Религия как одна из форм культуры

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст& вом системы культовых действий она организует повседнев& ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле& менты: религиозное сознание, религиозный культ и религиO озные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного созна& ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре& обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа& ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания — богословие (теология), в рамках которого веро& учение не только осваивается, но и транслируется, интер& претируется применительно к требованиям времени, защи& щается от ересей.

Современные ученые&религиоведы выделяют ряд сущест&

венных характеристик религиозного сознания.

 

Первая из них — убежденность в существовании объек тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на& делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы&фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре& лигиях, основной объект религиозного поклонения — Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика — убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто& ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен& ного — культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания — убеж[ денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже[ ства, предъявляющего определенные требования к поведе[ нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное.Переживание человеком своей зависимости мо& жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет& ленного смирения как результата осознания человеком соб& ственного несовершенства, ограниченности своих возможно& стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз& можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо& жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют& ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра& вило, иерархическую религиозную организацию духовенст& ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты — это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи& ны, разномыслящие с господствующей церковью.

Наши рекомендации