Специфика массового поведения в политике
В большинстве политических процессов люди участвуют, как правило, не поодиночке, а соединенными в однородные и организованные группы (классы, нации, профессиональные общности, общественные организации и т.п.). В качестве подобной группы могут выступать и случайные, временные образования (толпа на улице, участники собрания или митинга, демонстрации, аудитория той или иной передачи, зрители политической передачи). Люди, находясь в таком состоянии, приобретают специфические черты массы:
— статистичностъ —масса не представляет собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;
— стохастичность, вероятность. В массе случайность, неупорядоченность отношений между людьми, границы ее размыты, а состав неустойчив;
— ситуативность — характер действий массы полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом ее деятельности или общения;
—разность состава, его межгрупповая природа;
— аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры;
— анонимность — членам массы не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга.
Эти свойства, и прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности. Она выражается в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущего к утрате личной ответственности.
При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов.
Во-первых, это публика, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели определенной передачи, люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив.
Во-вторых, это толпа, возникающая на основе физического взаимодействия людей, например на митинге, в любом общественном месте, где их задерживают какие-либо внешние обстоятельства.
У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация, или общий интерес.
Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие.
ЛИТЕРАТУРА
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996. Гл.11,12.
Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987. Гл. 4—6.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 345—149. Политология:
Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.252—268.
Политическая деятельность
Политическая деятельность — это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.
При обращении к изучению политической деятельности внимание сосредоточивается на динамичном аспекте политики — разнообразных действиях, направленных на реализацию политических целей.
Характерные черты политической деятельности:
— концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;
— рассмотрение государства, его институтов в качестве основного средства решения этих проблем;
— использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.
Основные состояния политической деятельности:
— политическое отчуждение — состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью — как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д.;
— политическая пассивность — вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам.
Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.
Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.
В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:
— рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;
— объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;
— растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;
— все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.
ЛИТЕРАТУРА
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 11.
Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987.
Залыгин И.Ю. Проблема оправданности насилия как политического средства // Социально-политический журнал. 1995. № 5.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.306—325.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 9. § 1. Политология вчера и сегодня. М., 1990.
Цели и средства в политике
Политика по своей природе является целенаправленной деятельностью, использующей для достижения определенных целей соответствующие средства.
Цель в политике — это идеальный, желательный результат, ради которого осуществляется политическая деятельность.
Классифиция целей в политике проводится по следующим основаниям:
1) поих значению: общие (достижение всеобщего равенства, благополучия и т.п.) и частные (формирование правительства народного доверия);
2) по содержанию политики: социальные, экономические, идеологические, экологические, политико-юридические и другие;
3) по очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные (для конкретного политического процесса);
4) по сферам политической деятельности: внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные) и т.п.
Средства в политике представляют собой инструмент достижения целей, превращения идеальных стремлений в реальные действия и результаты. Это совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать их в интересах общества или каких-либо
политических сил.
Нередко в политической жизни используются такие средства, как забастовки, пропагандистские кампании, вооруженные действия,
популистские обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции, и т.д. Они могут быть жесткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемого результат и мягкие (умеренные), использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.
Между целями и средствами существует взаимозависимость, своеобразное взаимодействие. С одной стороны, цель во многом предопределяет используемые средства, а с другой стороны, средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, корректируют ее основные параметры, вплоть до отказа от тех идеалов, которые оказались на сегодняшний день недостижимы.
Искусство политики состоит в умении соизмерять ее цели и средства, в умении использовать в оптимальном варианте те или иные средства для достижения конкретных целей.
Однако для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства. От тех целей, достигнуть которые можно лишь с помощью явно антигуманных действий, следует отказаться. Думается, нельзя признать оправданным и принцип, согласно которому цель оправдывает средства.
литература
Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 272—273.
Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 47—49.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 190—193.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 71.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 217—222.
Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 Т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 459.
Политические проблемы теории государства. М., 1993.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 4.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С.66—77.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 389—390.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 4.