Вхождение в роль, или тонкости чужого ремесла
Вы - на новой работе. Не бойтесь спрашивать. Помните, что один из законов журналистики гласит: чем больше поймете вы - тем лучше расскажете-напишете, тем больше узнает и лучше поймет ваши намерения зритель-читатель.
Сразу решите для себя: раскрываете вы карты или нет?
То и другое таит в себе как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, необходимость «смены профессии» обусловлена как раз фактором независимого вхождения в роль, непредвзятого взгляда на проблему человека со стороны, цель которого - пощупать все своими руками. С другой - велика доля субъективизма, ведь привыкшему держать перо наверняка не понравятся некоторые «тяжелые» специальности, связанные с физическим трудом, и в результате вы можете оказаться чересчур предвзятым.
Не перегните палку (этические стороны проблемы)
Метод «смены профессии» оправдан при условии, когда журналист не только морально готов, но и физически способен выполнять ту работу, за которую берется.
Журналист не должен мешать работать и зарабатывать другим людям. Опасен данный опыт при длительной смене деятельности, когда из-за вас стопорится работа, а значит, и заработок многих людей. Журналист всегда должен спросить себя, не занимает ли он чьего-то места?
Это касается журналистов, которые пытаются работать учениками. Через некоторое время выясняется, что «ученик» работать по специальности не будет, а значит, время и деньги предприятие тратило зря. А кругом-то рынок! Собственное реноме журналист испортит всерьез и надолго.
Неподготовленного, нахрапистого журналиста легко обвинить в некомпетентности, что и бывало не раз с молодыми работниками пера и микрофона, быстро-быстро «освоившими» достаточно сложную профессию и с еще большей скоростью написавшими про это «освоение». Критические письма-отклики в редакции от профессионалов - главнейшее тому доказательство.
Ответьте откровенно, можно ли за один полуторачасовой рейс освоить профессию бортпроводника? Переодеться, раздать пассажирам ужин и написать об этом полосу в газете, при этом уделив огромное внимание не столько собственным допущенным ошибкам, сколько облачению себя, любимого, в спецодежду. Но ведь это далеко не все «тонкости» работы, существует еще добрый десяток, о которых талантливый журналист упоминает, к сожалению, вскользь.
Не было настоящей работы «по специальности», не получится и журналистский материал - золотое правило журналистики, неоднократно проверенное практикой. Аудитория всегда по достоинству оценит откровения журналиста, выстраданные и правдиво описанные (вот они, «говорящие» примеры). Кстати, именно эти «примеры-откровения» большей частью запоминаются публике, именно по ним она «узнает» произведения полюбившегося журналиста, именно их цитирует, пересказывая прочтенное-увиденное.
Бывалые журналисты советуют: записывайте все! Особенно профессиональные термины, последовательность выполнения тех или иных операций, любимые словечки и выражения ваших наставников. Пригодится все, если не сегодня и не сейчас, то позже ваши записи обязательно войдут в серию очерков, в книгу, в сценарий и т.д.
Страховка!!!!
Обязательно подготовьте себе «страховку» - документ, подтверждающий, что вы действительно выполняете задание редакции. Это необходимо в случае конфликтных ситуаций, столкновения со стражами порядка, службами безопасности и т.п., когда «спасти» журналиста может только официальная бумага с подписью главного редактора и печатью редакции.
С точки зрения получения опыта интересна практика таких журналистов, как Кольцов, Вальраф, Гиляровский. Они внедрялись во враждебную среду под прикрытием статуса, который позитивно воспринимался будущими источниками информации, и таким образом получали возможность показать эту среду изнутри. Например, чтобы собрать материал о положении в ФРГ иммигрантов-турок, Гюнтер Вальраф изменил свою внешность и принялся искать работы под турецким именем. В течении 2 с половиной лет он ездил по стране в обличье турка и искал работу. Ему платили гроши, считали человеком низшего сорта. Книга “на самом дне…” вызвала сенсацию в ФРГ, так как автор обнаружил в демократической стране подлинную систему аппартеида поотношению к рабочим имигрантам.
Репортер должен решать сам, насколько оправданно применение подобных методов в той или иной конкретной ситуации. Некоторые высказывают мысль,о том, что журналисту не следует врать о своей профессионалной принадлежности, а с другой – не должен представляться всем и вся в качестве пишущего. Умолчать о своей работе, когда это помогает получить необходимые сведенья, не только допустимо, но и вполне оправданно. Репортер может идти повсюду как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и потому испытывая всё то, что выпадает на долю обычного человека.
“Метод смены профессии” оправдан при условии , что журналист не только готов, но и на самом деле способен выполнить работу, за которую берется. Этот метод используют для того, чтобы понять специфиу того или иного занятия, а так же получить информацию об окружающих не в роли представителя прессы, а как нейстральное лицо. Здесь трудности связаны с тем, что журналист обычно знает недостаточно хорошо и глубоко профессию и потому рискует нанести ущерб делу и людямм, с которыми вместе трудится. Например, журналст захотел освоить профессию строителя. Мастер целый месяц оучал его, что сказалось на его заработке и количестве выполненной работы.
Закон ограничивает сферу применения “метода смены профессии”. Журналист не может выполнять обязанности милиционера, юриста, лиц, занимающих должности и облеченныхвластными полномочиями, использовать как прикрытие при сборе информации профессию врача. Вообще, умалчивать о своей профессии жрналист может только до тех пор, пока го об этом не спросили. Но по первому же требованию он обязан показать журналистское удостоверение.
Пример неэтичного использования метода маски. Журналистка написала письмо в газету брачных объявлений, встречалась с людьми, разыгрывала невесту, а на самом деле просто собирала материал для статьи. Что это если не манипулирование людской доверчивостью. Или журналисты разыгрывали из себя пьяную компанию и шумели в подъезде, чтобы проверить, возмутятся жильцы дома или нет.
Журналист может менять обличье, но не нравтвенные принципы. А значт обман, провокации, приобщение к сомнительным делам не может быть оправданы общественным интересом.
И метод маски и метод смены професси относят к журналистским экспериментам. Но любой эксперимен предполагает целенаправленое манипулирование поведением объекта. В этом случае важно понимать, что “объектом” ваших действий является человек.
1. Лариса Рейснер. В 1925 году публицисты Лариса Рейснер по поручению редакции отправилась в Германию под видом переселенки и нанялась к немецкому лавочнику в качестве разносчицы молока. Искусно войдя в данную роль, она ходила по рабочим кварталам, выясняя отношения людей к экономическим неурядицам, происходящим в стране. На основе собранных фактов она опубликовала в газете «Гудок» репортаж о так называемой немецкой эпохе процветания.
2. Михаил Кольцов. В качестве делопроизводителя, учителя словесности, шофёра такси и других специальностей работал в 30 – х. годах XX столетия известный публицист Михаил Кольцов. Такие его репортажи, как «Три дня в такси» можно отнести к классике жанра.
3. Гудимов. Используя опыт Михаила Кольцова, репортер Гудимов сел за руль такси. Это позволило ему настолько серьезно и глубоко изучить состояние таксомоторного хозяйства, что после публикации его репортажей в «Экономической газете» были приняты серьезные меры по дальнейшему улучшению автообслуживания населения Москвы и городов Российской Федерации. За время своей долгой творческой жизни А. Гудимов был директором гастрономического магазина, торговал в бакалейной лавочке, набивал подметки в ремонтной мастерской. Лучшие свои репортажи он включил в книгу «Тайна чужой профессии»
4. Гиляровский.Бурлак, актёр, работал на белильном заводе, « Ураган», « Ходынка», гимнастом.