Расскажите о походе Мамая на Русь, определите значение Куликовской битвы для русских земель.
Расскажите о походе Мамая на Русь, определите значение Куликовской битвы для русских земель.
XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).
В середине 70-х гг. 14 в. Мамаю удалось на какое-то время прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды.
Князь Дмитрий отказался выплачивать дань Орде и готовился к решающей битве с монголами:
- увеличил дружину;
- заключил военные соглашения с князьями;
- организовал разведку.
Встреча русских и монгольских полков произошла на реке Вожи 11 августа 1378 г., где монголы были разгромлены.
Мамай не мог смириться с поражением. Он собрал войско более 100 тыс. воинов. На его стороне был литовский князь Ягайло и Рязанское княжество.
Дмитрий также собрал огромное войско. Его войско перебралось через Дон на Куликово поле. 8 сентября 1380 года состоялась битва, которая завершилась полной победой русских дружин.
Хотя победа на Куликовом поле не означала полной победы над Золотой Ордой, она имела огромное значение.
- это была первая победа русских;
- вера народа в свои силы была восстановлена;
- доказала, что единственный способ побороть сильного врага – единство народа;
- битва ускорила распад Золотой Орды;
-усиление роли Москвы.
Охарактеризуйте Салтово-Маяцкую археологическую культуру.
Археологическая культура, памятники к-рой оставлены полукочевыми и земледельч. народами, заселявшими в 8-9 вв. Подонье и Приазовье.
Возникла в период оседания на землю и складывания феод.отношений у кочевников, входивших в состав Хазарского каганата. Погибла под ударами печенегов на рубеже 9-10 вв. В наст.время известно св. 200 памятников С.-м. к.: остатки кочевий, поселков, замков, городов, могильников.
Исследования начались с раскопок в 1900 Салтовского могильника (у с. Верхнее Салтово Харьковской обл.) и в 1906 - Маяцкого городища (у впадения р. Тихой Сосны в Дон, Воронежская обл.). С.-м. к. делится на два варианта: лесостепной - аланский (см. Аланы) и степной - булгарский. 1-й характерен земледельч. типом поселений, замками с белокам. стенами и катакомбным обрядом погребения, при к-ром в камеры закладывалось много вещей, 2-й, степной, - кочевьями и полукочевьями и скромными ямными погребениями; степняки, осевшие на ниж. Дону, умели сооружать и белокам. замки. Жили они также и в больших городах (Саркел, Таматарха, Фанагория). Экономически оба варианта развивались одинаково, и культура в целом была единой. Она имела местную сармато-аланскую основу, но испытала влияние соседних земледельч. народов (славян, населения Византии, Закавказья). Культуры, аналогичные С.-м. к., и отдельные памятники известны в р-нах расселения древних болгар: в Вост. Крыму, на средней Волге (см. Болгария Волжско-Камская) и на ниж. Дунае - на землях т. н. Первого Болгарского царства.
Билет N 27
1.Расскажите о ликвидации ордынского владычества на Руси.§ 26 ч.2
План ответа:
1) предпосылки свержения ордынского господства;
2) Иван III;
3) стояние на реке Угре;
Опишите половецкие города и курганы на территории Донецкого края.
Статуи, чаще всего, устанавливали на курганах. По мифологическим представлениям, курган, могильный холм, ассоциировался с мировой горой – центром мироздания. В целом весь ритуальный комплекс, включавший в себя как курган, так и святилище с каменными статуями предков, представлял собою место, где утверждалась победа жизни над смертью («смерть, смертью поправ»), гармония над хаосом. Поминально-погребальная обрядность, состоящая из жертвоприношений, поминальной трапезы и т. д., была залогом обновления вечного круговорота жизни.
Скифский курган — это сложное сооружение, в котором воплотились представления скифов об устройстве мира — это подземный мир, земной и небесный.
Подземный, потусторонний мир – это могила, усыпальница с множеством даров, трупами жертвенных животных и людей, отправленных в мир иной вместе с умершим царем.
Высокая курганная насыпь — это мир земной, а установленная на вершине скифского кургана каменная баба — это символ вечности и небесного мира
Билет N 28
Билет N 29
Литература
Монгольское разорение имело катастрофические последствия для русской культуры. Погибло много произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры. В самых разных её областях, русские люди создавали замечательные творения, которые свидетельствуют о высоком уровне культурного развития русских земель в те времена.
- Книги продолжались писаться вручную. В этот период появляются новые черты в книжном деле на Руси.
- с XIV в. появляется новый материал для письма – бумага, документы писались на иностранной бумаге, так как отечественное производство началось только в середине XVII века.
- Изменяется тип письма. На смену господствовавшему прежде уставу приходит полуустав, а в XV веке и скоропись. Это позволяет упростить и ускорить процесс написания текстов. Это стало, прежде всего, ответом на усложняющиеся, развивающиеся условия жизни. Развивается политическая, экономическая жизнь государства. Все больше требуется оформлять деловых, хозяйственных документов, книг. (слайд 5)
Монгольское нашествие и сложные отношения Русской земли с Золотой Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы.
В таких произведениях, как «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слове о погибели Русской земли» рассказывается о трагических событиях связанных с монгольским нашествием.
Истории противостояния Руси и Орды посвящены «Повесть о Михаиле Черниговском» и Песня о «ЩелканеДуденьтьевиче». В них говорится о гибели в Орде князя Михаила Всеволодовича и о тверском восстании 1327 года.
Победа в Куликовской битве всколыхнула русский народ. В конце XIV века рязанский боярин Софоний создал поэму «Задонщина». В ней воспевалась победа на Куликовом поле. (слайд 6)
Также, славит подвиги героев Куликовской битвы «Сказание о Мамаевом Побоище», написанное в начале XV века.
В конце XIV – начале XV века получает развитие жанр жития. Ярким представителем этого жанра является ЕпифанийПремудрый. Он был монахом Троице-Сергиева монастыря. Ему принадлежат жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.
Житие – произведение, рассказывающее о жизни святого.
Архитектура
Архитектура Новгорода и Пскова Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например, церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце . В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале 15 в
В XIV - XV веках начинается каменное строительство в новых городских центрах Северо-Восточной Руси. Каменные здания появляются в Твери, Москве и в Звенигороде, Новгороде. Их отличает своеобразный стиль.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
Церковь Николы на Липне в Новгороде
Троицкий собор Троице – Сергиева Монастыря Сергиев Посад
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. XV в.
Рождественский собор Савино–Сторожевского монастыря Звенигород XV в.
- в чем особенность храмовой архитектуры этого периода? Пышность каменной резьбы и богатство украшений, характерные для Владимиро-Суздальского зодчества, сменяются простой отделки.
Вывод: Наивысшего расцвета каменное зодчество достигло в Новгороде и Московской Руси
КИММЕРИЙЦЫ
По предположениям ученых, еще в VIII-VII веках до нашей эры Гомер писал о киммерийцах, которые известны нам из истории как самое древнее кочевое племя, какое жило в Северном Причерноморье и Приазовье, то есть в пределах нынешнего Донецкого края. Более определенно говорит о киммерийцах древнегреческий историк и путешественник Геродот, который называет их предшественниками скифов. В подтверждение он пишет: «... и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийская переправа..., есть и так называемый Киммерийский Боспор (Керченский пролив)».
Киммерийцы вели подвижный образ жизни и известны исключительно по погребениям и кладам. Своих поселков у них не было. Умерших хоронили в курганах бронзового века, иногда возводили свои насыпи. На ранних этапах погребенные всегда были скорчены, потом появились вытянутые погребения.
СКИФЫ
Наиболее же обстоятельное и достоверное письменное свидетельство о Донецком крае того давно минувшего исторического периода и о тогдашнем народонаселении в нем оставил признанный отец истории Геродот, живший в V веке до нашей эры: «... кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов (скифское племя, занимавшее в 8-4 веках до нашей эры низовья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, а в 3-1веках вошло в состав других племенных союзов), перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю (действительно, страна, занятая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам)».
По Геродоту, скифы разделялись на пахарей, кочевников-скотоводов и так называемых «царских», то бишь правящих. Кстати, именно он впервые назвал Скифией земли от Дона до Днепра, в том числе, и наш край.
О сходстве этих народов говорил и ученый Гиппократ, который трудился немногим позже Геродота: не было у скифов постоянных жилищ, жили они буквально на колесах — в кибитках, перебираясь с одного места хорошего выпаса на другое со своими стадами рогатого скота, под укрытием были дети и их матери, а воины, будь то мужчины или женщины, большую часть времени проводили в седле. Скифские племена называли «жителями повозок».
САРМАТЫ
У сарматов было много общего со скифами. Тот же Геродот писал о том, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с ними одежду».
Сарматы вторглись в Скифию во II веке до нашей эры, о чем свидетельствует Диодор Сицилийский: «Сарматы, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и превратили ее в пустыню...» Что интересно, с племенами сарматов связано латинское название территории Донбасса — Sarmatia. Поэтому авторы считают рациональным использование определения RutheniaSarmatica в качестве латинского аналога термина «Донбасская Русь» как части PaxRuthenica — большого мира русской общности.
Сарматы, по сообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие, или преследующие враги» (Помпоний Мела).
Юрий Галкин
Степные лучники Сарматы,
За гривой дикого коня,
Свирепый взгляд башки косматой,
Промчались саблями звеня.
Звериный лик, доспех из шкуры,
Над краем пропасти застыл,
В косых лучах от пыли бурый,
Окрестность взглядом обводил.
Кумысный запах кобылицы,
Тянулся дымом с дальних юрт,
Река в извилине искрится,
В степи повозок целый гурт.
Внутри кочевных поселений,
Гортанной речи голоса,
Война и наглое вторженье,
В печальном скрипе колеса.
И вся эпоха возрожденья,
На запад хлынула с долин,
И степь живая от движенья,
Бушуя, движется на Рим...
АЛАНЫ
Во втором веке до нашей эры особое место среди сарматских племен занимают аланы. Аланы-ираноязычные племена, которые выделились в I в. до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в I в. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.
Вот что писал об аланах историк АммианМарцеллин: «... молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком, все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении».
ГУННЫ
Так, в V веке нашей эры в здешние пределы вторглись гунны, наводившие панику даже на Римскую империю, не говоря уж о сарматах. Христианский писатель того времени Евсевий Иероним писал об этом событии буквально следующее: «Вот весь Восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, между ледяным Танаисом и свирепыми народами массагетов, где Александровы запоры (Дербентский проход в горах у Каспийского моря) сдерживали дикие племена скалами Кавказа, вырвались рои гуннов, которые, летая туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом... Да отвратит Иисус на будущее время таких зверей от римского мира! Они всюду являются неожиданными, и своей быстротой предупреждая слух, не щадили ни религии, ни достоинств, ни возраста, не жалели плачущих малюток».
ХАЗАРЫ
Приход новых хозяев принес в донецкие степи забытую стабильность. Хазарский каганат проявил себя как сила – и к этой силе потянулись все, кто жил неподалеку. Именно в это время по берегам Северского Донца вновь начинают возникать большие оседлые поселения. В большинстве из них жили остатки сарматов-аланов. Вдоль правого (южного) берега реки возникла полоса каменных укреплений-крепостей. Так Хазария обеспечивала безопасность своих границ.
Следы этого порядка обнаружены в нескольких точках области: в могильнике у Райгородка (аланские глиняные сосуды), у села Маяки Славянского района (аланское городище с орудиями труда и предметами быта), в Чистяковском погребении (оружие и вооружение степняка Приазовья). Но долго не продлилось и хазарское благополучие. К середине Х века после походов русских князей Игоря и Святослава хазары были отброшены на Кавказ, а на освобожденной территории утвердились… Нет, совсем не победители. Они как раз получили не добычу, а проблему. После исхода хазар из Поволжья на степные просторы ринулись очередные тюрки - печенеги.
ПЕЧЕНЕГИ
Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати печенегов выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гардизи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у печенегов не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта — это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.
Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.
Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах. Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.
ПОЛОВЦЫ
Ослабленную орду атаковали с востока очередные кочевники половцы (или куманы) – и печенеги рассыпались по сопредельным территориям. Пустоту пытались заполнить торки – и хотя надолго закрепиться на берегах Донца и Кальмиуса не сумели, но оставили обильный след в географических названиях области (Тор, Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец, Краматорск).
Наступало половецкое время. В лице этого народа Русь получила соперника еще более опасного, чем печенеги. Как говорится, «не надо было трогать хазар»… Половецкое противостояние с Кивеской Русью растянулось на полтора века и было прекращено только монгольским нашествием. Впрочем, отношения получались своеобразные. Это были любовь и ненависть, идущие рука об руку. В политических интересах, русские и половцы иногда сражались вместе. Правящие роды этих народов смешивали кровь в династических браках, если это казалось нужным и выгодным. Однако, как в нестабильной семье, мир тут же сменялся ссорой. Донецкие степи так и жили – от всплеска к всплеску.
Половецкая история оставила в этих краях специфический след. Это – знаменитые каменные «бабы», ставшие уже своеобразным «брэндом» степной жизни. Несколько экземпляров стоит перед областным краеведческим музеем в Донецке и в археологическом музее Луганского нацирнального университета им. Тараса Шевченко. Каменные статуи высотой от метра до четырех водружались на местах захоронений и, вопреки своим названиям, изображают в основном воинов. Само слово «баба» у половцев означало «дед, предок»…
МОНГОЛО-ТАТАРЫ
После завоевания половецких и русских земель монголо-татарами начинается век Золотой Орды. Донецкие степи для новых хозяев имели исключительно значение – они соединяли две части их огромной империи, тюркский центр и славянский восток. Вскоре после того, как жар войн спал, вдоль привычных мест (берегов рек и морей) начинает расти оседлое население. Пытались найти свое место в этой нише и уцелевшие половцы, сохраняя кочевой уклад, но в более миролюбивой и не столь активной форме. По степи создается цепь опорных пунктов («ям», «караван-сараев»), облегчающая передвижение по нелегким для путешествий местам. Похоже, ханы понимали, что для собственного благополучия надо иметь процветающую державу в управлении. Оживилась торговля, в Орду пошли товары из Европы, с облегчением увидевшей, что опасность с востока уменьшилась. Предметы, попадавшие с заморскими негоциантами, найдены в самых разных уголках Донбасса: тут - саксонский бронзовый сосуд-водолей в виде конного рыцаря с девушкой, там - подсвечник в виде льва…
Началом периода захвата Руси можно считать весну 1223 года, когда отряды Орды под предводительством Чингисхана подошли вплотную к Днепру, где на тот момент находилась граница государства. Русские князья на тот момент находились в состоянии вражды, поэтому не смогли дать достойный отпор захватчикам. Несмотря на то, что на помощь пришли половцы, армия татаро-монгол быстро захватила преимущество.
Первое прямое столкновение между войсками состоялось на реке Калке, 31 мая 1223 года и было довольно быстро проиграно. Уже тогда стало ясно, что нашей армии не удастся победить татаро-монголов, однако натиск противника еще довольно долго сдерживался. Зимой 1237 года началось целенаправленное вторжение основных войск татаро-монголов на территорию Руси. На этот раз армией противника командовал внук Чингисхана – Батый. Армии кочевников удалось достаточно быстро подвигаться вглубь страны, разграбляя княжества по очереди и убивая на своем ходу всех, кто пытался сопротивляться. На Руси началось установление монголо-татарское ига с новыми законами и порядками.
Последствия монголо-татарского ига на Руси были ужасными: многие города и села были разрушены, люди убиты; сельское хозяйство, ремесленничество и искусство пришли в упадок; значительно усилилась феодальная раздробленность; значительно сократилась численность населения; Русь стала заметно отставать в развитии от Европы.
В начале XIV века сила Золотой Орды ослабела, и великий князь Дмитрий Иванович, почувствовав это, отказался выплачивать дань баскакам. Не желая терпеть такого самоуправства, хан Мамай собрал войско и двинулся на Русь — наказывать непокорных.
.
«Донецкая степная»
Степь донецкая без края,
Чебрецы да ковыли...
Я люблю тебя, родная,
И в тюльпанах, и в пыли,
И в снегу акаций пряных,
И в сиреневом дыму,
И в монистах колчеданных,
Как подругу, обниму.
Я прильну к родным криницам
Чудодейственным ключам,
Чтоб шахтеркам смуглолицым
Сладко пелось по ночам.
Я из сердца выну песню,
Им на сердце положу.
Я скажу им: труд ваш честен!
Больше слова не скажу.
Павел Беспощадный
Билет N 30
Расскажите о походе Мамая на Русь, определите значение Куликовской битвы для русских земель.
XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).
В середине 70-х гг. 14 в. Мамаю удалось на какое-то время прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды.
Князь Дмитрий отказался выплачивать дань Орде и готовился к решающей битве с монголами:
- увеличил дружину;
- заключил военные соглашения с князьями;
- организовал разведку.
Встреча русских и монгольских полков произошла на реке Вожи 11 августа 1378 г., где монголы были разгромлены.
Мамай не мог смириться с поражением. Он собрал войско более 100 тыс. воинов. На его стороне был литовский князь Ягайло и Рязанское княжество.
Дмитрий также собрал огромное войско. Его войско перебралось через Дон на Куликово поле. 8 сентября 1380 года состоялась битва, которая завершилась полной победой русских дружин.
Хотя победа на Куликовом поле не означала полной победы над Золотой Ордой, она имела огромное значение.
- это была первая победа русских;
- вера народа в свои силы была восстановлена;
- доказала, что единственный способ побороть сильного врага – единство народа;
- битва ускорила распад Золотой Орды;
-усиление роли Москвы.