (1991–2000)
1. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
2. Становление новой партийно-политической системы.
В 90-е годы Россия вступила в новую стадию реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, идеологию и культуру. Главной особенностью социально-экономического развития страны в этот период были радикальные экономические реформы (переход от командно-административной системы к рыночной экономике). Руководство России пошло по пути либерального реформаторства, провозгласив в октябре 1991 г. переход к рыночным отношениям. Следует остановиться на основных направлениях социально-экономического реформирования и его проблемах.
Во втором вопросе следует обратить внимание на противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, остановиться на событиях октября 1993 года, принятии новой Конституции РФ в декабре 1993года,деятельности основных политических партий и движений, парламентской борьбе в 90-е годы.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бутенко,А.П.15летпеременвРоссии:достиженияиразочарования/А.П.Бутенко//Социально-гуманитарныезнания.–2000.–№1. – С. 46–61.*
2. Гайдар, Е. Т. Развилки новейшей истории России / Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс. –СПб.: НОРМА, 2011. – 166 с.*
3. Ельцин, Б. Н. Исповедь на заданную тему / Б. Н. Ельцин. – М.: Человек,1990. – 191 с.
4. Коргунюк,Ю.Г.СтановлениепартийнойсистемывсовременнойРоссии/Ю.Г.Коргунюк.–М.: ИНДЕМ, МГПУ, 2007. – 543 с.
5. Пуляев,В.Т.Россиявисторическомпространстве:современныйвекторееобщественногоразвития/В.Т.Пуляев//Социально-гуманитарныезнания.–2000.–№3-4.*
6. Согрин,В.В.1985–2005:трипревращениясовременнойРоссии/В.В.Согрин//Отечественнаяистория.–2005.–№3.– С. 3–24 .*
7. Феофанов,К.А.Современноемировоесообществоивзаимодействиецивилизаций/К.А.Феофанов//Социально-гуманитарныезнания.–2005.–№6. – С. 3–15.*