Форсированная индустриализация.
Переход к индустриальной экономике в любой стране является болезненным процессом, т.к. доля накопления (т.е. те средства, которые идут на расширение производства и в запасы) увеличивается примерно с 5-10 до 20 % национального дохода. В СССР при отсутствии притока капиталов извне доля накопления в 1932 г. достигла рекордных размеров – 44 %. В дальнейшем в 30-е г.г. она составляла 25-30 %. Такое положение было связано с тем, что советское правительство взяло курс не на постепенное замещение импорта все более сложных изделий отечественной продукцией, а на первоочередное развитие наиболее передовых капиталоемких отраслей; на создание за предельно короткие сроки мощной индустриальной базы.
Строительство в промышленности велось в широких масштабах. Сооружались Днепрогэс, Ново-Краматорский завод в Донбассе, завод тяжелого машиностроения на Урале (Уралмашзавод), Березниковский и Соликамский химические комбинаты, Магнитогорский металлургический комбинат. В Москве и Ленинграде строились и реконструировались авиационные, станкостроительные, моторные и другие заводы. Сооружался Московский автомобильный завод. Расширялась вторая угольная база Советского Союза – Кузбасс. Развивались национальные республики. Так, в Казахстане строились Риддерский комбинат цветной металлургии и Чимкентский свинцовый завод, в столицах Узбекистана – Ташкенте и Туркменистана – Ашхабаде – текстильные фабрики и другие предприятия. Из 1500 крупных новостроек была выделена группа первоочередных. Эти 50-60 объектов обеспечивались необходимым в первую очередь. Но и среди ударных строек предпочтение оказывалось четырнадцати самым важным.
Во второй половине 1929 г. разразился кризис, охвативший весь капиталистический мир. В левом движении крепло представление о приближающемся крахе буржуазного строя, его неспособности справиться с новыми потрясениями. В этой ситуации призыв к построению социализма в минимальный срок представлялся советскому руководству единственно верным решением. С ноября 1929 г. в СССР начала проводиться «политика подхлестывания» (так назвал ее сам Сталин), выразившаяся в пересмотре в сторону увеличения плановых показателей промышленности.
Было принято решение выплавить в конце пятилетки 17 миллионов тонн чугуна (вместо 10 миллионов тонн по плану), собрать 170 тысяч тракторов (планировалось 55 тысяч), выпустить 200 тысяч автомашин – вдвое больше, чем предусматривалось раньше. На 100 % увеличивалось задание работникам цветной металлургии, сельхозмашиностроения и т.д. В конце 1929 г. перед отечественной гражданской авиацией была поставлена задача – достичь в 1932-1933 г.г. протяженности линий 120 тыс. км (по плану – 45 тыс. км).
Реализовать сверхвысокие задания не удалось. Только первые два года пятилетки дали хорошие результаты, превосходящие плановые задания. Требования ежегодно наращивать производство на 32%, а затем на 45% привели к ломке налаженной системы управления, планирования, снабжения. Характерен пример с производством чугуна. Успехи в данной области были значительны: в 1928 г. выплавлялось 3,3 млн. тонн, в 1933 г. – 6,2 млн. тонн, однако, достичь плановых показателей не удалось.
Несмотря на самоотверженный труд советских людей, развернувшееся социалистическое соревнование, план первой пятилетки по важнейшим показателям в натуральном измерении реализовать не удалось, хотя было заявлено о его досрочном выполнении за 4 года и 3 месяца. Вопреки задуманному ускорению, темпы развития промышленности снизились. (В годы второй (1933-1937) и незавершенной третьей (1938-1942) пятилеток продолжала реализовываться сталинская модель социально-экономического развития страны. В историографии отмечается, что просчеты, валютаристский подход имели место и при составлении данных планов).
Пересмотр плановых заданий в промышленности остро поставил вопрос о средствах для индустриализации. Была переработана налоговая система, увеличены налоги с лиц, занимавшихся индустриальной трудовой деятельностью, что привело к уничтожению частного сектора в промышленности и торговле, обострило потребительские проблемы населения. Увеличились не только прямые, но и косвенные налоги через политику цен. Все накопления изымались в госбюджет. Стали широко практиковаться займы, размещенные среди населения. Их выпуск начался с 1927 г. с 1 млрд. руб. до 17 млрд. в середине 30-х годов. За импортное оборудование и дефицитное сырье иногда приходилось расплачиваться национальным достоянием. Главную роль в финансировании промышленности играла «перекачка» средств из сельского хозяйства.