Формы государственного правления. Правильные Неправильные Правление осуществляется в интересах: общего блага блага самих правящих Монархия Тирания
Правильные | Неправильные |
Правление осуществляется в интересах: | |
общего блага | блага самих правящих |
Монархия | Тирания |
Аристократия | Олигархия |
Полития (идеальная) | Демократия |
Идеальная форма правления государства. Идеальная форма правления – полития. Полития – это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания двух неправильных форм олигархии и демократии. Олигархия усугубляет существующее имущественное неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бедных.
«Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних...»
Полития – это государство, основой которого является средний класс.
Характеристики политии:
• власть принадлежит «воинам, которые вооружаются за собственный счет»;
• преобладает частная собственность на землю средних размеров, хотя есть и государственная собственность на землю;
• совместные трапезы для обеспечения полисной солидарности; «лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим»;
• самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы граждане «знали друг друга»;
• не входят в состав граждан и не участвуют в законосовещательной и судебной деятельности: женщины, рабы, ремесленники, торговцы;
• полития – полис с обозримой и легко защищаемой территорией;
• умеренный климат (в Греции климат не холодный и не жаркий);
• особый характер граждан. Греки обладают и мужеством (как северяне) и умом (как азиаты);
• соединение сословного деления с возрастным: военное – юность; законосовещательное – зрелость; жреческое – старость.
Правовая теория. Для человека естественно и полезно, считал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а подверженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке заставляет Аристотеля искать его аналог в общественной жизни. Таковым признается закон: «закон – это уравновешенный разум».
Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения.
Общество не может существовать без законов и права: «Человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех...».
Аристотель оправдывает правовое принуждение: «большинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести...».
Классификация права. Аристотель различает право позитивное и право естественное. Под позитивным правом он понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом – неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя: «Естественным правом является любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет».
Естественное право предписывает:
ü разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться;
ü рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»;
ü господство мужа над женой.
По поводу соотношения естественного и позитивного права Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.
Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального государства Платона. Аристотель – критик «коммунизма» Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье – это источник радостей).
* * *
Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства – интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному государству.
Аристотель изменил стиль изложения политических идей: научный трактат Аристотеля пришел на смену диалогам Платона. Со своими учениками он описал 158 конституций греческих и варварских государств. Современным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому Аристотеля чаще всего и называют основателем политической науки.
Аристотель ввел в философию термин «категория». Он первым стал употреблять понятие «tabula rasa» (чистая доска): первозданный ум – как «дощечка для письма», пока ничего не написано, ум ничего и не мыслит.
«В основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля...» (Шарль де Голль).
Лекция 3.
Политико-правовая мысль эпохи средневековья (2 часа)
План
1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве
2. Политико-правовое учениеМарсилия Падуанского.
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а также божественных и человеческих законов. В XII в. в Западной Европе открывается Болонский университет – первый в Западной Европе, а в XIII в. – Парижский и Оксфордский университеты. В это время появляется первый латинский перевод книги Аристотеля «Политика». В университетах начинают изучать Аристотеля, под влияние которого подпадают такие яркие мыслители, как Фома Аквинский и Марсилий Падуанский. Фома Аквинский использует философию Аристотеля для оправдания догматов католической веры, а Марсилий Падуанский, опираясь на Аристотеля, развивает светскую теорию государства и права. Основным источником знаний о мире продолжает оставаться Священное Писание.