Оседлая и полукочевая культура в VI-IX веках.

205. Археологические исследования показывают, что городская культура была развита в Казахстане еще в

a. VI-IX вв.

206. Археологические исследования показывают, что городская культура была развита

a. в южном Казахстане, на юго-западе Жетысу

207. Китайские летописи сообщают о существовании в начале VII в.города Испиджаб в

a. в южном Казахстане

208. По сведениям М.Кашгари в VI в. Испиджаб носил название

a. Сайрам

209. Города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак были центрами оседлой культуры в

a. в южном Казахстане

210. Города Талхир, Алмалы, Койлык существовали в

a. в Жетысу

211. Обедневшие скотоводы постепенно переходили к оседлому образу жизни в

a. VI-IX вв.

212. Города обычно состояли из

a. 3 частей

213. Население зимовок и кентов преимущественно занимались

a. земледелием

214. Родовые кладбища располагались в основном вблизи

a. зимовок

215. Особое внимание ремесленники уделяли изготовлению кисе

a. кожаного ремня

216. Тюрки были знакомы с плавкой металла еще с

a. V в.

217. В развитии международной торговли важную роль играл (-о)

a. Великий Шелковый путь

218. Образцом смелого архитектурно-строительного решения VII-VIII вв. является сохранившийся в Жамбылской области фундамент сооружения

a. Акыртас

219. Архитектурное сооружение нахолящееся на границе между Казахстаном и Каракалпакией

a. Билеули

220. Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами

a. сардобы

221. Надмогильные памятники доисламского периода напоминающие каменные юрты

a. дыны

222. Остатки буддийских храмов, построенных в конце VII - начале VIII в.в. найдены на месте городов

a. Суяб, Акбешим

223. Исламские мечети стали строиться в Казахстане со второй половины

a. IX в

224. В Южно-Казахстанской области найдены остатки пятикупольной мечети

a. Баба-Ата

225. Наскальные изображения тюрок по своему содержанию делятся на две группы

a. сцены с изображениями всадников, охоты, поединков, изображения диких зверей

226. Каменные скульптуры, устанавливаемые тюрками на месте захоронений знатных людей и военачальников

a. балбалы

227. Производство керамики из обожженной цветной глины

a. терракота

228. Сосуды из глины и камня в которых хранятся кости умерших

a. оссуарии

229. Растениевидные орнаменты тюрки переняли у

a. согдийцев

230. Древнетюрский алфавит состоит из

a. 35 знаков

231. Тюркский алфавит был создан на основе

a. родоплеменных тамг

232. Письменный знак родового имени у тюркских племен




a. тамга

233. Древние тюрки пользовались письменностью

a. рунической

234. Во время установления дипломатических отношений с Византией тюрские посланники доставили письмо написанное

a. «скифскими письменами»

235. Много памятников древнетюрской письменности найдено на берегах рек

a. Талас, Или, Сырдарья, Иртыш

236. Один из образцов тюрской письменности найденный в Казахстане

a. «таласская письменность»

237. Наряду с тюркским письмом в VI-IX вв. широкое распространение получило

a. согдийское письмо

238. Сузили сферу применения тюрской письменности в IX в

a. распространение ислама, использование арабской письменности

239. Устных литературных памятников на древнетюрском языке найдено более

a. 200

240. Письменная литература появилась у тюрков в

a. VIII в.

241. Основными древними памятниками тюрской письменной литературы являются письмена

a. «Тоньюкок», «Культегин»

242. Древнейшие памятники древнетюркской письменности являются

a. историческими дастанами

243. К литературе VIII - IX вв. относятся произведения

a. «Коркыт-Ата», «Огузнаме»

244. Одно из произведений раннего средневековья переведенное в VI в.на персидский, а в IX в.на арабский языки

a. «Огузнаме»

245. Старый вариант «Огузнаме» впервые в XIII в. записал персидский историк

a. Рашид ад-Дин

246. Полностью записал поэму «Огузнаме» в XVII в.

a. Абулгазы

247. Главным объектом верований тюрков было поклонение

a. огню

248. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись

a. Тенгри, Умай, Кок бори

249. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей

a. очага и детей

250. Исламская религия начала распространяться начиная с

a. VIII в.

251. Объявил исламскую религию государственной каган

a. караханидов

252. Объявил исламскую религию государственной каган

a. Муса Богра хан

Государство Караханидов

253. Караханидское государство существовало в период

a. 942-1212 гг.

254. Государство Караханидов было создано в Жетысу и

a. Части Восточного Туркестана

255. Государство Караханидов было создано в

a. X в.

256. Основателем государства Караханидов является

a. Сатук Богра-хан

257. Столицей государства караханидов был город

a. Баласагун

258. Правителями в государстве Караханидов избирались выходцы из племен

a. Карлуков, Жикил, Ягма

259. Имена правителей Караханидов были связаны с тотемами племен. Добавление к имени «Арслан-хан» указывало, что хан – выходец из племени

a. Жикил

260. Имена правителей Караханидов были связаны с тотемами племен. Добавление к имени «Богра-хан» указывало, что хан – выходец из племени

a. Ягма

261. К представителям знати в государстве Караханидов относились

a. Тегины, Илик ханы, Беки, Нукеры

262. Верховная власть в Караханидском государстве находилась в руках кагана, власть которого

a. Переходила по наследству

263. Земельный надел,в государстве Караханидов, пожалованный каганом своим приближенным

a. Икта

264. В государстве Караханидов обладателя права на сбор налога называли

a. иктадар

265. В государстве Караханидов иктадары обязаны были

a. проходить у кагана воинскую службу, собирать налоги с населения

266. У Караханидов земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениями, с которых не взимались налоги, назывались

a. Вакф

267. Мелких крестьян-земледельцев, уплачивающих налоги в оседлых районах государства Караханидов, в арабских и персидских источниках называли

a. Музари, борзигары

268. Передача своего земельного участка под покровительство богатому землевладельцу называлась

a. Коммендацией

269. Государство, впервые объявившее на территории Казахстана ислам государственной религией

a. Государство Караханидов

270. Объявил исламскую религию государственной каган

a. Муса Богра хан

271. Ислам был объявлен государственной религией Караханидов в

a. 960 году

272. Караханиды покорили государство

a. Саманидов

273. Караханиды полностью захватили Мавераннахр в

a. 999 году

274. Территория Мавераннахра находилась

a. Между Сырдарьей и Амударьей

275. В XI-XII вв. государство Караханидов включало в себя территории

a. Мавераннахра и Семиречья

276. В XI- XII вв.государство Караханидов состояло из двух владений, территория Восточного ханства включала в себя

a. Жетысу и Восточный Туркестан

277. В XI- XII вв.государство Караханидов состояло из двух владений, столицей Восточного ханства был город Орда близ

a. Баласагуна

278. В XI- XII вв.государство Караханидов состояло из двух владений, территория Западного ханства включала в себя

a. Мавераннахр

279. В XI- XII вв.государство Караханидов состояло из двух владений, столицей Западного ханства был город Узгенд, а затем

a. Самарканд

280. Упадок государства караханидов стал одной из причин вторжения на территорию Жетысу в 1125 г.

a. Каракитаев

281. В 30-х годах XII в. в сражении близ города Самарканда разгромили союзнические войска сельджуков и караханидов

a. Каракитаи

282. В 1212 году окончательно покоряет западную часть государства Караханидов

a. хорезмский шах Мухаммед

283. В начале XIII в. покоряют восточную часть государства Караханидов бежавшие от монгол племена

a. Найманов во главе с ханом Кучлуком

284. В 1212 году государство Каракитаев пало под ударами

a. хана найманов Кучлука, хорезмского шаха Мухаммеда

285. В Жетысуйском районе государства Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях

a. Оседлое земледелие, полукочевое и полуоседлое скотоводство

286. В государстве Караханидов земледелием занимались близ крупных городов

a. Тараз, Талхир, Баласагун

287. В Южном Казахстане и Восточном Туркестане в государстве Караханидов преобладало

a. Оседлое скотоводство

288. Юсуф Баласагуни, описывая скотоводческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства у них

a. Коневодство

289. В период расцвета Караханидского государства увеличилось количество городов и численность их за счет

a. оседания обедневших скотоводов

290. Внесло изменения в развитие городской архитектуры государства Караханидов

a. Распространение ислама

291. Над захоронениями знатных людей стали возводить

a. Мавзолеи

292. Архитектурные памятники эпохи Караханидов

a. Мавзолей Айша-Биби, Мавзолей Бабаджа Хату

Найманы. Кереиты. Жалаиры

293. Основными местами расселения найманов,кереев, жалаиров были районы

a. Западной Монголии, Центральной Монголии

294. По писменным источникам VIII в., найманский союз населял территорию между

a. Рекой Орхон и Алтаем

295. В найманскую конфедерацию входило племен

a. 8

296. Столица государства найманов

a. Балыкты

297. Государство найманов достигло своего расцвета при хане

a. Наркеше Даяне

298. Много сделал для укрепления государства, стремился приобщить свой народ к искусству, производству

a. Инанч Бильге

299. На берегу реки Орхон располагалась столица государства найманов город

a. Балыкты

300. В 1204 году племена найман были разбиты Чингисханом и во главе с Кучлуком переселились в

a. Жетысу

301. В начале XIII в. найманы во главе с Кучлук-ханом бежали в:

a. Семиречье

302. Племена Кереев населяли берега рек

a. Орхон, Керулен, Селенга, Аргун

303. Ставкой керейского хана был, находившийся возле современной столицы Монголии Улан-Батора, город

a. Битобе

304. Керейское государство достигло своего наивысшего расцвета в X-XIII веках когда правили ханы

a. Маркус, Куршакуз

305. После прихода к власти разделил государство кереитов на три части и отдал их в управление своим детям хан

a. Куршакуз

306. У них очень высокая культура, пишет персидский историк Рашид ад-Дин о кереях, и пользуются они:

a. древнетюркской письменностью

307. «Тайная история монголов» свидетельствует, что в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали

a. Добрососедские отношения

308. Потерпев поражение от монгольских племен кереиты переселились в

a. Восточный Казахстан

309. Жалаиры населяли

a. Берега рек Селенга и Хилок

310. В монгольских летописях говорится, что из племени жалаиров самым близким человеком Чингисхану был знаменитый акын, оратор и батыр

a. Мукылай

311. В монгольских летописях фигурирует то, как о близкий друг Чингисхана, то, как его непримиримый враг жалаир

a. Жамука

312. О жалаирах говорится как о племенах, покоренных Чингисханом, у историка хана Абулгази в его

a. «Тюркской летописи»

313. В монгольской «Золотой летописи» как крупный военачальник монголов упоминается жалаир

a. Жамука

314. Повседневными делами в улусах найманов, кереитов, жалаиров управляли назначенные лично ханом люди, носящие титул

a. Шерби

315. Найманы, кереи, жалаиры в основном занимались скотоводством, а кереи преимущественно

a. Коневодство

Каракитаи

316. По китайским источникам, каракитаи-это потомки живших в Центральной Азии племен

a. Киданей

317. Часть киданьских племен, перемещавшаяся на запад с IV в., называлась каракитаями в источниках

a. Мусульманских

318. Племена киданей создали в Азии государство занимавшее территорию

a. От Тихого океана до Алтая

319. Кидани создали в Азии государство - империю

a. Ляо

320. Кидани создали в Азии государство в

a. 924 г.

321. Племена каракитаев переселились в Жетысу во главе с

a. Елюй Даши

322. Племена каракитаев переселились в Жетысу и создали там свое государство в

a. 1125 г.

323. Причины вторжения каракитаев в Жетысу

a. Упадок государства Караханидов. Завоевание земель каракитаев племенами передвигавшимися из Центральной Азии на запад

324. Первое время переселившиеся в Жетысу каракитаи

a. Защищали восточные границы караханидов

325. Ставка Каракитаев находилась недалеко от Баласагуна и называлась

a. Гуз Орда

326. В государстве Каракитаев глава государства носил титул

a. Гурхан

327. В государстве каракитаев правом наследования власти обладали

a. Женщины из ханского рода

328. Племенам, жившим в пограничных районах, вменялось в обязанности

a. Защищать границы

329. В первое время правления каракитаев с каждого дома в качестве налога собирали

a. По одному динару

330. Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя … часть урожая

a. Десятую

331. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог

a. Хорадж

332. С 40-х годов XII века каракитаи начали захватывать в Центральной Азии земли

a. Караханидов

333. В 1137 г. каракитаи под Ходжентом разгромили войска

a. Караханидов

334. В 1141 году близ города Самарканда в Катуанской степи каракитаи нанесли поражение объединенным войскам караханидов и

a. сельджуков

335. Каракитаи захватили Хорезм и хорезмшах был вынужден ежегодно

a. Платить по 3000 золотых динаров

336. В 1208 году каракитаи на востоке были разгромлены

a. Наиманами

337. Под ударами Хорезмского шаха и найманов во главе с Кучлук ханом государство каракитаев пало в

a. 1212 г.

338. Государство Каракитаев существовало в

a. 1125-1212 гг.

Кыпчакское ханство

339. Период существования кыпчакского ханства

a. Начало XI - начало XIII вв.

340. C конца VIII в. до начала XI в. кыпчаки были в составе государства

a. Кимаков

341. Территория Кимакского каганата полностью вошла в состав созданного Кыпчакского ханства в

a. XI веке

342. Дешт-и-Кыпчак (Кыпчакская степь) это территория

a. От Алтая до Волги

343. Кыпчакские ханы были выходцами из ведущего племени

a. Ельборили

344. В Приаральи кыпчаки стали господствовать с

a. XII века

345. Процесс образования кыпчакской народности в Дешт-и Кыпчаке был прерван нашествием

a. Монголов

346. Арабский историк Джурджани племенем ханской династии называл племя

a. Ельборили

347. Система управления войском у кыпчаков по традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу

a. Урала

348. Система управления войском у кыпчаков по традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка левого крыла находилась на берегу

a. Сырдарьи

349. Ставка правого крыла была

a. На месте г. Сарай

350. Ставка левого крыла была

a. Сыгнак

351. Бедняки, занимавшиеся земледелием

a. Жатаки

352. Махмуд Кашгари называл рабов в Кыпчакском ханстве

a. Яланкугами

353. С XI по начало XIII века кыпчаки властвовали почти на всей территории Казахстана кроме

a. Жетысу

354. В начале XI века на пути продвижения кыпчаков в южные районы Руси и южный Казахстан преградой являлось государство

a. Огузов

355. В начале XI века Огузское государство переживало упадок, чем воспользовались кыпчаки и окончательно вытеснили огузов с берегов

a. Сырдарьи

356. Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и в особенности с

a. Хорезмом

357. Для усиления своего влияния на кыпчаков Хорезмийцы

a. Поощряли междоусобицы

358. Местами столкновения кыпчаков и хорезмийцев долгие годы являлись регион Аральского моря, а также города

a. Отрар и Сыгнак

359. Противоборство кыпчаков и хорезмийцев окончательно прекратилось после

a. Завоевания их монголами

360. В русских исторических источниках кыпчаков называли

a. Половцами

361. Дошедших до Дуная кыпчаков венгры называли

a. Команами. Кунами

362. В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось количество

a. Лошадей

363. Арабский путешественник оставивший сведения о многочисленности скота у жителей Дешт-и Кыпчака

a. Ибн Баттута

364. Европейские путешественники, побывавшие в Казахстане в середине XIII века

a. В.Рубрук. П.Карпини

365. Еврейский путешественник писавший о том, что среди кыпчаков были и земледельцы

a. Петахья

366. Арабский историк, писавший о том, что среди кыпчаков были и земледельцы

a. Аль-Омари

§14-15 Великий Шелковый путь. §16-20 Культура Казахстана во второй половине IX - начале XIII веков

367. В эпоху средневековья установлению культурных и дипломатических отношений между Востоком и Западом способствовал

a. Великий Шелковый путь.

368. По китайским источникам использование Великого Шелкового пути на международном уровне началось

a. во II в. до н. э.

369. Расширению торговли через Шелковый путь в VI в. способствовало установление торгово-дипломатических отношений Тюркского каганата с

a. Византией

370. Тюркский каганат и Византия в 568 г. заключили торгово-дипломатический союз, направленный против

a. Ирана

371. Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток был (-о)

a. Жетысу

372. Вдоль Великого Шелкового пути располагались основные средневековые города

a. Жетысу

373. На трассе Великого Шелкового пути основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города

a. Тараз и Испиджаб

374. Торгово-экономические отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелковому пути продолжались до

a. XIII-XIV вв.

375. Торгово-экономические отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелковому пути были прерваны

a. нашествием монгол

376. В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовали

a. заинтересованность во взаимной торговле

377. В эпоху средневековья в Китае держалось в тайне производство

a. шелковой ткани

378. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в середине средних веков т.е в

a. X-XII вв.

379. В IX-XII вв. рост числа жителей в тюркских городах шел более быстрыми темпами за счет

a. оседания кочевников

380. Высоко развита была оседлая городская культура в

a. Южном Казахстане . Жетысу

381. Более ста местонахождений средневековых городов найдено только на территории

a. Жетысу.

382. К наиболее крупным городам IX-XII вв. с площадью более 30 га.относятся

a. Испиджаб, Сауран, Отрар

383. Площадь городов зависела от

a. Численности жителей. Наличия общественных сооружений

384. Увеличение территории городов в X-XII вв. шло за счет формирования и роста

a. Рабада

385. Особенностью, присущей X-XII вв., было распространение оседлой культуры и увеличение числа городов в

a. Центральном и Восточном Казахстане

386. В X-XI вв. на развитие городской культуры на территории Казахстана повлиял (о)

a. ислам

387. В Х-ХII вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с

a. канонами ислама.

388. Новым элементом в градостроительстве X-XII вв. являлось сооружение

a. Восточных бань. Мечетей

389. Остатки двух восточных бань были найдены в

a. Отраре. Таразе

390. Половину комнаты в жилых домах в XII в. занимали глиняные помосты для отдыха

a. Суфы

391. Новшеством в архитектуре жилых домов в XII в. было то, что появились санитарно-очистительные устройства

a. Ташнау

392. К изобретению и производству стекла привело развитие

a. Гончарного дела

393. Стеклянная посуда в X в. изготавливалась путем

a. Выдувания. Отливки в форме

394. Кроме посуды стеклодувы X-XII вв. изготавливали

a. Оконное стекло

395. По данным исследований ученых-археологов имелись монетные дворы в городах

a. Отраре. Таразе

396. Шах Хорезма Мухаммед Такеш чеканил монеты в городе

a. Отраре

397. Поливное земледелие было развито по берегам рек

a. Сырдарья. Чу. Талас

398. Строительным материалом из которого возводили постройки были

a. Глина. Ганч

399. Среднеазиатская разновидность гипса

a. Ганч

400. По письменным арабским, персидским источникам в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети уже в

a. X в.

401. До настоящего времени в Жетысу сохранился, являвшийся в свое время соборной мечетью, построенный в конце X в. или начале XI в. минарет

a. Боран

402. Крытое монументальное надгробное сооружение исламского периода

a. Мавзолей

403. Архитектурный памятник X-XI веков, расположенный в 18 км.западнее Тараза на территории Жамбылской области

a. Мавзолей Бабаджи Хатун

404. Архитектурный памятник XI-XII веков, расположенный в 18 км.западнее Тараза на территории Жамбылской области

a. Мавзолей Айша Биби

405. Бани XI в. отапливались с помощью

a. Жаропроводящих каналов.

406. Среди жителей городов в Сырдарьинском регионе был широко распространен связанный с зороастрийским фавном культ

a. Барана

407. Несмотря на распространение ислама в Жетысу по-прежнему сохранялись древние религиозные верования

a. Зороастризм. Христианство. Буддизм

408. Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения в 1-й половине VIII в.

a. арабов.

409. В Х-ХII вв. в развитии городской культуры значительную роль сыграл (-а,-о)

a. Новая религия- ислам

410. По сведениям арабского историка аль-Максиди в X в. в городах Южного Казахстана и Жетысу обязательными городскими сооружениями стали

a. Мечети

411. По погребальным обрядам IX-XIII вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций

a. ислама.

412. Благотворное влияние на развитие различных отраслей знаний и науки на территории Казахстана оказал (-а,о)

a. Распространение ислама

413. С X в. в Южном Казахстане литературные и научные произведения стали писать на арабском языке из-за широкого распространения

a. ислама

414. Ученый-энциклопедист Востока IX-X вв., «второй учитель» мира после Аристотеля

a. Аль Фараби

415. Один из первых ученых Востока Абу Насыр аль-Фараби родился в г.Весидж в округе Фараб (Отрар) и получил образование на

a. Кыпчакском языке

416. Один из первых ученых Востока Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды

a. арабским письмом

417. Огромный вклад в историю языкознания внес ученый XI века

a. Махмуд Кашгари

418. История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Махмуда Кашгари

a. «Диуани лугат ат-тюрк».

419. Одним из первых научных трудов, написанных на тюрском языке, является произведение XI в.

a. «Кутадгу билик».

420. Ученый-тюрколог Н.А.Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был

a. Махмуд Кашгари

421. Ученый А.Н.Кононов писал, что в своей книге ставил цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка

a. Махмуд Кашгари

422. Автор поэмы «Кудадгу билик» («Знание, приносящее счастье»)

a. Ю. Баласагуни

423. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул «главного визиря»

a. Юсуфу Баласагуни

424. Вкладом в историю языкознания является труд Кашгари:

a. «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»)

425. Свой научный труд Юсуф Баласагуни написал на языке

a. Тюркском

426. Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни «предводителем мудрецов», призывал людей быть честными и добросердечными

a. Ахмед Иугнеки.

427. Дастан (поэма) «Дар истины» Ахмеда Иугнеки написан на

a. тюркском языке

428. Учителем Ахмета Яссауи был...

a. Арыстан-Баб.

429. Наиболее известным учеником Ахмеда Яссауи является проповедник ислама

a. Сулейман Бакыргани

430. Великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани является одним из учеников

a. Ахмеда Йасауи

431. Автор произведения «Диуан-и-Хикмет», в котором бичуется изворотливость подхалимов, проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм

a. Ахмед Йасауи.

432. Сборник стихов «Диуан-и-Хикмет» написан на тюркском языке письмом

a. Арабским

Наши рекомендации