Основные направления социальной поддержки молодёжи. Федеральная целевая программа «Молодежь России». Стратегия развития молодежной политики в Ставропольском крае.
Современная модель государственной молодежной политики в Российской Федерации формировалась с начала 90-х годов, еще в 1986 г. С этой даты обычно и ведется ее отсчет. Федеральные целевые программы задали определенные рамки, методологический каркас и механизм финансирования реализации государственной молодежной политики. [24] Региональные программы в основном повторяли приоритеты, структуру и мероприятия федеральных программ, чем были обеспечены определенная унификация и единообразие подходов к реализации ГМП в Российской Федерации. В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность. За это время были определены не только основные направления и механизмы реализации государственной молодежной политики, но ее внутренние законы, система построения, пути развития, методы оценки эффективности, которые не являются устоявшимися и пока не имеют единых общепризнанных стандартов, правил, традиций[25].
Если в предыдущее десятилетие численность молодежи в Российской Федерации росла, то вплоть до 2025 г. ее численность будет снижаться в силу демографических причин, причем это снижение по отношению к 2012 г. будет драматическим - более чем на четверть. Особенно сильное снижение численности молодежи будет в самых продуктивных и с экономической, и с социальной точек зрения возрастах - 23-28 лет - от 35 до 50%. Это означает, что на карту в ближайшем будущем будут поставлены и экономический рост страны, без которого невозможно повышение благосостояния населения, и само воспроизводство населения в России. Поэтому необходимо обеспечить решение целого комплекса взаимосвязанных задач с тем, чтобы избежать указанных негативных сценариев или, по крайней мере, значительно смягчить их последствия. От модели государственной молодежной политики, которая объективно опиралась на количественные показатели (рост охвата молодежи, ее вовлеченности в различные молодежные практики), требуется переходить к повышению качества по всем направлениям развития молодежи и ее деятельности. На первый план выходит рост человеческого капитала молодежи, что потребует:
- существенного роста качества образования молодежи, наращивания молодежью социальных и экономических компетенций;
- повышения культуры и дисциплины труда, производительности труда, ответственности за выполняемую работу;
- формирования нравственного поведения, семейных ценностей, ответственности за воспитание детей;
- роста патриотизма, гражданского участия и ответственности, высокого уровня правосознания;
- продвижения установки на изменение мира и окружающей действительности к лучшему, включение молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность;
- обретения ценностей и культуры здорового образа жизни молодежи. Повышение человеческого капитала предъявляет серьезные требования к здоровью молодого поколения[26]
Социологические исследования фиксируют изменения, происходящие в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи, связывая их с ухудшением материального благополучия народа и резким на этом фоне обогащением отдельных групп населения.
Так, большинство опрашиваемых в 60-е – 80-е гг. молодых людей и девушек не мыслили своей жизни без профессиональной деятельности. Опросы 2010-2014 гг. показывают, что 15-20 процентов молодых респондентов не стали бы работать вообще, если бы были материально обеспечены. Около 40-50 процентов молодых людей связывают мотивацию трудовой активности с деньгами и стремлением заработать их любыми способами, в том числе и противоправными.
Следствием падения социальной ценности труда для значительной части молодых людей стал социальный пессимизм, то есть неверие в то, что они когда-нибудь смогут иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда.
Министерством образования и науки РФ был обсужден проект Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2011-2015 годы)». Основная задача этой программы – повысить включенность молодых людей в социальные процессы, создав условия для их самореализации.
Рассмотреть динамику и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций молодежи одного из регионов на примере двух возрастных групп: учащихся 11-х классов и студентов старших курсов вузов города, которые и явились объектом исследования. Основным методом сбора информации являлся анкетный опрос.
В ходе исследования было опрошено 300 респондентов 150 школьников и 150 студентов. В результате были получены следующие данные.
Из общего числа опрошенных профессионально определились 58 % школьников, 41% находятся в процессе профессионального самоопределения и лишь 1% выпускников 11-х классов пока не задумывались об этом. 55 % школьников оценило престиж выбранной профессии как очень высокий, 38% как относительно высокий и лишь незначительное число школьников выбрало будущую профессию, не пользующуюся престижем в обществе.
Самой популярной профессией среди учащихся 11-х классов является профессия юриста. Это также свидетельствует об ориентации респондентов на социально престижные виды деятельности.
Тот факт, что значительная часть студентов оценило избранную профессиональную деятельность как средне престижную, свидетельствуют о том, что ожидания школьников далеко не всегда оправдываются.
Основными критериями, которыми руководствуется молодое поколение при выборе профессии, являются высокая оплата труда и интерес к данному виду деятельности. Причем, для школьников материальный фактор более значим по сравнению со студентами.
Что касается роли родителей в профессиональном выборе их детей, то для 1/3 части учащихся школ совет родителей оказал решающее значение, среди студентов данный показатель ниже в 2 раза.
То обстоятельство, что профессия родителей абсолютно не повлияла на профессиональный выбор их детей (66 % в обеих возрастных группа), в очередной раз свидетельствует об ориентации молодежи на социально престижные виды деятельности, которые, естественно, значительно отличаются от популярных профессий во времена молодости их родителей.
При анализе вопроса о том, с кем обсуждался выбор профессии, выяснилось, что референтную группу для молодежи в этом вопросе составляют: родители и друзья.
На вопрос «Может что-либо помешать реализовать Ваш профессиональный выбор?». 38% студентов и школьников ответили утвердительно, 27%отрицательно, остальные затруднились ответить. При этом 68% школьников видят опасность в неудачной сдаче экзаменов, а студенты в отсутствии рабочих мест и низкой оплате труда.
Также отмечена зависимость ответа на данный вопрос от материального положения респондента: среди тех, чье материальное положение лучше, чем у большинства, самый высокий показатель уверенных в отсутствие чего-либо, способного помешать реализовать профессиональный выбор. Причем, следует заметить, что процент твердо уверенных в том, что выбор профессии должен быть выбором на всю жизнь, выше среди учащихся школ. Это свидетельствует, на наш взгляд, о некоторой идеализации представлений о будущей профессиональной деятельности, которая со временем изменяется. Что касается планов на будущее, то 90% школьников планируют продолжить образование в вузе, причем для большинства учащихся школ высшее образование является возможностью получить престижную и высоко оплачиваемую работу, в то время как большинство студентов главную функцию обучения в вузе видят в повышении уровня своего образования. Так, 66 процентов студентов считают, что в вузе не дают в достаточной степени знаний и навыков, необходимых в будущей работе. Может быть с этим связано и то, что каждый четвертый из опрошенных скорей всего не повторил бы свой выбор места учебы.
Различия между студентами и учащимися школ явно прослеживаются и при ответе на вопрос: «Какого образования достаточно, чтобы иметь хорошую работу?». Так, 72% школьников считают, что высшего, и 22% несколько высших, среди студентов только 45% и 19% придерживаются таких точек зрения, при этом 31% студентов считают, что образование не играет никакой роли. Что касается будущих планов студентов, то после окончания вуза 66% планируют работать по специальности, при этом для каждого третьего реальна перспектива остаться безработным. При этом вероятность остаться без работы обратно пропорциональна степени престижности выбранной профессии и от уровня материального достатка студентов.
Для выяснения ценности труда для современной молодежи использовался ряд вопросов. Были получены следующие данные. Чуть больше половины респондентов считают работу неотъемлемой частью жизни человека, так как ее отсутствие, по их мнению, приводит к деградации личности. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что почти половина учащихся школы уверена в том, что работать не обязательно, если есть возможность безбедно жить, в то время среди студентов этот показатель в три раза ниже. У 54 % школьников вопрос: «Стоит ли в наше время честно трудиться?» вызвал затруднение. Лишь 1/5 учащихся школ уверены в необходимости честного труда, в то время как в группе студентов данной точки зрения придерживается 44 %.
Для большинства школьников работа является способом обеспечить себя и возможностью достичь более высокого социального статуса. У студентов несколько иная картина: работа это способ обеспечить себя и возможность реализовать творческий потенциал, умение и профессиональные навыки. Причем 34 % студентов не только учатся, но и работают, среди школьников же только 10, что вполне естественно и закономерно. При этом число школьников, не желающих работать в свободное от учебы время в два раза больше по сравнению со студентами. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что у школьников пока нет острой необходимости обеспечивать себя, поскольку они находятся на иждивении родителей.
Для изучения нравственных установок на труд использовался такой вопрос как: «Допускаете ли Вы для своих сверстников участие в таких видах деятельности, как рэкет, шантаж, воровство и т.п.?». Каждый третий школьник не смог определенно ответить на поставленный вопрос, либо сознательно ушел от ответа. Один из трех допускает подобные поступки сверстников (а в определенной степени и свои), треть относится к ним отрицательно. Аналогичная картина сложилась и в группе студентов. Нас интересовало и то, насколько привлекательны для молодежи следующие формы деятельности: уличная торговля, мойка машин, перепродажа вещей и проституция. Все респонденты резко только к проституции отрицательно относятся, к остальным же видам деятельности отношение выражается такого рода суждением: «Не осуждаю других, но сам не буду работать». Если сравнить показатели оценки выше перечисленных форм деятельности, как нормального способа зарабатывать деньги, то уличная торговля имеет более высокие показатели по сравнению с остальными.
Общий анализ системы ценностей респондентов показал, что в группе школьников значимость трудовой деятельности несколько ниже, чем в группе студентов, что объясняется возрастными различиями. Хотелось бы отметить, что среди людей, достойных большого авторитета и уважения окружающих, большинством называются хорошие специалисты, профессионалы в своем деле. Хотя далее следуют те, кто может все достать и решить любые жизненные проблемы. Это объясняется, на наш взгляд, следствием перехода страны к рыночным отношениям.
Таким образом, на основе полученных данных автором работы были сделаны следующие выводы:
1. При выборе профессии современная молодежь ориентируется на такие виды деятельности, которые престижны в обществе в данный момент.
2. Профессиональная деятельность для молодежи продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей.
3. Для большинства респондентов трудовая деятельность является способом достижения материального благополучия.
4. Получение высшего образования для большинства молодежи является важным аспектом в достижении жизненных целей.
5. Динамика ценностных трудовых ориентаций молодежи формируется под влиянием таких факторов, как возраст и уровень образования респондентов, их социальное и материальное положение, условия жизнедеятельности.
Рис. 2.1. Какие профессии считают в настоящее время наиболее престижными молодое и старшее поколения, %
Рис. 2.2. Какие профессии считают наиболее прибыльными молодое и старшее поколения, %
Рис. 2.3. Требования к работе, которая могла бы устроить представителей молодежи и старшего поколения, %
На основании таких исследований идет сбор данных о проблемах молодежи нашей страны. В результате чего данные, обработанные в Федеральном центре и являются основой для создания Федеральных программ.
Функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, сейчас, наряду с политикой в области воспитания, дополнительного образования детей и молодежи, специального образования, социально-педагогической и психологической поддержки и реабилитации детей сосредоточены в Департаменте по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации.
Приоритетная цель министерства, российской образовательной и молодежной политики - добиться активного вовлечения молодого поколения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны.
Основополагающим нормативно-правовым документом в области реализации государственной молодежной политики в крае стало постановление Губернатора края «О программе мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Ставропольском крае»
В современном стремительно меняющемся и глобализирующемся мире, пронизанном масштабными потоками информации, требующем постоянного притока новых знаний, роль молодежи возрастает. Она становится инициатором и двигателем нового, активным участником ускорения экономического прогресса. Понимание этого стимулирует новое отношение к молодому поколению, являющемуся важнейшим ресурсом развития любого современного государства.
Общие тенденции развития мировой цивилизации показывают, что инвестиции в молодежь окупаются многократно. Следовательно, молодежная политика представляет собой важнейшее стратегическое направление общей политики государства.
Молодежная политика в Ставропольском крае осуществляется исполнительными органами государственной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, молодежными и детскими общественными объединениями и их ассоциациями, молодыми гражданами, а также иными организациями, юридическими и физическими лицами, являющимися исполнителями и партнерами в реализации соответствующих проектов.
Реализация Стратегии направлена на молодого человека в возрасте от 14 до 30 лет, временно или постоянно проживающего на территории Ставропольского края.[27]
Миссия молодежной политики - содействие формированию личности молодого человека с активной жизненной позицией посредством обеспечения его прав, интересов и поддержки его инициатив.
Стратегические цели молодежной политики:
1. Создание комфортных условий для трудового, духовного, физического и творческого развития молодого человека.
2. Поддержка и развитие деятельности детских и молодежных общественных объединений.
3. Создание системы эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ставропольского края в области реализации молодежной политики.
4. Развитие существующих и поиск новых форм мероприятий, направленных на социализацию, воспитание, обучение молодежи.
Приоритетные задачи молодежной политики в Ставропольском крае
1. Создание молодежного информационного пространства.
2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.
3. Развитие гражданского сектора для молодежи.
4. Поддержка молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
5. Создание системы молодежного и детского отдыха.
6. Поддержка талантливой молодежи.
7.Содействие занятости молодежи и развитие молодежного предпринимательства.
Механизмы реализации Стратегии
Важнейшими условиями эффективной реализации молодежной политики в Ставропольском крае являются ее правовое, финансовое, материальное, кадровое, информационное, научное обеспечение.
Основные механизмы реализации Стратегии:
– развитие нормативной и правовой базы, регулирующей реализацию Стратегии;
– программный метод управления реализацией Стратегии;
– пропаганда позитивных и созидательных жизненных ценностей, стандартов и правил посредством социальной рекламы.
– поддержка системы военно-патриотических и военно-спортивных клубов;
– развитие межрегиональных и международных молодежных связей, изучения зарубежного опыта работы с молодежью;
– активное привлечение молодежи к участию в обсуждении и решении любых насущных проблем общества, поддержки предлагаемых молодежью креативных социальных инициатив;
– организация специальных мероприятий для молодежи, имеющей социальные ограничения;
– проведение специальных мероприятий, содействующих общей профилактике девиантного поведения в молодежной среде;
– организация сезонных и общественных работ для молодежи, поддержка и развитие деятельности студенческих отрядов, создание системы квотирования рабочих мест для молодежи и льгот для предприятий, их обеспечивающих;
– обновление параметров сбора, учета и анализа статистических материалов о положении молодежи на территории края и проведение специальных научных исследований по молодежной проблематике;
– установление фиксированной доли финансирования молодежной политики в бюджете Ставропольского края и бюджетах муниципальных образований Ставропольского края (не менее 1%);
– привлеченные на реализацию молодежной политики средства общероссийских общественных объединений, благотворительных фондов, бизнес-сообществ;
– мониторинг положения молодежи и экспертный аналитический аудит реализуемых проектов, новых тенденций в молодежной среде, своевременный их анализ и прогнозирование возможных вариантов развития;
– ежегодное подведение итогов реализации Стратегии, подготовка ежегодного доклада о положении молодежи в Ставропольском крае;
– информирование населения и мониторинг общественного мнения о реализации Стратегии с привлечением электронных и печатных средств массовой информации.
С целью привлечения региональных операторов приоритетных направлений комитетом Ставропольского края по делам молодежи проводятся конкурсы, предметом отбора в которых являются предложения и мероприятия, направленные на решение одной или нескольких задач, определяемых Стратегией и соответствующими приоритетными направлениями и проектами.[28]
Ожидаемыми результатами являются общее улучшение положения молодежи и преодоление существующих негативных тенденций, увеличение уровня интеграции молодых людей в политико-экономическую и социально-культурную жизнь и их вклада в общественное развитие в целом.
Источником исходной информации являются данные системно и последовательно организованных мониторингов положения молодежи, качественных оценок роли и места молодежной политики в улучшении этого положения, предоставляемых всеми ее адресатами и участниками.
Основным обобщающим показателем реализации Стратегии является индекс развития молодежи – комплексный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения по трем основным направлениям: здоровье, образование, уровень жизни.
Индикаторами реализации молодежной политики выступают: динамика миграции молодежи; статистика создания и ведения бизнеса молодыми людьми; количество учреждаемых молодежью и с ее участием некоммерческих организаций; количество действующих детских и молодежных общественных объединений; количество молодых семей, имеющих собственное жилье; уровень безработных среди молодежи; уровень образования и доходов молодых людей; количество молодежных браков и разводов; доля молодых людей, участвующих в выборах; количество кредитов, получаемых молодыми людьми; уровень молодежной и детской преступности, наркозависимости, заболеваемости, смертности; данные специальных социологических исследований в молодежной среде; число молодых людей, участвующих в различных конкурсах, фестивалях, состязаниях, грантах, их удельный вес в общем количестве участников.
В соответствии с приоритетами молодежной политики, в крае большое внимание уделяется воспитательной работе с молодежью, ядром которой является гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Элементом нормативного обеспечения стала программа мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодежи, утвержденная постановлением Губернатора края . Программа ориентирована на развитие у молодежи высокой гражданственности, патриотизма, готовности активно участвовать в созидательном процессе на благо Ставрополья, и состоит из конкретных мероприятий.
Разделы Программы:
1.2. информационно-методическая деятельность;
1.3. создание научно-теоретических основ патриотического воспитания;
1.4. методико-педагогическое обеспечение;
1.5. организационные мероприятия;
- материально- техническое и финансовое обеспечение.
Большое внимание уделяется в Программе становлению системного подхода к патриотическому воспитанию. Примером этого может служить ежегодно проводимая в крае военно-патриотическая игра «Зарница».
В настоящее время при комитете по делам молодежи края действует краевой штаб игры «Зарница». В его состав входят представители более 10 ведомств края. Такое объединение усилий всех структур позволило добиться массовости в проведении игры и совершенствования ее содержания. Сегодня на уровне районов и городов в «Зарнице» принимают участие более 10 тысяч детей. Наметилась тенденция к проведению финалов в каждой школе.
Важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют Посты у мемориалов и памятников, связанных с историческими событиями, в местах захоронений героев - земляков.
Значительное место в патриотическом воспитании молодежи края отведено клубам военно-патриотической направленности. Последние годы ведется активная работа по возрождению в крае казачества. Проведен II краевой фестиваль «Казачьему роду нет переводу», в котором приняли участие 26 команд. Среди победителей команды Кировского, Новоалександровского и Шпаковского районов.
Из традиционных мероприятий патриотической направленности проведены:
- конкурсы патриотической песни « Солдатский конверт», «Пограничная весна»;
в преддверии Дня Победы чествования ветеранов, встречи с молодежью;
вахта памяти по местам боев партизанских отрядов «Мститель», «Лермонтов»;
1.6. акция «Письмо ветерану Великой Отечественной Войны»;
1.7. слет участников туристско-краеведческого движения «Отечество».
Как свидетельствуют различные социологические исследования, ведущими разновидностями молодежного досуга остаются прогулки и встречи с друзьями, просмотр телевизионных и видеопрограмм, прослушивание музыки, компьютерные игры и Интернет, посещение дискотек и кафе, время от времени поп-концертов, кинотеатров, стадионов (в качестве болельщиков) и все реже - чтение.
Работа по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков строится в соответствии с ежегодно принимаемым постановлением Правительства Ставропольского края, где четко определены задачи различных министерств, ведомств, общественных организаций.
За последние годы в крае удалось добиться улучшения организации детского отдыха и оздоровления. Сегодня в крае функционируют более 30 загородных стационарных лагерей, на базе которых ежегодно отдыхают тысячи детей и подростков.
Возросло число санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия. Самой массовой формой организации летнего отдыха в крае стали лагеря дневного пребывания. В последнее время наметилась тенденция увеличения лагерей дневного пребывания, действующие на базе центров социального обслуживания населения. Профильным стал каждый третий лагерь. Ежегодно, при организации летнего отдыха и оздоровления, первоочередное внимание уделяется детям, нуждающимся в особой социальной защите. Из краевого бюджета выделяются средства на отдых и лечение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов и интернатов. Каждый из них в течение лета получает возможность посетить загородный или санаторно-оздоровительный лагерь.
Поддержка и развитие художественной самодеятельности молодежи в крае ведется через проведение конкретных ежегодных мероприятий.
Особенно активно в крае развивается КВН-ское движение.
В работе по реализации молодежной политики в сфере культуры в Ставропольском крае накоплен значительный опыт. Традиционным стало проведение молодежных конкурсов, фестивалей, праздников, среди которых:
межрегиональный фестиваль джазовой музыки;
фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья»;
межрегиональный фестиваль «Молодые художники Северного Кавказа. Искусство фотографии» и многие другие.
Одним из направлений государственной молодежной политики в крае является - создание условий по реализации творческого потенциала талантливой молодежи.
Решением Губернатора Ставропольского края в области поддержки талантливой молодежи в крае с 1997 года осуществляется выплата Губернаторских стипендий студентам отличникам. При этом из года в год растет не только число студентов получающих Губернаторскую стипендию, но и размер этой стипендии.
Уделено большое внимание работе учащихся общеобразовательных учреждений. В План первоочередных действий Губернатора края включено 14 комплексных спортивных мероприятий, из них 60% - среди учащейся молодежи.
Основными, наиболее массовыми мероприятиями являются:
краевые спортивные игры «Олимпийские надежды» под девизом «Старт в XXI век»; краевая военно-спортивная игра «Зарница», спартакиада среди допризывной и призывной молодежи;
краевая спартакиада «Вахта памяти» по туризму; краевые молодежные казачьи игры;
международные турниры по художественной гимнастике, спортивной акробатике «Звезды прыжков», тхэквондо;
соревнования по кик-боксингу, легкой атлетике, теннису на Кубок Губернатора Ставропольского края.
Уделено внимание работе среди несовершеннолетних детей и подростков по выполнению Федерального Закона № 120 от 24.06.99 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях
Комитетом принимаются меры по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах, организациях и учреждениях.
Повсеместно в районах и городах проводятся спартакиады и соревнования по волейболу, настольному теннису, легкой атлетике, армрестлингу, шахматам, шашкам.
В большинстве ВУЗов и ССУЗов проводятся спартакиады среди факультетов, краевые фестивали среди студентов и учащихся.
Студенты и учащиеся принимают активное участие во всех проводимых соревнованиях в районах и городах.
В большинстве районов края получили развитие игровые виды спорта, гиревой спорт, шахматы и шашки. Проводятся массовые встречи с командами предприятий и хозяйств Краснодарского края, Наурского района Чечни, Калмыкии под девизом «Добрые соседи».
Работа по патриотическому воспитанию молодежи на Ставрополье вышла на качественно новый уровень. В образовательных учреждениях края ежегодно проводятся конкурсы, выполняются курсовые и дипломные работы по героическому прошлому России, важнейшим событиям в истории Отечества, его армии и флота. Патриотическое воспитание детей и молодежи осуществляется одновременно в нескольких направлениях: используются возможности образовательного процесса, системы дополнительного образования, укрепление шефских связей с воинскими частями и подразделениями. В ряде общеобразовательных учреждений действуют профильные классы: военные, историко-юридические. Целью данной работы является воспитание патриота-гражданина, любящего свой край, город, свою Родину и готового защитить Отечество.
На базе ВУЗов края комитетом края по делам молодежи организовываются и проводятся научно-практические конференции по проблемам духовно-нравственного развития, гражданского становления и патриотического воспитания детей и молодежи.
Заслуживает внимания организация в г. Ставрополе в 12.09.2002 года Кадетской школы им. генерала А. П. Ермолова, на базе которого существует Ставропольский генерала Ермолова кадетский казачий корпус. Помимо общего, учащиеся получают дополнительное образование по профилям: летному, парашютно-десантному, юридическому, МЧС, пограничному. Преподавание специальных дисциплин ведется во второй половине дня по темам: «История казачества», «Военная история России», «Огневая подготовка», «Строевая подготовка», «Школа выживания», «Тактическая подготовка», «Армейский рукопашный бой», «Общевоинский Устав», «Военное гуманитарное право», «Защита информации от средств внешней разведки». Также в кадетской школе будущих офицеров обучают танцам, этикету. Вместе с традиционными классными руководителями с ребятами работают профессиональные офицеры-воспитатели. Организации военно-патриотической работы способствуют шефские связи образовательных учреждений и воинских частей, базирующихся на территории края. Становится традицией проведение совместных мероприятий с воинами-шефами: Дней открытых дверей, учебно-тренировочных сборов, соревнований конкурсов по военно-прикладным видам спорта, встреч с офицерским составом.
Традиционным в городах и районах края стали конкурсы патриотической песни «Солдатский конверт», победители которых принимают участие в Ставропольском межрегиональном конкурсе под девизом: «От песни на Ставрополье к миру на Кавказе».
В печатных и электронных средствах массовой информации края постоянно освещаются проблемы гражданственности, патриотизма, будней Вооруженных Сил Российской Федерации и правоохранительных органов. Значительную работу по освещению молодежных мероприятий проводят районные и городские газеты Ставропольского края.
Результатом целенаправленной работы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи стало то, что край пятый год подряд является одним из победителей Всероссийского смотра на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу среди субъектов Российской Федерации министерства обороны России.
В соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке детских и молодежных общественных организаций», Законом Ставропольского края «О молодежной политике в Ставропольском крае»комитет края по делам молодежи проводит определенную работу по поддержке деятельности детских и молодежных организаций и объединений: Все детские и молодёжные общественные объединения края в своей работе в настоящее время используют программно-вариативный подход. Из 35 территорий края 11 имеют программы деятельности городских, районных общественных организаций. Ежегодно организуется конкурс программ (проектов) детских и молодежных общественных организаций.
В целях привлечения внимания органов исполнительной и законодательной власти, общественности к проблемам молодёжного движения, разработана стратегия взаимодействия молодёжных общественных организаций с министерствами, ведомствами, учреждениями края. В г.Ставрополе с 2000 года проводится краевой форум детских и молодёжных общественных организаций. В его работе принимают участие делегаты из регионов и городов края, руководители краевых структур и органов исполнительной власти. Результатом этой работы стало то, что общественные организации отстаивают интересы детей и молодежи в государственных органах власти, участвуют в разработке программы мероприятий по реализации молодежной политики в крае, принимают активное участие в подготовке и проведении данных мероприятий.
С целью осуществления межведомственного взаимодействия в реализации молодежной политики проведены заседания Координационного совета по делам молодежи при главе города Ставрополя с участием представителей органов администрации города Ставрополя, высших и средних специальных учебных заведений, молодежных организаций.
Всего за истекший период проведено более 120 мероприятий различной направленности, в которых приняли участие около 40000 молодых горожан.
2.3 Социально – воспитательная и досуговая работа с молодежью на примере ГБУ ЦМП Ставропольского края
Одним из важнейших элементов социализации являются молодежные организации, которые в настоящее время переживают всплеск своей активности. Они являются механизмом реализации молодежных инициатив, выражения мнения и проведения досуга. На территории г. Ставрополя находится Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Центр молодежных проектов».
Учреждение создано в целях снижения социальной напряженности в молодежной среде, развития гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, вовлечения молодежи в социальную практику, содействия занятости молодежи, обеспечения поддержки творческой, научной и предпринимательской активности молодежи и ее информирования о потенциальных возможностях самореализации.
Основные задачи Учреждения:
Формирование у молодежи активной жизненной позиции, ее вовлечение в общественно политическую деятельность, развитие положительных навыков гражданского участия в жизни общества;
Развитие и поддержка социально полезных молодежных инициатив, форм молодежного самоуправления, способствующих развитию личности и лидерских качеств;
Обеспечение защиты прав и интересов молодежи через их представление в федеральных органах государственной власти, территориальных органах, органах государственной власти Ставропольского края, органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края;
Развитие системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи;
Формирование у молодежи российской идентичности;
Создание условий для развития форм социализации и профессиональной ориентации молодежи;
Развитие добровольческого (волонтерского) движения молодежи;
Содействие трудоустройству и занятости молодежи;
Увеличение вклада молодежных трудовых коллективов в повышение экономического потенциала края;
Развитие движения студенческих отрядов, формирование и координация их деятельности;
Поддержка и развитие молодежного предпринимательства и инновационной деятельности молодежи;
Подготовка молодежи к созданию гармоничной семьи, поддержка и психологическое сопровождение молодых семей;
Содействие молодежному жилищному строительству;
Поддержка инициативной и талантливой молодежи;
Содействие развитию творческого потенциала молодежи;
Организация досуга молодежи;
Развитие молодежного туризма;
Развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества;
Профилактика межнациональных отношений и развитие межнационального и межконфессионального взаимодействия в молодежной среде;
Оказание помощи молодежи, имеющей ограничения по здоровью (молодым инвалидам), а так же молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, содействие ее интеграции в жизнь общества;
Профи