Формы государственного правления. Правильные Неправильные Правление осуществляется в интересах: общего блага блага самих правящих Монархия Тирания

Правильные Неправильные
Правление осуществляется в интересах:
общего блага блага самих правящих
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Полития (идеальная) Демократия

Идеальная форма правления государства. Идеальная форма правления – полития. Полития – это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания двух неправильных форм олигархии и демократии. Оли­гархия усугубляет существующее имущественное неравен­ство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бед­ных.

«Только там, где в составе населения средние имеют пе­ревес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устой­чивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в со­глашение с бедными, ополчатся на средних...»

Полития – это государство, основой которого является средний класс.

Характеристики политии:

• власть принадлежит «воинам, которые вооружаются за собственный счет»;

• преобладает частная собственность на землю средних размеров, хотя есть и государственная собственность на землю;

• совместные трапезы для обеспечения полисной соли­дарности; «лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим»;

• самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы граждане «знали друг друга»;

• не входят в состав граждан и не участвуют в законосо­вещательной и судебной деятельности: женщины, рабы, ре­месленники, торговцы;

• полития – полис с обозримой и легко защищаемой территорией;

• умеренный климат (в Греции климат не холодный и не жаркий);

• особый характер граждан. Греки обладают и муже­ством (как северяне) и умом (как азиаты);

• соединение сословного деления с возрастным: военное – юность; законосовещательное – зрелость; жреческое – старость.

Правовая теория. Для человека естественно и полезно, считал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а под­верженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке заставляет Аристо­теля искать его аналог в общественной жизни. Таковым признается закон: «закон – это уравновешенный разум».

Право – это мерило справедливости, регулирующая нор­ма политического общения.

Общество не может существовать без законов и права: «Че­ловек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех...».

Аристотель оправдывает правовое принуждение: «боль­шинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести...».

Классификация права. Аристотель различает право по­зитивное и право естественное. Под позитивным правом он понимает изменчивые человеческие постановления, кото­рые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом – неизменные веления приро­ды, которые не зависят от воли законодателя: «Естествен­ным правом является любое право, которое действует по­всеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет».

Естественное право предписывает:

ü разделение людей на рожденных повелевать и рож­денных повиноваться;

ü рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»;

ü господство мужа над женой.

По поводу соотношения естественного и позитивного права Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального государства Платона. Аристотель – критик «коммунизма» Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек боль­ше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к се­мье – это источник радостей).

* * *

Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства – интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному госу­дарству.

Аристотель изменил стиль изложения политических идей: научный трактат Аристотеля пришел на смену диа­логам Платона. Со своими учениками он описал 158 кон­ституций греческих и варварских государств. Современ­ным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому Аристотеля чаще всего и назы­вают основателем политической науки.

Аристотель ввел в философию термин «категория». Он первым стал употреблять понятие «tabula rasa» (чистая доска): первозданный ум – как «дощечка для письма», пока ничего не написано, ум ничего и не мыслит.

«В основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля...» (Шарль де Голль).

Лекция 3.

Политико-правовая мысль эпохи средневековья (2 часа)

План

1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве

2. Политико-правовое учениеМарсилия Падуанского.

В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а так­же божественных и человеческих законов. В XII в. в Запад­ной Европе открывается Болонский университет – первый в Западной Европе, а в XIII в. – Парижский и Оксфордский университеты. В это время появляется первый латинский пе­ревод книги Аристотеля «Политика». В университетах начи­нают изучать Аристотеля, под влияние которого подпадают такие яркие мыслители, как Фома Аквинский и Марсилий Падуанский. Фома Аквинский использует философию Арис­тотеля для оправдания догматов католической веры, а Мар­силий Падуанский, опираясь на Аристотеля, развивает свет­скую теорию государства и права. Основным источником знаний о мире продолжает оставаться Священное Писание.

Наши рекомендации