Культура Казахстана в XVI-XVII веках

1055. Развитие культуры в Казахстане протекало неодинаково. Более интенсивно она развивалась

a. В городских центрах. В земледельческих центрах

1056. Более развитыми в экономико-культурном отношении были … районы Казахстана

a. Южные

1057. Оседлое и полуоседлое население Казахстана жило в основном

a. На берегах Сырдарьи. У подножий Уральского хребта У подножий Каратау

1058. Центрами ремесла и торговли в Южном Казахстане являлись города

a. Сыгнак. Сауран. Туркестан

1059. В XVI-XVII вв. тормозили развитие культуры казахского народа

a. Междоусобицы. Джунгарские нашествия

1060. Какие лирико-бытовые обрядовые песни как назывались

a. Свадебные - сынсу,жар-жар,беташар. Похоронные причитания - жоктау.Исполняемые во время уразы - Жарапазан

1061. «Поэты-импровизаторы, исполнители эпоса. Занимали важные государственные посты, являлись советниками ханов,воспевали отвагу и стойкость батыров, оплакивали умерших героев, ханов. Не вмешивались в будничные дела. Выступали перед народом только в военное время, на великих праздниках или в дни больших смут» - это определение относится к

a. Жырау

1062. «Поэты- композиторы, импровизаторы, основными образами которых были любимая девушка или женщина, замечательный конь-аргамак, ловчий беркут, гончая собака. Ведущая роль принадлежала мелодии и актерской игре, поэтому их поэтическое дарование уступало музыкальному. В поведении и одежде являлись примером для молодежи» - это определение относится к

a. Сери

1063. «Поэты-импровизаторы, ходили по аулам и кочевьям, пели свои песни на свадьбах,играх и других народных торжествах,принимали участие в проведении семейных и родовых обрядов, тематика их произведений наиболее полно отражала жизнь народа» - это определение относится к

a. Акынам

1064. «Поэты- композиторы, импровизаторы, основными образами которых были любимая девушка или женщина, замечательный конь-аргамак, ловчий беркут, гончая собака. Ведущая роль принадлежала мелодии и актерской игре, поэтому их поэтическое дарование уступало музыкальному.Отличались экстравагантностью и в одежде, и в поведении» - это определение относится к

a. Салам

1065. Любителей охоты с ловчими птицами называли

a. Кусбеги

1066. Казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык в

a. XV веке

1067. Соотнесите какие произведения на каком языке были созданы

a. «Едиге», «Ер Саин» - на языке алшынов. «Ер Кокше», «Базар батыр» - на керейском языке. «Таласские памятники» - на языке дулатов-уйсунов . «Нахжи аль-Фарадис» - на кердеринском языке. «Кодекс Куманикус» - на кыпчакском языке

1068. «Кодекс куманикус» является памятником фольклора

a. кыпчакского языка

1069. Памятником кыпчакского языка является

a. «Кодекс куманикус»

1070. В период Золотой Орды и Белой Орды в XV-XVII веках в качестве официального литературного языка употреблялся

a. Кыпчакский

1071. Исторические произведения на казахском языке стали появляться в

a. XVI-XVII веках

1072. Образцом казахской исторической литературы XVI-XVII вв. является сочинение «Джами ат-тауарих»

a. Кадыргали Жалаири

1073. «Сборник летописей» Кадыргали Жалаири, переданный в знак дружбы Борису Годунову, написан алфавитом

a. Казахским

1074. «Семь разбойников», «Семь старцев» так казахи в разное время называли созвездие

a. Большой медведицы

1075. Утренней звездой или Малой Венерой казахи называли

a. Меркурий

1076. Официально казахи приняли исламскую религию в

a. XVI-XVII веках

1077. Религия, которую активно распространяла в степи правящая казахская элита

a. ислам

1078. Главным религиозным центром Казахстана в XVII веке был город

a. Туркестан

1079. Народные массы традиционно продолжали придерживаться

a. тенгрианства

1080. В религиозной жизни казахов продолжал существовать культ огня

a. От-ана

1081. В языческих верованиях казахов присутствовало древнее понятие огня

a. Алас

1082. Языческий обряд очищения огнем назывался

a. Аластау

1083. Сборно-раздвижная решетка юрты

a. Кереге

1084. Купольные жерди-опоры юрты

a. Уык

1085. Купол юрты

a. Шанырак

1086. Кошмы для покрытия юрты назывались

a. Тундик. Узик. Туырлык

1087. Как называлась одежда и обувь у казахов

a. Шерстяной плащ- Шидем чекпен. Шуба из овчины –Тон. Полушубок из шкуры жеребят- Жаргак. Головной убор из мерлушки и шкур диких зверей- Тымак. Головной убор из тонкой белой кошмы- Калпак. Мужские сапоги с высокими каблуками и длинными голенищами - Шокайма . Мягкая обувь из козьей кожи-.Ичиги. Кожаные галоши- Кебис

1088. Свадебный головной убор девушки носит название

a. Саукеле

1089. Молодые женщины в первый год замужества ходили в свадебном головном уборе, украшенном вышивкой и драгоценными камнями

a. Саукеле

1090. После года замужества молодые женщины носили на голове шелковое покрывало

a. Желек

1091. 30-40 летние женщины одевали головное убор из белого материала с вышивкой

a. Кимешек

1092. Женщины чуть постарше 40 лет носили платки

a. Жаулык

1093. Пожилые женщины носили саукелеобразный круглый головной убор

a. Кундик

1094. Головной убор кимешек казахская женщина надевала

a. после рождения детей

1095. Из кобыльего молока казахи готовили

a. Кумыс

1096. Из верблюжьего молока казахи готовили

a. Шубат

1097. Из коровьего и овечьего молока казахи готовили

a. Айран. Курт. Катык. Масло

1098. Казахское национальное лакомство, приготавливаемое путем добавления сахара и масла к обжаренному просу

a. Жент

1099. Казахский национальный напиток, употребляемый в праздники

a. Максым

1100. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, жареных в масле

a. Куырдак

1101. Знаменитый жырау XVI века , родился в городе Азове, не только непревзойденный поэт-песенник, но и батыр

a. Доспамбет

1102. Знаменитый жырау Младшего жуза, бий, наместник хана Есима, батыр-военначальник

a. Жиембет

1103. Знаменитый жырау, один из главных вдохновителей победы казахов над ойратамив 1620 году

a. Жиембет

1104. Знаменитый жырау, участник подавления мятежа хана Турсуна

a. Жиембет

1105. Назовите жанр произведений «Ер Тостик», «Куламерген», «Асан Кайгы», «Аламан и Жоламан», «Алтын сака»

a. сказка

1106. Аяз би, Жиренше, Алдар Косе являются героями

a. сказок

1107. Назовите жанр произведений «Ер Сайын», «Ер Едиге», «Сказание об Алпамысе»

a. эпос

1108. Назовите жанр произведений «Ер Таргын», «Камбар», «Торехан», «Телагыс»

a. эпос

1109. К лирико-эпическим произведениям относятся

a. «Козы Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек», «Айман-Шолпан», «Макпал кыз»

1110. Соотнеси в каком веке творили широко известные в Казахстане акыны, кюйши-композиторы

a. VII-VIII вв.- Коркыт-ата, XV в.- Асан Кайгы, Казтуган, XVI в - Сапыра-жырау, XVIII в.- Бухар-жырау, Нысан-абыз

1111. Самым популярным среди всех музыкальных инструментов указахского народа был (а)

a. Домбра

1112. Среди смычковых инструментов самым популярным был (а)

a. Кобыз

1113. Литературно-песенный жанр, носящий назидательно-наставительный характер

a. Терме

1114. До наших дней сохранился кюй Казтугана

a. «Сагыныш»

1115. До наших дней сохранились кюи Асана Кайгы

a. «Аксак Кулан», «Амир Аксак», «Камбар батыр», «Шора батыр»

1116. Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди», автором которого является

a. Мухаммед Хайдар

1117. Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в.

a. «Тарих-и-Рашиди»

1118. Произведение историка XVI века Мухаммед Хайдара Дулати

a. «Тарих-и-Рашиди»

1119. Научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати написан на языке

a. Персидском

1120. Автор книги «Жамиг-ат-Таурих» («Сборник летописей»)

a. Кадыргали Жалаири

1121. Свое произведение «Сборник летописей» Кадыргали Жалаири подарил

a. Борису Годунову

1122. Русскому царю Борису Годунову посвящен и передан памятник исторической литературы XVI-XVII вв.

a. «Джами ат-тауарих»

1123. Ценное историческое произведение об истории казахского народа в XV-XVII вв. Содержит сведения по казахской истории XIII-XIV вв.

a. «Джами ат-тауарих»

1124. Исторический труд написанный на староказахском языке арабским алфавитом

a. «Джами ат-тауарих»

1125. Советником хана Кучума и воспитателем наследника Ураз-Мухаммеда был известный ученый

a. Кадыргали Жалаири

1126. Находясь в плену в Москве написал свои исторический труд

a. Кадыргали Жалаири

1127. Правителем Кашмира был знаменитый средневековый историк

a. Мухаммед Хайдар Дулати

1128. Историю Южного и Западного Казахстана XIII-XIV вв. описывает исторический труд середины XVI в.

a. «Шынгыснаме»

1129. Научный труд, написан в середине XVI в., повествуется об истории династии хана Жошы

a. «Шынгыснаме»

1130. Автором исторического научного труда «Жизнеописания Чингисхана» является

a. Утемис хаджи

1131. Повествует о казахско-могульских отношениях в XVI-XVII вв. в период правления ханов Буйдаша, Тауекеля, Есима, Жангира исторический труд «Хроника», автором которой является

a. Шах-Махмух Чорас

1132. В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани написал историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира

a. «Тарих-и Абулхаир-хани»


Наши рекомендации