Правительство Избранной Рады и реформы 1540-х – 1550-х гг.
Бурные события 1547 г. обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников, князь А.М. Курбский, впоследствии назвал Избранной радой.
Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была, по сути, правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию крупных реформ. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, которые были написаны в 1549 году талантливым публицистом дворянином Иваном Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства.
В русле централизации находился и новый Судебник, который был принят в 1550 году. Он базировался на Судебнике 1497 года, но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество. В Судебник были внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти: контроль над наместниками, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации. Население должно было нести тягло — совокупность натуральных и денежных повинностей.
Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы: «по отечеству» (по происхождению) и «по прибору» (по набору). Службу «по отечеству» проходили дворяне и дети боярские (мелкие феодалы на службе князей и бояр). Служба регулировалась изданным в 1556 г. «Уложением о службе», она переходила по наследству и начиналась с 15 лет.
В 1550 году из числа служилых людей «по прибору» формируется стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала в стрельцы было набрано 3 тыс. человек, которые были сведены в 6 «приказов» (полков). Они составили личную охрану царя. К концу XVI века в постоянном стрелецком войске насчитывалось до 25 тыс. человек, которые являлись наиболее мощной боевой силой русской армии.
Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению царского госаппарата. В 1550-е гг. совершенствуется приказная система. совершенствуется приказная система. Число приказов - центральных государственных учреждений - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века - 30 приказов). Наряду с учреждениями общегосударственными появляются и приказы, «ведающие» делами отдельных территорий (например, приказ Казанского дворца — по управлению присоединенным Казанским ханством). Растет и бюрократический аппарат. Во главе приказа стоял боярин или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие мелкие служащие.
В 1552 году была создана Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек), из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и др.
Реформы середины XVI века значительно укрепили центральную власть и государственное управление, что позволило Ивану IV перейти к решению задач внешней политики.
Предпосылки и этапы объединения русских земель. Образование Московского централизованного государства (XIV – начало XVI вв.5)
Предпосылки объединения русских земель в единое государство
1. Монголо-татарское иго сдерживало развитие Руси, но не могло его остановить. Центром возрождения и объединения стала Северо-Восточная Русь. Леса и реки, окружавшие ее земли, затрудняли набеги татар, туда усилился приток населения.
2. Восстанавливались города, наиболее крупные из них — Москва, Нижний Нов-город, Тверь, Псков, Ростов, Ярославль, Суздаль — становятся ремесленными и торго-выми центрами. Возрождаются городские ремесла: оружейное, кузнечное, кожевенное, гончарное, сапожное. Появляются и новые ремесла — литье пушек, чеканка серебряной монеты, изготовление бумаги.
3. Росло феодальное землевладение князей, бояр, церквей, монастырей.
4. Крестьяне, жившие в общинах, вообще не воспринимали феодала как собственника земли. Поэтому для феодалов было чрезвычайно важно закрепить свою собственность на землю. Это можно было сделать лишь путем закрепощения крестьян. А для этого нужна была единая, сильная власть и мощный государственный аппарат. Поэтому феодалы всех уровней были заинтересованы в создании единого, централизованного государства.
6. Таким образом, Российское единое государство создавалось как государство феодальное на основе укрепления собственности феодала на землю и закрепощения крестьянства. Это был по сути своей процесс политического объединения, не подкрепленный экономической централизацией. Носителем его была великокняжеская власть. Необходимость свержения монголо-татарского ига и защиты от нападений Великого княжества Литовского и Ливонского ордена лишь ускорила этот процесс. На Руси, в отличие от стран Западной Европы, сложился иной тип государства — самодержавно-крепостническое государство.
Особенности и этапы образования единого Российского государства
1. В конце XIII — начале XIV в. на Руси начинается процесс преодоления феодальной раздробленности, возникают предпосылки для образования централизованного государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:
> во-первых, монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими;
> во-вторых, развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе;
> в-третьих, единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIV в. Российское государство носило многонациональный характер;
> в-четвертых, процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев и т. д.
Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государства:
> первый этап — конец XIII — 80-е гг. XIV в. — хозяйственный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;
> второй этап — 80-е гг. XIV — вторая четверть XV в. — дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями;
> третий этап — вторая половина XV — начало XVI в. — образование единого государства.
Содержание и значение реформаторской деятельности С. Ю. Витте.
В области экономической политики особенно заметной была деятельность С.Ю.Витте - министра финансов в 1892 -1903 гг. При помощи государственных рычагов он стремился стимулировать индустриализацию страны. Решающее значение имела денежная реформа в 1897 году, в соответствии с которой вводился золотой рубль и свободный обмен бумажных денег на золото. Это привлекало иностранных предпринимателей, которые из-за дешевизны рабочей силы и богатой сырьевой базы предпочитали вкладывать деньги в тяжёлую промышленность, что способствовало индустриализации страны. Интенсивно шло железнодорожное строительство: в год прокладывалось до трёх тысяч километров железных дорог, была построена Транссибирская магистраль. В целом, Россия являлась страной со средним развитием капитализма.
Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. На этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования экономической жизни страны. В 1897 он говорил: "В России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю... Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон".
Любимым детищем Витте было железнодорожное строительство – за свое пребывание на посту министра он увеличил протяженность железных дорог почти в два раза. От Витте, как представителя частного капитала, ждали продолжения политики развития акционерных обществ.
Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.
Эпоха «Смутного» времени».
Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, «великой разрухой Московского государства».
ПРИЧИНЫ:
1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти(произвол царской власти).
2.Стремление различных слоёв общества улучшить свое сословное положение (крепостные крестьяне - отмены крепостного права, дворяне - продвижения по службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.)
3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только «природному царю» (династия Рюриковичей), а не выборному, - что было почвой, питавшей самозванство.
Краткий хронограф Смутного времени
1598 - Пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова.
1601 -1603 - Неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной напряженности в России.
1605 - Смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I.
1606-1610 - Царствование Василия Шуйского.
1606-1607 - Крестьянское восстание под руководством И. Болотникова.
1607 - Начало военных действий Лжедмитрия II.
1609 - Втягивание в гражданскую войну Швеции и Польши. Начало польской интервенции1610-1613-Свержение Василия Шуйского, «Семибоярщина» до 1613г..
1611-1612- Первое и второе ополчения, освобождавшие Москву от польских интервентов.(Минин и Пожарский).
1613 - Установление династии Романовых земским собором.
Последствия смуты:
1. Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской думы и Земского собора (за царствование Михаила Романова (1613-1645) известно 10 созывов Земского собора)
2. Экономическая разруха и обнищание народа
3. Ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за годы Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря - Швеции)
4. Воцарение новой династии Романовых (1613-1917).
Расстройство местничества ослабило старую аристократию (боярство) и усилило позиции служилого дворянства.