Негативные явления в советском обществе 70-80х гг.
С 1970 г. началось снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали. Соответственно упали темпы роста производительности труда. Получаемые от экспорта сырья «нефтедоллары» государство использовало крайне неэффективно: они вкладывались в «долгострои» (незавершенное строительство), тратились на закупку западного оборудования и импорт продовольствия. Увеличение производства и содержания военной техники остановили рост уровня жизни советских людей. Период 70-х — начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение «застойного». Причины застоя и кризисных явлений наряду с субъективным фактором (личность Л.И. Брежнева и его окружение), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая сформировалась еще в 30-е годы. В новой Конституции СССР 1977 г. В 6-й статье юридически было закреплено монопольное положение КПСС в политической системе, а сама партия определялась как «руководящая и направляющая сила советского общества, ядро политической системы. Обновление руководящего состава госаппарата имело место сразу после смерти Сталина. В дальнейшем, назначенные в 60-е и, особенно, в 70-е гг. руководители занимали свои посты в течение 15-20 лет. В 70-80-е г. произошла прочная стабилизация партийно-государственной элиты. Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенчества способствовала разложению части партийно-государственного аппарата. Такие явления как коррупция, криминализация и другие все более углубляли разрыв между рядовыми гражданами и властью, окончательно подрывали авторитет последней, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране было диссидентское движение, которое затронуло, главным образом, представителей творческой интеллигенции. Власти вели борьбу против всех его форм, используя аресты, судебные преследования, высылку за границу и др. В конце 70-х гг. произошел новый виток напряженности, связанный, в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979г. Используя «афганский фактор», в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В свою очередь, Советский Союз в 1994 г. на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты. В результате на протяжении 1981-1984 гг. мир находился в состоянии острой конфронтации. Попытки брежневского руководства совместить административно-командную систему с материальным стимулированием выявили неэффективность безрыночной экономической модели. К первой половине 80-х гг. СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, которая подрывала состояние советской экономики.
Билет №48.
Объективная необходимость и сущность перестройки (1985-1991).
Перестройка (1985-1991). Необходимость в экономике складывалась из того, к середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения пришла в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Необходимость перестройки нужна была в политике в связи с тем, что люди оказались отчуждены от политической власти, лишены важнейших гражданских прав. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. У власти оказались стареющие лидеры. Все это привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Необходимость перестройки была вызвана международными отношениями. Продолжавшаяся гонка вооружений не только изматывала экономику СССР, но и подрывала международный престиж государства. Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира. Сущность политики перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985г. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985г. Пленуме ЦК КПСС. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. Демократизация рассматривалась как основа для осуществления радикальных экономических реформ. На начальном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика «деформаций социализма» в экономике, политике, духовной сфере. Демократизация коснулась политической системы. В 1990г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. В 1989-1991 гг. были сформированы основные политические партии и блоки. Основными политическими объединениями стали: президентский блок «Выбор России», блок «Яблоко», Либерально-демократическая партия, Аграрная партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, политическое движение «Женщины России». Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации. Был принят закон о трудовых коллективах, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. 3 Съезд народных депутатов (март 1990г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева (он не избирался всенародным голосованием). 12 июня 1991г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач политики М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Союзный договор суверенных государств в Ново-Огарёво (апрель 1991г.), а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.
Билет №49.
Попытка экономических преобразований и причины их неудач в период перестройки (1987-1991).
Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства, средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Проект реформы перестройки предусматривал: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; возрождение частного сектора экономики (через развитие кооперативного движения); отказ от монополии внешней торговли и интеграцию в мировой рынок; децентрализацию управления (сокращение числа отраслевых министерств и ведомств); развитие на селе основных форм хозяйствования: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов, фермерских хозяйств. Итоги первых преобразовании. В 1987г. был принят закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, включая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большинство производимой продукции включалось в госзаказ и, следовательно, исключалось из свободной продажи. Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988г. были приняты закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики». Изменения в сельском хозяйстве начались с реорганизации совхозов и колхозов. В аграрном секторе получили развитие арендные отношения на основе договора об аренде земли (на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). В целом в аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. С 1988г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. Летом 1990г. в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР» был провозглашен курс на поэтапный (в течение нескольких лет) переход к рыночной экономике, намеченный на 1991г. Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990г. началось общее сокращение производства в промышленности. Однако, несмотря на это, реформа способствовала складыванию в экономике новых форм собственности, изменению социальной структуры государства.
Билет №50.