Вопрос №4. Образ жизни, быт и нравы древних русичей
Он формировался под воздействием климатического и природно-географического факторов.
Жили в зоне континентального климата, для которого характерно жаркое и короткое лето, но долгая и суровая зима. Поэтому формировалось трудолюбие и ответственность.
Природно-географический фактор: лес и реки. Лес формировал в человеке предусмотрительность, внимательность, осторожность и общинность. Река – умиротворенность, благополучие и спокойствие.
Древние русичи жили общиной – вервь.
Поселения русского народа – города и деревни. Несколько поселений составляли древнерусскую общину – вервь. Основной вид жилища – дом типа полуземлянки. В городах появлялись срубные постройки. Сельские поселения получили решительный перевес над городскими. Внешние опасности, недостаток воды в открытой степи заставляли население размещаться население крупными массами. Деревня – господствующая форма расселения. Крестьяне выжигали лес на новом месте, удобряли и распахивали землю, собирали богатый урожай, а через 6-7лет земля истощалась и крестьянин покидал это место.
Одежда отличалась простотой и надежностью – рубаха, штаны, валенки, лапти. Материальной базой изготовления одежды были основные занятия русичей – землевладение и скотоводство.
Набор продуктов питания отличался природным разнообразием. Отличительная черта – гостеприимство и непритязательность в отношении еды.
Значительная часть населения занималась хлебопашеством. Основные занятия – бортничество (пчеловодство), лыкодерство, зверогонство, рыболовство.
Природа влияла на человека и племенной характер. Мелкие опасности, затруднения приучали зорко следить за всем. Это очень выносливый, неизбалованный, наблюдательный народ.
В приметах отмечены трудноуловимые явления, разные случайности. Также они вели церковный календарь – памятная книжка наблюдений за природой. В народе придумывали много прибауток, поговорок, примет.
Развлечение знати были охота и пиры, всенародно праздновались победы в походах. Любимыми забавами их были соколиная, псиная охота. А для простого народа устраивались скачки, турниры, игрища. Неотъемлемой частью быта была баня. Долгими зимними вечерами женщины пряли, вышивали. Часто устраивались вечера с песнями, плясками, прибаутками, частушками и рассказами сказок.
Славяне отличались благопристойностью, целомудрием и верностью. Женщина в доме всегда выполняла самую тяжелую работу – вела хозяйство и воспитывала детей. Основные черты славян - доброта, искренность, дружелюбие и гостеприимство. Девушки могли выходить замуж с 16 лет, юноши жениться в 21 год. Дети воспитывались в соответствие с древними законами Рода-племени. Это проявлялось в знакомстве с орнаментами, обережными знаками. Приобщение к вере происходило с 3-7 лет. На уроках им прививались понятия чести, взаимопомощи, верности своему слову и долгу перед Родом.
Огромное влияние на русичей оказывала религия. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя и рек. Сначала они поклонялись всевозможным упырям и берегиням. Затем появился аграрный календарь и культ Рода и рожаниц. Славянам была известна идея монотеизма – объединения нескольких богов в одном изображении. Мировое дерево у славян отражало отношения человека с миром. К язычеству относят пантеизм, тотеизм, идолопоклонничество. Народная вера предполагала обряды, ими руководили волхвы, жрецы и ведуньи. Славяне служили своим богам прямо в лесу, на берегах рек, позднее стали появляться деревянные храмы. Существовало множество языческих праздников – Масленица, день Ивана Купалы, Пасха.
Затем было принято христианство. Оно распространялось довольно медленно, т.к. было добровольным и из-за терпимости Византии к язычеству. Вытеснялись из быта элементы язычества, происходила их адаптация к новому мировоззрению. Церковь вела все дела, связанные с семейным правом, ей выплачивали штраф в рамках церковносудебной практики и делали пожертвования. Церковь занималась благотворительностью и была «отдушиной» - помогала поддерживать общественное равновесие. Сохранилось много и из язычества – поклонение предкам, празднование некоторых праздников, игрища, окота, баня. Большое значение приобрел культ Богородицы, основанный на культе Рожаницы. Необходимо было соблюдать посты, читать молитвы. Нравственными преступлениями считались – ложь, клевета, гордость, насилие. Церковный брак был не всегда обязательным. Началось распространение грамотности, книжности, зародилась философия. Это был осознанный выбор народа, поддерживаемый государством.
По источникам: Лекции Ключевского:
Имущество и личность- имущество ценилось выше жизни человека, имущество определяло отношение к человеку.
Описывает русскую правду, как кодекс капитала- а так оно и было, правда ставила имущество выше жизни человека.
Вопрос 5.
Общая характеристика периода борьбы с иноземными захватчиками.
К XIII веку политический центр земель русских переместился из Киева во
Владимир. Политическая раздробленность усиливалась.
В это время в причерноморских степях появились монгольские кочевники из Азии.
В 1223 г. их передовые отряды разбили русско-половецкое войско в битве на р. Калке.
Начался период долгой борьбы русского народа с захватчиками.
В 1237 г. монгольские войска Батыя вторглись в Рязанское княжество. Покорили
многие русские города и земли; в 1240 г. взяли Киев. По соседству с Русью образовали
свое государство – Орду. Утвердилось иго Орды.
Слабостью Руси воспользовались шведские и немецкие захватчики, но были
разбиты новгородским князем А.Невским.
В период монгольского ига возвышалось Московское княжество. В 1380 г. князь
московский Дмитрий Иванович разбил монголов на Куликовом поле, но сил для полного
избавления от ига пока не хватило. В XV в. Орда ослаблялась, чем воспользовался
Великий князь Иван III: в 1480 г. после "великого стояния" на р. Угре монгольское иго
пало.
Большой опасностью для русских земель стали ханства бывшей Орды. Царь Иван
IV сумел покорить Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В ходе Ливонской
войны ему удалось уничтожить Ливонский орден.
После смерти Ивана Грозного Российское государстве слабело и вступило в период
Смуты. Этот период характеризуется вторжением в Россию шведских и польских
захватчиков, причем польские войска оказались в Москве. Лишь народное ополчение под
предводительством К. Минина и Д. Пожарского сумело в 1612 г. изгнать поляков из
Москвы. Это позволило легитимно на Земском соборе в 1613 г. избрать на царскийпрестол Михаила Романова. Первые из династии Романовых цари добились изгнания из
России всех захватчиков, воссоединения с Украиной и Белоруссией. Период постоянной
борьбы с иноземными захватчиками заканчивался.
Вопрос 6.Становление централизованного государства в период борьбы с иноземными захватчиками.
Становление Российского централизованного государства.
С наступлением монгольского ига усиливалась политическая раздробленность
Руси. Но постепенно шло возвышение Московского княжества, которое стало
собирателем Земли русской. При Великом князе Иване III Московское княжество
превратилось в единое Российское централизованное государство. Централизованность
его проявилась в том, что центральным городом стала Москва, князь московский
именовался Великим князем всея Руси, а позднее царем. Совещательным органом при нем
стала Боярская дума. Иваном IV были созданы первые органы государственного
управления – приказы. Страна делилась на уезды во главе с наместниками (воеводами).
Создание централизованного Российского государства – явление закономерное и
прогрессивное.
Информация из источников:
Условно говоря, каждый документ защищал и отстаивал интересы ДВОРЯНСТВА, на которое опирался царь. Главным вопросом ,который интересовал дворянство, являлся вопрос о закрепощении крестьян.
1.)Образование централизованного государства требовало создания единого свода правовых норм. Первым документов, который стал основой правовых аспектов Руси, стал Судебник 1497 года, он охватывал вопросы управления ,судопроизводства, разрешал главнейшую задачу волновавшую дворян, а именно порядок закрепления крестьян. Принят Иваном Васильевичем(княжение 1462-1505 гг).Стал прогрессивным явлением , т.к. способствовал укреплению Русского государства.
2.) В Дальнейшем появился судебник 1550 г., его появление обусловлено потребностью укрепления основ политического строя, гос. Аппарата, защиты интересов дворянства, которые пыталось закрепить крестьян на земле. Принят Иваном 4 (1533-1584 кн).
3.)В Уложении Царя Алексея Михайловича 1649 года, в главе 11,которая называлась “Суд о крестьянах” окончательно решился вопрос о закрепощении крестьян(полное лишение имущественных прав, общественно-политических.
4.)Приговор земского собрания об избрании Михаила Федоровича Романов на царский престол(1613 г., февраль): После создания Земского собора было собрано заседание, на котором решался вопрос о избрании царя, наибольшую поддержку получил Михаил Федорович Романов.