В управлении делами государства и пути их решения

Государственный аппарат разрабатывает и применяет разнообразные механизмы с целью повышения активности участия граждан в управлении делами государства, что вызвано наличием проблем связанных с реализацией данного права. К таковым относятся: формальность организации участия граждан в государственном управлении; низкий уровень общественной активности населения; отсутствие доверия со стороны граждан к деятельности государственного аппарата, недостаточная разработанность социальных программ и многое другое.

Наиболее значимой проблемой является низкий уровень общественной активности населения. Граждане не считают, что участие в государственном управлении является полезным и эффективным для каждого человека. Большее внимание со стороны человека уделяется на решение повседневных проблем, в связи с низкими показателями реального реагированиям на обращения граждан со стороны государственных органов, развитой бюрократией и практически полным отсутствием личного контакта представителей власти с населением.

Законодательной попыткой разрешения данной проблемы является разработка и принятие ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Согласно ч. 2 ст. 3 указанного нормативно – правового акта, субъекты РФ могут принимать законы, закрепляющие положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом[78]. Право субъектов РФ регулировать вопросы, связанные с рассмотрением обращений, соответствует их конституционным полномочиям по нормативному обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина[79], что позволяет субъектам РФ активно регулировать данные отношения в условиях «свободного правового поля».

Также в целях устранения проблем связанных с реализацией права граждан на участие в управлении делами государства принят Указ Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием интернет - ресурса «Российская общественная инициатива». Данный механизм подразумевает непосредственное участие граждан в управлении делами государства посредством использования сети Интернет[80]. В современных условиях информационного века, отслеживание тенденции развития потребностей общества, становятся значительно проще, в связи с возможностью постоянного и прямого взаимодействия государства и граждан. Большинство правоведов признают, что «Российская общественная инициатива» – это самостоятельная форма участия граждан в управлении делами государства, являющаяся современным институтом непосредственной демократии.

Несмотря на схожесть содержания и целевое назначение, общественная инициатива и институт обращений граждан, имеют различные сферы дествия и направления. Посредством общественной инициативы решаются вопросы социально-экономического развития страны, с целью улучшения государственного и муниципального управления с использованием интернет - ресурса[81]. Изъявленные цели гражданина сначала должны получить одобрение членов экспертной группы, с последующим, одобрением самого народа путем голосования на специализированном интернет-портале. Право на обращение - это возможность граждан реализовать свои политические интересы, оказать воздействие на власть посредством народной правотворческой инициативы. Это возможность потребовать от органов публичной власти выдачи соответствующих документов, установления и подтверждения каких-либо фактов, предоставления определенного правового статуса, совершения иных юридически значимых действий, связанных с реализацией и защитой прав и свобод личности, чего институт общественной инициативы в прямой форме не гарантирует.

Следующим средством обеспечения, реализации права граждан на участие в управлении делами государства является ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ», устанавливающий организационные и правовые принципы осуществления общественного контроля в РФ. Практически все сферы жизнедеятельности попадают под действие данного Закона, за исключением сферы обеспечения обороны страны, государственной безопасности, общественного порядка, за деятельностью полиции, следствия, прокуратуры и судов и др.[82]. Закон провозглашает главной целью формирование системы общественного контроля в качестве инструмента реализации конституционных прав граждан РФ и содержит открытый перечень форм общественного контроля. Так В.В. Путин подчеркивал, что «все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, нулевое чтение»[83].

Контроль в данной сфере осуществляет также ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества предоставляемых организациями услуг в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». Данный нормативно правовой акт содержит положения о проведении независимой оценки качества оказания услуг государственными и муниципальными учреждениями [84].

С целью привлечения населения к участию в делах государства, существует правовая позиция о развитии такого средства привлечения граждан к участию в управлении делами государства как - общественный опрос. Применение такой формы в современное время стало значительно проще, в связи с активным использованием гражданами различных интернет-ресурсов ("Facebook", "Twitter" и другие), позволяющие людям обозначить свое мнение и позицию по тем или иным вопросам и довести их до органов публичной власти.

Как уже было рассмотрено выше, выборы и референдум являются важнейшими формами участия населения в делах государства. Граждане вправе полностью реализовать свое право на участие в выборах и референдуме, если это участие осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие является свободным и добровольным. Необходимым условием является соблюдение сроков, порядка, периодичность их проведения, Конституции РФ, соответствующим избирательным законам. Но практика демонстрирует множество отклонений от демократических стандартов и принципов. Эти проблемы вызваны наличием пробелов в избирательном законодательстве, несоответствием законодательства субъектов РФ федеральному законодательству.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в новой редакции произвели устранение некоторых пробелов и недостатков. Однако практика показывает, что устраняя одни нарушения, выявляются более изощренные, что приводит к наиболее частным и серьезным нарушениям прав и свобод избирателей.

В качестве примера грубейшего нарушения избирательного законодательства о выборах можно рассмотреть выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 1998 г. В процессе данных выборов использовались противозаконные формы и методы ведения избирательной кампании, с применением психологического давления, дезинформировании, массовом подкупе. В ходе избирательной кампании производилась регистрация в качестве кандидата подставного человека, однофамильца конкурента, с целью дискредитации и устранения конкурента. Ряд кандидатов получали угрозы применения противоправных действий. Большое распространение имеет использование главами государственных органов своего служебного положения, для содействия получения победы на выборах как лично себе, так и угодным лицам.

Имеется много случаев принудительного вовлечения должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в избирательные кампании. В нескольких субъектах установлены факты необоснованного переноса сроков проведения выборов, что нарушает избирательные права граждан. В регионах, процветает тенденция, когда происходит отстранение от участия в выборах серьезных соперников, которые уже занимают пост в субъекте Федерации и выдвигаются более слабые кандидатуры, с низкой «проходимостью», с целью «соблюдения» принципа альтернативности. Наиболее ярким примером являются выборы президента в Республике Башкортостан. Конституционный суд РФ в своем постановлении утвердил ряд статей Конституции РБ, законов республики «О Президенте Республики Башкортостан» и «О выборах Президента Республики Башкортостан» противоречили федеральному законодательству. К примеру, к кандидату в президенты республики действовали следующие ограничения, несмотря на федеральное законодательство: срок обязательного проживания на территории республики, пределы максимального возраста кандидата и иные пределы минимального возраста кандидата (35 вместо 30 лет), знание башкирского языка как одного из государственных языков республики.

Нарушением принципа состязательности можно назвать безальтернативные выборы глав исполнительной власти субъектов Федерации[85]. Такая форма проведения выборов возникла в результате отсутствия реакции со стороны федеральных властей Республики Калмыкия, затем Кабардино-Балкарской Республики и Республики Татарстан, в Республике Башкортостан.

Для большинства избирателей единственным, источником информации о кандидатах, избирательных объединениях, вопросах выносимых на референдум являются средства массовой информации, которые чаще всего зависят от властей, что также является значительной проблемой.

На сегодняйший день все более распространенной является тенденция отказа населения от участия в политической жизни государства, что приводит к возникновению недостатков при формировании государственных структур, на эффективность работы выборных органов власти. Проблема абсентеизма довольно широко изучается правововедами. Целенаправленное отстранение граждан от участия в выборах распространенное являение не только в пределах России, но и в большинстве зарубежных стран мира. Несмотря на то, что деятельность государства направленна на повышение заинтресованности граждан в избирательном процессе, высокий показатель явки граждан на выборы не является положительным показателем. Напротив, абсолютная явка присуща для государств с недемократическим режимом, где применяются принудительные методы к участию в голосовании.
Низкая заинтересованность граждан РФ в избирательном процессе объясняется совершенно другими причинами[86].

Данные социологических исследований показывают, что, 83% граждан РФ считают, что у них нет возможности влиять на принятие государственных решений; 74% населения не заинтересованны в участии политической жизни страны; 62% расчитывают только на себя и стараются избегать контактов с органами власти; 3% утверждают, что, взаимодействие с властью позволяет достичь поставленной цели; деятельность правительства не одобряют 72% опрошенных[87].

Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Конституционное закрепление России как демократического государства демонстрирует следующие показатели. Явка на выборы федерального уровня составляет не более 2/3 от числа зарегистрированных избирателей. Явка на выборы Президента РФ имеет более высокий процент, что связанно с тем, что граждане желают видеть во главе государства сильную личность, способную эффективно реализовать предоставленные Конституцией полномочия. Что касется, выборов депутатов Государственной Думы, то здесь явка всегда показывает низкие показатели, что демонтрирует недоверие граждан к политическим партиям. Данные в 2015 г. демонстрируют, что 40 % граждан РФ признали низкую эффективность деятельности Государственной Думы, 16% граждан считают ее достаточно эффективной [88].

Низкий уровень граждан РФ в политической деятельности объясняется высокой коррумпированностью, олигархизацией власти, что является основной причиной недоверия граждан к политической системе[89].

Одним из способов решения проблемы абсентеизма является установление обязательной юридической обязанности избирателей принять участие в голосовании. Увеличение числа голосующих на выборах можно достичь посредством введения новых форм голосования: по доверенности и по почте.

Следующей формой непосредственной демократии и высшего непосредственного выражения власти народа является референдум. Политическая жизнь за все время существования современной России не позволяет говорить о широком использовании института референдума. Большое наличие законодательных норм, регулирующие вопросы организации и проведения референдумов на уровне РФ являются невостребованными[90]. Референдум как важнейшее средство прямой демократии не применяется для решения значимых государственных вопросов и для развития политической сознательности граждан РФ [91].

На современном этапе развития общества организация и проведение референдумов связанно с определенными проблемами. Практика проведения референдумов, показывает, что чаще всего данная форма выражения власти осуществляется на региональном уровне, а чаще всего на муниципальном. Что касается проведения референдума на уровне Российской Федерации, то последний референдум проходил в 1993 году[92].

В отдельно взятых субъектах РФ приняты нормативно – правовые акты, закрепляющие положения о порядке проведения референдумов, основанные на федеральном законодательстве.

Первой немаловажной проблемой проведения референдумов в субъектах РФ является – нехватка финансовых средств. В связи с этим референдумы на региональном уровне проводятся довольно редко и по самым важным вопросам населения.

Следующая проблема объясняется особенностями территориального устройства РФ. Большинство субъектов имеют огромные территории, но немногочисленное население и низкий уровень экономического, социального развития. Такое обстоятельство вызывает трудности в развитии инициативы референдума, сборе подписей в поддержку его проведения. Необходимо также упомянуть, что при опросе представителей органов власти было установлено, что они принимают участие в референдумах и не отрицают эффективность данного инструмента народовластия, но признают, что в дальнейшем большинство решений принятые на референдуме не имеют ожидаемого развития[93].

Не смотря на большой объем действующего законодательства, направленное на обеспечение принципа равного доступа к государственной гражданской службе, имеются противоречия и пробелы в системе конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы, что создает препятствия для отбора квалифицированных кадров на государственную гражданскую службу и ставят под сомнение полноценность реализации данного принципа. Наличие противоречий в законодательстве содействует совершению коррупционных нарушений, связанных с назначением на должности «своих» людей и «торговле» должностями.

Процедура конкурсного отбора, несмотря на достаточное нормативно правовое развитие, имеет противоречия. Споры вызвало положение определяющее применение или неприменение конкурса по решению представителя нанимателя. Согласно закону, конкурс не проводится при назначении на замещаемые должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники» а также при назначении на должности государственной гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ. Многими авторами данные положения рассматриваются как нарушение конституционных прав граждан и противоречий основным принципам государственной гражданской службы[94]. Конституционный суд в своем положении опроверг данную правовую позицию [95]. Таким образом, можно сделать вывод, что конкурс уже не является основным способом создания кадрового резерва в государственных органах, тем самым ограничивая реализацию права на равный доступ к государственной гражданской службе [96].

Процедуре формирования кадрового резерва в 2009 – 2013 годах уделялось достаточно большое внимание, в связи с реализацией утвержденной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» [97]. Данная программа позволила создать резервы во всех субъектах РФ и проведение процедуры конкурсного отбора утратило свою актуальность. Возможность поступления на государственную службу для молодых кадров практически сведена к нулю, опыт работы по специальности также не является приоритетным показателем. Квалифицированные специалисты, не имеют возможности доступа на должности, в связи с занятостью рабочих мест и отсутствия личных отношений с государственными служащими ответственными за подбор кадрового резерва, что, к сожалению, в современное время является одним из эффективных способов поступления на государственную службу.

С целью решения перечисленных проблем разумным является сужение перечня ситуаций, когда проведение конкурса, не требуется, в качестве основных квалификационных требований, рассматривать опыт работы, ужесточить этапы процедуры аттестации, с целью выявления наиболее трудоспособных и квалифицированных государственных гражданских служащих.

Обширной проблемой возникающей при реализации права граждан на участие в управлении делами государства - тотальная бюрократизация властных структур. Указанное явление значительно снижает зависимость государственного аппарата от населения. Государство осуществляет свою деятельность как обособленная политическая группа, в интересах того кто создал данную группу. Служащие, занимая положение распорядителей общественными делами, извлекают личную выгоду, действуют в своих целях. Ядром бюрократии является коррупция. Для снижения уровня коррупции государством разрабатываются программы, повышается уровень юридической отвественности за совершенные деяние, однако уровень коррупции остается на прежнем уровне, а противазаконные действия приобретают более изошренные методы реализации[98].

Существование бюрократии является естественным явлением, однако следует минимизировать ущерб, наносимый в результате такого явления. Средством для снижения уровня бюрократизма явлется эксертиза при подготовке нормативно – правовых актов, на предмет выявления бюрократического произвола, развитие общественного контроля над деятельностью государственного аппарата, сокращение числа подразделений государственных органов [99].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования данной выпускной квалификационной работы, в соотвествии с поставленными целями и задачами, можно сделать следующие выводы.

Российское общество достаточно неоднородно, каждый человек имеет свои интересы и потребности. Согласование интересов граждан РФ, государственными органами и органами местного самоуправления, с целью разрешения наиболее значимых вопросов, касающиеся экономической, социальной политики, безопасности государства, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов гражданского общества в РФ, тем самым обеспечивают гарантии реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Право граждан на участие управлении делами государства является основным политическим правом.

Исследование установило, что право граждан на участие в управлении делами государства является комплексным правом, включающее в себя многообразие форм участия граждан в управлении делами государства: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия.

Также в ходе рассмотрения данной темы, выявленно, что не все формы участия граждан в управлении делами государства являются эффективными и используются в достаточной мере. Доказательством этому служит низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти, органов местного самоуправления, низкий уровень заинтересованности в определении значимых политических направлений, что вызванно многообразием проблем возникающие в процессе реализации политических прав.

В ходе исследование широко рассмотрены проблемы препяствующие реализации конституционного права граждан на участие в управление делами государства. Выделены наиболее значимые проблемы, связанные с реализацией и обеспечением данного права:

1. В сознании граждан укрепилась позиция о том, что участие в государственном управлении является не эффективным. Данная позиция вызванна отсутсвием доверия граждан к деятельности органов государственной власти, развитой бюрократизацией и коррумпированностью государственных структур.

2. Избирательное право имеет достаточное законодательное регулирование, однако в данной сфере наиболее часто совершаются, грубейшие нарушения. Избирательное законодательство систематически обновляется, разрабатываются новые средства для устранения нарушений, но наряду с этим выявляются новые, наиболее изощренные. Наиболее распространенными наршуениями избирательного процесса являются: противазаконные формы и методы ведения избирательной кампании; массовый подкуп; недостаточность информационного освещения в процессе проведения выборов; давление властей на свободу средств массовой информации. Перечисленные наршуения приводят к массовому отказу населения от участия в политической жизни страны и неэффективной работе выборных органов власти.

3. Несмотря на конституционное закрепление института рефенрендума как высшего непосредственного выражения власти народа, в современной России широкое использование указанного средства выражения народовластия не наблюдается. В связи с этим положения законодательства, регулирующие вопросы организации на федеральном уровне, до настоящего времени являются не востребованными. Ислледование выявило, что имеются факты проведения референдумов в РФ на региональном уровне, наиболее чаще на муниципальном уровне. Процесс проведения референдума на местном уровне имеет свои проблемы: нехватка финансовых средств, на проведение референдума, отсутсвие правовой позиции у граждан о важности данного средства выражения народовластия, отсутсвие инициативности со стороны граждан, неэффективность исполнения решений принятых на референдуме органами местного самоуправления.

4. Процесс поступления на государсвтенную гражданскую службу имеет множество противоречий и недочетов: непроработанность системы конкурсного отбора, неодназначность норм федерального законодательства, «торговля должностями».

В современный период, устранение изъянов, совершенствование государственной политики в вопросах участия российских граждан в процессе управления делами государства, становится все более необходимым, в связи с тем, что Россия является активным участником глобальных процессов, где проблемы демократии наиболее актуальны. Существует возможность превращения России в некий экономический и политический центр, в связи с набирающей обороты конкурентоспособностью, которая касается не только экономики, но и политической успешности.

Наши рекомендации