Европейская геополитика в поисках нового вектора силы и
Атлантическая стратегия США
Ключевой вопрос европейской геополитики в последние годы — вопрос, сможет ли объединенная Европа стать реальным противовесом США в глобальном мире. Несмотря на то что процесс интеграции идет медленно и противоречиво, уже сейчас очевидно, какие беспрецедентные возможности он открывает для европейцев в сфере экономики, политики и обороны. Процесс создания Европейского союза и единой европейской валюты позволил во многом сблизить основные показатели экономического и военного развития европейских стран и США (см. табл.), но противоречия стратегического характера при этом не исчезли, а, напротив, обострились. Эксперты считают, что совокупная экономическая мощь Западной Европы в начале XXI в. фактически сравнялась с американскими показателями — 19,8% мирового ВВП, США — 21%. Сегодня по уровню населения Европа превосходит США на 40%, доля ЕС в мировом экспорте непрерывно растет и уже сейчас значительно превосходит долю США (37% - ЕС, 16,5% - США).
По прогнозам европейских аналитиков, современные тенденции свидетельствуют о том, что США и Европейский союз находятся на пороге широкомасштабного торгового и экономического конфликта. Во многом это происходит из-за того, что евро отвлекает значительные финансовые потоки с американского рынка, осложняет дефицит американского бюджета, становится мощным конкурентом доллара в международных расчетах, ослабляет Америку в ее стремлении диктовать фиксированные цены на нефть и другие сырьевые материалы.
Некоторые американские эксперты высказывают предположение, что единый валютный союз может превратить основанную на господстве доллара мировую финансовую систему в новый двуполюсный мир — «доллар—европорядок». Нынешняя зона единой европейской валюты — самая обширная в мире зона богатых стран — потребителей дорогих товаров мирового рынка. В 1999 г. еврооблигации составили44% всех облигаций, выпущенных в мире, в то время как на доллар пришлось 43%!. Европейский союз осуществляет непрерывную торговую экспансию, заключив соглашения об ассоциации с 80 странами.
Принимая во внимание значительные размеры зоны евро, многие компании в Латинской Америке, Азии, Восточной Европе и Северной Африке стремятся снизить долю операций в долларах, расширяя сеть контрактов в евро. Все наметившиеся тенденции свидетельствуют о закате «эры доллара» как единственной мировой валюты.
Известный американский геополитик Г. Киссинджер заметил, что «создание Европейского валютного союза ставит Европу на путь, который противоположен атлантическому партнерству последних пяти десятилетий... Нет никаких оснований предполагать, что объединенная Европа когда-либо добровольно пожелает помочь Соединенным Штатам в их глобальном бремени»2. Еще более категорично высказался министр иностранных дел Франции Ю. Ведрин: «Европа должна создать противовес доминированию Соединенных Штатов в многополюсном мире»3.
Подобные заявления крупных политических фигур Европы и США — не пустые декларации. За ними скрываются не только существенные различия в европейской и американской экономической политике, но и стратегические геополитические разногласия. По существу, они касаются трех основных направлений:
1)европейцы оценивают международные коллизии с региональной точки зрения, США — с глобальной;
2) при возникновении международных конфликтов и проблем европейцы предпочитают действовать через международные организации, США — односторонне;
3) при урегулировании конфликтов европейцы предпочитают использовать политические и экономические возможности, США не исключают для себя военного решения проблем.
Накопилось также достаточно много разногласий более частного порядка: по вопросам либерализации мировой экономики, глобального потепления, политики в области энергетики, антитрестовского законодательства (например, о слиянии компаний «Боинг» — «Макдоннел-Дуглас»), по поводу американских экономических санкций, о путях стимулирования экономики, по поводу импорта стали и машин из Европы и пр.
1 Everts S. America and Euroland // World Policy Journal. Winter 1999/2000. P. 26.
2 The National Interest. Spring. 1999. P. 21. .
3 Foreign Affairs. March-April. 1999. P. 45.
В последние годы европейцы заложили основания новой достаточно независимой политики в области обороны и безопасности. Важными вехами на этом пути стали: Маастрихтское соглашение 1991 г., в котором было решено «сформулировать общую оборонную политику»; Амстердамский договор 1997 г., где была реально сформулирована общая стратегия Европейского союза и создан пост верховного представителя Европейской комиссии, ответственного за общую внешнюю и оборонную политику; саммит ЕС в Хельсинки в 1999 г., на котором было принято решение о создании в двухлетний срок единого корпуса быстрого реагирования в 60 тыс. человек, а X. Солана назначен верховным представителем ЕС, ответственным за общую внешнюю и оборонную политику.
Военные эксперты подсчитали, что для создания военной мощи, сопоставимой с американской, объединенной Европе потребуется в четыре раза увеличить свои военные расходы. Европейский союз планирует создать сеть спутников, центров разведывательной деятельности, собственный общий военный штаб, где будут рассматриваться возможности проведения операций внутри и вне НАТО. Уже сейчас Западная Европа стремится создать собственную военную промышленность, независимую от американской, производить собственные виды вооружений.
В рамках новой программы вооружений разработан проект создания общеевропейского истребителя, в производстве которого сотрудничают прежде всего германские и британские фирмы1. Обсуждается план создания единой Европейской аэрокосмической оборонной компании (ЕАОК), в которую войдут французский «Аэроспасьяль», «Бритиш эйрспейс», немецкий «Даймлер-Крайслер Эйрспейс», испанская КАСА, шведский СААБ, итальянская «Финмеканника-Аления». Речь идет о создании суперкомпании, производящей самолеты, вертолеты, космические корабли, управляемое оружие и другие военные системы. Все это позволяет европейцам надеяться, что вместе с единой валютой независимая военная промышленность станет существенной чертой интегрированной Европы, а это, в свою очередь, потребует особой европейской политической, экономической и военной инфраструктуры.
Динамика амбициозных планов европейцев в области военной политики и обороны уже сегодня привела к противоречиям внутри НАТО, которые в будущем могут стать взрывоопасными. Известно, что во время первого же визита в Западную Европу министр обороны республиканской администрации Д. Рамсфелд потребовал ввести создаваемый Европейским союзом воинский контингент в 60 тыс. солдат в подчинение НАТО, а западноевропейцы выразили свое неодобрение созданию сепаратной национальной системы стратегической обороны США.
1 Deutch J., Ranter A., Scowcroft В. Saving NATO's Foundation // Foreign Affairs. November-December. 1999.
Не секрет, что в США растет страх перед превращением Европы в подлинного глобального соперника. Ч. Лейн утверждает, что «Вашингтон не желает видеть Западную Европу и Японию сильными настолько, чтобы дать Западной Европе возможность бросить вызов американскому лидерству. Соединенные Штаты будут -стремиться сохранить свое геополитическое превосходство визави Западной Европы»1.
Пентагон предпринимает реальные усилия, чтобы держать под контролем процесс европейской интеграции. Прежде всего американцы осуществляют стратегический контроль над европейским пространством посредством НАТО и военного' присутствия в Европе. С помощью Североатлантического союза, в котором США играют роль осевой державы, они пытаются предотвратить дрейф Западной Европы к национальному самоутверждению и отходу от нынешнего уровня экономического и политического сотрудничества. При этом они умело используют европейские разногласия: опасения Франции по поводу германского преобладания; страхи Германии в связи с восстановлением сил России; ревность Великобритании ввиду возможности консолидации континента без ее участия; сомнения Европейского сообщества в возможностях решить вопрос с взрывоопасными Балканами своими силами.
. В последнее время особенно часто разыгрывается американцами «немецкая карта». Призрак возвышения Германии до имперских высот бродит по Европе и наводит ужас на европейцев, не забывших еще кошмары Второй мировой войны. Этот призрак — козырь в руках американцев, которые используют его в качестве залога принятия американских войск в центре Европы.
Политика разжигания сепаратизма внутри ЕС имеет стратегический характер: лишенный сплоченности Европейский союз не сможет противостоять Америке ни по экономическим, ни по политическим вопросам, будь то споры во Всемирной торговой организации или вопрос об антитеррористической операции в Ираке.
1 Layne Ch. Rethinking American Grand Strategy. Hegemony or Balance of Power in the Twenty-First Century?//World Policy Journal.. Summer 1998. P. 12. .
Важным стратегическим инструментом контроля над европейской интеграцией выступают американские транснациональные корпорации. Они расширяют свои филиалы в европейских центрах, укрепляя американские экономические позиции в западноевропейском регионе. Транснациональные корпорации проводят политику активного инвестирования в Европе, привлекают сюда товары высоких технологий. С. Бергстен полагает, что целью американской внешней политики является создание нечто вроде «Североатлантического соглашения о свободной торговле» — «супер-НАФТА», на которую приходилось бы более половины мировой торговли и валового продукта мира1.
До сих пор в США существует немало сторонников проведения активной европейской политики. Среди них — 3. Бжезинский, который считает, что Европа является «естественным союзником Америки», ее «глобальным партнером». Он полагает, что вполне возможно привлечь Западную Европу к «управлению миром», поскольку Соединенные Штаты недостаточно сильны, чтобы доминировать в мировом геополитическом пространстве, полагаясь лишь на собственные силы. Цель демагогических заявлений о «глобальном партнерстве» с Европой очевидна: необходимо сохранить ЕС как важнейший геополитический плацдарм Америки в Евразии. Бжезинский заявляет об этом прямо: «Главная геостратегическая цель Америки в Европе ... путем более искреннего трансатлантического партнерства укреплять американский плацдарм на Евразийском континенте с тем, чтобы растущая Европа могла стать еще более реальным трамплином для продвижения в Евразию международного демократического порядка и сотрудничества»2. Очевидно, что без тесных трансатлантических связей главенство Америки в Европе сразу исчезнет. Контроль США над Атлантическим океаном и возможности распространять влияние и силу в глубь Евразии могут быть значительно ограничены.
Новейшие информационные технологии также используются для обеспечения атлантического контроля над процессами европейской интеграции. Американские стратеги стремятся сформировать «проамериканское» мышление европейцев с помощью заполнения всех каналов средств массовой информации явной и скрытой пропагандой американского образа жизни и ценностей либеральной демократии. Известно, что 85% информации, которая циркулирует в европейских СМИ, — американского происхождения.
1 Bergsten С. F. America and Europe: Clash of the Titans? //Foreign Affairs. March-April.
1999. P. 22.
2 Бжезинский З. Великая шахматная доска. С. 107.
Американские геополитики обращают внимание на то, что не только Джон Ф. Кеннеди нашел страстных почитателей в Европе, но даже менее прославленные американские лидеры становятся объектами тщательного изучения и подражания. Во многом этому способствует серия популярных телепрограмм «Политический герой дня». Некоторые европейские политики находят весьма уместным копировать домашнюю манеру, популистское чувство локтя и тактику отношений с общественностью американских президентов1. Подражание американскому политическому стилю создает благоприятные условия для установления «косвенного и на вид консенсуального» американского контроля над европейской политикой.
Сегодня американцы умело используют также идею «борьбы с международным терроризмом» для поддержания определенной напряженности в европейском пространстве. Это косвенно инициирует милитаризацию европейской экономики и включение ЕС в гонку вооружений. Дестабилизация европейского пространства осуществляется также через систему «управляемых» локальных кризисов и «гуманитарных катастроф» в тех или иных европейских странах. Самый яркий пример последних лет — «гуманитарная катастрофа» в Югославии.
Однако не только американцы, но и сами европейцы играют в эти атлантические игры.
Во-первых, европейские геополитики стремятся «на американские деньги» избавиться от последних «очагов тоталитаризма и коммунизма» на континенте. Идея проста: «пусть американцы продолжают тратиться, чем больше, тем лучше, так как скорее уйдут». Несомненно, Европа уже не хочет прямого присутствия США на континенте, но еще не может обойтись без «старшего брата». Эта двойственная позиция европейских политиков создает широкое поле для американских маневров в Старом Свете.
Во-вторых, государства Восточной Европы в гораздо большей степени, чем Западной, хотят сохранения военного присутствия США на континенте. Они рассматривают американское влияние как фактор собственной политической стабилизации и безопасности. Речь идет не только о вечном «русском вопросе» и возможных геополитических притязаниях России. Сегодня Восточную Европу гораздо больше волнует объединенная Германия и ее возможные территориальные претензии к своим соседям по европейскому дому.
В-третьих, сложившаяся ситуация умело используется руководством НАТО как способ геополитического давления на Россию. Несмотря на это, следует подчеркнуть, что Россия сегодня занимает дружественную и конструктивную позицию по отношению к Европейскому сообществу.
1 См.: Бжезинский 3. Указ. соч. С. 38.
Российское политическое руководство дало положительную оценку ЕС и его расширению. Президент В.В. Путин в Берлине и Брюсселе подчеркнул, что необходимо использовать великий исторический шанс для построения совместных европейских пространств. В ответ на это бывший министр иностранных дел ФРГ X. Геншер отметил, что «со времен горбачевской картины общеевропейского дома не было такого отчетливого поворота России к Европе»1.
Европейские геополитики отчетливо дали осознать российской стороне, что ни сегодня, ни в будущем не может стоять на повестке дня российско-европейских отношений предложение В.В. Путина о трансформировании Европы, а соответственно и ЕС через объединение с богатым ресурсным потенциалом России и превращением ее из регионального в глобального партнера в многополярной системе международных связей. Как подчеркивают немецкие исследователи К. Майер и X. Тиммерманн, «в тенденции такое намерение могло бы привести к тому, чтобы позиционировать Европу вместе с Россией как противоположный Соединенным Штатам полюс в мировой политике»2. На такие решительные геополитические повороты Европа еще не готова. Проатлантический курс европейской интеграции представляется европейским геополитикам более-спокойным руслом.
Сегодня в США немало противников продолжения активной европейской политики. Мощное антиевропейское лобби сложилось в Конгрессе. Мотив один: контроль над европейской политикой слишком дорого обходится американским налогоплательщикам. Во время военных операций в Ираке и Косово объем ударов США и западноевропейских стран НАТО находился в соотношении 9:1. Американские войска в Европе обходятся Соединенным Штатам на 2 млрд долларов дороже, чем если бы они размещались в США. Американские военные эксперты подчеркивают, что США расходуют на оборону 4% своего валового национального .продукта, а Франция и Великобритания — по 3,1%, ФРГ — 1,7%. Европейские члены НАТО расходуют на военные нужды лишь 66% суммы американского военного бюджета3.
Не секрет, что американцев все больше раздражает растущий европейский «антиамериканизм». Американский сенатор Дж. Байден подчеркивает: «Мы видим преднамеренно селективный подбор фактов, касающихся жизни в США и американских действий, подающих США в наиболее невыгодном свете»1.
1 Майер К., Тиммерманн X// Российские стратегические исследования. М., 2002. С. 171
2 Там же. С. 179.
3 Foreifn Affairs. November-December. 1998. P. 72.
Американские социологи отмечают, что 68% опрошенных французов выразили свою обеспокоенность относительно сверхдержавного статуса Соединенных Штатов. И только 30% признали, что за Атлантическим океаном есть хотя бы нечто, достойное восхищения. Не выразили чувства солидарности или чувства близости с американцами 63%2.
Обозначенные противоречия европейской интеграции и атлантической стратегии США на континенте позволяют прогнозировать два наиболее вероятных сценария развития геополитической ситуации.
Первый сценарий. Реализация этого сценария возможна, если европейцам удастся сполна использовать все шансы интеграции. В результате на геополитической карте мира возникнет сильная политически объединенная Европа, что будет означать базовое изменение в мировом распределении геополитических сил. И в США, и в Европе есть немало сторонников такого развития событий. Так, известный американский экономист Ф. Бергстен считает: «Евроленд будет равным или даже превзойдет Соединенные Штаты в ключевых параметрах экономической мощи и будет во все возрастающей степени говорить одним голосом по широкому кругу экономических вопросов... Экономические взаимоотношения Соединенных Штатов и Европейского союза во все более возрастающей степени будут основываться на принципе равенства»3.
Претворение в жизнь этого сценария предполагает последовательное осуществление всех тех амбициозных планов в сфере создания самостоятельной военной промышленности, о которых уже говорилось выше. Это непростая задача, которая потребует значительного увеличения военных бюджетов. Но экономика и оборона является только одной — технической стороной проблемы. Гораздо сложнее обстоит дело с вопросом о политической воле и решимости лидеров ЕС превратиться в независимый геополитический центр мира.
Такой сценарий означает возрождение двуполюсной геополитической модели, где США и ЕС являются глобальными партнерами-соперниками. Сегодня политическая элита Европы не готова к такому резкому геополитическому повороту. В пользу этого сценария в настоящее время свидетельствует только рост антиамериканских настроений на континенте: развитие движения антиглобалистов, выступлений европейских общественных и политических деятелей, встревоженных откровенно гегемонистскими устремлениями США.
1 Biden J. Unholy Symbiosis: Isolationism and Anti-Americanism // The Washington
Quarterly. Autumn, 2000. P. 10.
2 Там же. Р. 12.
3 Bergsten F. America and Europe: Clash of the Titans? // Foreign Affairs. March-April.
1999. P. 20.
Прилавки книжных магазинов в Европе заполнены книгами с символическими названиями: «Западня глобализации», «Нет уж, увольте, дядя Сэм», «Американский тоталитаризм» и пр. Авторы этих книг — не маргиналы, а ученые, журналисты и политические деятели Европы. Например, редактор журнала «Шпигель» Е-П. Мартин в одной из последних работ подчеркивает: «Североамериканский гигант становится все более непредсказуемым не только в качестве глобального жандарма; он оставляет желать лучшего и в роли стража мировой торговли»'.
Захочет ли политическая элита Европы использовать растущие антиамериканские настроения на континенте как политический рычаг, с помощью которого возможно осуществить поворот к независимому геополитическому курсу, — этот вопрос остается открытым. Развитие международных событий все больше свидетельствует в пользу осуществления другого сценария.
Второй сценарий. Все более определенно проявляется тенденция подменить углубление интеграции на ее расширение, что делает процесс евроинтеграции противоречивым и многослойным. Известный французский геополитик Ж. Аттали полагает, что в ЕС через определенное время будут входить 35—40 государств (включая Украину и Грузию). Значительное увеличение численности стран-участниц не может не привести к углублению уже имеющихся противоречий и новым столкновениям. Ситуация обострения противоречивых тенденций очень выгодна США, которые всегда могут претендовать на роль арбитра при разрешении европейских споров и тем самым держать весь процесс интеграции под атлантическим контролем.
В последнее время все больше аргументов в пользу осуществления именно этого сценария. При всей скорости, с которой европейские лидеры продвигают технические и организационные аспекты объединения, пока что не удалось превратить ЕС в реально дееспособную политическую единицу. Аппарат ЕС и его методы формирования общественного мнения и принятия решений застряли на уровне обычной межгосударственной дипломатии.
Многие европейские лидеры жестко критикуют нынешний проект ЕС, подчеркивая, что пока создаются чисто бюрократические структуры, призванные заменить их национальные государства «властью технократии»2. Принцип разделения властей в ЕС фактически отменен в пользу власти Брюсселя, и тем самым заложены семена массового недовольства проектом объединения Европы в целом.
1 Мартин Г., Шуманы X. Западня глобализации. М., 2001. С. 307.
2 Там же. С. 287.
При этом система ЕС страдает тем же недостатком, что глобальное управление: она дает сбой всякий раз, когда правительства не приходят к взаимному согласию. Никто не в силах заставить все 15 стран действовать одновременно. Факты свидетельствуют о том, что ни один проект европейских реформ, не получивший поддержки транснациональных корпораций, до сих пор не прошел.
Некоторые пессимисты утверждают даже, что Европейский союз обречен на провал. «Не надо быть оракулом, — пишет Г. Мартин, — чтобы понимать, что принцип комитетов министров в скором времени сделает пробуксовывание реформ совершенно нестерпимым. Чем сильнее будет социальная напряженность во Франции, Италии, Австрии, Германии и других государствах-членах, тем больше их правительства будут вынуждены срочно находить национальные решения, тогда как ЕС не предлагает никакой перспективы»'.
Очевидно, что слабость ЕС может открыть путь всевозможным популистам национального толка, типа Ле Пена или Финн, что способно оказать значительное давление на правящие партии. Удастся ли элите ЕС справиться с «национальным рефлексом»? — вот вопрос, от которого во многом зависит будущее объединенной Европы и на который пока что трудно дать определенный ответ.
В последнее время европейские экономисты обсуждают и такой пессимистический сценарий: если какая-то европейская страна не выдержит экономической гонки за подъем производительности, ее экономика неизбежно погрузится в кризис. В прошлом национальные банки были способны смягчать подобные удары путем девальвации национальной валюты и поддержания экспортных отраслей. С введением евро этого буфера уже нет. Взамен требуются дотации из богатых стран в бедствующие регионы. Но если такая помощь является обычной в рамках национальных государств, то на общеевропейском уровне организовать ее будет весьма проблематично.
Следовательно, трудности европейского роста огромны, и именно они заставляют обращаться за помощью к атлантическому партнеру. Все это позволило уверенно заявить 3. Бжезинскому: «Европа, несмотря на всю свою экономическую мощь, значительную экономическую и финансовую интеграцию, останется де-факто военным протекторатом Соединенных Штатов... Европа в обозримом будущем не сможет стать Америкой... Бюрократически проводимая интеграция не может породить политической воли, необходимой для подлинного единства.
1 Там же. С. 289.
Нет ударной силы воображения (несмотря на периодическую риторику относительно Европы, якобы становящейся равной Америке), нет страсти, создающей государство-нацию»1.
Однако окончательный выбор между намеченными нами двумя сценариями европейской интеграции все-таки еще не состоялся. Объединенная Европа в самом начале своего политического пути, и ключевые решения пока не приняты. Опытный немецкий лидер Г. Коль считает: «Европейское единство — вопрос жизни и смерти; от этого зависит, будет ли в XXI веке мир или война». Несмотря на категоричность этого заявления, по существу оно отражает суровые реалии сложившейся геополитической ситуации: только сильная объединенная Европа может остановить военную экспансию США.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Почему современная Европа ищет новый вектор своего геополитического самоопределения?
2.Какие действия предпринимают США, чтобы держать ситуацию в Европе под контролем?
3.Назовите основные приоритеты европейской геополитики.
4.Каковы основные геополитические противоречия между США, Россией и Европой?
5.Какие геополитические сценарии наиболее вероятны на европейском пространстве в XXI в.?
ГЛАВА7