ВОВ. Историческая роль СССР в разгроме фашизма.

Периодизация:

Сентября 1939-22 июня 1941г.

3 сентября Франция и Англия объявляют войну Германии. («Странная война»)

9 апреля 1940г закончилась война. Германия нападает на Данию и Норвегию.

17 сентября Советский Союз вводит свои войска в Западную Украину и Западную Белоруссию.

22 июня 1940г Франция заключает мир с Германией.

Июнь 1941-18 ноября 1942 г

Стратегическая оборона советских вооруженных сил, разгром фашистских войск под Москвой, срыв попытки гитлеровской коалиции сокрушить советский союз в молниеносной войне.

Ноября 1942г - конец 1943г.

Коренной перелом ВОВ.

1.победа под Сталиненградом

2. январь 1944-9 мая 1945 разгром фаш. Блока, изгнание вражеских войск за пределы СССР, освобождение от оккупационного строя Европ, полный крах фашист. Германии и её безоговорочная капитуляция.

Май-Сентябрь 1945г.

Победа над Японией

Предпосылки формирования антигитлеровской коалиции.

Ноябрь 1939г Конгресс США принял решение об отмене ЭМБАРТА(Запрета) на вывоз оружия.

11 марта 1941г в США был принят закон о ленд-лизе, позволяющее предоставлять Германии вооружение взаймы или в аренду.

12 июня 1941г.было заключено советско-английское соглашение, по которому Англия и Советский Союз согласны не заключать сепаратный мир с Германией.

Август 1941г.остров НьюФаунленд.

«Атлантическая хартия»

США и Англия не стремятся к территориальным преобразованиям и не согласятся ни на какие территориальные изменения, не подтвердив согласием народов.

Равенство всех стран в торговле и доступе к мировым источникам.

24 сентября 1941г.Советский Союз присоединился к хартии.

30 ноября 1941г.США распр. на СССР о ленд-лизе.

1 января 1942г.в Вашингтоне была подписана союзная декларация 26 гос-в «Объединенная нация».

26 мая 1942г.заключен Советско-английский договор,и 11июняСоветско-Американское соглашение о принципах применимых против агрессий.

Итоги и уроки 2ой мировой и ВОВ.

Длившаяся 6 лет мировая война унесла жизни от 55 до 75 млн. человек, т.е. в 5- 7 раз больше, чем первая мировая война.

Главный исторический итог Второй мировой войны состоит в том, что страны и народы, которым угрожал фашизм, отстояли свое право на существование и суверенитет.

Решающая роль в победе над фашизмом несомненно принадлежит СССР. Победа СССР была вполне закономерной. В ее основе лежал высокий моральный потенциал народа и армии, гражданский патриотизм.

1. репарация с Германией

2. восстановление промышленности довоенного периода. (Тяжелая промышленность)

Дело врачей (Дело врачей-отравителей, в материалах следствия Дело о сионистском заговоре в МГБ) — уголовное дело против группы видных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Истоки кампании относятся к 1948 году, когда врач Лидия Тимашук обратила внимание компетентных органов на странности в лечении Жданова, приведшие к смерти пациента.

«Ленинградское дело» — серия судебных процессов в конце 1940-х в начале 1950-х годов против партийных и государственных руководителей РСФСР в СССР. Жертвами репрессий стали все руководители Ленинградских областной, городской и районных организаций ВКП (б), почти все советские и государственные деятели, которые после Великой Отечественной войны были выдвинуты из Ленинграда на руководящую работу в Москву и в другие областные партийные организации. Аресты производились как в Ленинграде, так и по всей стране — в Москве, Горьком, Мурманске, Симферополе, Новгороде, Рязани, Пскове, Петрозаводске, Таллине.

Перестройка.

В марте 1985г. Генеральным секретарем был избран 54-летний секретарь ЦККПСС по сельскому хозяйству М.С.Горбачев. С его именем связан новый этап в жизни государства, получивший название "перестройки" и положивший начало коренным изменениям советского общества.

Период перестройки историки делят на два этапа:

I. 1985-1988 г.г. - попытка добиться ускорения социально-экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления.

II. 1989-1991 г.г. - реформа политической системы общества. Кризис перестройки, введение элементов рыночной экономики. Второй этап "перестройки" завершился в августе 1991 г. глубоким политическим

кризисом, роспуском КПСС и вступлением государства в новый период развития.

М.С.Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой "обновления социализма". Суть обновления они видели в соединении социализма и демократии. Начало новому курсу было положено апрельским (1985г.) Пленумом ЦК КПСС.

Стратегия ускорения основывалась на интенсификации производства, на базе научно-технического прогресса и активизации человеческого фактора, т.е. инициативы работников всех уровней.

Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.

Желая быстрее добиться положительных сдвигов в экономике, правительство провело ряд компаний: борьба с нетрудовыми доходами, антиалкогольная кампания. По замыслу М.С.Горбачева антиалкогольная кампания должна была оказать влияние на повышение производительности труда и укрепление трудовых дисциплин. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники.

Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством обернулась громадным ущербом для государства:

- была подорвана экономическая база южных винодельческих районов (Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др.);

- участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей, начался рост токсикомании, наркомании;

- поступления в казну от продажи спиртных напитков сократились за 3 года на 37 млрд. руб.;

- из-за сокращения поступлений в доходную часть бюджета возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.

Принятый закон "О государственном предприятии (объединении)" расширил самостоятельность и права предприятий: представил им полный хозрасчет, самоокупаемость и самоуправление. Директивный государственный план был заменен госзаказом. Закон "О кооперации" стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и обслуживания, предоставлял возможность возникшим кооперативам получения значительных субсидий из государственной казны.

В конце 1989 года правительство продолжило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике", рассчитанную на 6 лет.

Для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке:

1. Ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимум продуктов и товаров по низким ценам.

2. Свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.

Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что она не действует. Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.

В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Эта программа была представлена на Верховный Совет СССР, на котором был заслушан и доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. После обсуждения сессия Верховного Совета не приняла эти программы. Несмотря на то, что они содержали концептуально несовместимые идеи, было решено выработать на их основе единый компромиссный вариант.

В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР утвердил новый вариант президентской Программы "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Многие специалисты оценили ее как скорее документ политический, чем экономический: она носила общий неконкретный характер, не указывала сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от "Программы 500 дней" предусматривались более медленные темпы приватизации. В президентскую программу не вошли наиболее радикальные предложения шаталинской группы. Президентская программа по существу фактически блокировала выполнение "Программы 500 дней", что вызвало конфликт между Центром и Россией.

В 1991 г. начался экономический кризис, который принял комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу.

Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений, недооценка происшедших качественных измерений в международной политике и структурных сдвигов в экономическом механизме, расчет на волевые воздействия со стороны руководства и проведение непродуманных экспериментов привели к глубокому экономическому, а также политическому и межнациональному кризису.

Неэффективность принимаемых мер привела Горбачева М.С. к выводу о необходимости коренной перестройки политического механизма, что нашло свое выражение в реформе политической системы советского общества.

2. Реформа политической системы

Кризисное состояние общества, резко ухудшившееся материальное состояние народных масс вызвали в условиях гласности волну критики политики правительства и поиск альтернативных путей развития государства. Сверхцентрализованному политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. В обществе менялось отношение к религии, к западным духовным ценностям. В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. Группа партийных функционеров во главе с М.С.Горбачевым и А.Н.Яковлевым пришла к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии и отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Конференция одобрила его положения. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС. Закон "О выборах народных депутатов" утвердил выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР способствовала возрождению многопартийности в стране.

Многие из этих партий были малочисленными, не имели прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политические плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу - КПСС. В 1990 г. - нач. 1991 г. в ней обозначились три направления: социал-демократическое - "Демократическое движение коммунистов", центристское - "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистическое. Каждое из них предлагало свой вариант реформ.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления - коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя.

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение говорило о том, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис.

В этот период ярко проявились три альтернативных тенденции общественно-политического развития:

1) реформаторстко-демократическая, представленная партиями демократической направленности и отражавшая стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и рыночной экономикой;

2) национально-патриотическая, поддерживаемая создававшимся нацио-политическими партиями. Причинами формирования этой тенденции были религиозные, региональные и культурно-национальные различия

между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса;

3) традиционно-коммунистическая, сформированная десятилетиями социалистического образа жизни и поддерживаемая сторонниками КПСС.

Таким образом "перестройка" привела к коренной реформе политической системы и политическому плюрализму.

руководства и проведение непродуманных экспериментов привели к глубокому экономическому, а также политическому и межнациональному кризису.

Неэффективность принимаемых мер привела Горбачева М.С. к выводу о необходимости коренной перестройки политического механизма, что нашло свое выражение в реформе политической системы советского общества.

Распад СССР.

Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уникальное многонациональное федеративное государство, которое объединяло 53 национально-государственных формирования и более 100 наций и народностей.

В период "перестройки" наряду с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, обостряться межнациональные противоречия. В условиях разрушения прежней политической системы центробежные процессы приобрели обвальный характер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликтный облик, на карте страны появились горячие точки.

С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства".

В 1990 году стремление к суверенизации приняло широкие масштабы. В представительных органах союзных республик под влиянием национальных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем стало принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".

Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию. Ранее в национальной политике коммунистической партии постоянно подчеркивалось политическое равенство всех республик и закреплялось в государственном устройстве.

I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990г. принял Декларацию о государственном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным праздником.

Распад Советского Союза стал неизбежным.

Декларация союзных республик о суверенитете поставила в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского союза. IV Съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик.

Весной - летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение "9 + 1", то есть девяти республик и центра, которое регулировало отношения между сторонами на основе конфедерации. Подписание договора было намечено на 20 августа. Проект этого договора предусматривал предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий.

18 августа консервативное крыло из руководства СССР изолировало Президента М.С.Горбачева на даче в Крыму, где он проводил свой отпуск. Вице-президент Г.И.Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.

Сопротивление заговорщикам возглавило руководство России. Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявились незаконными.

Решительное неприятие действий заговорщиков широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н.Ельциным привели к поражению путчистов. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ не оказала поддержки ГКЧП.

23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, М.С.Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК и объявил о роспуске КПСС. Был распущен также союзный Кабинет министров, в сентябре - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991г. Б.Н.Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС и РКП на территории РСФСР.

После августовских событий усилились сепоратийские тенденции на территории СССР. О своем выходе из состава СССР 6 сентября заявили республики Прибалтики.

9 сентября провозгласила независимость Чеченская республика. В течение сентября - октября о независимости объявили остальные союзные республики. Реальная власть в республиках сконцентрировалась в руках национальных президентов.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) встретились лидеры России, Украины и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, о намерении создать Содружество Независимых государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики) поддержали Беловежские соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлевским дворцом был спущен флаг СССР и водружен флаг Российской Федерации. Советский союз прекратил свое существование.

Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин.

Объективные причины: накапливавшиеся национальные противоречия советского периода; неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период перестройки; крушение КПСС как фундамента Советского Союза и ядра советской политической системы; движение за национальное самоопределение республик.

Субъективные причины: ошибки Советского руководства и М.С.Горбачева (непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики); движение национальных лидеров и политических элит за независимость и суверенитет.

Конституция РФ 1993года.

12 декабря 1993 г. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входила 21 республика и 6 краев, 1автономная область и 10 автономных округов , 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания – постоянно действующего законодательного органа РФ (схема 3). Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной , исполнительной и судебной.

Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятые законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба так же находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука .

Законодательно закреплялась политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Наши рекомендации