Тема 9. Российское государство и право на рубеже ХIХ - ХХ веков
Содержание и направленность изменений государственного аппарата и права России на рубеже ХIХ - ХХ веков определялись той исторической обстановкой, которая сложилась в стране в этот период, и которая характеризовалась:
- наличием в России абсолютизма;
- стремлением царизма, во что бы то ни стало сохранить в неприкосновенности и неизменности самодержавие, хотя уже назрели прогрессивные преобразования;
- сочетанием империалистической стадии развития российской промышленности с отсталым сельским хозяйством;
- нерешенностью земельного вопроса;
- наличием и ростом в стране различных оппозиционных движений;
- неудачами в войне с Японией;
- окончательной потерей рабочими веры в царизм после Кровавого воскресенья.
В этой обстановке Николай II, пытаясь найти верный путь переустройства государственной власти, 18 февраля 1905 года подписал рескрипт, в котором было предложено привлекать людей, избранных населением, к разработке и обсуждению законодательных проектов. Этот шаг не только не успокоил народного волнения, а наоборот, усилил социальную активность людей. Царя, образно говоря, засыпали обращениями и проектами, один смелее другого. Общество с нетерпением ожидало от государя реального начала преобразований системы органов государственной власти и управления.
В ответ Николай II 6 августа 1905 года подписал Указ об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу.
В соответствии с этими документами Дума наделялась законосовещательной функцией. Выборы ее членов производились на губернских и городских избирательных собраниях тайным голосованием специальных “выборщиков”, которые в свою очередь избирались той частью населения, которая прошла определенный имущественный ценз.
В выборах не участвовали: лица женского пола, лица моложе 25 лет, обучающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, бродячие инородцы, иностранные подданные, ряд категорий подследственных, осужденных или имевших судимость, а также лица, не прошедшие имущественный ценз, который устанавливался таким, что полностью отсекал от выборов рабочих и средние слои населения.
Возрастание напряженности в стране в октябре 1905 года вылилось, во многом стараниями большевиков, во Всероссийскую политическую стачку.
Николай II, продолжая начатые преобразования, 17 октября 1905 года издает Манифест об усовершенствовании государственного порядка, в котором обязывает правительство:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;
2. Привлечь к участию в выборах более широкие слои населения, путем снижения уровня имущественного ценза.
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не вступал в силу без предварительного одобрения его Думой (следовательно, по этому Манифесту Дума наделялась законодательной функцией).
Положения Манифеста от 17 октября 1905 года были подкреплены рядом законодательных актов, в том числе об амнистии некоторой части политзаключенных, о привлечении новых слоев населения к участию в выборах и других.
По указу царя от 3 ноября 1905 года взимание выкупных платежей с крестьян по Крестьянской реформе 1861 года было сокращено с 1 января 1906 года на 50%, а с 1 января 1907 года должно было вовсе прекратиться.
24 ноября 1905 года были утверждены Временные правила о периодической печати, которые отменили предварительную общую и духовную цензуру изданий, но установили уголовную ответственность за преступления в этой области (особенно за высказывания против существующего строя).
20 февраля 1906 года императором были подписаны Манифест об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы, а также закон об учреждении Государственной Думы. В этих документах дополнительно определялось, что:
- Дума избирается сроком на 5 лет, но может быть досрочно распущена императором;
- начало ежегодных занятий Думы и перерывы в ее работе определяются Указами царя, а не самой Думой;
- Государственный Совет и Дума имели право инициировать изменение любого закона, за исключением Основных государственных законов, которые пересматривал лично сам царь;
- ведению Государственной Думы подлежат вопросы: требующие издания законов, их изменения, дополнения, приостановления или отмены; росписи государственного бюджета и его выполнения; налогового обложения; постройки железных дорог казной; дела, выносимые на рассмотрение государем и некоторые другие второстепенные вопросы;
- законопроекты Государственного Совета и Государственной Думы перед их направлением царю в обязательном порядке должны быть предварительно одобрены обоими этими органами.
4 марта 1906 года было разрешено создавать общества и союзы без испрошения на то разрешения правительственных властей. Этим же документом запрещались общества, деятельность которых могла привести к нарушению общественного спокойствия и безопасности. Окончательное решение здесь принимал министр внутренних дел, который в любой момент мог закрыть любое общество.
4 марта 1906 года были изданы временные правила о собраниях. По этому документу публичные собрания могли проводиться только с разрешения и под надзором полиции. Полицейский пристав мог закрыть собрание, если оно “... провоцирует вражду одной части населения против другой” или “...отклоняется от предмета занятий”.
Публичные занятия под открытым небом разрешались каждый раз или губернатором, или градоначальником, но не ближе двух верст от места нахождения царя, Государственной Думы или Государственного Совета.
С 26 марта по 20 апреля 1906 года в стране прошли выборы в Государственную Думу. Это были первые выборы за всю историю России: 90 % голосов получили оппозиционные партии, остальные 10 % получил проправительственный блок (монархисты и октябристы).
23 апреля 1906 года, всего лишь за несколько дней до открытия 1-й Государственной Думы, Николаем II был подписан Свод Основных государственных законов, в котором разграничивалась и закреплялась компетенция императора, Государственного Совета и Государственной Думы.
По этому Своду законов Верховная Самодержавная власть и власть управления в полном объеме принадлежали императору. Он в перерывах между сессиями Государственной Думы имел право отменять или вводить любой закон, устанавливать чрезвычайное положение, отменять действие гражданских свобод. Государственной Думе запрещалось обсуждать вопросы, относящиеся к ведению государя, а это значит, что права Государственной Думы существенно урезались Сводом Основных законов.
1-я Государственная Дума, начавшая свою работу с настойчивых требований дальнейшей либерализации страны и расширения своих прав, 9 июля 1906 года была досрочно распущена манифестом государя. Созыв нового состава Думы был назначен на 20 февраля 1907 года.
Вместе с тем, государственной властью, с одной стороны, были предприняты шаги по привлечению на свою сторону крестьянства. 5 октября 1906 года был издан указ об отмене некоторых ограничений прав крестьян и других податных сословий. Им было предоставлено одинаковое с другими сословиями право поступать на учебу и на гражданскую службу, свободно выбирать место постоянного жительства. С 1 января 1907 года была отменена круговая порука по всем местностям империи, а также сняты другие социальные ограничения. С другой стороны, были ужесточены меры борьбы с беспорядками и революционными настроениями в стране. Это выразилось в учреждении в августе 1906 года военно-полевых судов, которые создавались в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны.
2-я Государственная Дума (новый состав Думы после вторых выборов) оказалась еще более радикальной, чем первая. Часть ее депутатов вскоре обвинили в заговоре против царской семьи. Николай II 3 июня 1907 года распустил Думу Манифестом, в котором упрекнул депутатов в стремлении увеличивать смуту и способствовать разложению государства.
Царь подчеркнул, что Российское государство должно иметь Думу русскую по духу, а иные нации не должны получать в Думе числа, дающего им возможность быть вершителями вопросов чисто русских. В этот же день царем было подписано новое Положение о выборах в Государственную Думу, по которому ужесточался имущественный ценз по допуску к участию в выборах.
Государственный Совет был создан царем как противовес Государственной Думе. Он состоял из равного количества членов Совета по назначению царя и по выборам. В состав Государственного Совета и по назначению, и по выборам попадали люди исключительно по принципу личной преданности царю. Поэтому Николай II всегда поддерживал сторону Государственного Совета в его спорах с Государственной Думой.
19 октября 1905 года Совет Министров был превращен из совещательного органа при царе в орган, координирующий деятельность различных министров и главных управлений. Совет Министров, помимо других прав, мог обсуждать законопроекты во время перерыва в работе Государственной Думы.
Таким образом, в случае несговорчивости Думы по какому-либо вопросу, царь мог немедленно отправить ее на каникулы, а необходимый ему законопроект перед утверждением обсудить в Государственном Совете или Совете Министров.
20 июля 1914 года, то есть в день объявления войны, была установлена в стране военная цензура, которой подлежали все произведения печати, все почтовые отправления и телеграммы, а также тексты речей и докладов на публичных собраниях. За нарушения Положения о цензуре привлекали к суду.
24 июля 1914 года Николаем II был издан указ о принятии исключительных мер по охране во всех местностях империи порядка и общественной безопасности, по которому местности, не охваченные военным положением, переводились на положение чрезвычайной охраны с предоставлением соответствующим губернаторам и градоначальникам прав главноначальствующих.
Участие в Первой мировой войне способствовало ослаблению самодержавия в России и усилению революционных сил. 26 февраля 1917 года политическая стачка на Путиловском заводе начала перерастать в вооруженное восстание, к которому присоединились и некоторые воинские части.
27 февраля 1917 года в Таврическом дворце состоялось первое заседание Петроградского совета рабочих депутатов, избранных на предприятиях и в воинских частях. 28 февраля Петросовет создал рабочую милицию, районные комитеты Советов и назначил в районы города своих комиссаров.
1 марта Петросовет в своем приказе №1 по гарнизону Петроградского округа, установил, что:
- в области политических выступлений воинские части должны подчиняться Петросовету и выполнять только те указания Государственной Думы, которые не противоречат указаниям Петросовета; - в частях должны быть созданы выборные комитеты из рядовых, которые возьмут под солдатский контроль оружие и не допустят к нему офицеров; - солдаты уравниваются во всех правах с другими гражданами.
2 марта исполком Петросовета принял решение о предоставлении права Временному комитету Государственной Думы сформировать Временное правительство, которое было создано в этот же день. Возглавил правительство председатель Совета министров и министр внутренних дел - князь Г.Е. Львов. Министром юстиции был назначен А.Ф. Керенский.
4 марта Временное правительство создало институт своих комиссаров, упразднив тем самым генерал-губернаторов, губернаторов и других царских чиновников. Им были созданы новые органы центрального управления: Общегосударственный продовольственный комитет; Земельный комитет; министерства труда, продовольствия, почт и телеграфа, государственного призрения. Создание этих органов во многом было продиктовано стремлением Временного правительства стабилизировать ситуацию в стране и продолжать политику войны до победного конца.
1 мая были упразднены должности членов Государственного Совета по выборам. За судебно-административным департаментом Совета были оставлены важные судебные функции, вплоть до права кассировать в последней инстанции решения Сената.
6 октября Временное правительство распустило IV Государственную Думу, Государственный Совет и назначило выборы в Учредительное собрание на 12 ноября 1917 года.