Правовые отношения — это особая юридическая связь между участниками социального общения, наделенными взаимно корреспондирующими (связанными) правами и юридическими обязанностями. 2 страница

Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика. Юридические свойства монархии:

1) бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

4) безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Таким образом, основными признаками монархической формы правления являются следующие:

1) во главе государства — единоличный монарх (фараон, король, царь, шах и т.д.);

2) монархический престол передается по наследству. Монархии делятся на неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные). В неограниченной монархии вся верховная власть принадлежит неограниченно монарху. Монарх является единственным высшим органом государства. Абсолютные монархии характерны были в рабовладельческих и феодальных обществах. В настоящее время эта форма правления существует в Саудовской Аравии, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Если монарх не является единственным высшим органом государства и верховная власть распределяется между главой государства и другим органом (Земский собор, парламент и т.д.), такая монархия называется ограниченной или конституционной. В современном мире такая монархическая форма правления присуща Великобритании, Японии, Дании, Швеции, Норвегии и др.

Большинство стран мира имеет иную форму правления — республику, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок. Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

1) ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2) выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

4) представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6) преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Республики были известны и рабовладельческому и феодальному обществу. В зависимости от того, какие слои населения допускаются к выборам верховных органов, все республики подразделяются нааристократические и демократические. Аристократические республики существовали в рабовладельческих и феодальных обществах. В них основная масса населения не участвовала в выборах.

Демократические республики существуют в современных государствах. В них избирательным правом пользуется абсолютное большинство граждан. Республики могут подразделяться и по иному основанию. В зависимости от взаимоотношений высших органов государства республики делятся на парламентарные и президентские. В парламентарных республиках решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству. В президентских республиках взаимоотношение высших органов иное—не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним.

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство (Республика Казахстан, Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

Федеративное государство— сложное государство, субъекты которого обладают государственным суверенитетом, причем различают автономную и союзную федерацию. В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 года) либо принятия конституции (как это было в 1787 году в США). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства. Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).

Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов власти координирующего характера при объединении различных суверенных образований. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или в последующем возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает.

Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельной политики не вырабатывают и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления как у государства в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры. Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом. Истории известны два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический.Демократический политико-государственный режим — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства. Антидемократический политико-государственный режим — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства. Известная практика осуществления государственной власти порождает новые формы крайне реакционных режимов — военно-фашистских, которые утверждают организацию государства в форме военно-фашистской олигархии. Таким образом, государственный режим, как и другие элементы формы государства, имеет конкретно-историческое воплощение. Учение о демократии показывает, что какие бы формы она ни принимала, она всегда была и остается одним из методов организации и осуществления власти, орудием в руках тех или иных сил для проведения своей политики. Нет и не может быть демократии «вообще», «чистой», «надклассовой». Всегда были и есть конкретные формы ее выражения. Один и тот же режим может быть при различных формах правления и организации власти. Например, по форме правления Англия — ограниченная монархия, ФРГ и Италия — парламентские республики, США и Франция — президентские республики, но государственный режим в этих странах один и тот же — буржуазная демократия. И, наоборот, в странах с одинаковой формой правления государственный режим может быть различным. Например, парламентская республика как форма правления утвердилась во многих странах, Но при этом господствующий в них государственный режим различен: от демократии в ее классическом виде до фашизма. Следовательно, политический (государственный) режим как свойство формы государства обладает достаточно высокой степенью самостоятельности. Через него правящие силы всегда имеют возможность, не затрагивая формальных устоев правления и устройства, приспособить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране. Политический (государственный) режим — наиболее чуткий к этой обстановке барометр. Даже оставаясь неизменным по типу, он проявляет себя на том или ином этапе развития каждого данного государства с различных сторон и постоянно оказывает влияние на форму как правления, так и государственного устройства, сказывается на структуре государственного аппарата. Доминирующая роль политического (государственного) режима среди элементов формы государства приводит некоторых ученых к выводу, что государственный режим — это свойство сущности государства, а не его формы.

Специфическая закономерность, характеризующая политический (государственный) режим, может быть сформулирована так: всякое изменение государственного режима при известном соотношении общих; или частных интересов, в конечном счете, вызывает изменение формы государства; и наоборот, перестройка формы государства влечет изменение политического режима. Политические силы, стоящие у власти, нередко используют такую возможность, ставят такую цель и решают ее. Государство в своей правотворческой деятельности закрепляет господствующий политический (государственный) режим, облекая его в форму принципов, институтов, форм и методов взаимоотношений государства, общества и личности. В правовой литературе форма государства рассматривается в связи с его сущностью. Излюбленным приемом западных политологов и государствоведов является рассмотрение внешних форм институтов государственной власти вне связи с существующей социальной структурой власти, реальным соотношением между формой государства и его сущностью. В результате неизменно рисуется розовая картина «власти вообще», «демократии вообще», «свободы личности вообще».

Влияние сущности государства на его форму носит сложный, опосредованный характер. Государственная власть политических сил, находящихся у власти, формируется с учетом интересов их союзников, то есть сама государственная власть обладает в каждый данный период определенным содержанием, в которое входит учет этих интересов. В форме государства получает воплощение политическая власть экономически господствующих сил, обладающих этой властью. В этом — одна из главных причин того объективного факта, что при одном и том же типе государства его формы могут быть различны, причем не только в разных странах, но и в одной и той же стране. Таковы типичные изменения формы для каждого феодального государства на различных этапах его существования: ранние централизованные монархии, феодально-раздробленные, сословно-представительные, абсолютные. Более того, даже облик абсолютных монархий может быть различным в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII веке — боярская монархия, в XVIII — чиновничье-дворянская, а в начале XX века — шаг в направлении к буржуазной монархии. Современная теория государства и права, исходит из того, что демократический политический режим реализации государственной власти включает в себя наличие результативного механизма воздействия личности на ее характер; гарантированность личных прав и свобод; свободу личности в экономической сфере; максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных особенностей населения; сочетание государственного и общественного механизмов преодоления социальных противоречий в обществе; плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы; правовой характер деятельности всех государственных и местных органов самоуправления. Тоталитарный режим осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитаризацией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.

Государство — это сфера санкционированного насилия, у которого нет конкурентов, альтернатив и выбора. Либеральное государство действует по принципу правопорядка и сводит насилие к минимуму. Ограничить властные возможности государства, придать демократичный характер взаимодействию власти и общества (государства и индивида) можно только признанием приоритета прав человека во всех сферах общественных отношений. Исходя из тезиса — государство есть продукт общества, одно из его структур, первое должно быть подчинено второму и обязано ставить свои интересы в зависимость от общественных потребностей и интересов. При этом связь общества и государства должна оставаться взаимной, образно говоря, дорогой с двусторонним движением: общество, в целом, содержит государство, а государство, используя различные инструменты воздействия на общественные отношения, устраняет социальные конфликты внутри общества, создаёт условия для его развития находясь в строгих правовых рамках и не превышая своих властных полномочий. В этом состоит ценностный смысл либеральной доктрины «от человека к государству», провозгласившей свободу, юридическое равенство и верховенство закона на основе закрепления правового статуса человека.

Отличительной чертой современного государства, где политический режим характеризуется высоким уровнем развития демократических устоев, является наличие ряда признаков отличающих его от иных государственных образований. Ими служат построение государственности на парадигме формирования правового, социального и светского государства.

Идея правового государстваосновывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственно-правового развития выработал определенные черты, позволяющие при их реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства, достичь оптимального соотношения интересов государства и личности. Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В.Гегель, Ш.Л.Монтескье и др. Эта идея, как противовес абсолютизму, разрабатывалась известными российскими юристами начала ХХ века: Н.М.Коркуновым, Б.А.Кистяковским, П.И.Новгородцевым и др. Реализация основных черт (принципов) правового государства является одним из условий его формированиями они отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделять различные черты (принципы) правового государства, которые будут ему свойственны и отражать его различные стороны.

Основными отличительными признакамиправового государства, как представляется, его сущностными характеристиками можно выделить следующие:

— верховенство закона;

— организация и функционирование суверенной власти на принципе разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций;

— обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частные случаи выражения этих трех основных признаков правового государства.

Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е. что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были законы. Суть вопроса здесь состоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом соответствовал своей правовой природе. Закон должен быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли большинства народа есть определенный механизм — это наиболее полное отражение общественного мнения посредством обеспечения гласности и свободы слова. В государственной практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и не в меньшей степени связанность государства и его органов и должностных лиц, а также требование ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов. Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить.

Цивилизованное существование государственной власти может быть только на принципе четкого разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций и отлаженного механизма сдержек и противовесов между ними. Ни одна власть не должна присваивать несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституции устанавливают систему разделения властей и осуществление полномочий парламентами, правительствами, президентами. Действенное разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц исполнительной власти; формирование, избрание, утверждение должностных лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешении от должности Президента, объявление референдума, право созыва сессий парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров о компетенции между государственными организациями.

Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно преувеличение роли государства является причиной того, что личность вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством прав и свобод, которые в таких случаях носят формальный характер. В правовом государстве как государство должно нести ответственность перед личностью, так и личность должна нести ответственность перед государством. Совершение преступлений, за которые виновные не несут ответственности и тем самым не реализуется должная защита прав граждан, прав потерпевших. Государство должно гарантировать гражданам нормальные условия для существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и взаимные обязанности как государством, так и личностью. Рассматривая основные черты (принципы) правового государства, следует отметить, что мерой каждому принципу должен быть человек. Реализация указанных принципов в жизни отражает движение к правовому государству.

Последовательное становление демократического гражданского общества требует цивилизованности взаимоотношений личности и государства, гармонизации отношений в обществе. В сфере политических отношений государство по праву занимает ведущее место, при этом оно обусловлено гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В последнее время можно услышать множество суждений о том, что такое гражданское общество. Надо полагать, что это есть способ организации экономических, производственных отношений и соответствующих производительных сил, совокупность отношений возникающих в процессе владения, пользования и распоряжения собственностью, функционирования общественных объединений, средств массовой информации, семьи, воспитательных, образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений.

Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей (религиозных, общественных организаций, политических партий, профессиональных союзов, кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особые политические отношения с государством. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства, и наоборот. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, сколько уровнем развития свободыличности, признаваемой в этом обществе. В гражданском обществе государство обеспечивает равную правовую защиту всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном отчуждении собственности в случае общественной необходимости гарантируется ее возмещение, национализация собственности не допускается. Труд свободен и поощряется как государством, так и обществом, принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального и коллективного труда. Государство создает условия для полной трудовой занятости населения, осуществляет программу профессионального обучения и переквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и по безработице.

В специальном юридическом смысле право — это система правил (норм) поведения, установленных государством, определяющих права и свободы личности в различных сферах жизни (экономической, политической, социальной, духовной), создание и функционирование государственной власти, направленных на поддержание общественной стабильности. Право как государственное установление непререкаемо. Реализация (претворение в жизнь) норм права в случае их нарушения и других необходимых случаях опирается на государственное принуждение, что может повлечь неблагоприятные для нарушителя последствия, вплоть до наказания. В этом смысле право отождествляется с законом, исходящим от государства. В нем воплощены интересы и воля определенных социальных групп, занимающих доминирующее положение в обществе («позитивное право»). Наряду с этим, в обществе формируются и поддерживаются представления, опирающиеся на идеи справедливости и свободы. Основа этих представлений — интересы (правопритязания) различных социальных групп на установление определенного порядка жизни, на материальные и духовные блага (право в специальном смысле, «надпозитивное» право). Система этих интересов составляет для законодателя реальный базис законотворчества. Отрыв от действительных интересов порождает принятие безжизненных законов, обострение социальных конфликтов в обществе. Могут также сложиться условия, способствующие активизации преступности. Система правопритязаний непосредственно связана с господствующими в обществе принципами морали. Различение и связь права и закона восходит к глубокой древности, прослеживается во всей истории последующих эпох человечества, является одной из «вечных» проблем. В античной древности она была обозначена в юридической формуле «не писанный, но естественный закон» и для обозначения двух смысловых значений права использовались разные термины. Право в полном объеме — jus. Закон в специальном юридическом смысле — lex. Усложнение социальной структуры и существующие специальные конфликты в современном мире обусловливают практическую значимость вопроса о праве и его правильном отражении в законах государства.

Каково же соотношение норм права и норм морали? Что представляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место в общественной жизни? Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д. Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, многогранный процесс. Право воздействует на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношение.

Право и мораль — дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования, в реальной действительности они нерасторжимы, дополняя и обогащая друг друга. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает новое явление — морально-правовое воздействие.

Общие черты права и морали:

— являются частью надстройки над экономическим базисом; — имеют нормативное содержание (выражены через правила поведения) и служат регулятором общественных отношений; — имеют общую экономическую, политическую, социальную и идеологическую базу.

Отличительные черты права и морали: — мораль возникает раньше норм права; — право состоит из норм (правил поведения), а мораль кроме норм включает в себя представления, чувства, т.е. более сложное явление по своей структуре; — в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения; — нормы морали регулируют гораздо больший круг общественных отношений, чем право. Многие взаимоотношения людей в быту, в семье регулируются моралью, но не нормами права; — нормы права характеризуются конкретностью, моральные требования дают больший простор для толкования; — внутренним гарантом выполнения норм морали является совесть человека, внешним — сила общественного мнения, но нормы права могут быть подкреплены принудительной силой закона; — различны исторические судьбы права и морали, право отмирает вместе с государством, а мораль остается в любом человеческом обществе, пока оно существует.

Право — это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем — предписания, защищающие интересы политических сил, находящихся у власти, санкционирующие социальное неравенство людей, могут возникнуть только вместе с государством. Таким образом, наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, выступая воплощением воли государства, то есть государственной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.

Нормы права общеобязательны в силу возможности государственного принуждения; обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они не реализуются добровольно; носят общий характер, являются неперсонифицированными правилами поведения, то есть обращены ко всем и каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия; они формализованы, т.е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, прецедентах, тем самым право защищается от произвольного изменения, обеспечивается определенная его стабильность.

Праву присущи признаки равенства и свободы, подчеркивает В.С.Нерсесянц, ибо формальное равенство является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права вообще.

При всех различных подходах к пониманию права (в этом следует согласиться с В.Н.Кудрявцевым), профессиональному юристу должна быть присуща четкая и определенная позиция: никакие пожелания, убеждения или мнения не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом. Соответственно и изменить этот акт можно только предусмотренным законом способом, на основании демократической процедуры, выражающей волю народа.

Право есть особая система норм, которая возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился этим общим условиям производства и обмена. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и политических условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы, которые более конкретны в отличие от старых).

Право существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий выработало для себя правила поведения — обычаи, которые сложились в сознании членов общества в силу принадлежности каждого к данной коллективности, в силу неотделимости от нее отдельного индивида. Наиболее распространенными и типичными были обычаи, в которых закреплялись основные общественные отношения: равенство всех, (неравенство вообще не осознавалось как возможная форма взаимоотношений между людьми); кровная месть, охранявшая незыблемость рода, племени; коллективное и уравнительное распределение продуктов труда; общая собственность на землю, орудия труда и т.п. Обычаям было чуждо деление на права и обязанности, они воспринимаются как долг, то есть общественное требование, осознанное каждым членом коллектива как личная задача. Личное и общественное в обычае — единое целое. Обычаи охранялись запретами — табу, преимущественно религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, могло повлечь гнев богов. Поэтому обычаи были неразрывно связаны с религиозными представлениями.

Наши рекомендации