Кризис политического лидерства.

мирового порядка усугубление глобальных ставят вопрос целесообразности глобального вooбще и лидерства в .Долгое время и ЕС на порядкоформирующую и статус регуляторов, консолидирующих деятельность США. результате этой по многим был достигнут положительный, так отрицательный эффект, , по-нашему мнению, превалирует над . Это вместе появлением новых игроков, и следствие, относительное влияния Запада, кризис глобального лидерства.

Под глобального политического следует понимать западноцентризма, политика становится достоянием . Все более роль начинают такие страны Китай, Россия, , Бразилия, исламские и др. они имеют историю, глубокую своеобразную культуру, видение своей и представление достойном месте мире, которое принадлежать им праву.

Европа с серьезными , такими как еврозоны, уменьшение значимости, миграционные , выход Великобритании ЕС. Эти многие другие ставят под само будущее эксперимента. Такие эксперты как Фергюсон и Йоффе пророчат европейскому союзу.[25]

Необходимо отметить, ЕС рожденный Второй мировой , непрерывно развивается течении шести , объединяет 28 стран, собой инновационную , на долю приходится четверть производства. И является глобальным лидером в решении одной из наиболее серьезной проблемы современного мира - охраны окружающей среды.Если переживет этот , то он из него сильным и .

США в очередь закрепив собой на уровне статус лидера не могут предложить эффективных решения мировых и руководствуются большому счету своими интересами. победа в « войне» лишила к эволюции, «расслабила» их.«США все чаще сталкиваются с вызовами, постепенно теряя свое глобальное влияние на международные процессы, утрачивая превосходство над региональными центрами силы, которые, напротив активизируются в различных международных делах».[26]

момента опубликования 1823 г. доктрины и по время Соединённые оказывали возрастающее на глобальные , а в столетие вступили статусе мирового . Они обладают мощным военным в мире по существу единственным государством, проводить комплексную и мультирегиональную политику. Превосходя государства по мощи и на мировые , США тем менее, сталкиваются нарастающими трудностями сохранении лидерских .

К настоящему накопился обширный публикаций об Америки. Однако, самом деле, какие-либо прогнозы довольно . Наш мир динамичен и , в любой ситуация может корне измениться повернуть в другое русло. не менее, всего, США свое лидерство. крайней мере, ближайшее время. на экономический , столпы лидерства продолжают твердо и падать собираются. Безусловно, «американское лидерство» не вечное Штаты не будут доминировать, , тем не , следует понимать, , когда закончится пребывания Вашингтона этом посту, весьма и сложный. Действительно существует государство, противостоять Штатам? противостоять не в отдельных , будь то или политика, во всех. глобальное лидерство быть первым всем. Да, сегодня смотрят сторону Азии, Китай. Но необходимо задать вопрос: готов Китай быть ? Изучив отношение китайского руководства в глобальному лидерсву мы сделали вывод о том что они больше сосредоточены на внутренней политике и пока что будут продолжать держаться в тени.

имеют разные перспектив США мировой политике. тезис о «» Америки стал местом во публикациях, он такими авторитетами, Зб. Бжезинский, . Най и .Закария. Апеллируя историческому опыту, , по их , не подтверждает относительно будущего , эксперты солидарны том, что, на относительное позиций, она всего еще десятилетий останется , которое по мощи будет любое другое и автор полностью разделяет эту точку зрения.

существующей в неопределённости и возникновения глобального самовозрождение Америки, мнению Зб. , становится более , чем когда- в прошлом. «, - утверждает он, – Америка экономически , социально привлекательная, относящаяся к силе, мыслящая , пользующаяся уважением мире…».[27]

Дж. в новой «Закончится ли век?» советует, стороникам идеи упадка США и Китая в мировую державу, пыл. Согласно прогнозу, если избежит крупных потрясений, объём высокие темпы роста, несомненно, относительную мощь страны в с Соединёнными , но вовсе обязательно превратят самую влиятельную державу. Прогнозы, на росте ВВП, констатирует . Най, не учитывают структуры американской китайской экономик, американцев в и «мягкой» , а также факторы геополитического Китая и сил в .

из наиболее политических аналитиков .Закария, анализируя США различных сферах жизни, обнаружил, снижение их имеет в прошлом. экскурса в прошлое следует : в ситуациях, перед США угроза потери позиций, государственная этой страны способной эффективно на возникающие .

По мнению . Бжезинского, Соединённые должны играть роль в отношениях – создателя и прочного на Западе, которому присоединились Турция и , и одновременно между крупными Востока с , чтобы конструктивным обеспечить глобальный поднимающегося Китая избежать хаоса.

центр дебатов лидерстве США . Киссинджер в «Мировой порядок: по поводу наций и истории» ставит преодоления вакуума на международной , который, по мнению, является причиной мирового . С точки Г. Киссинджера, Штаты должны лидирующую роль формировании мирового , позиционируясь не морализирующий глобальный , а как и реалистичная , действующая вместе со союзниками и соперниками для равновесия.

Мы считаем чтосовременных условиях американское лидерство, отнюдь не бескорыстное и сопряженное с немалыми издержками для других государств, видимо, предпочтительнее отсутствия всякого лидерства. В той мере, в какой это лидерство сможет содействовать выработке согласованных решений, оно будет полезным для противодействия хаотизации в международных отношениях и формирования глобального миропорядка.В плане следует изменения качественных американского лидерства. постепенном сокращении объёмно-статистических силовых составляющих возрастать значение «» факторов инновационной , первенства в и образовании, социально-культурного .

Возникновение новых силы

Под центрами , следует международных акторов, комплексной мощью, способностью мировые процессы внешнеполитическое поведение акторов и которые формируют современный бесполюсный мир.

Проблема плодотворно разрабатывается Совета по политике США,.Хаасом. По мнению,в ХХ1 основной чертой отношений будет , отражающая принципиальное расстановки сил мире. Отличительные эпохи бесполярного он видит диффузии силы влияния, росте активных акторов, негосударственных, обладающих мощью.

существу ставится создания модели управления с Штатами как центром силы. « бесполярность» (выражение . Хааса), с точки зрения, повысила бы на предотвращение и распада системы. условиях глобализации потребность в порядке, адекватном и масштабам , встающих перед . Для установления поддержания такого необходимо наличие:

- по своим возможностям ведущих , чей статус « силы» всеми или членов мирового ;

- способности наиболее держав проявлять в своём поведении и сообщества ограничивать тех международных , и прежде государств, чьё наносит ущерб безопасности;

- совокупности , норм и , регулирующих поведение субъектов мировой и обеспечивающих стабильность;

- форм, и приемов решений, принимаемых влиятельными международными , выражающими волю сообщества;

- набора допустимых санкций нарушение принятых и механизмов этих санкций.

обозначившейся тенденции полицентризму в политике формируется динамичная международная межгосударственная система, акторами которой прежде всего мировые державы крупные страны. тенденция к увеличению веса влияния малых , располагающих серьёзным -техническим и потенциалом.

Верхний уровень системы международных образуют Соединённые Америки, Объединённая и Китай. « силы» и субрегионального являются или стать прежде Индия, Япония, и Бразилия. неформальное право в состав международно-политической претендуют 10-15 государств.

, весьма спорное значимости государств геополитических реалий века предложил политолог Ханна в книге « мир» (2010). По мнению, государства их группировки, на три прежде всего силу неодинаковой мощи.

Первый – это государства, глобальные возможности проекты: США их проектом и глобальной ; ЕС с проектом мирного зоны стабильности, права, доминирования целей над экономическими; Китай с проектом «Один пояс –один путь».

второму миру относит Японию, , Бразилию, Индию – , которые не с первыми , не станут центрами силы, своим курсом – и геополитическим изменить баланс между основными .

Третий мир – совокупность стран Боливии до , от Заира Северной Кореи, не смогут на политическую экономическую конфигурацию в ближайшие 20 .

Ведущая роль формировании основ миропорядка будет Соединенным Штатам наиболее могущественному , которое опережает по всем национальной мощи. являются мировым инноваций, располагая развивать новые практически на направлениях научно- прогресса.

В неизбежна постепенная, необратимая эрозия американского положения формирующемся миропорядке убывании глобального лидерства США. ведёт к нивелировке уровней государств, усреднению субъектов международных .

Утрачивая лидерскую роль, США стать ведущим становления эффективной , укрепления и ООН, перехода международному порядку, на праве. позиции в в существенной будут зависеть умения использовать выгодой для стратегию создания альянсов и структур.

Серьезную для Соединенных будут представлять с Азией превращения Китая Индии во политических акторов мировой арене, мощными экономическими воздействия на региона и в целом. в экспертном США преобладает сохранить курс сглаживание негативных роста китайского для глобального сил.

Усиливающееся воздействие процесс становления миропорядка окажут другие реальные потенциальные «центры », особенно Объединённая . Она являет пример организации в той мира, которая протяжении столетий полем конфликтов войн, а настоящее время зоной относительной и безопасности. Евросоюз уступает Штатам по «жесткой силы», формирует новый влияния на мира – более и всеобъемлющего, американское. Это проявится в длительного временного и будет трансформирующий характер, само общество к ЕС , внедряя в межгосударственного общения ценности и поведения – соблюдение и политических человека и меньшинств, обеспечение и политической на основе солидарности и благосостояния граждан, разрешать конфликты путем, поддержание и дружественного . Средствами реализации влияния будут высокотехнологичные виды , а договоры, и законы, интеграцию пространства .

70-х гг. превратилась в лидера в экологических проблем. -первых, ЕС отдельные европейские сыграли ключевую в подготовке международных соглашений, основу современного регулирования. Во-, ЕС добился успехов в экологических проблем континенте. Европейские занимают первые в рейтингах окружающей среды.

Наметилась к возвышению азиатского – Индии. Эта демонстрирует стабильные прироста ВВП ( 5-6% в год течение 20 лет), значительной военной и вторыми КНР демографическими . Индия проявляет , претендуя на одного из «центров силы». Индии в высоких технологий большая доля населения сравнению со населением Китая собой значительные преимущества для экономического развития. модернизируются вооружённые , третьи по после США КНР.Рост тормозится бедностью неразвитостью инфраструктуры. Важнейший внешней политики в её стать локомотивом региона – «соседи всего». В с соседями тема укрепления и расширения . Эта политика отклик у государств, как , Бутан, Шри . Индия взаимодействует координирует политику Россией – не в двустороннем, и в формате – в БРИКС и .

БРИКС служит своеобразным противовесом центр- активизму Запада особенно США. задача его – преимущественно развивающихся – создание благоприятных для догоняющего . Их связывают союзнические, а партнёрские отношения, могут способствовать глобальной ответственности поддержание стабильности мире. При не следует степень консолидированности БРИКС в их различного положения, включённости разные региональные -силовые конфигурации. эффективности действий не может сказываться неравенство его членов, тенденцию к .

Значительный вклад становление глобального может внести , располагающая необходимыми позициями, экономическим, и интеллектуальным для обретения в качестве державы Европы Азии, способной влияние на уровне. Представляется, для эффективного ею этой необходимо:

- преодолеть энергетической и олигархии перераспределению в пользу стратегии развития ;

- создать современные институты, избежав между бюрократией, теряющей от её функций ресурсов, и , нуждающимся в его эффективной ;

- ускоренно формировать класс и гражданское общество социальную базу развития;

- избавиться имперских комплексов, антизападничества и , используя ресурсы « силы» для позитивного восприятие в мире;

- новую российскую как основывающуюся европейских ценностях;

- оптимальные пути способы органического рыночной экономики, демократии с традициями отечественной и социальности;

- динамичное развитие и Дальнего , жизненно необходимое сохранения международного и суверенитета.

Россия жестко отстаивает свои национальные интересы и упорно проводит самостоятельную внешнюю политику. Одними из ярких результатов такой политики стали геополитический триумф в Крыму и военное вмешательство в сирийский конфликт, что означало по мнению политолога С.М.Самуйлова: «по сути, перехват инициативы у США в разрешении одной из острейших кризисных проблем мировой политики»[28]

В сложившихся внешняя политика должна сообразовываться реальными возможностями , носить многовекторный характер и на развитие с государствами Запада, так Востока.

Тем временем на на Востоке России,Китай с его гигантским демографическим, растущим экономическим и военным потенциалом проиводит успешный переход от ресурсоёмкой, экстенсивной модели развития к инновационной, высокотехнологичной и интенсивной. Последние десятилетия стали периодом беспрецедентной дипломатической и экономической активности Китая в Африке, Южной Америке и Австралии. Его внимание к странам этого континента объясняется в первую очередь возросшей ролью ресурсного потенциала континента в мировой экономике. Главные мотивы китайской экономической экспансии – стремление получить доступ к источникам сырья, найти сферы приложения инвестиций и рынки сбыта для бурно развивающейся китайской промышленности. Энергично вписавшись в мирохозяйственные связи, Китай вытесняет западные страны из сфер их традиционного влияния, успешно конкурирует с ними в борьбе за природные ресурсы. В стремлении упрочить позиции в группе ведущих государств мира и утвердиться в роли лидера развивающихся стран.

Однако стоитпризнать что Китай еще некоторое время будет развивающимся государством, нуждаться в дальнейшем реформировании. Даже если он достигнет сравнимого с американским ВВП, обе экономики едва ли будут сопоставимы по структуре, а значительная доля богатства страны пойдет на обеспечение огромного населения, преобладающая часть которого испытывает материальные лишения. Нельзя исключить и того, что действие таких факторов, как стремительное старение населения, нехватка сырья и энергоресурсов, хрупкость финансовой системы и государственного сектора экономики, возможное сокращение притока иностранных инвестиций, бедность широких слоев населения и вызываемое им социальное недовольство, а также усиление недоверия со стороны мирового сообщества, особенно соседних государств, могут замедлить превращение Китая в великую державу. Существует вероятность внутренней дестабилизации страны, которая будет иметь глобальные последствия. Перенаселенность страны в сочетании с ростом экономики и серьезными экологическими проблемами создают комплекс проблем, способных стать мощным стимулом для внешней экспансии с целью захвата территорий и ресурсов.

Но по нашему мнению в отношении своих соседей Китай едва ли будет стремиться к достижению экспансионистских целей посредством открытой агрессии. Скорее он намерен постепенно изменить военный баланс в свою пользу, не оставив им иного выбора кроме признания факта собственного доминирования и готовности подвергнуться давлению.

Руководство КНР, очевидно, будет стремиться рассеять опасения мирового сообщества в отношении возможности территориального экспансионизма со стороны Китая по мере упрочения его глобальных позиций. С этой целью уже в настоящее время прилагаются значительные усилия для формирования позитивного образа страны, заинтересованной в создании «гармоничного общества» и «гармоничного мира» за его пределами, широко используется инструментарий «мягкой» силы – пропаганды духовных ценностей и достижений модернизации.

На наш взгляд, правы отечественные учёные, авторы «Стратегического глобального прогноза 2030», полагая, что в долгосрочной перспективе внешняя политика Китая станет активно-агрессивной, а для её реализации в первую очередь будут использоваться стремительно увеличивающиеся финансово-экономические ресурсы, а не возрастающая военная мощь.[29]

Китайский эксперт Ху Аньган в своем докладе на форуме мирового китаеведения в Шанхае в 2015 году огласил оценки которые свидетельсвуют о закреплении и углублении превосходства Китая над США: доля КНР в комплексной мощи составила 17.13% , тогда как доля США – 15.25%. Однако заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Владимир Порятков, считает, что сегодня вряд ли можно безоговорочно утверждать, что Китай превзошел США по комплексной мощи, но к самой декларации достижения паритета с США, по его мнению нужно относиться серьезно.

Как отмечает российский политолог Н.М.Сирота «Китай находится в относительной изоляции на международной арене, поскольку за исключением непродолжительного периода покровительства со стороны СССР в его истории не было союзников. Для характеристики отношений Китая с Северной Кореей и Пакистаном неприменимо понятие «альянс», а «стратегическое партнёрство» с Россией во много носит конъюнктурный характер. От создания военного союза с Россией, который подразумевал бы взаимную защиту от нападения третьих стран, Китай по существу отказывается, заявляя о готовности развивать всестороннее сотрудничество, в том числе и военно-техническое».[30]А США обладают широкой системой альянсов и партнёрств, которой не располагает ни одна другая страна. Американский потенциал в сферах разведки и дипломатии позволяет осуществлять мобилизацию сторонников на решение поставленных задач. В обозримой перспективе по существу только Соединённые Штаты обладают необходимым арсеналом средств для оказания программирующего влияния на мировое развитие.

Мы считаем что хотя Китай действительно развивается впечатлительными темпами и активно модернизирует армию и флот и быстро увеличивает объем своих военных расходов, усиливает работу в области разработки собственных видов оружия, мало шансов, что Китай окажется способным создать равноценные американским военные технологии. Кроме того, в истории не было примеров возникновения ведущей военной державы без соответствующих милитаристских традиций. Франция, Великобритания, Германия, Россия и СССР, Япония, США имели или имеют подобные традиции. В Китае их нет. Тоже самое касается и идеологии. Мы считаем, что призывы к демократии и свободам при попытках навязать их странам, к ним не готовым, необходимо критиковать и даже развенчивать. Но это не умаляет факта, что данные идеи привлекают сотни миллионов людей в десятках развивающихся стран. События «арабской весны» в очередной раз это подтвердили. А что Китай может предложить миру в смысле идеологии? Ничего, ибо социализму и в самом Китае верит все меньше людей, а другой конкретной идеологии нет. Зато в Китае все больше тех, кто восхищается западными ценностями. Не может быть мировым лидером тот, кто не способен предложить миру привлекательную идеологию, тем более лидер, опасающийся революции в собственной стране. Наконец, может ли мировой лидер быть главным загрязнителем природы на планете? Ведь успехи китайской экономики основаны в том числе и на чудовищном загрязнении окружающей среды. На долю Китая приходится примерно треть всего выброса СО2. А что будет дальше?

Наша задача – показать, что, несмотря на тенденции к снижению роли Америки и повышению значимости Китая и других стран, неправомерно вести речь о простой смене лидера. Мир сильно изменился и изменится еще больше, поэтому мы убеждены, что в обозримой перспективе появление нового мирового лидера в лице одного государства маловероятно по двум причинам. Первая причина заключается в том, что в будущем не может появиться государство, которое бы заменило США в совокупности их лидерских функций – от военных до идеологических, поскольку позиции Америки в этом плане являются уникальными. Вторая причина это то, чтос потерей лидерства США и развитием глобализации, конфигурация Мир-Системы пойдет уже по новым траекториям и линиям интеграции, так что роль отдельных государств будет меньше, а роль их коалиций и союзов – больше и тогла речь пойдет уже о коллективном глобальном лидерстве, более эффективном, чем те институты которые имеются сейчас.

Наши рекомендации