Правление Александра II. Причины отмены крепостного права в России

Подготовка и основные положения крестьянской реформы 1861г.

Конец 50-х — начало 80-х гг. XIX столетия был периодом крупнейших событий отечественной истории. В эти годы правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации всего уклада жизни империи. Преобразования охватили три основные сферы — социально-экономическую (освобождение крестьян и попыт-ку решения аграрного вопроса), политическую (введение местного самоуправления, реформу суда и армии), куль-турно-образовательную (реформу школ, университетов и цензуры).Роль царя-освободителя и преобразователя выпала а долю Александра II (1855-1881 гг.) Его царствование началось в самый неудачный период Крымской войны. Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве, свойственные мыслящим россиянам того времени, в том числе и многим чиновникам, требовали от правительства решительных реформ. Россия буквально жаждала перемен. Прежде всего, в связи с поражением в Крымской войне, возникло понимание несостоятельности внешнеполитического курса, стремление преодолеть изоляцию. Забота о европейском общественном мнении, вынуждала Александра II и его правительство искать новые пути, принимать новые решения. Другим важным стимулом действий Александра П и правительства стало понимание кризиса внутриполитического курса николаевской системы. Был и еще один мощный стимул - экономический. Осознание того, что вольнонаемный труд выгоднее крепостного, что крепостничество тормозит развитие производства, побуждало к отмене крепостного права. Таким образом, смена царствований совпала с осознанием необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с кризисом всей николаевской системы. После восшествия на престол Александром II был закрыт цензурный комитет, разрешена свободная выдача за- гранпаспортов, уничтожены стеснения, введенные в уни- верситетах. Ключевым моментом в реформировании России был вопрос об отмене крепостного права. Проведение крестьянской реформы в стране казалось делом невозможным. Правительство не располагало, в сущности, поддержкой крестьянства, поставленного самим же самодержавием вне политики. В то же время, государство вынуждено было считаться с оппозицией дворянства, на экономические и социальные интересы которого оно |покушалось. Впервые свое мнение по вопросу об отмене крепост- ного права Александр II высказал 30 марта 1856г. в речи перед московскими предводителями дворянства желая ус покоить дворян, взволнованных слухами об освобождении крестьян. С этого времени правительство стало предпринимать попытки организовать просьбу самого дворянства об освобождении крестьян. Однако переговоры с предводителями дворянства не встретили поддержки, т.к. основная масса помещиков считала ограничение крепостного права неприемлемой мерой. В январе 1857 г. под председательством императора открывается Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Существовало два полярных варианта решения проблемы: освобождение крестьян быстрыми темпами без земли (что, однако, порождало серьезную угрозу их протестов и выступлений) и отмена крепостного права с сохранением за крестьянами их земельных наделов, которое государство выкупит у помещиков (что было затруднительно из-за отсутствия у государства достаточных средств). В марте 1859 г. Александр II санкционировал создание нового нетрадиционного государственного учреждения для подготовки проекта крестьянской реформы - Редакционных комиссий. Лидером Редакционных комиссий, ,по общему признанию, был Н.А. Милютин. В результате полугодичной работы Редакционные комиссии создали свой проект реформы. 8 сентября 1859г. он был представлен Александру II, пришедшему к выводу, что программа комиссий "достаточно установилась". 10 октября 1860г. Редакционные комиссии были закрыты, проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный Совет (октябрь 1860-февраль 1861г.) Здесь проект встретил оппозицию реакционного большинства, но Александр II поддержал либеральное меньшинство, голосовавшее за проект Редакционных комиссий. Хотя реакционеры не смогли остановить реформу, они существенно повлияли на решение земельного вопроса. В результате был принят компромиссный вариант преобразований. 19 февраля 1861 г. на "Манифесте" об отмене крепостного права Александр II поставил резолюцию: "Быть посему". Началось проведение в жизнь первой из великих реформ. Это был акт исторического значения. Почти 23 млн. крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского, положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, то есть имели все права, предоставляемые законами империи (вступление в брак без "дозволения" помещика, заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т.д.) Таким образом, реформа ликвидировала власть помещика над крестьянином. Однако, вся земля, которую обрабатывали крестьяне, была объявлена помещичьей собственностью. Крестьяне могли получить свой надел поначалу только "в постоянное пользование". За пользование землей они отбывали барщину, платили оброк и назывались "временно обязанными". Размер земельного надела, предоставляемого помещиком крестьянину, не мог быть выше установленной законом нормы. Излишки земли назывались "отрезками" и изымались. Опасаясь недовольства крестьян условиями освобождения, правительство приняло ряд мер предосторожности: передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т.д. Однако, крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на нее массовыми волнениями. Выкуп земли у помещиков был обязательным. Если крестьянин отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкупы добровольно, 15% - принудительно. Так, крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, на десятилетия предопределила его экономическую несвободу от помещика и государства. И все же освобождение 23 млн. крестьян было уникальным событием в российской истории. Личная свобода крестьян .была непременным условием для продвижения страны по пути всеобщего гражданского раскрепощения. А превращение бывших крепостных в "свободных сельских обывателей" создавало условия для развития капиталистического уклада.





32. "Великие реформы" 60-70-х гг. XIX в.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, их историческое значение

В 1864 г. Александр II провел земскую реформу. Было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", создавались выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны решать проблемы населения, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания-распряжали органы,земские управы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года. Избиратели делились на три курии. В земские собрания избирали депутатовот всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собраниия. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. В 1870 г. была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в основном хозяйственными вопросами.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы.

Судебная реформа. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г., создали в России демократичную судебную систему. суд был всесословным, несменяемость судей и следователей, равенство всех перед судом. Вся судебная система России делилась на две части - местный и общий суд. Местный суд состоял из волостного суда, судившего только крестьян, и мирового суда, занимавшегося разбором мелких дел. Вся территория страны была поделена на судебные округа, в каждом из которых создавался окружной суд Более крупные делами занимались. В него входили гражданское и уголовное отделения. Гражданские дела рассматривались так называемым "коронным судом", а уголовные дела - "коронным судом" и присяжными заседателями. Присяжные назначались по жребию, После рассмотрения дела присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Обвинение в суде поддерживал прокурор, а защиту осуществлял адвокат, в ходе разбирательства обе состязающиеся стороны считались равными.

Военная реформа. Важнейшей составляющей преобразовательного процесса была военная реформа. Ее инициатором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина,

В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сократил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии.В середине 60-х гг. реформы были продолжены: был принят новый военно-судебный устав. отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главной задачей военной реформы сокращение численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны. Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в б лет для армии и в 7 лет для флота. Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы. Неграмотных солдат обучали на службе. Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии.

Наши рекомендации