Посмотрим, как должны осуществляться эти контакты.
2.1. Какова роль руководителя в процессе выполнения студентом диплома и при подготовке к его защите? |
Деятельность научного руководителя диплома включает в себя целый комплекс направлений:
помощь студенту в выборе темы диплома;
определение задания на диплом – цели, задачи, ожидаемые результаты;
помощь в разработке плана работы над дипломом;
рекомендации по определению места преддипломной практики;
оказание помощи в выборе методов проведения исследования;
консультации по подбору литературы и фактического материала;
систематический контроль процесса выполнения диплома в соответствии с разработанным планом;
оценка качества выполнения диплома в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями (написание отзыва научного руководителя);
организация предзащиты диплома на кафедре с целью выявления готовности студента к его защите.
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
2.2. Какова роль кафедры при организации процесса подготовки диплома? |
Кафедра, как ключевое звено академии, играет важную роль в процессе подготовки студентом диплома. В ее функции входит:
предложение примерной тематики дипломов;
назначение научного руководителя;
обеспечение устойчивой связи научного руководителя и студента-дипломника (через методиста кафедры);
консультирование по вопросам поиска и отбора источников в ходе работы над дипломом;
Выпускающие кафедры по соответствующим специальностям должны:
утвердить конкретную тему диплома;
организовать предзащиту диплома на кафедре и по ее итогам представить заключения и рекомендации автору диплома;
представить допуска диплома к защите.
2.3. Какова роль деканата при организации процесса подготовки и защиты диплома? |
При организации процесса подготовки диплома обязанности деканата заключаются в следующем:
проведение организационного собрания со студентами по вопросам выбора темы диплома, прохождения преддипломной практики и организации защиты;
подготовка бланков заявлений на утверждение темы диплома и выдача их студентам;
подготовка бланков заданий на диплом, бланков план-графика его выполнения;
оформление направлений на преддипломную практику и выдача их студентам за неделю до начала практики (для студентов ФУЭП и ФЗО);
подготовка проекта приказа об утверждении тем дипломов за 1 месяц до защиты;
допуск студентов к защите диплома на основании выполнения учебных планов, прохождения преддипломной практики и сдачи государственного экзамена;
прием и регистрация готовых дипломов от студентов-дипломников;
подготовка документации к заседанию ГЭК: учебные карточки, зачетные книжки, ведомости, книги протоколов заседаний ГЭК;
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
2.4. Как выбрать тему диплома? |
Студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему диплома. Выпускающие кафедры разрабатывают примерную тематику дипломов.
Если одна и та же тема выбрана несколькими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми из них, кто наиболее аргументировано обосновал свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.
При выборе темы важно учитывать:
свои индивидуальные склонности и интересы;
текущее место работы или возможность трудоустройства: знание того, какие существуют проблемы в организации по месту работы, каковы потребности развития и совершенствования организации;
практическую значимость работы для конкретного предприятия, организации, учреждения, что может подтверждаться заказом организации на разработку диплома на определенную тему;
место прохождения производственной и преддипломной практик;
возможность получения конкретных материалов по выбранной теме;
наличие и доступность специальной литературы по проблеме исследования;
изученные Вами ранее проблемы при написании других письменных работ: курсовых, рефератов, отчетов о прохождении практики.
В сроки, определенные соответствующим деканатом, Вы согласовываете с заведующим выпускающей кафедрой уточненную тему диплома. Заведующий кафедрой назначает научного руководителя, а в некоторых случаях – и научного консультанта.
2.5. Можно ли изменить или скорректировать выбранную тему диплома? |
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
представить убедительные аргументы необходимости изменения или корректировки темы (вновь возникшие потребности профессиональной деятельности, или заказ будущего работодателя, учитывая специфику специальности);
согласовать изменения с научным руководителем;
довести новое название темы до деканата..
2.6. Может ли студент сам предложить тему диплома? Если да, что для этого он должен сделать? |
Студент, желающий выполнить диплом на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор: доказать ее актуальность, наличие практического материала, соответствие темы специальности и специализации. Тема должна быть заведующим выпускающей кафедрой.
2.7. Можно ли выбрать тему диплома, связанную с работой ВВАГС? |
Процесс выполнения дипломов студентами ВВАГС может быть использован при решении задач развития академии. Конкретизировать проблему исследования можно через заведующих кафедрами, проректоров или ректора академии.
2.8. Кто может быть научным руководителем диплома? |
Как было отмечено выше (вопрос 2.2), вопрос о назначении научного руководителя решает кафедра, на которую направлено заявление студента о выборе темы.
Научный руководитель назначается, как правило, из числа преподавателей данной кафедры по согласованию с ним, исходя из его научных интересов и специализации на кафедре.
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
2.9. Может ли студент сам выбрать научного руководителя? |
Студент может высказать пожелания о закреплении за ним конкретного научного руководителя по согласованию с последним. Если данные пожелания соответствуют возможностям кафедры и требованиям к научному руководителю, заведующий кафедрой может учесть эти пожелания студента.
2.10. Как первый раз встретиться с научным руководителем? |
После утверждения научных руководителей на каждой кафедре составляется график консультаций профессорско-преподавательского состава по дипломам. Данный график вывешивается на кафедре или на информационном стенде около кафедры. В соответствии с этим графиком дипломник выбирает ближайший день для встречи с научным руководителем.
Кроме этого, деканаты ежегодно проводят организационные собрания со студентами-дипломниками, на которых организуются их встречи с руководителями.
Дальнейшее взаимодействие дипломника и научного руководителя определяется при личной встрече.
Более подробно об этом Вы можете узнать, обратившись к ответу на вопрос 2.24.
2.11. Что вправе ждать дипломник от научного руководителя при первой встрече? |
При первой встрече руководитель должен:
1. Помочь студенту.
уточнить формулировку темы диплома;
определить объект и предмет исследования;
сформулировать первоначальные цели и задачи (задание на диплом);
2. Указать основную литературу и источники получения практической информации;
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
4. Помочь определить тип организации или учреждения для прохождения преддипломной практики или базу, на материалах которой будет написана практическая часть диплома;
5. Назначить время следующей встречи и дать задание, которое студент должен выполнить к этому времени (например, составить план-график, найти конкретную литературу и практический материал).
2.12. С какой информацией должен приходить дипломник на первую встречу с руководителем? |
Первая встреча с научным руководителем будет более конструктивной, если студент придет:
с вопросами после изучения методических рекомендаций (например, данного пособия);
с предложениями по уточнению темы;
с предложениями по месту преддипломной практики или базовой организации или учреждения, с обоснованием причин выбора данной базы.
2.13. Можно ли поменять научного руководителя? Если да, то как? |
Как и тему диплома, научного руководителя можно сменить только в исключительных случаях:
· при смене темы диплома, если она находится вне сферы интересов ранее утвержденного научного руководителя;
· при невозможности утвержденного руководителя осуществлять свои функции.
Нового руководителя по предложению студента или ранее утвержденного научного руководителя назначает только кафедра. Соответствующие изменения доводятся методистом кафедры до деканата и вносятся в заявление студента на тему диплома.
2.14. Какую информацию для написания диплома может получить студент в академии? |
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
в библиотеке ВВАГС
Ø учебную, научную и справочную литературу, найти которую можно, обратившись в картотеки справочно-библиографического отдела;
Ø материалы электронного каталога информации, о содержании и механизме работа с которым, Вы можете узнать, обратившись к специалистам справочно-библиографического отдела. Краткое описание электронных ресурсов библиотеки Вы можете найти в Приложении 1 данного пособия
в Институте повышения квалификации ВВАГС (ул.Пушкина, 10),где создан кабинет практической работы (к. 214), который имеет большой банк правовой и практической информации о деятельности органов государственного и муниципального управления. Содержание данного банка представлено в Приложении 2.
Познакомиться с данной информацией Вы сможете с помощью научного руководителя, который осуществляет непосредственную связь с заведующим кабинетом практической работы ИПК.
2.15. Что может дать преддипломная практика для написания диплома? |
В ходе преддипломной практики студент собирает материал для практической части диплома, исходя из основных положений теоретической части работы, которая к периоду выбора места преддипломной практики должна быть в основном уже написана.
На преддипломной практике студент в соответствии с поставленными задачами знакомится со структурой данной организации или учреждения, с правовой базой и основными направлениями деятельности и ее результатами.
На основе анализа собранного материала выявляются достижения и проблемы в деятельности данной организации или учреждения и разрабатываются предложения (проект) по их решению.
На месте практики дипломник согласовывает с руководителем практики от организации график прохождения практики, условия получения необходимого практического материала для написания диплома, а также возможность получения внешней рецензии к выпускной работе.
В ходе преддипломной практики студент может изменить тему диплома по рекомендации работодателя и по согласованию с научным руководителем.
Руководитель практики от базовой организации может представить внешнюю рецензию на выполненный диплом.
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
2.16. Как выбрать место преддипломной практики? |
На основании выбранной темы диплома студент направляется на преддипломную практику в организацию, на основе материалов которой будет выполняться практическая часть диплома. Данная организация определяется или по индивидуальной заявке студента, или деканатом ФУЭП на основе специальности и выбранной темы диплома. Студенты, обучающиеся по целевой контрактной подготовке, или заключившие контракт с будущими работодателями, или уже работающие, проходят преддипломную практику, как правило, в соответствующих организациях.
2.17. Когда и куда сдавать готовый диплом? |
Ваш полностью законченный диплом должен проделать следующий путь:
1. Вы предоставляете текст диплома своему научному руководителю на проверку не позднее, чем за 1 месяц до защиты, для первоначальной оценки, исправлений и представления его для предзащиты на кафедре.
2. Далее диплом рассматривается на кафедре в рамках предзащиты, где Вам могут дать рекомендации и замечания, которые Вы должны за оставшееся до защиты время исправить и реализовать.
3. После доработки диплом подписывается Вами на последней странице Заключения и представляется руководителю для написания отзыва.
4. Далее, диплом передается на внешнюю рецензию, как правило, в организацию, на базе которой был собран практический материал.
5. Вместе с отзывом, рецензией и заданием на дипломный проект (работу) переплетенный текстдиплома передается на кафедру, где он выполнялся для получения рекомендаций от заведующего кафедрой, а затем на выпускающую кафедру, где заведующий кафедрой подписывает допуск диплома к защите.
6. После допуска к защите методист кафедры передает диплом с указанными документами в деканат (не позднее, чем за три дня до защиты).
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
2.18. Что такое предзащита диплома и как ее пройти? |
В целях контроля качества подготовленного диплома кафедра, где он выполнялся, организовывает его предзащиту, т.е. обсуждение содержания работы и заслушивание выступления студента-дипломника.
Решение о проведении предзащиты выносит кафедра по представлению научного руководителя.
Предзащита проводится, как правило, за 2 недели до срока сдачи диплома в соответствующий деканат с учетом того, чтобы за оставшийся срок студент мог исправить имеющиеся недостатки в тексте диплома и в содержании выступления на защите.
Так же на предзащите студент может представить, какие вопросы могут быть заданы ему на процедуре защиты диплома, и подготовиться к ответу на них. Результаты предзащиты заносятся в протокол заседания кафедры.
По итогам предзащиты студент получает рекомендацию для вынесения диплома на защиту.
В случае, если кафедра сочтет невозможным рекомендовать диплом к защите и соответствующую выписку из решения кафедры представит в деканат, студент не допускается до защиты диплома перед государственной аттестационной комиссией.
2.19. Как найти внешнего рецензента? |
Внешним рецензентом, как правило, должен быть представитель организации, на базе которой проходила преддипломная практика студента и на материалах которой была выполнена практическая часть диплома. Рецензентом может быть и представитель организации, деятельность которой связана с темой диплома, или преподаватель (доцент, профессор) профильной кафедры другого вуза, специализирующийся на изучении проблем, рассматриваемых в дипломе.
2.20. Что должно содержаться в рецензии? |
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
2.21. Как диплом может помочь организовать взаимосвязь дипломников с потенциальными работодателями? |
Взаимосвязь дипломника с потенциальным работодателем может осуществляться через преддипломную практику. В ходе практики студенты-практиканты, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, могут получить предложение о трудоустройстве по месту ее прохождения.
Кроме того, на сайте Академии в разделе СТУДЕНТАМ\ ТРУДОУСТРОЙСТВО\\создана и работает СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ.
Данная система включает в себя постоянно обновляющуюся базу данных студентов и выпускников ФУЭП, нуждающихся в трудоустройстве.
В завершении этой главы приводим несколько конкретных комплексных рекомендаций, основанных на опыте работы со студентами-дипломниками.
2.22. Как организовать собственную работу по подготовке диплома? |
Нерациональная организация работы над дипломом приводит к тому, что диплом сдается на кафедру, для внешнего рецензирования и в деканат с нарушением установленных нормативными документами сроков или вообще не допускается к защите.
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
Рис.1. Основные проблемы студента-дипломника
Несколько рекомендаций, которые помогут Вам организовать себя в процессе подготовки дипломного проекта:
1. Поставьте перед собой конкретную цель. Например, защитить диплом на оценку «отлично» или «хорошо». Но при этом осознайте, что если Вы хотите на защите дипломного проекта получить оценку «отлично», то Вы должны начать работу уже сейчас.
У Вас прекрасный шанс еще раз доказать на деле себе, родным, друзьям, что у Вас достаточно знаний, умственных способностей и деловых качеств, чтобы самостоятельно выполнить дипломный проект.
Помните, что тема диплома, его содержание и внешний вид зависит в первую очередь от Вас. Подумайте, каким Вы видите свой будущий дипломный проект.
Подумайте, что лично для себя полезного Вы можете сделать с помощью работы над дипломом.
2. Разбейте сложную задачу «подготовка диплома» на более простые и конкретные.
Рис. 2. Пример структурирования работ по подготовке дипломного проекта (работы)
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
Рис.3. Пример детального структурирования работ по подготовке дипломного проекта (работы)
Разбивайте задачи на более простые работы до тех пор, пока Вам не станет понятно с чего начинать. Чем проще будет сформулировано задание, тем больше шансов его выполнить.
Очень часто студент сталкивается с проблемой: материал есть, но как из него сделать главу или параграф – не понятно. Если не понятно – дробите задачу на более легкие. Например, используйте такой алгоритм:
Соберите весь материал, который Вы хотите включить в параграф, в один файл. Можно при этом не соблюдать какую-либо последовательность.
Определите структуру параграфа, или просто логическую последовательность рассуждений. Например:
Параграф 1.3. Правовые основы развития земельного рынка в России.
Рис.4 Структура параграфа
разбейте файл на логические блоки.
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
удалите лишний материал.
теперь попробуйте связать блоки отдельными абзацами или предложениями. Если затрудняетесь, используйте формулировки из литературы или Internet-источников. Если есть возможность, проконсультируйтесь у научного руководителя.
3. Составьте перечень работ. Например, по порядку их выполнения:
Взять на кафедре список рекомендуемых тем.
Выбрать 2-3 «интересные» темы (смотрите соответствующий раздел методических рекомендаций «как выбрать тему дипломного проекта»)
Согласовать тему с научным руководителем.
Посмотреть в Internet материалы для ДП.
Сходить в библиотеку Академии, отобрать книги по теме ДП.
Разработать структуру ДП.
Позвонить научному руководителю, договориться о встрече для согласования структуры ДП и задания на ДП.
Согласовать структуру ДП, подписать задание на ДП, уточнить список литературы.
Отобрать материал для первой главы ДП.
Написать параграф 1.1.
Написать параграф 1.2.
Написать параграф 1.3.
Отослать научному руководителю по электронной почте первую главу для проверки.
Данный перечень не может быть универсальным, он должен быть составлен самим студентом, т.к. перечень и последовательность работ зависит от конкретных обстоятельств.
Укажите сроки выполнения каждой задачи. Удобно также использовать календарный план. Нет необходимости согласовывать эти документы с кем-нибудь. Это Ваши личные рабочие документы, которые Вы составляете для себя. Составляйте их так, как это удобно для Вас. (примеры См. :вПриложении 3 ).
Правильно составленный план работ – 50% успеха реализации любого проекта.
Прежде чем составить календарный план, возьмите календарь и вычеркните из него дни, в которые Вы не сможете заниматься подготовкой ДП, например:
Период экзаменационной и зачетной сессии (если таковой еще предстоит)
Праздники, выходные (во-первых, в выходные надо отдыхать, во-вторых, не питайте иллюзий – заставить себя в выходной день заниматься ДП еще сложнее, чем в обычный)
[ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000B00000021041E04140415042004160410041D04180415040000 ] |
Возможные командировки
Если Вы проделаете эту работу, то Вы увидите, что у Вас осталось не так уж много времени, поэтому лучше не тянуть, а приступить к выполнению заданий из списка уже сейчас. Вам лучше знать, как поощрить себя.
4. После выполнения задачи, вычеркните ее из списка. Знайте, что Вы заслужили поощрение – либо просто вздох облегчения, либо несколько дней отдыха от ДП.
Ø Взять с кафедры список рекомендуемых тем.
Ø Выбрать 2-3 «интересные» темы (смотрите соответствующий раздел методических рекомендаций «как выбрать тему дипломного проекта»)
Ø Согласовать тему с научным руководителем.
Ø Посмотреть в Internet материалы для ДП.
Ø Сходить в библиотеку Академии, отобрать книги по теме ДП.
Ø Разработать структуру ДП.
Позвонить научному руководителю, договориться о встрече для согласования структуры ДП и задания на ДП.
Согласовать структуру ДП, подписать задание на ДП, уточнить список литературы.
Отобрать материал для первой главы ДП.
Написать параграф 1.1.
Проверьте оставшиеся задачи, может быть, в них придется что-то изменить: сроки, например.
Если Вы все еще не пользуетесь органайзером в бумажном или электронном виде, то у Вас появился шанс научиться это делать, тем более, что это является бесценным навыком планирования для менеджера любого уровня и специалиста.
5. Приучите себя регулярно обращаться к списку заданий. Если не ежедневно, то хотя бы раз в неделю. Во-первых, Вас это будет подстегивать к выполнению заданий, во-вторых, вы сможете своевременно вносить изменения в план в соответствии с изменившимися обстоятельствами.