Те­ма 9. Рос­сий­ское го­су­дар­ст­во и пра­во на ру­бе­же ХIХ - ХХ ве­ков

Со­дер­жа­ние и на­прав­лен­ность из­ме­не­ний го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та и пра­ва Рос­сии на ру­бе­же ХIХ - ХХ ве­ков оп­ре­де­ля­лись той ис­то­ри­че­ской об­ста­нов­кой, ко­то­рая сло­жи­лась в стра­не в этот пе­ри­од, и ко­то­рая ха­рак­те­ри­зо­ва­лась:

- на­ли­чи­ем в Рос­сии аб­со­лю­тиз­ма;

- стрем­ле­ни­ем ца­риз­ма, во что бы то ни ста­ло со­хра­нить в не­при­кос­но­вен­но­сти и не­из­мен­но­сти са­мо­дер­жа­вие, хо­тя уже на­зре­ли про­грес­сив­ные пре­об­ра­зо­ва­ния;

- со­че­та­ни­ем им­пе­риа­ли­сти­че­ской ста­дии раз­ви­тия рос­сий­ской про­мыш­лен­но­сти с от­ста­лым сель­ским хо­зяй­ст­вом;

- не­ре­шен­но­стью зе­мель­но­го во­про­са;

- на­ли­чи­ем и рос­том в стра­не раз­лич­ных оп­по­зи­ци­он­ных дви­же­ний;

- не­уда­ча­ми в вой­не с Япо­ни­ей;

- окон­ча­тель­ной по­те­рей ра­бо­чи­ми ве­ры в ца­ризм по­сле Кро­ва­во­го вос­кре­се­нья.

В этой об­ста­нов­ке Ни­ко­лай II, пы­та­ясь най­ти вер­ный путь пе­ре­уст­рой­ст­ва го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти, 18 фев­ра­ля 1905 го­да под­пи­сал ре­ск­рипт, в ко­то­ром бы­ло пред­ло­же­но при­вле­кать лю­дей, из­бран­ных на­се­ле­ни­ем, к раз­ра­бот­ке и об­су­ж­де­нию за­ко­но­да­тель­ных про­ек­тов. Этот шаг не толь­ко не ус­по­ко­ил на­род­но­го вол­не­ния, а на­обо­рот, уси­лил со­ци­аль­ную ак­тив­ность лю­дей. Ца­ря, об­раз­но го­во­ря, за­сы­па­ли об­ра­ще­ния­ми и про­ек­та­ми, один сме­лее дру­го­го. Об­ще­ст­во с не­тер­пе­ни­ем ожи­да­ло от го­су­да­ря ре­аль­но­го на­ча­ла пре­об­ра­зо­ва­ний сис­те­мы ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и управ­ле­ния.

В от­вет Ни­ко­лай II 6 ав­гу­ста 1905 го­да под­пи­сал Указ об уч­ре­ж­де­нии Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы и По­ло­же­ние о вы­бо­рах в Го­су­дар­ст­вен­ную Ду­му.

В со­от­вет­ст­вии с эти­ми до­ку­мен­та­ми Ду­ма на­де­ля­лась за­ко­но­со­ве­ща­тель­ной функ­ци­ей. Вы­бо­ры ее чле­нов про­из­во­ди­лись на гу­берн­ских и го­род­ских из­би­ра­тель­ных со­б­ра­ни­ях тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем спе­ци­аль­ных “вы­бор­щи­ков”, ко­то­рые в свою оче­редь из­би­ра­лись той ча­стью на­се­ле­ния, ко­то­рая про­шла оп­ре­де­лен­ный иму­ще­ст­вен­ный ценз.

В вы­бо­рах не уча­ст­во­ва­ли: ли­ца жен­ско­го по­ла, ли­ца мо­ло­же 25 лет, обу­чаю­щие­ся в учеб­ных за­ве­де­ни­ях, во­ин­ские чи­ны ар­мии и фло­та, бро­дя­чие ино­род­цы, ино­стран­ные под­дан­ные, ряд ка­те­го­рий под­след­ст­вен­ных, осу­ж­ден­ных или имев­ших су­ди­мость, а так­же ли­ца, не про­шед­шие иму­ще­ст­вен­ный ценз, ко­то­рый ус­та­нав­ли­вал­ся та­ким, что пол­но­стью от­се­кал от вы­бо­ров ра­бо­чих и сред­ние слои на­се­ле­ния.

Воз­рас­та­ние на­пря­жен­но­сти в стра­не в ок­тяб­ре 1905 го­да вы­ли­лось, во мно­гом ста­ра­ния­ми боль­ше­ви­ков, во Все­рос­сий­скую по­ли­ти­че­скую стач­ку.

Ни­ко­лай II, про­дол­жая на­ча­тые пре­об­ра­зо­ва­ния, 17 ок­тяб­ря 1905 го­да из­да­ет Ма­ни­фест об усо­вер­шен­ст­во­ва­нии го­су­дар­ст­вен­но­го по­ряд­ка, в ко­то­ром обя­зы­ва­ет пра­ви­тель­ст­во:

1. Да­ро­вать на­се­ле­нию не­зыб­ле­мые ос­но­вы гра­ж­дан­ской сво­бо­ды на на­ча­лах дей­ст­ви­тель­ной не­при­кос­но­вен­но­сти лич­но­сти, сво­бо­ды со­вес­ти, сло­ва, со­б­ра­ний и сою­зов;

2. При­влечь к уча­стию в вы­бо­рах бо­лее ши­ро­кие слои на­се­ле­ния, пу­тем сни­же­ния уров­ня иму­ще­ст­вен­но­го цен­за.

3. Ус­та­но­вить, как не­зыб­ле­мое пра­ви­ло, что­бы ни­ка­кой за­кон не всту­пал в си­лу без пред­ва­ри­тель­но­го одоб­ре­ния его Ду­мой (сле­до­ва­тель­но, по этому Манифесту Ду­ма на­де­ля­лась за­ко­но­да­тель­ной функ­ци­ей).

По­ло­же­ния Ма­ни­фе­ста от 17 ок­тяб­ря 1905 го­да бы­ли под­кре­п­ле­ны ря­дом за­ко­но­да­тель­ных ак­тов, в том чис­ле об ам­ни­стии не­ко­то­рой час­ти по­лит­за­клю­чен­ных, о при­вле­че­нии но­вых сло­ев на­се­ле­ния к уча­стию в вы­бо­рах и дру­гих.

По ука­зу ца­ря от 3 но­яб­ря 1905 го­да взи­ма­ние вы­куп­ных пла­те­жей с кре­сть­ян по Кре­сть­ян­ской ре­фор­ме 1861 го­да бы­ло со­кра­ще­но с 1 ян­ва­ря 1906 го­да на 50%, а с 1 ян­ва­ря 1907 го­да долж­но бы­ло во­все пре­кра­тить­ся.

24 но­яб­ря 1905 го­да бы­ли ут­вер­жде­ны Вре­мен­ные пра­ви­ла о пе­рио­ди­че­ской пе­ча­ти, ко­то­рые от­ме­ни­ли пред­ва­ри­тель­ную об­щую и ду­хов­ную цен­зу­ру из­да­ний, но ус­та­но­ви­ли уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность за пре­сту­п­ле­ния в этой об­лас­ти (осо­бен­но за вы­ска­зы­ва­ния про­тив су­ще­ст­вую­ще­го строя).

20 фев­ра­ля 1906 го­да им­пе­ра­то­ром бы­ли под­пи­са­ны Ма­ни­фест об из­ме­не­нии уч­ре­ж­де­ния Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та и о пе­ре­смот­ре уч­ре­ж­де­ния Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы, а так­же за­кон об уч­ре­ж­де­нии Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы. В этих до­ку­мен­тах до­пол­ни­тель­но оп­ре­де­ля­лось, что:

- Ду­ма из­би­ра­ет­ся сро­ком на 5 лет, но мо­жет быть дос­роч­но рас­пу­ще­на им­пе­ра­то­ром;

- на­ча­ло еже­год­ных за­ня­тий Ду­мы и пе­ре­ры­вы в ее ра­бо­те оп­ре­де­ля­ют­ся Ука­за­ми ца­ря, а не са­мой Ду­мой;

- Го­су­дар­ст­вен­ный Со­вет и Ду­ма име­ли пра­во ини­ции­ро­вать из­ме­не­ние лю­бо­го за­ко­на, за ис­клю­че­ни­ем Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нов, ко­то­рые пе­ре­смат­ри­вал лич­но сам царь;

- ве­де­нию Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы под­ле­жат во­про­сы: тре­бую­щие из­да­ния за­ко­нов, их из­ме­не­ния, до­пол­не­ния, при­ос­та­нов­ле­ния или от­ме­ны; рос­пи­си го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та и его вы­пол­не­ния; на­ло­го­во­го об­ло­же­ния; по­строй­ки же­лез­ных до­рог каз­ной; де­ла, вы­но­си­мые на рас­смот­ре­ние го­су­да­рем и не­ко­то­рые дру­гие вто­ро­сте­пен­ные во­про­сы;

- за­ко­но­про­ек­ты Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та и Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы пе­ред их на­прав­ле­ни­ем ца­рю в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­ны быть пред­ва­ри­тель­но одоб­ре­ны обо­и­ми эти­ми ор­га­на­ми.

4 мар­та 1906 го­да бы­ло раз­ре­ше­но соз­да­вать об­ще­ст­ва и сою­зы без ис­про­ше­ния на то раз­ре­ше­ния пра­ви­тель­ст­вен­ных вла­стей. Этим же до­ку­мен­том за­пре­ща­лись об­ще­ст­ва, дея­тель­ность ко­то­рых мог­ла при­вес­ти к на­ру­ше­нию об­ще­ст­вен­но­го спо­кой­ст­вия и безо­пас­но­сти. Окон­ча­тель­ное ре­ше­ние здесь при­ни­мал ми­нистр внут­рен­них дел, ко­то­рый в лю­бой мо­мент мог за­крыть лю­бое об­ще­ст­во.

4 мар­та 1906 го­да бы­ли из­да­ны вре­мен­ные пра­ви­ла о со­б­ра­ни­ях. По это­му до­ку­мен­ту пуб­лич­ные со­б­ра­ния мог­ли про­во­дить­ся толь­ко с раз­ре­ше­ния и под над­зо­ром по­ли­ции. По­ли­цей­ский при­став мог за­крыть со­б­ра­ние, ес­ли оно “... про­во­ци­ру­ет вра­ж­ду од­ной час­ти на­се­ле­ния про­тив дру­гой” или “...от­кло­ня­ет­ся от пред­ме­та за­ня­тий”.

Пуб­лич­ные за­ня­тия под от­кры­тым не­бом раз­ре­ша­лись ка­ж­дый раз или гу­бер­на­то­ром, или гра­до­на­чаль­ни­ком, но не бли­же двух верст от мес­та на­хо­ж­де­ния ца­ря, Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы или Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та.

С 26 мар­та по 20 ап­ре­ля 1906 го­да в стра­не про­шли вы­бо­ры в Го­су­дар­ст­вен­ную Ду­му. Это бы­ли пер­вые вы­бо­ры за всю ис­то­рию Рос­сии: 90 % го­ло­сов по­лу­чи­ли оп­по­зи­ци­он­ные пар­тии, ос­таль­ные 10 % по­лу­чил про­пра­ви­тель­ст­вен­ный блок (мо­нар­хи­сты и ок­тяб­ри­сты).

23 ап­ре­ля 1906 го­да, все­го лишь за не­сколь­ко дней до от­кры­тия 1-й Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы, Ни­ко­ла­ем II был под­пи­сан Свод Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нов, в ко­то­ром раз­гра­ни­чи­ва­лась и за­кре­п­ля­лась ком­пе­тен­ция им­пе­ра­то­ра, Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та и Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы.

По это­му Сво­ду за­ко­нов Вер­хов­ная Са­мо­дер­жав­ная власть и власть управ­ле­ния в пол­ном объ­е­ме при­над­ле­жа­ли им­пе­ра­то­ру. Он в пе­ре­ры­вах ме­ж­ду сес­сия­ми Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы имел пра­во от­ме­нять или вво­дить лю­бой за­кон, ус­та­нав­ли­вать чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние, от­ме­нять дей­ст­вие гра­ж­дан­ских сво­бод. Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­ме за­пре­ща­лось об­су­ж­дать во­про­сы, от­но­ся­щие­ся к ве­де­нию го­су­да­ря, а это зна­чит, что пра­ва Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы су­ще­ст­вен­но уре­за­лись Сво­дом Ос­нов­ных за­ко­нов.

1-я Го­су­дар­ст­вен­ная Ду­ма, на­чав­шая свою ра­бо­ту с на­стой­чи­вых тре­бо­ва­ний даль­ней­шей ли­бе­ра­ли­за­ции стра­ны и рас­ши­ре­ния сво­их прав, 9 ию­ля 1906 го­да бы­ла дос­роч­но рас­пу­ще­на ма­ни­фе­стом го­су­да­ря. Со­зыв но­во­го со­ста­ва Ду­мы был на­зна­чен на 20 фев­ра­ля 1907 го­да.

Вме­сте с тем, го­су­дар­ст­вен­ной вла­стью, с од­ной сто­ро­ны, бы­ли пред­при­ня­ты ша­ги по при­вле­че­нию на свою сто­ро­ну кре­сть­ян­ст­ва. 5 ок­тяб­ря 1906 го­да был из­дан указ об от­ме­не не­ко­то­рых ог­ра­ни­че­ний прав кре­сть­ян и дру­гих по­дат­ных со­сло­вий. Им бы­ло пре­дос­тав­ле­но оди­на­ко­вое с дру­ги­ми со­сло­вия­ми пра­во по­сту­пать на уче­бу и на гра­ж­дан­скую служ­бу, сво­бод­но вы­би­рать ме­сто по­сто­ян­но­го жи­тель­ст­ва. С 1 ян­ва­ря 1907 го­да бы­ла от­ме­не­на кру­го­вая по­ру­ка по всем ме­ст­но­стям им­пе­рии, а так­же сня­ты дру­гие со­ци­аль­ные ог­ра­ни­че­ния. С дру­гой сто­ро­ны, бы­ли уже­сто­че­ны ме­ры борь­бы с бес­по­ряд­ка­ми и ре­во­лю­ци­он­ны­ми на­строе­ния­ми в стра­не. Это вы­ра­зи­лось в уч­ре­ж­де­нии в ав­гу­сте 1906 го­да во­ен­но-по­ле­вых су­дов, ко­то­рые соз­да­ва­лись в ме­ст­но­стях, объ­яв­лен­ных на во­ен­ном по­ло­же­нии или по­ло­же­нии чрез­вы­чай­ной ох­ра­ны.

2-я Го­су­дар­ст­вен­ная Ду­ма (но­вый со­став Ду­мы по­сле вто­рых вы­бо­ров) ока­за­лась еще бо­лее ра­ди­каль­ной, чем пер­вая. Часть ее де­пу­та­тов вско­ре об­ви­ни­ли в за­го­во­ре про­тив цар­ской се­мьи. Ни­ко­лай II 3 ию­ня 1907 го­да рас­пус­тил Ду­му Ма­ни­фе­стом, в ко­то­ром уп­рек­нул де­пу­та­тов в стрем­ле­нии уве­ли­чи­вать сму­ту и спо­соб­ст­во­вать раз­ло­же­нию го­су­дар­ст­ва.

Царь под­черк­нул, что Рос­сий­ское го­су­дар­ст­во долж­но иметь Ду­му рус­скую по ду­ху, а иные на­ции не долж­ны по­лу­чать в Ду­ме чис­ла, даю­ще­го им воз­мож­ность быть вер­ши­те­ля­ми во­про­сов чис­то рус­ских. В этот же день ца­рем бы­ло под­пи­са­но но­вое По­ло­же­ние о вы­бо­рах в Го­су­дар­ст­вен­ную Ду­му, по ко­то­ро­му уже­сто­чал­ся иму­ще­ст­вен­ный ценз по до­пус­ку к уча­стию в вы­бо­рах.

Го­су­дар­ст­вен­ный Со­вет был соз­дан ца­рем как про­ти­во­вес Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­ме. Он со­сто­ял из рав­но­го ко­ли­че­ст­ва чле­нов Со­ве­та по на­зна­че­нию ца­ря и по вы­бо­рам. В со­став Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та и по на­зна­че­нию, и по вы­бо­рам по­па­да­ли лю­ди ис­клю­чи­тель­но по прин­ци­пу лич­ной пре­дан­но­сти ца­рю. По­это­му Ни­ко­лай II все­гда под­дер­жи­вал сто­ро­ну Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та в его спо­рах с Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мой.

19 ок­тяб­ря 1905 го­да Со­вет Ми­ни­ст­ров был пре­вра­щен из со­ве­ща­тель­но­го ор­га­на при ца­ре в ор­ган, ко­ор­ди­ни­рую­щий дея­тель­ность раз­лич­ных ми­ни­ст­ров и глав­ных управ­ле­ний. Со­вет Ми­ни­ст­ров, по­ми­мо дру­гих прав, мог об­су­ж­дать за­ко­но­про­ек­ты во вре­мя пе­ре­ры­ва в ра­бо­те Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы.

Та­ким об­ра­зом, в слу­чае не­сго­вор­чи­во­сти Ду­мы по ка­ко­му-ли­бо во­про­су, царь мог не­мед­лен­но от­пра­вить ее на ка­ни­ку­лы, а не­об­хо­ди­мый ему за­ко­но­про­ект пе­ред ут­вер­жде­ни­ем об­су­дить в Го­су­дар­ст­вен­ном Со­ве­те или Со­ве­те Ми­ни­ст­ров.

20 ию­ля 1914 го­да, то есть в день объ­яв­ле­ния вой­ны, бы­ла ус­та­нов­ле­на в стра­не во­ен­ная цен­зу­ра, ко­то­рой под­ле­жа­ли все про­из­ве­де­ния пе­ча­ти, все поч­то­вые от­прав­ле­ния и те­ле­грам­мы, а так­же тек­сты ре­чей и док­ла­дов на пуб­лич­ных со­б­ра­ни­ях. За на­ру­ше­ния По­ло­же­ния о цен­зу­ре при­вле­ка­ли к су­ду.

24 ию­ля 1914 го­да Ни­ко­ла­ем II был из­дан указ о при­ня­тии ис­клю­чи­тель­ных мер по ох­ра­не во всех ме­ст­но­стях им­пе­рии по­ряд­ка и об­ще­ст­вен­ной безо­пас­но­сти, по ко­то­ро­му ме­ст­но­сти, не ох­ва­чен­ные во­ен­ным по­ло­же­ни­ем, пе­ре­во­ди­лись на по­ло­же­ние чрез­вы­чай­ной ох­ра­ны с пре­дос­тав­ле­ни­ем со­от­вет­ст­вую­щим гу­бер­на­то­рам и гра­до­на­чаль­ни­кам прав глав­но­на­чаль­ст­вую­щих.

Уча­стие в Пер­вой ми­ро­вой вой­не спо­соб­ст­во­ва­ло ос­лаб­ле­нию са­мо­дер­жа­вия в Рос­сии и уси­ле­нию ре­во­лю­ци­он­ных сил. 26 фев­ра­ля 1917 го­да по­ли­ти­че­ская стач­ка на Пу­ти­лов­ском за­во­де на­ча­ла пе­ре­рас­тать в воо­ру­жен­ное вос­ста­ние, к ко­то­ро­му при­сое­ди­ни­лись и не­ко­то­рые во­ин­ские час­ти.

27 фев­ра­ля 1917 го­да в Тав­ри­че­ском двор­це со­стоя­лось пер­вое за­се­да­ние Пет­ро­град­ско­го со­ве­та ра­бо­чих де­пу­та­тов, из­бран­ных на пред­при­яти­ях и в во­ин­ских час­тях. 28 фев­ра­ля Пет­ро­со­вет соз­дал ра­бо­чую ми­ли­цию, рай­он­ные ко­ми­те­ты Со­ве­тов и на­зна­чил в рай­оны го­ро­да сво­их ко­мис­са­ров.

1 мар­та Пет­ро­со­вет в сво­ем при­ка­зе №1 по гар­ни­зо­ну Пет­ро­град­ско­го ок­ру­га, ус­та­но­вил, что:

- в об­лас­ти по­ли­ти­че­ских вы­сту­п­ле­ний во­ин­ские час­ти долж­ны под­чи­нять­ся Пет­ро­со­ве­ту и вы­пол­нять толь­ко те ука­за­ния Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы, ко­то­рые не про­ти­во­ре­чат ука­за­ни­ям Пет­ро­со­ве­та; - в час­тях долж­ны быть соз­да­ны вы­бор­ные ко­ми­те­ты из ря­до­вых, ко­то­рые возь­мут под сол­дат­ский кон­троль ору­жие и не до­пус­тят к не­му офи­це­ров; - сол­да­ты урав­ни­ва­ют­ся во всех пра­вах с дру­ги­ми гра­ж­да­на­ми.

2 мар­та ис­пол­ком Пет­ро­со­ве­та при­нял ре­ше­ние о пре­дос­тав­ле­нии пра­ва Вре­мен­но­му ко­ми­те­ту Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы сфор­ми­ро­вать Вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во, ко­то­рое бы­ло соз­да­но в этот же день. Воз­гла­вил пра­ви­тель­ст­во пред­се­да­тель Со­ве­та ми­ни­ст­ров и ми­нистр внут­рен­них дел - князь Г.Е. Львов. Ми­ни­ст­ром юс­ти­ции был на­зна­чен А.Ф. Ке­рен­ский.

4 мар­та Вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во соз­да­ло ин­сти­тут сво­их ко­мис­са­ров, уп­разд­нив тем са­мым ге­не­рал-гу­бер­на­то­ров, гу­бер­на­то­ров и дру­гих цар­ских чи­нов­ни­ков. Им бы­ли соз­да­ны но­вые ор­га­ны цен­траль­но­го управ­ле­ния: Об­ще­го­су­дар­ст­вен­ный про­до­воль­ст­вен­ный ко­ми­тет; Зе­мель­ный ко­ми­тет; ми­ни­стер­ст­ва тру­да, про­до­воль­ст­вия, почт и те­ле­гра­фа, го­су­дар­ст­вен­но­го при­зре­ния. Соз­да­ние этих ор­га­нов во мно­гом бы­ло про­дик­то­ва­но стрем­ле­ни­ем Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ст­ва ста­би­ли­зи­ро­вать си­туа­цию в стра­не и про­дол­жать по­ли­ти­ку вой­ны до по­бед­но­го кон­ца.

1 мая бы­ли уп­разд­не­ны долж­но­сти чле­нов Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та по вы­бо­рам. За су­деб­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным де­пар­та­мен­том Со­ве­та бы­ли ос­тав­ле­ны важ­ные су­деб­ные функ­ции, вплоть до пра­ва кас­си­ро­вать в по­след­ней ин­стан­ции ре­ше­ния Се­на­та.

6 ок­тяб­ря Вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во рас­пус­ти­ло IV Го­су­дар­ст­вен­ную Ду­му, Го­су­дар­ст­вен­ный Со­вет и на­зна­чи­ло вы­бо­ры в Уч­ре­ди­тель­ное со­б­ра­ние на 12 но­яб­ря 1917 го­да.

Наши рекомендации