Переселение хунну в Казахстан
В результате внутренних междоусобиц в 55 г. до н. э. произошло разделение могущественного хуннского государства на две части -южную и северную. Южные хунну приняли подданство Китая, а северные хунну во главе Чжи-чжи, откочевали к озеру Кыргыз-Нур в северо-западной Монголии.
Общественный строй
В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений:
• Титул правителя - шанъюй, бывший неограниченным монархом.
• Заместители правителя - темники, количество которых было 24 (князья, которые являлись сыновьями, братьями, родственниками шаныоя). Должности и высшие чины у хунну имели наследственный характер.
• Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины.
• Народное собрание, которое собиралось, 3 раза в год и совет старейшин решали государственные дела.
• Для содержания управленческого аппарата взимались налоги.
• В хуннском обществе появились частно-семейная и личная собственность на скот и землю.
Культура
В III-V вв. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля». Основной материал - золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов:
1. Инкрустация - вставки из цветных камней;
2. Зернь - запаивание золотых шариков на основу;
3. Скань - запаивание витой проволочки;
4. Шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль - заливка отдельных гнезд специальным составом.
Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Истоки полихромного стиля относятся к началу I тыс. до н.э. Уже в VII-V в. до н. э. в Казахстане были известны два технических приема - инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Верхнего Иртыша (Шиликты), Центрального (Жыланды)и Западного Казахстана (Бесоба), а также в погребениях Алакульской впадины.
Заимствованная в начале 1 тыс. до н.э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья, эта сложная и тонкая техника передавалась древними азиатскими ювелирами из поколения в поколение, достигнув расцвета в VI-V вв. н. э., полихромный стиль дожил до нашего времени.
С появления племен хунну в Казахстане связано:
• Проникновение большой группы тюрко-язычных племен;
• Проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей;
• Проникновения «полихромного стиля» в искусстве.
Таким образом, объединения уйсуней, канглов и хунну достигли уровня государственности. Об этом говорят следущие признаки перехода к государственному строю, присущее всем этим обществам:
1. Наличие определенных территориальных владений;
2. Появление частной собственности на скот и землю;
3. Существование примитивного бюрократического аппарата;
4. Введение налога как формы эксплуатации;
2)СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. Завершение присоединения Казахстана к России внесло существенные перемены в политику империи в отношении казахского края. Военно-колониальными акциями присоединив Семиречье и Южный Казахстан, царизм вышел на среднеазиатский плацдарм, вытеснив английское влияние в регионе.
Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой. Российская империя, руководствуясь своими далеко идущими политическими интересами, установила в Казахстане колониальный режим. Бурно развивавшаяся промышленность метрополии все более и более нуждалась в источниках сырья, рабочей силе. Богатый природными ресурсами, животноводческим сырьем Казахский край давно привлекал внимание российских предпринимателей.
Однако освоение огромного региона с разными природно-географически-ми условиями требовало от правящих кругов проведения административно-территориальных, судебных и других нововведений. Уставы о сибирских, оренбургских казахах 1822 1824 гг по существу ликвидировавшие ханство в Казахстане за исключением Букеев-ской, или Внутренней орды, открыли простор для правительственной и частной казачьей колонизации, но не смогли уничтожить веками сохранившиеся формы правления.
Родоплеменная структура казахского общества суд биев, власть султанов в основном продолжала сохранять былое значение, хотя создание окружной системы, вытеснение кочевников с веками насиженных мест стали подрывать основу политической системы и хозяйственного уклада автономного населения. Проведению административной системы управления благоприятствовало и положение разросшейся в своих границах империи.
11 июля 1867 г. царь Александр II подписал проект Положения об управлении Семире-ченской и Сырдарьинской областями 21 октября 1868 г. проект Положения оо управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями. Таким образом, Временное положение об управлении Казахстаном было подготовлено царизмом на основе соображений правительственных чиновников при активном
участии султанов Сейдалина, Чингиза Валиханова, Мусы Чормано-ва и др. Изменениям подверглись управления Семипалатинской, Акмолинской областями, открытыми в 1854 г Семиреченской 1866 г
Все это послужило причиной восстания казахов Тургайской и Уральской областей в 1868 г. Восстание возникло стихийно и длилось с декабря 1868 г. по
октябрь 1869 г. Оно носило выраженный антиколониальный характер. Казахи, предводительствуемые крупными родоначальниками, бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Так, б мая 1868 г. вышедший с комиссией с Оренбургской линии отряд фон Штемпеля в составе 200 сабель и роты пехоты при озере Джаман-Сай подвергся нападению 20 000 казахов, которые продержали его в осаде в течение семи дней.
3)Левира́т (от лат. levir — деверь, брат мужа), у́жичество[1] — брачныйобычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками.