Тюргешский каганат (704-756 гг.)

В 704 году племена тюргешей создали свое государство - Тюргешский каганат. Основная территория каганата - Жетысу. Административным центром был город Суяб.Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. С VI века тюргеши населяли Чу-Илийское междуречье. Основатель тюргешской династии Ушлик-кагшразделил племена на две орды. Ставка Большой орды находилась в Суябе, а ставка Малой орды - в городе Кунгитна берегу реки Или. Тюргеши делились на желтых (сары) и черных (кара), велась постоянная борьба за власть. Каганат былразделен на 20 владений, каждое из которых выставляло 7000 воинов. После смерти Угилыкав 706 году в борьбе за власть с восточнотюркским каганом. Капаганомк власти пришел каган Сулу(715-738 гг.). каганат стал усиливаться, в междоусобной борьбе победу одержали черные тюргеши. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз). Кагану Сулупришлось вести борьбу на трех направлениях. На западе - арабы, с востока-Китай, и Восточнотюркскии каганат.Сулу в 717 году посетил Тайскую империю, женил своего сына на дочери восточно-тюркского кагана Бильге, а сам женился на дочери тибетского царя. Вместе с племенами карлуков в 737 году каган одержал в Тохаристане крупную победу над арабами. Кагана Сулуарабы называли «бодающимся», или «рогатым», почти во всех сражениях он принимал участие и часто одерживал победу. Полководец КулиШорв 720-721 годах изгнал арабов с территории Согдианы. После гибели Сулу каганом стал его сын Тукарсан Kyrmuap.Из-за двадцатилетней борьбы между желтыми и черными тюргешами каганат ослаб В 748году китайцы захватили город Суяб и Шаш (Ташкент). Сын эмира Шаша запросил помощи у арабов. В 751году у города Атлах близ Тараза карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску.В 749-753 годах тюргешский тархан Жыпырзахватил власть, междоусобная борьба усилилась. Вожди карлукских племен в 756году свергли тюргешского кагана и захватили власть.Хозяйство тюргешей было основано на кочевом и полукочевом скотоводству. Пастбищными лугами и водными источниками владели представители знати. Заметно развитие получила торговля, через земли каганата проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Тюргешские монеты чеканились в 704-766 годах в Таразе.Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло в VI-VIIIвеках. Ученый востоковед В.В.Бартольдосновной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. С вторжением арабов переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось. Согдийцы - это ираноязычная народность Средней Азии и Южного Казахстана. В V-VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата Китайский путешественник СюаньЦзянь.посетивший в начале VII века Жетысу, писал, что половина жителей Согда занимается земледелием, другая - торговлей. Переселение согдийцев оставило заметны след в истории развития земледельческой и городской культуры Жетысу.

2)Летом 1837 года началось новое мощное выступление, возглавляемое внуком Абылай хана и сыном Касыма Кенесары.

Став во главе национально-освободительного движения, Кенесары отказывается от политики своих братьев, искавших опору в «единоверных» среднеазиатских ханствах. Он решает вести борьбу на два фронта - против царской России и среднеазиатских ханств, в первую очередь Коканда, поработившего часть казахского народа. Собственно вооруженному выступлению предшествовал ряд попыток убрать системы укреплений на землях Среднего жуза письмами, адресованными сибирским властям, но они оставались без ответа.

Весной 1837 года Кенесары с небольшим отрядом появился в пределах Акмолинского округа. Казахи стали массами смекаться под его знамена. Во главе отдельных отрядов стояли как ближайшие родственники Кенесары - НаурыЗбай, Абылгазы, Бопай-ханум, так батыры из народа - Агыбай, Жанайдар, Иман Дулатулы, Жоламана Тленшиулы, Бухарбай. Кроме того, на первом этапе к нему присоединилась часть султанов и биев, состоящих на русской службе, частью преследуя свои интересы, частью от страха перед Кенесары.

Летом 1837 года был разгромлен карательный отряд Чирикова и под властью Кенесары оказались территории Акмолинского, Кокчетавского, Каркаралинского и Баянаульского округов, В начале 1838 года

разрозненные отряды казахов объединяются под властью Кенесары. Весной он направляет посольство западно-сибирскому губернатору Горчакову со специальным письмом-протестом против политики Российских властей, где он требует уничтожения укрепленных пунктов на казахской территории, возврата отобранных пастбищ. Представители султана по дороге были схвачены, и Кенесары возобновляет активные действия против России.

Отряды казахов разгромили отряд войскового старшины Симонова. Летом 1838 года войска Кенесары сосредоточились у Акмолинской крепости. 7 августа состоялся ожесточенный штурм крепости, все ее постройки были сожжены. После этого в течение осени казахи продолжали партизанскую борьбу, систематически нападая на приказы, пикеты и разъезды, опустошая аулы султанов и прерывая коммуникации. Тогда же отряды Кенесары начинают переходить в районы рек Торгай и Иргиз с целью объединиться с отрядами Младшего жуза, возглавляемым Жоламан. батыром.

С конца 1838 года районы Торгая и Иргиза становятся основной базой казахских отрядов, .а войско Кенесары объединяет большинство родов Среднего и Младшего жузов. Колониальная администрация, видя бесполезность карательных экспедиций в глубь стели, меняет тактику и заключает перемирие с казахами. В 1840 году Кенесары получил амнистию, были возвращены из плена его родственники, прекращены карательные походы русских войск, начались переговоры между казахами и русским правительством.

С 1840 года начинается новый этап освободительной борьбы, связанный с возрождением казахской государственности. Совещание представителей казахских родов в Улытау завершилось в сентябре 1841 года избранием Кенесары ханом. Хан Кенесары провел ряд административных и судебных реформ, направленных усиление центральной власти и создание прочного тыла для продолжения борьбы. При хане работал совещательный орган - Ханскйй совет, в который входили его сподвижники. Были организованы ведомства, отвечающие за сбор налогов, военную подготовку, дипломатическую переписку.

Особые помощники хана - жасаулы были закреплены за различными родами и должны были следить за выполнением ханских распоряжений. Судом имели право заниматься только бии, которые имели разрешение от Кенесары. Для всего кочевого населения ханства был определен налог «зекет», для земледельческого 1 «ушур». Подчинявшиеся Кенесары казахские роды были освобождены от налогов в пользу русской и кокандской казны. Реформировал хан и свою армию. При нем появились у казахов артиллерия, казахи начали осваивать пеший строй. От пленных и беглых солдат и офицеров Кенесары перенимал основы русской тактики. Он впервые ввел знаки отличия и систему награждения отличившихся воинов. Хану удалось создать дисциплинированное, хорошо обученное, мобильное конное войско, насчитывающее до 20 тысяч человек.

Военные действия в степи возобновились в августе 1843 Т. Отряд из 5000 человек под командованием полковника Бизанова выступил из крепости Сахарной, другие отряды вышли из Омска, Петропавловска и

Каркаралинска. Со стороны реки Тобол выступил отрад султана Ахмета Жантюрина, состоящий из преданных царизму казахов. Умело маневрируя, Кенесары измотал в боях отряд Бизанова и вынудил его в сентябре 1843 г. отступить в Орск.

Осенью 1845 г. русские войска и отряды преданных царизму ага- султанов начали новые наступления на аулы Кенесары. Отступив на юг, хан не прекращал борьбу с русскими войсками, однако основные силы были брошены на войну с Кокандом. Соединившись с батыром Жанкожой Нурмухамедулы, Кенесары начал освобождение казахских родов, находящихся под властью Коканда. Зимой 1846 г, отряды кенесаринцев появились в кочевьях Старшего жуза на реке Или и в окрестностях Алатау. Кенесары обратился к кыргызским манапам, призывая их к совместной борьбе против России и Коканда. Однако кыргызы, возглавляемые манапом Ормоном, отвергли его предложение и начали набеги на аулы, подвластные Кенесары. Началась тяжелая война на три фронта — против кокандских войск, кыргызов и русских отрядов.

Отряды Кенесары вошли в 1847 г. в кыргызские земли. Здесь казахские войска столкнулись с огромными трудностями. Незнание местности, враждебное отношение со стороны местного населения, совместные действия кыргызов, кокандцев и русских отрядов предопределили поражение. Последнее сражение Кенесары произошло в горах Кекпы, недалеко от Бишкека. Казахи были окружены кокандскими и киргизскими отрядами. Кенесары попал в плен. Перед казнью он еще раз обратился к кыргызским манапам с предложением прекратить вражду и объединить силы для совместной борьбы с общим врагом, однако и на этот раз манапы отклонили его предложение.

Западно-Сибирский генерал-губернатор Горчаков наградил всех отличившихся в войне кыргызских манапов, а к убийце Кенесары, манапу Калигулу Алибекову, обратился с благодарственном письмом и наградил его серебряной медалью. Головы погибших в боях казахских джигитов были посланы в качестве подарка кокандскому хану.

3)Хара́дж (араб.خراج‎‎) — государственный поземельный налог в странах Ближнего и Среднего Востока, взимавшийся в Средние века и новое время. Впервые введён Сасанидами. В Арабском халифате первоначально взимался с покорённого немусульманского населения, а затем и с мусульман. В Османской империи в конце XVIII века слился с джизьей.

Ми́тра (др.-инд.Mitrá-, авест.Miθra- «дружба, договор, согласие») — божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом.

Устав об «Оренбургских киргизах» (разработан Эссеном, главой Оренбургского ГГ, им же назначались все чины) - отмена ханской власти в Младшем жузе – 1824г. Административная система: округ – дистанция (3) – старшинство. Младший жуз поделен на 3 части, во главе каждой – султан-правитель. С 1831 года создаются дистанции – административные единицы. Созданы 54 дистанции.

Билет №6

1)Карлукский каганат

Первые сведения о карлуках относятся V веку. Первоначально они занимали территории между Алтаем и восточным побережьем озеро Балхаш. В середине VII века в состав карлукского объединения вошли: булак, чигиль, ташлык. Титул вождя объединения — эльтебер.

В 742 году карлуки совместно с уйгурами и басмылами выступили против Восточно-тюркского каганата. В результате восточные тюрки были разбиты, и на месте их каганата возникло новое государство — Уйгурский каганат (744—840).

В 746 году карлуки потерпели поражения от Уйгурского каганата и переселились в Семиречье[1][4]. В середине VIII века между карлуками и огузами развязалась война за тюргешское наследство. Огузы в этой борьбе проиграли и ушли к Сырдарье[4], а карлуки остались в Семиречье создали раннефеодальное государство — Карлукский каганат[2][3]. Правители карлуков стали носить титул ябгу (джабгу на карлукском наречие).

В 758 годукарлуки начали наступление в Семиречье против тюргешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Тюргеши частью подчинились, частью от кочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжёлыми поражениями.

В 766—775 гг. карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII века распространили своё влияние на Фергану.

В 791 году уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Бешбалыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 году уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 году джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Иртыш. Карлуки были вынуждены подчиниться уйгурам.

В 840 годуенисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат, карлукам удалось освободиться. Уйгуры были вынуждены переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. В этой ситуации карлуки объявили о своей независимости, и карлукский джабгу правитель Испиджаба Бильге-Кюль Кадыр хан открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул каган[2][3].

Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов. Правитель Самарканда объявил «священную войну» против тюрков. В конце IX века арабы захватили Испиджаб, напали на Тараз. После длительной осады город пал, население приняло ислам[3]. Ставка кагана перенеслалась из Тараза в Кашгар[2][4].

История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 году столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана — чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать[2][3]. В Семиречье власть переходит к новой династии — Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлукские и тюргешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.

Часть карлуков от кочевали за реки Или и там создали новое государство — Карлукское ханство с столицей в Койлыке.

[править]Общественное устройство

Карлукский каганат представлял собой систему, где племена владели уделами. Это препятствовало централизации власти, и власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, руководившие крупными племенами, стремились упрочить свои фактически независимые владения.

В государстве была военно-администртивная система правления, было социальное и сословное неравенство, общество делилось на богатых и бедных. Большая часть населения состояла из родовых общинников, которые были зависимы от власть имущих. Система господствовавшей аристократии имела строгую иерархию. Роды и племена карлуков разделялись по своей значимости.

Правящая карлукская знать владела не только пастбищами, но и городскими центрами, так в персидском географическом сочинении X века «Худуд-аль-Алам» упоминается о том, что в стране карлуков насчитывается 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерке, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барысхан, Сикуль, Талгар (Тальхиз) и др. Столица и большинство городов карлуков находились вдоль «Великого Шёлкового Пути» и были важными культурными и экономическими центрами[4].

Огузы

Племена огузов занимали обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину. Наиболее компактно они жили в Приаралье, северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В XI—X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях современного Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов.

Этимология названия «огуз» неясна и она не раз дискутировалась в отечественной и зарубежной историко-филологической литературе. Термин, вероятно, означал «племена», «объединение племен», но затем мог превратиться в этническое имя с собирательным значением. Археологические и письменные источники говорят, что они на эту территорию пришли из Жетысу. Исходным ареалом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии, а начало становления ранне огузской группировки связано с Западным Жетысу.

Кочевавшие по Сырдарье племена кангаров были вынуждены частью войти в состав огузов, частью откочевать на запад — в Северное Причерноморье. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошли как древний этнический компонент долины Сырдарьи, так и кочевые и полукочевые племена Жетысу. Они делились на ряд племен со множеством родовых подразделений. Махмуд Кашгари утверждает, что огузы первоначально состояли из 24 племен. Более поздние авторы, в частности Марвази, говорят лишь о 12 племенах. Расхождение источников, вероятно, можно объяснить делением огузов на две экзогамные фратрии, бузуков и учуков, входящих соответственно в правое и левое крыло их войска. Огузское государство разделялось на уруки и аймаки. Термином «урук» обозначались родовые подразделения. Роды и племена, объединенные в состав более крупных племенных союзов, назывались «иль» (страна).

До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х веке cтолицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой.

Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались «иналами», для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны — «атабеки». Жены правителей носили титул «хатун» и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками — «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права — «торе», из наиболее могущественных родов. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.

2)В национально-освободительной борьбе казахского народа важное место занимает восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. В 1801 г. в междуречье Волги и Урала переселилось 5 тыс. казахских хозяйств во главе с ханом Букеем, что положило начало образованию Внутренней (Букеевской) орды. К концу 30-х гг. в ней насчитывалось уже около 20 тыс. хозяйств и 80 тыс. человек. Земля и пастбища распределялись неравномерно. За короткое время 2/3 земли перешли в частное владение к казахским феодалам и русским помещикам Юсуповым и Безбородко. Хан Джангир закрепил за собой 400 тыс. десятин земли. Особенно преуспел в этом не имевший султанского титула родственник хана Караул-ходжа Бабажанов. За арендованную у помещиков землю он рассчитывался, а затем по своему усмотрению собирал арендную плату с тех казахских аулов, которым разрешал пасти скот на арендованной земле, собирал штрафы, поборы, различные налоги, прикрываясь близостью к хану.
Первая волна выступлений во Внутренней Орде пришла в 1827—1829 гг. Казахские аулы возвращались за Урал. Старшина Серкеш Жаксыбаев объяснял атаману Уральского войска Бородину, «что причиною перехода за Урал служат несносные потери и притеснения со стороны хана; подать с народа собирается по нескольку раз в год в несоизмеримом со справедливостью и положением платящих размере»'^0стрый земельный кризис, налоговый гнет, различные урезки земли, феодальные распри привели в 1836 г. к восстанию. Возглавили его батыры Исатай Тайманов и Махамбст Утемисов.

3)Жеты Жаргы (каз.Жеті жарғы) — это свод законов Казахского ханства при хане Тауке[1]. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла своё закрепление в своде законов «Жеты Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVII века[2]

Конституция Казахской ССР 1978 года — основной законКазахской ССР, принятый на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля1978 года.

Состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей.[1]. Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6). Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций[2]. Была создана по образцу Конституции СССР 1977 года.

Была принята взамен Конституции КазССР 1937 года, действовавшей почти 40 лет.

Билет №7

1)кимакский каганат

Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Также каганат населяли: эймуры, татары, байандуры, ланиказы, аджлау и др. Столицей государства был город Имакия на Иртыше[2]. Кимакский каганат занимал обширную территорию от рек Тобол и Иртыш[2] и до Каспийского моря и Саян, от тайги и до Казахских степей[2]. Северной границей каганата была Сибирская тайга, восточной были горы Алтая, южная заканчивалась в безжизненной степной зоне. Перед серединой VIII вв. Кимакский каганат граничил с карлуками и тогуз-огузами на юге и с енисейскими кыргызами на востоке. После развала Уйгурского каганата в 840 г. большое количество тюркских племён присоединились к кимакам.

В X веке огузы были союзниками кимаков. В труде Ибн-Хаукаля (Х век) представлена карта, показывающая кипчак-кимакские и огузские совместные пастбища к северу от Аральского моря, сообщает об этом и Ал-Масуди, и добавляет о совместных учениях кипчаков с огузами вдоль реки Эмба.

На Ближнем Востоке страна кипчаков стала называться Дешт-и-Кипчак. Аль-Бируни отмечал в своих произведениях, что огузы с кимаками пасут скот совместно в стране кимаков. Главные западными соседями кимак-кипчаков в Х в. были башкиры, с которыми тесно контактировали самые западные племена кипчаков. Подтверждением этих сведений служит широкое распространение по Южному Уралу в IX—X веках каменных фигур людей[2], типично тюркских поясных ремней и др.

В начале XI века кимаки и кипчаки вытеснили огузов в южном направлении, печенегов в западном направлении, карлуков в юго-восточном и угров на север в сторону сибирской тайги. Полу-независимые ханы Кимакского каганата, почувствовав силу, стали проводить. сепаратистскую политику, ослабляя центральную власть кагана. Каган превращается только в военного лидера, с небольшим подвластным ему ополчением. Отдельные ханы имели и собственное ополчение. В каганате в это время не было централизованной армии. Примерно в том же XI в. кипчаки двинулись дальше на запад, занимая земли, ранее принадлежавшие огузам. Кипчаки усилились, и поставили кимаков в зависимое положение. Согласно оценкам некоторых источников, кипчакская миграция была продуманным захватом лучших пастбищ[3]. Вместе с кипчаками на запад ушло большое количество кимаков, остальные остались на своих территориях около Иртыша. Эта миграция на запад кипчаков, кимаков и печенегов, полностью изменила этническую карту Восточной Европы.

[править]Общественный строй

Каганат делился на 12 уделов, во главе которых стояли управители.

Власть кагана и управителей была наследственной. Широко была развита система удельного землепользования. Право на удельное владение давалось каганом, владельцы земель обязаны были выставлять ему определённое количество воинов, организовывать сбор налогов и обеспечивать выполнение законов и порядка. Каган пребывал в городе Имакия, расположенном на Иртыше.

Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием — возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркскогокаганата была также заимствована руническая письменность[2].

[править]Археология

В стране существовали десятки городов, развалины которых обнаружены в Южной Сибири и Казахстане. Умерших хоронили в курганах по способу трупоположения или сожжения (кремация). От тюрков — своих ближайших предков — кимаки унаследовали захоронение вместе с умершим коня, изготовление каменных статуй и поклонение богу Тенгри.

[править]Религиозные верования в каганате

Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, так называемое тенгрианство, почитали солнце и звезды, занимались астрологией[2]. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III века в Иране, Средней Азии и Индии), а также буддисты, позднее, с VIII века, — ислам[2].

Кыпчакское ханство

Первое упоминание этнонима кыпчак содержится в древнеуйгурской рунической надписи . Исходным субстратом для кыпчаков явилось телэское племя сеяньто.Борьба сеяното с северными тюрками за доминирование во Внутренней Азии, а затем с яглакар-уйгурами привела к их поражению.В результате чего они покинули территорию Монголии и переселились на запад в степи Джунгарии и Казахстана.
В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении. В XI-XII вв. кыпчаки активно участвуют в политических событиях Руси, Восточной Европы, Византии. В середине XI в. кыпчакские племена расселялись на обширной территории современного Казахстана от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на Западе, от озера Балхаш на юге до лесостепной полосы юго-западной Сибири на севере.

С этого времени термин кыпчак утрачивает этнический характер и приобретает этнокультурную семантику.
Кыпчаки были кочевниками.С начала XI в. до начала XIII в. формирование этнической общности кыпчаков вступает в новый этап развития. Этот этап связан с ростом могущества кыпчакских ханов. К этому времени принадлежит появление термина «Дешт-и-Кыпчак», то есть «Степь кыпчакская».

Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных отношений. Государство Дешт-и-Кыпчак было сложившимся централизованным, раннефеодальным государством, продолжившим традиции древнетюркской государственности. Здесь была строгая иерархическая система, общество было социально и сословно дифференцированным, власть - наследственной.

С Дешт-и-Кыпчаком граничила на северо-востоке саяно-алтайская цивилизация, носителями которой были кыргызы, хакасы и др. На северо-западе кыпчаки вошли в этнокультурный и политический контакт с населением Поволжья и Приуралья.

Этническая территория кыпчакских племен в пределах их этнополитического объединения была относительно стабильной, за исключением юго-западных рубежей, где, начиная с 30-х гг. XII в. активную политику проводило государство Хорезм-шахов.

2)Реформы 1867-1868 гг. усилили колониальную зависимость Казахской Степи. Подпостройку крепостей изымались земли кочевников, увеличивались налоги. Длянесостоятельных кочевников особенно неудобными были новые правилаземлепользования. Казахские земли пореформе 1867-1868 гг. были объявлениягосударственной собственностью.Покибиточный сбор с 1 руб. 50 коп. серебром вырос до3 руб. За работу и проживаниев прилинейных русских селениях взимался билетный сбор. Другие поборы народобозначил словом шыгын.С учетом земского сбора размер подати достигал 3 руб. 50коп.Объявление земли государственной собственностью и использование еепотерриториальному принципу было чуждопредставлениям кочевников.Подчинениезимовочных и летних кочевийразличным административно-территориальным органамиобострило отношения между родами и создало большие неудобства. Эти тяготыподвигликазахских шаруа на освободительную борьбу,которая в1868-1869гг. охватилаУральскуюиТургайскуюобласти. Поднялись на борьбуи родоправители, лишившиесяпривилегий. В окрестностях озера Шалкар восставших возглавили СейлТуркебайулыиБеркинОспанулы.6 мая 1869 г. около урочища Жамансай они атаковали отрядфонШтемпеля. Восстание носилоодновременнои антифеодальныйхарактер. На аулысултанов, биев, волостных и аульных старшин было совершено 41нападение. С войскамивыступил сам военный губернатор Н.А.Веревкин. Плохо организованные, разобщенные повстанцы потерпели поражение.В 1870г. вспыхнуло восстание на Мангыстау.Власти запретили роду Адайпользоваться летовками. От адаевцевпотребовали уплаты податейи сборовза прошедший год. 40 тыс. кибитокдолжны были уплатить 160 тыс. руб.Поводом к восстанию послужили попытки пристава Мангыстауского края Рукинаспомощью войск принудить адаевцев принять «Положение». Восставших возглавилиДосан Хажиулы.и ИсаТленбайулы.Повстанцы окружили отряд Рукина остатки отряда дались. Рукин застрелился. Весть о разгроме отряда Рукина послужила сигналом к началу широкого освободительного движения. К движению примкнули взбунтовавшиеся рыбаки и рабочие рыбных промыслов, атаковали Николаевскую станицу и Александровский форт, создали «флотилию» из лодок. Восстание было подавлено. Царские сатрапы выполняли распоряжение военного министра России Милютина«примерно наказать мятежников». Адаевцы выплатили контрибуцию в размере 90 000 баранов. 3000 семей казахов-адаевцев перешли на территорию Хивинского ханства.В Мангыстауском восстании антифеодальная направленность была выражена слабо. Его особенность - впервые в борьбе за свои права активно участвоваликазахские наемные рабочие.

3)гуньмо - титул усуньского(Казахстан) правителя

Даулеткерей Шигаулы (Шигаев), (каз: Дәулеткерей Шыға-ұлы), (1820(1820), аул Орда, Букеевская Орда, Российская империя – 4 мая1887, там же). Известный казахский народный композитор XIX века, кюйши, акын. В молодости Даулеткерей стал свидетелем народно-освободительного восстания казахов Букеевской орды (1836 - 1838) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против российской колонизации и наместника царя хана Жангира, которое оставило свой отпечаток на творчестве кюйши.

В 1851 году Даулеткерей Шигаев становится правителем рода Серкеш. Он попадает в число представителей казахского народа на торжествах по случаю коронации царя Александра II в 1855 году. В этом путешествии в Петербург он услышал и увидел много интересного, чего не видел и не слышал раньше, услышал произведения европейских композиторов в оркестровом исполнении.

В 1861 году Даулеткерея назначили правителем рода в Кызылкурт, там он через год встретился с "отцом" кюев – Курмангазы. Даулеткерей во время встречи сыграл свой кюй "Булбул" (Соловей). Пьеса очень понравилась Курмангазы, он включил ее в свой репертуар и даже сочинил своеобразный парафраз на эту тему. Играя друг другу, Курмангазы и Даулеткерей много позаимствовали друг от друга [2]. Известный казахский музыковед, академик Ахмет Жубанов пишет: «На музыкальное творчество Даулеткерея большое влияние оказали беседы с Курмангазы, встречи с другими домбристами, исполнявшими кюи в традиционно народной манере».

Последующие кюи Даулеткерея "Топан" и "Жигер", выражающие стремление народа к свободе, вместе с тем отражают раздумья человека, много выстрадавшего в жизни, мужественного, сдержанного, серьёзного. О кюе "Жигер" собиратель казахских народных произведений Александр Затаевич писал: "В этом кюе звуки превышают возможности домбры, бьют через край, бурлят. Это произведение, написанное в приподнято-возвышенном темпе, имеет большое значение".

В то же время Российская Империя ликвидировала ханскую власть в казахских жузах, установив вместо исконных казахских форм государственности главенство российской администрации введением в 1822 году «Устава о Сибирских киргизах» и реформой местного управления в 1824 году. В 1850 году Казахстан был разделен на 4 региона. Центрами регионов стали города Уральск, Торгай, Акмолинск и Семипалатинск.

Постепенно Казахское Ханство интегрировалось в систему экономики Российской Империи. Это способствовало разрушению натуральных форм хозяйства, значительному расширению русско-казахской торговли. Хозяйство казахов постепенно втягивалось в орбиту капиталистического развития. Усилился ввоз в Казахстан не только готовых товаров, но и капитала. В степи возникали города, постепенно становившиеся административно-экономическими центрами Казахского Ханства, строились дороги, заводы и фабрики, открывались банки. Казахи, традиционно бывшие кочевниками, стали приобщаться к земледелию, часть из них перешла к оседлому образу жизни. При этом казахи заимствовали опыт своих соседей – русских переселенцев – крестьян Сибирского и Оренбургского краев.

По мнению того же Е. Бекмаханова, если до середины XIX века земледелием занималась, в основном, беднота – «жатаки», то «к 20-30-м годам к земледелию стала переходить значительная часть казахов, живших как близ пограничной линии, так и в глубине степи. Это объяснялось главным образом наступившим кризисом пастбищно-скотоводческого хозяйства, вызванным той же земельной теснотой.

В сфере животноводства тоже произошли значительные изменения – сенокошение привело к тому, что важное значение для казахов стал приобретать крупный рогатый скот. При этом он стал цениться не только как источник мясной пищи и средство передвижения, но и как источник молочных продуктов. Эти перемены нашли свое отражение в фольклоре: пословицах и поговорках. Если раньше казахи говорили: «Малдын жаманы сиыр», т.е. «Худший вид скота – корова», то к середине XIX века на смену этой пословице пришла другая – «Сиыр бай болды», т.е. условно «Корова даст богатство».

С начала 60-х годов девятнадцатого столетия на казахские земли начинается активное переселение жителей России. Так, до конца века в Казахстан было переселено 1,5 миллиона российских крестьян. В результате меняется демографическая ситуация. К 1914 году численность казахов составляет 58,5%, а русских – 29,6%. Таким образом, общество превратилось из этнически однородного в полинациональное. Массовое переселение в казахские степи русского крестьянства вело к установлению тесных связей между казахами и русскими. Сложившиеся на почве совместного проживания отношения значительно повлияли на традиционный быт как русских переселенцев, так и коренных казахов.

Билет №8

1)Карахани́дское госуда́рство (уйг.قاراخانىيلارخانلىقى; каз.Қарахандар хандығы; узб.Qoraxoniylar xoqonligi) — средневековое государство на территории Центральной Азии.Происхождение

Происхождение самой династии неясно, принятые в литературе её названия (Караханиды, реже Илеки) совершенно условны и сконструированы историками XIX века из двух распространённых титулов: кара-каган и илек[7].

[править]Образование каганата

После разгрома Уйгурского каганата в 840 году, выходец из знатного рода Эдгиш, который составлял часть племени чигилей, карлукский йабгу и правитель Исфиджаба Бильге-Кюль, который имел прозвище "Кара" ("Чёрный" - А.Б.), открыто заявил о своих правах на верховную власть и принял титул "хайан"[8][9][10]. Возможно, с этого момента берёт своё начало род Караханидов. [11]

При сыновьях Бильге-Кюля "Кара" Кадыра Арслан-хайана (840 - 893) ("Арслан" - лев - тотем чигилей) - Базире Арслан-хайане (893 - 920) и Огулчаке Арслан-кагана (893 - 940) - возобновляются набеги на территорию Мавераннахра. К этому времени в Мавераннахре начинается укрепление дома Саманидов. Ликвидировав междоусобицы внутри рода и усмирив мятежи против власти Саманидов в Хорасане и Мавераннахре, ЭмирАбу Ибрахим Исмаил ибн Ахмад Саманид (892 - 907) начал задумываться об обеспечении внешней безопасности Эмирата. В связи с этим в 893 году был предпринят поход на Семиречье, в результате которого были бзяты города Исфиджаб и Тараз. После д

Наши рекомендации