Расскажите о первом «государстве» кочевников в нашем крае -Приазовской Булгарии.

Среди тюркских народов Восточной Европы начала нашего летоисчисления значительное место занимают булгары. В письменных источниках, сохранившихся до настоящего времени, этот народ известен почти две тысячи лет.

Государственное образование булгар известно как Великая Булгария в Приазовье. Ее земли простирались от Днепра до Кубани, включая в себя западную часть Северного Кавказа, а также степные просторы между Каспийским и Азовским морями. В свое время владения булгар в несколько раз превосходили хазарские. Столицей государства стал г. Фанагория на Таманском полуострове. С целью установить соответствующие отношения булгарское посольство в 462 году посетило Константинополь - столицу Византии. Вероятно, предпринимались и другие шаги, направленные на международное признание государства.

Булгары - мирный народ. Мирным было и их государство. В письменных источниках нет никаких сведений о завоевательных, больших военных булгарских походах. Известен лишь один крупный поход, совершенный булгарским ханом Зубаиром на придунайские земли. Мирная Булгария не раз попадала в зависимость от других тюркских государств. К примеру, в VI веке она оказалась в составе Тюркского каганата. Булгары несколько раз поднимали восстание, пытаясь восстановить независимость своего государства. К началу VII века им удалось добиться этого и освободиться от власти Тюркского каганата.

Наибольшего своего могущества Великая Булгария достигла при правлении Кубрат хана (говорят, что по мужской линии Кубрат хан был правнуком Аттилы). Ему удалось укрепить свое государство, объединив в его составе не только булгар, но и другие тюркские племена. Дальновидный политик, Кубрат хан стремился к укреплению связей Булгарии с другими соседними странами и народами и, в первую очередь, с Хазарией.

Беспокоили его и те набеги на степь, которые постоянно совершали северные и северно-западные соседи. Кубрат хан стремился установить хорошие отношения и с ними. Нет никаких сведений о воинственности хана Кубрата или о его кровавых походах. Это был мудрый правитель, стремящийся обеспечить мирную жизнь своим соплеменникам и достигший замечательных успехов в осуществлении своих намерений.

Билет N 29

Охарактеризуйте развитие русской культуры второй половины XIII-XV вв.

Черты исторического развития нашей страны во второй половине XIII – середине XV в.:

- объединение русских земель вокруг Москвы и начало складывания единого Русского государства;

- формирование русской народности;

- хозяйственный подъем Северо-Восточной Руси;

- укрепление связей между различными территориями и народами нашей страны;

- возрождение русской национальной культуры.

Литература

Монгольское разорение имело катастрофические последствия для русской культуры. Погибло много произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры. В самых разных её областях, русские люди создавали замечательные творения, которые свидетельствуют о высоком уровне культурного развития русских земель в те времена.

- Книги продолжались писаться вручную. В этот период появляются новые черты в книжном деле на Руси.

- с XIV в. появляется новый материал для письма – бумага, документы писались на иностранной бумаге, так как отечественное производство началось только в середине XVII века.

- Изменяется тип письма. На смену господствовавшему прежде уставу приходит полуустав, а в XV веке и скоропись. Это позволяет упростить и ускорить процесс написания текстов. Это стало, прежде всего, ответом на усложняющиеся, развивающиеся условия жизни. Развивается политическая, экономическая жизнь государства. Все больше требуется оформлять деловых, хозяйственных документов, книг. (слайд 5)

Монгольское нашествие и сложные отношения Русской земли с Золотой Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы.

В таких произведениях, как «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слове о погибели Русской земли» рассказывается о трагических событиях связанных с монгольским нашествием.

Истории противостояния Руси и Орды посвящены «Повесть о Михаиле Черниговском» и Песня о «ЩелканеДуденьтьевиче». В них говорится о гибели в Орде князя Михаила Всеволодовича и о тверском восстании 1327 года.

Победа в Куликовской битве всколыхнула русский народ. В конце XIV века рязанский боярин Софоний создал поэму «Задонщина». В ней воспевалась победа на Куликовом поле. (слайд 6)

Также, славит подвиги героев Куликовской битвы «Сказание о Мамаевом Побоище», написанное в начале XV века.

В конце XIV – начале XV века получает развитие жанр жития. Ярким представителем этого жанра является ЕпифанийПремудрый. Он был монахом Троице-Сергиева монастыря. Ему принадлежат жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Житие – произведение, рассказывающее о жизни святого.

Архитектура

Архитектура Новгорода и Пскова Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например, церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце . В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале 15 в

В XIV - XV веках начинается каменное строительство в новых городских центрах Северо-Восточной Руси. Каменные здания появляются в Твери, Москве и в Звенигороде, Новгороде. Их отличает своеобразный стиль.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Церковь Николы на Липне в Новгороде

Троицкий собор Троице – Сергиева Монастыря Сергиев Посад

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. XV в.

Рождественский собор Савино–Сторожевского монастыря Звенигород XV в.

- в чем особенность храмовой архитектуры этого периода? Пышность каменной резьбы и богатство украшений, характерные для Владимиро-Суздальского зодчества, сменяются простой отделки.

Вывод: Наивысшего расцвета каменное зодчество достигло в Новгороде и Московской Руси

Наши рекомендации