Роль и значение Указов Президента РФ как источники права социального обеспечения

Президент РФ как гарант Конституции обеспечивает социальные права граждан России с помощью Указов. Указы Президента РФ касаются широкого круга вопросов сферы социального обеспечения, это и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, установление государственных пенсий и социальных пособий.

Перечислим Указы Президента по указанным направлениям социального обеспечения:

1. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества. С этой целью Указы Президента способствуют реализации государственной политики в этой области:

- от 5 ноября 1992 г. № 1335 (ред. от 05.10.2002) «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций»;

- от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;

- от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

- от 26 марта 2008 № 404 (в ред. от 29.12.2012) «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;

- от 13 мая 2008 г. № 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава»;

- от 29 октября 2009 г. № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)»;

- от 13 апреля 2011 г. № 444 (ред. от 29.06.2013) «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации»;

- от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [8];

- от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- от 29 декабря 2012 г. № 1717 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и др.

2. Установление социальных пособий. Семьи с детьми, особенно неполные, составляют значительную долю нуждающегося населения России, а в сельской местности, где нередко отсутствует возможность трудоустройства родителей, детские пособия выступают основным источником средств к существованию:

- от 13 мая 2008 г. № 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами»;

- от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;

- от 29 октября 2009 г. № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)»;

- от 24 февраля 2010 г. № 247 (ред. от 26.12.2006) «О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий и социальных выплат» и др.

Отметим, что Президент Российской Федерации в рамках пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ может устанавливать дополнительное материальное обеспечение тем гражданам, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, на которых не распространяется действие названного Федерального закона.

3. Поддержка пожилых людей. Указами Президента Российской Федерации устанавливаются как новые нормы, так и конкретизируются положения пенсионного права, уже закрепленные в федеральных законах:

- от 17 декабря 2002 г. № 1413 «Об утверждении Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих»;

- от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров»;

- от 20 сентября 2010 г. № 1141 (в ред. от 19.05.2011) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»;

- от 31 марта 2014 г. № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» и др.

Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

4. Социальная помощь ветеранам. Забота о ветеранах состоит в числе приоритетов государственной социальной политики Российской Федерации. Вопросы заботы о здоровье ветеранов всегда находились и находятся на контроле Президента РФ:

- от 24 января 1995 г. № 63 «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период»;

- от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»;

- от 19 мая 1995 г. № 501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы»;

- от 27 декабря 1999 г. № 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»;

- от 24 ноября 2000 г. № 1930 «О мерах по поддержке ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, постоянно проживающих в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике»;

- от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»;

- от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»;

- от 9 января 2010 г. № 30 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»;

- от 07 мая 2012 г. № 595 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»;

- от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 8 мая 2014 г. № 311 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике» и др.

Для права социального обеспечения характерны так называемые «юбилейные» указы Президента, которые принимаются к определенной дате в отношении определенных категорий граждан, как правило, имеющих заслуги перед государством и нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.

5. Социальная поддержка инвалидов. Указы Президента РФ направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ:

- от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы»;

- от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов»;

- от 22 апреля 2010 № 498 «О некоторых вопросах, связанных с празднованием 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»

от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и др.

6. Социальная поддержка отдельных категорий граждан:

- от 30 мая 1994 г. № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»;

- от 22 мая 1996 г. № 748 «О дополнительных социальных гарантиях спортсменам, работникам физической культуры, спорта и туризма»

- от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»;

- от 7 февраля 2000 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей»;

- от 29 октября 2009 г. № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)»;

- 31 марта 2014 г. № 194 «О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях республики Крым и г. Севастополя»;

- от 23 мая 2014 г. № 361 «О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации, назначенных (назначаемых) на должности федеральной государственной гражданской службы в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, создаваемые на территориях Республики Крым и г. Севастополя» и др.

Большое значение для права социального обеспечения имеют выполнение так называемых «майских» Указов Президента. Это пакет документов, состоящий из 11 Указов, которые были утверждены Президентом 7 мая 2012 года в день вступления в должность главы государства.

В этих указа были обозначены основные направления развития страны на ближайшие годы, в частности, по вопросам долгосрочной государственной экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, об обеспечении граждан доступным жильем и повышении качества услуг ЖКХ, строительстве Вооружённых Сил, мерах по реализации внешнеполитического курса.

Общая цель проводимой в рамках исполнения данных указов работы – обеспечить новый, более высокий уровень жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счёт кардинального повышения эффективности государственного управления и качества работы государственного сектора.

Среди них и имеются указы, которые касаются вопросов социальной политики:

1. от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [5]. В области стратегического планирования социально-экономического развития:

- утвердить до 31 декабря 2012 г. основные государственные программы Российской Федерации, в том числе такие как «Развитие здравоохранении» «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий» и «Развитие транспортной системы».

Результатом явились утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации:

- Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан» (от 27 декабря 2012 г. № 2553-р);

- Государственная программа РФ «Содействие занятости населения» (от 22 ноября 2012 г. № 2149-р);

- Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы (от 26 ноября 2012 г. № 2181-р).

2. от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [6].

Пункт 1. Правительству Российской Федерации поручено:

а) обеспечить: создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования.

Результатом явились:

- принятие распоряжения Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р об утверждении «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации и плана-графика подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»;

- Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 января 2013 года № 58 утверждена «Региональная программа содействия трудоустройству незанятых инвалидов в Республике Татарстан на 2013 год».

Пункт 2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

Результатом явились принятие:

- Федерального закона РФ от 2 июля 2013 года № 168-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- распоряжения Правительства РФ 29 июля 2012 г. № 1354-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

- распоряжения Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О комплексе мер по трудоустройству инвалидов и обеспечении доступности профессионального образования на 2012–2015 годы».

- Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. № 1307 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»;

- Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

- Приказа Минтруда России от 28 февраля 2013 г. № 82 «Об установлении критериев оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»;

- Приказа Минтруда России от 11 марта 2013 г. № 94 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышению эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов»;

- постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2013 года № 247 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 апреля 2010 г. № 228 «Об утверждении Порядка возмещения работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для создания (оснащения) дополнительного рабочего места (в том числе специального) для трудоустройства незанятого инвалида, рабочего места (в том числе надомного) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей».

3. от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [7].

г) определить до 1 августа 2012 г. перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта (расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах РФ, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации);

Результаты. Принято распоряжение Правительства РФ 29 июля 2012 г. № 1354-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

д) осуществление с 2013 года софинансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.

Приняты:

- постановление Правительства РФ от 31 октября 2012 г. № 1112 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при наличии ежемесячной денежной выплаты;

- распоряжение Правительства РФ 17 декабря 2012 г. № 2419-р «Об утверждении распределения в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, возникающих при наличии ежемесячной денежной выплаты;

- приказ Минтруда России от 22 ноября 2012 г. № 539н «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, возникающих при наличии ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

- приказ Минтруда России от 29 ноября 2012 г. № 556н «О форме и сроке предоставления заявки на перечисление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при наличии ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», форме, порядке и сроке предоставления отчета об исполнении предоставления указанной субсидии».

2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Приняты:

Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 2382-р «О распределении в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего или последующих детей».

Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1119-р (ред. от 28.06.2013) «Об утверждении комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»;

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Указы Президента государства - это юридические документы, которые исходят от лица, занимающего высшую государственную должность. Указы Президента РФ обладают высшей юридической силой по сравнению с другими подзаконными нормативными правовыми актами.

2. Указы Президента РФ занимают особое место в сфере социального обеспечения, так как восполняют пробелы законов и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Практически нет ни одного вида социального обеспечения, в правовом регулировании которого не использовались бы нормы

Заключение

Целью данной работы явилось изучение Указов Президента Российской Федерации как источники права социального обеспечения. Поставленные цель и задачи были решены. На основе анализа нормативно-правых актов в сфере социального обеспечения и специальной литературы, можно сделать следующие выводы.

1. Источники права социального обеспечения являются той формой, в которой нормы права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций. Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.

Главную, ведущую роль в системе источников российского права, в том числе и права социального обеспечения, играют нормативные правовые акты. Их большой удельный вес по сравнению с другими источниками связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.

Качество нормативных правовых актов затрагивает интересы всего населения (пенсионные законы, о монетизации льгот, социальном обслуживании, медицинской помощи), поэтому должна быть установлена персонифицированная ответственность за разработку, принятие, применение законов.

2. В праве социального обеспечения присутствует сочетание нескольких уровней правового регулирования, а именно, централизованного с региональным, муниципальным и локальным, что является одной из основных черт метода права социального обеспечения.

Конституция РФ в иерархии источников права социального обеспечения занимает первое место. Закон решает практические вопросы, его нормы должны отличаться стабильностью по сравнению с нормами подзаконных актов. От оптимального количества и качества законов зависит четкое функционирование механизма правового регулирования.

Значительное место в системе источников права социального обеспечения занимают подзаконные нормативные акты: Указы Президента, акты Правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты субъектов РФ, международные договора.

Сегодня, как никогда, возникла настоятельная потребность в принятии кодифицированного нормативного правового акта, что явилось бы важным этапом создания единой, целостной системы источников права социального обеспечения.

3. Указ как нормативный акт и источник российского права складывался не одно столетие. Особое место указа в российской правовой системе обусловлено его сущностью и принадлежностью. Долгое время, в раз­ные исторические моменты, данный нормативный акт оказывал влияние на формирование правовой системы.

В современной России указы появились одновременно с установлением института президентства. В юридической литературе указы Президента Российской Федерации чаще всего называют подзаконными нормативными правовыми актами.

Указы Президента Российской Федерации как главный вид его норматив­ного правотворчества, основанный на Конституции Российской Федерации, входят в систему правовых актов. В системе источников российского права, они наделены высшей юридической силой по отношению к нормативным подзаконным актам и сами являются таковыми.

4. Указы Президента РФ выполняют роль источников права социального обеспечения, так как ими регулируются многие вопросы, относящиеся к данной сфере. В последнее время приняты Указы Президента РФ, которые устанавливают различные социальные гарантии лицам, находившимся на государственной службе (должности); меры по социальной поддержке граждан, потерявших работу и признанных безработными; меры по социальной поддержке многодетных семей; социальные льготы несовершеннолетним — бывшим узникам концлагерей; повышенные размеры компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и другие вопросы социальной защиты населения Российской Федерации.

Проведенный анализ дает основание утверждать, что нормативные указы Президента, принимаемые для регулирования в сфере социального обеспечения российских граждан, способствуют осуществлению социальной функции государства.

При этом аксиологическое значение указов Президента РФ заключается в том, что они выступают как оперативными, так и действенными правовыми средствами механизма правового регулирования социального обеспечения, выводя нормы права из статического состояния, заставляя их «работать» - регулировать социально-экономические отношения.

Список использованной литературы

1. Нормативные материалы

1. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с попр. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. -№ 52 (часть I). - Ст. 7007.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 г.) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. - 1999. – 23 июля.

5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012. - 9 мая.

6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Российская газета. - 2012. - 9 мая.

7. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 9 мая.

8. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.

9. Указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 19. - Ст. 2115.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 (в ред. от 10.02.2009 г.) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 23 января.

Специальная литература

11. Аракчеев, В.С. Социальное обеспечение как понятийная категория права / В.С. Аракчеев // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2012. - № 355 – С.34-42.

12. Арзамасов, Ю.Г. Новое «указное» нормотворчество: общая характеристика результатов; тенденции развития / Ю.Г. Арзамасов, Е.А. Певцова // Государство и право. - 2010. - № 1. - C. 12-20.

13. Васильева, Ю.В. Система права и система законодательства о социальном обеспечении (к вопросу о кодификации отраслевого законодательства) / Ю.В. Васильева // Вестник пермского университета. - 2009. - № 3. - С.171-178.

14. Зеленина, А.Ю. Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения / А.Ю. Зеленина // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 357. - С. 126-129.

15. Зуйков, А.В. Расширение компетенции института президентства нормативными актами Президента РФ в 1991 - 1993 гг. / А.В. Зуйков // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 6. - С.21-25.

16. Карасев, А.Т. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий / А.Т. Карасев; А. Т. Карасев, А. С. Морозова // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 8. - C. 65-67.

17. Кириенко, Г.С., Бредихин А.Л. К вопросу о соотношении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации / Г.С. Кириенко, А.Л. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 1. - С. 16-19.

18. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2009. - 264 с.

19. Кобзева, С.И. Указы в системе источников права / С.И. Кобзева // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 12. - С.41-45.

20. Курс права социального обеспечения / В.М. Лушникова, А.М. Лушников. - М. : Юстицинформ, 2012. - 653 с.

21. Лучин, В.О. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики / В.О. Лучин, А.В. Мазуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 c.

22. Марченко, М.Н. Источники права: монография / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2013. - 768 с.

23. Мачульская, Е.Е.Право социального обеспечения: учеб. пособие. / Е.Е. Мачульская. - 2-е изд., доп. М. : Юрайт, 2011. - 575 с.

24. Муравский, В.А. О различии между источником и формой права / В.А. Муравский // Российский юридический журнал. - 2013. - № 5. - С. 63-73.

25. Ордина, О.Н. Становление и развитие нормативных указов Президента Российской Федерации / О.Н. Ордина // Юридическое образование и наука. - 2008. - № 2. - С. 32-33.

26. Право социального обеспечения / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. - М.: 2013. - 654 с.

27. Права человека и правовое социальное государство в России / Отв. ред. Е. А. Лукащева. - М.: Норма, 2011. - 400 с.

28. Роман, М.Ю. Указы главы Российского государства как инструмент правового регулирования общественных отношений. Историко-теоретический аспект / М.Ю. Роман // Закон и право. - 2014. - № 1. - С.39-42.

29. Савченко, В.И. Правовая природа нормативного правового акта как источника права / В.И. Савченко // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С.51-54.

30. Тлеубаев, Ж. С.Указ Президента РФ как форма выражения властных полномочий / Ж.С. Тлеубаев // Проблемы права. – 2012. - № 1. - С. 57-59.

31. Чертков, А.Н. Указы Президента России, принимаемые по вопросам законодательного регулирования: проблемы и перспективы / А.Н. Чертков, М.Ю. Роман // Законодательство и экономика. - 2014. - № 3. - С.5-12.

Наши рекомендации