Геостратегические аспекты геополитики
Наряду с А.Е. Вандамом геостратегические аспекты геополитики разрабатывали многие российские военные исследователи. Достаточно бурное развитие военных наук в России XIX в. было обусловлено множеством военных кампаний. За время семи антифранцузских коалиций военные географы собрали солидный фактический материал, который потребовал серьезных обобщений. Пространственный размах военных операций — от Парижа до Москвы — заставил по-новому взглянуть на проблему пространства в политике.
Между российскими и европейскими учеными началась интересная дискуссия о предмете и методе новой науки — военной географии. Талантливые русские исследователи, в числе которых были полковник А.А. Языков, написавший в 1837 г. «Учебник по военной географии» для русской Академии генерального штаба, и подполковник Д.А. Милютин, впоследствии ставший генерал-фельдмаршалом, активно включились в эту дискуссию. Западные ученые полагали, что задача военной географии состоит в разработке справочных материалов по использованию местности как в тактических, так и стратегических целях. Русские исследователи утверждали, что ограничение предмета военной географии изучением только физико-географического фактора не соответствует современным требованиям ведения военных действий. Языков предлагал добавить в число актуальных факторов сведения из политики и экономики, социологии и философии, этнологии, статистики и даже богословия1. Следует подчеркнуть, что именно концепция Языкова выдержала проверку временем и утвердилась в современной-военной географии.
Во многом исследования Языкова стимулировали в России интерес к новой науке, и его ученики сделали блестящие открытия в новой научной области. Так, Милютин вошел в историю русской школы геополитики как основоположник «военной статистики», которую сегодня принято называть геостратегией. Об этом выдающемся русском ученом, политике и военном деятеле следует сказать особо. Д.А. Милютин (1816—1912) родился в родовитой московской дворянской семье, получил блестящее образование: вначале в пансионате при Московском университете, затем — в Академии генерального штаба, которую закончил с малой серебряной медалью. Уже в Академии Милютин начал заниматься научными исследованиями, сотрудничал в «Энциклопедическом лексиконе» Плюшара, в «Военно-энциклопедическом лексиконе» Зеддлера, в «Военном журнале» и «Отечественных записках».
1 См.: Морозов Е. Ф.Последний фельдмаршал// Русский геополитический сборник. 1996. № 2. С. 33.
Двадцатидвухлетний штабс-капитан направился на Кавказ, в действующую армию, чтобы на практике ознакомиться с боевой деятельностью войск. Через шесть лет он вернулся в Петербург в чине подполковника и возглавил кафедру военной географии в Академии! Генштаба. В 1860 г. талантливого ученого и блестящего офицера Александр II назначил заместителем военного министра, а затем и военным министром. В этой должности Милютин пробыл более 20 лет. Он прожил очень долгую жизнь, был удостоен титулов графа, генерал-фельдмаршала, мундир его был украшен бриллиантовыми портретами четырех императоров1.
В истории русской школы геополитики Милютин остался прежде всего как родоначальник геостратегии для России. Четкость его научных формулировок неизменно поражает читателя. Авторы «Военной энциклопедии 1914-го года», цитируя его, подчеркивали: «За последующие 65 лет выдвинутые Милютиным принципы не подвергались изменению»2. И сегодня мы можем присоединиться к этим словам, хотя прошло еще 75 лет...
Милютин определяет предмет геостратегиив своей работе «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики» (1846). Он пишет, что «стратегия должна обнимать все те разнородные соображения и данные, которые могут иметь влияние на ход войны», и потому всякое суждение стратегическое было бы неизбежно односторонним, если б, например, исключительно зависело от одних местных данных. Следовательно, необходимо значительно распространить круг изучения геостратегии, включив в него, кроме местности, и все те данные, которые в каждом государстве вообще определяют его средства1 и способы к ведению войны, выгоды и невыгоды географического, этнографического и политического положения; а через эти исследования распространяются почти на весь состав государства и будут вести уже к общей цели — «определению силы и могущества государства в военном отношении»?1.
Таким образом геостратегия является наукой политической, поскольку занимается она прежде всего изучением государства: «Предмет общий всех наук политических — есть человечество в жизни гражданской, следовательно — государство, во всех разнообразных проявлениях сложного его организма»1.
1См.: МорозовЕ.Ф. Указ. соч. С. 36—37.
2Военная энциклопедия. СПб., 1914. Т. XV. С. 295.
3 Милютин Д.А. Критическое исследование значения военной географии и военной
статистики // Русский геополитический сборник, 1996. № 2. С. 43.
Геостратегия в числе различных элементов, обусловливающих развитие народов в обществе гражданском, неизбежно должна исследовать также влияние местных особенностей каждой страны. При этом, с одной стороны, она должна обращать внимание на зависимость человека от внешней природы, а с другой стороны, учитывать и действие самого человека на природу, т.е. все, что человек сделал силой разума и воли, чтобы подчинить себе силы природы.
Оставаясь политической наукой, геостратегия в то же время должна основываться на указаниях и требованиях военного искусства, поэтому общая теория стратегии и военной администрациислужит ей руководством в исследованиях, точно так же, как политическая экономия и финансы необходимы для развития экономической стратегии государства. Теория военного искусства в своих стратегических аспектах тесно связана и даже слита с предметом наук политических, ибо сама война есть одно из проявлений политической жизни государств. Таким образом, геостратегию можно причислить как к науке политической, так и к военной2.
Геостратегическое изучение государства, с одной стороны, охватывает все разнообразнейшие явления сложного политического тела; с другой же, его предел определяется самой целью изучения, состоящей не в выводе общих законов, по коим всякое государство всегда должно развиваться, а в указании действительногоразвития известного государства в один лишь данный момент(чаще принимаемый за современную эпоху). Следовательно, геостратегия должна занять среднее место между двумя крайними подходами: она не должна опускаться на уровень простого описания геополитических данных или явлений, ибо -ее задача — аналитическое исследование; одновременно она не должна переходить в разряд наук теоретических, предоставляя политологии выводить общие закономерности3.
Ключевая цель геостратегии — в исследовании в данный момент сил и средств государств в военном отношении.
В большинстве случаев под словом «военные силы» понимают собственно «вооруженные силы», а потому ограничиваются исчислением войск и описанием их устройства, тогда как это составляет лишь часть геостратегии, точно так же, как одно лишь перечисление фабрик и заводов не может дать нам экономической стратегии.
1Там же. С.44.
2См.: Милютин Д.А. Указ.'соч. С. 45—46.
3Там же. С. 45.
Военные силы охватывают все вообще средства, которыми государство располагает для , обеспечения своей внешней безопасности или для достижения силой оружия своих политических целей. Следовательно, геостратегия вклю- ; чает изучение всего состава государства с военной точки зрения, под углом зрения ведения войны, оборонительной или наступательной.
В геостратегию непременно должны входить и географические данные, в той степени, насколько их исследование необходимо для установления стратегического положения государства к соседним странам, для соображений его средств обороны и наступления. При таком определении геостратегии ее отношение к военной географии выявляется само собой, ибо последняя только дает материал для первой. Геостратегия, черпая данные из военной географии, занимается исследованием этих данных под углом зрения стратегических задач1.
Концепция геостратегического анализа включает исследование трех главных элементов государства:
1)страны (или территории);
2)народонаселения;
3)государственного устройства и постановлений.
Геостратегический анализ предполагает, что особое внимание будет обращено на те свойства земной поверхности, которые определяют средства государства к успешному ведению войны. Точно так же относительно народонаселения, его материального и морального состояния, государственного устройства, положения финансов2.
Цель геостратегического анализа диктует особые методы его осуществления. Поскольку военная сила государства может быть определена только в сравнении с другими государствами, то в геостратегии используются следующие основные методы исследования:
1)каждое государство изучается отдельно, и только в частностях сравнивается с некоторыми другими государствами;
2)затем используется компаративный анализ, для чего выделяется несколько государств, которые сравниваются по всем геостратегическим параметрам. Однако и в этом случае полная сравнительная статистика возможна лишь тогда, когда основательно будут обработаны геостратегические данные каждого государства отдельно. Для того чтобы оценить военную силугосударства, Милютин предлагает геостратегам ответить на вопрос: имеет ли государство все средства для успешного ведения войны, наступательной или 1 оборонительной, с той или другой державой?
См.: Милютин Д.А. Указ. соч. С. 45.
1 Там же. С. 46.
3 Там же.
Для ответа необходимо проанализировать:
1)вооруженные силы и все, что имеет влияние на их устройство, снабжение, содержание, образ действий против неприятеля;
2)местные условия, которые при ведении войны против той или иной державы могут влиять на план военных действий, а значит, и на успех войны1.
Представляет интерес разработанный автором подробный план геостратегического анализа. Вступление:
•общее обозрение целого государства в военном отношении, т.е. рассмотрение общих основных его сил, или так называемых элементов, с военной точки зрения и в той степени, в какой они могут оказывать
влиять на военную силу целого государства;
•собственно исследование вооруженных сил сухопутных и морских, равно как и всех способов их содержания и приготовления к военному времени;
•частное исследование стратегического положения государства по театрам войн против той или иной державы, с различными правдоподобными целями и обстоятельствами.
План первого раздела:
•представить общий взгляд на политическую судьбу государства, на постепенное его развитие и настоящее положение в общей политической системе государств;
• проанализировать, соответствуют ли его политическому положению те основные силы, которые определяют военные средства государства;
• рассмотреть территорию (т.е. поверхность земли, занимаемую государством) по всему пространству, по географическому положению и основным топографическим свойствам;
• исследовать очертания границ в отношении ко всей территории, так же как к соседним государствам, весьма важно в общих военных соображениях: иное государство растянуто на большое протяжение или разбросано отдельными частями, другое округлено и составляет сплошную массу; одно по своему положению есть государство исключительно континентальное, другое исключительно морское; одно принуждено для обороны иметь сравнительно гораздо больше войск, чем другое;
•рассмотреть топографический характер края, который иногда мо жет иметь значительное влияние в военном отношении; он указывает иногда на самое устройство и состав вооруженных сил: одно государство имеет преимущественно сухопутные войска, другое усиливает флот и пр.;
•исследовать производительностьпочвы, климати другие свойства местности, которые определяют собственные средства государства к снабжению и содержанию армии и флота, указывают систему расположения войск в мирное время и пр.;
•проанализировать сообщения водные и сухопутные, которые также влияют на общие военно-административные соображения, облегчая или затрудняя перевозку военных и продовольственных запасов, передвижение самих войск как в мирное время, так перед началом военных действий: с этой точки зрения должны рассматриваться общие свойства путей в государстве и система их направлений1;
•рассмотреть народонаселение: численность, распределение, степень материального благосостояния, моральное положение — эти данные определяют не только численность вооруженных сил, но и существенные их свойства, а также указывают, в какой степени, в случае войны, правительство может полагаться на содействие народа и на благонадежность самих войск;
•проанализировать государственное устройство, постановления и финансы, отношение правительства к народу и всего государства к другим державам, что имеет чрезвычайно важное влияние на военную систему, на сам ход войны и на военно-административные меры, как в мирное, так и в военное время: в одном государстве можно держать систему, на сам ход войны и на военно-административные меры, как сравнительно более войск, чем в другом; в устройстве одного — сильная централизация, в другом — части государства имеют связь слабую, и все это непосредственно связано с военными соображениями2.
Таким образом, первый раздел геостратегического анализа необходимым образом охватывает в сжатом виде сущность всей геостратегии, но исключительно с военной точки зрения.
План второго раздела:
•исследовать преимущества и недостатки военной системы, сильные и слабые стороны;
• определить, сколько именно и каких войск выставлять против неприятеля;
•рассмотреть, как быстро армия сможет встать на военное положение;
1 См.: Милютин Д.АгУказ. соч. С. 46.
2 Там же. С. 46-47.
•проанализировать, имеет ли государство в готовности все вспомогательные и хозяйственные средства к содержанию войск и ведению войны;
•определить, каково состояние войск хозяйственное и материальное, строевое и нравственное;
• сравнить преимущества и недостатки тех государств, между которыми могут быть предполагаемые военные действия;
•выяснить, каково состояние теории военного искусства и господствующих идей относительно образа военных действий1.
План третьего разделадолжен быть посвящен исследованию тех территорий государства, которые действительно могут быть театром войны. Эти исследования должны основываться на существующих политических прогнозах относительно планов тех или иных держав. Каждый театр войны необходимо анализировать особо, сообразно с географическим положением соседних государств. При разграничении театров войны необходимо опираться на реальные факты, имея в виду действительные отношения между государствами и не выходя из границ возможного.
В этом разделе используется преимущественно компаративный метод,поскольку сравнительное исследование позволяет яснее и полнее исследовать взаимные стратегические расположения государств, а разбор театра войны между Ними охватывает территории обоих государств и вследствие этого имеет больше полноты и единства. Напротив, если каждое государство рассматривать особо, необходимо стратегический разбор каждого театра войны ограничивать тем пространством, на котором могут происходить военные действия соответственно только в случае оборонительной войны и которое, в наступательном положении, остается в тылу, а следовательно, может быть в таком случае разбираемо только как базис действующей армии2.Ключевая цель стратегического исследования театра войны — определение общего значения местных данных в отношении к первоначальным военным предположениям и планам кампании. При этом важно не увлекаться произвольными догадками относительно самого хода военных действий, зависящего от весьма многих обстоятельств, иногда совершенно случайных и временных. В стратегическом разборе следует учитывать только те данные, которые имеют отношение к самому театру войны или целому государству и потому могут быть исследованы заблаговременно. Это именно те данные, на которых предварительно основывается план военной кампании и которые даже в мирное время указывают правительству, какие меры являются наилучшими для усиления системы обороны и для приготовления к войне.
1Там же. С. 47;
2Там же.
Важное значение в стратегическом разборе театра войны имеет анализ преимуществ и недостатков для обеих воюющих сторон важнейших географических факторов и свойств целого края вообще. Естественные рубежи: реки, хребты гор, морские берега, политические границы, населенные пункты, важные в политическом отношении или как сильные укрепления, дороги, в том числе и железные, общее и относительное положение различных частей театра войны, средства к снабжению и действию войск — все это может иметь то или иное влияние на военные действия при известных обстоятельствах; усиливает или ослабляет оборону; определяет слабые или сильные стороны государства.
Особое внимание необходимо уделить общему заключению в третьем разделе о выгодах или невыгодах всего театра войны и влиянии местных условий на общий план войны. «Но странно было бы думать, — замечает Милютин, — чтобы можно было указать положительным образом весь ход действий, места, где должны встретиться армии и где должна быть непременно развязка войны, — это зависит уже от частностей исполнения и случайных обстоятельств, которые предусмотреть невозможно»1.
При этом Милютин глубоко осознавал огромное практическое значение геостратегии в мирное время. Геостратегические приоритеты должны служить ключом к решению многих административных, экономических и политических задач для правительства. Речь идет не только об определении расположения военных баз и портов. Вся система коммуникаций и хозяйственных связей внутри страны должна быть подчинена не узко экономическим задачам сегодняшнего дня, а перспективным геополитическим целям. Строительство железных дорог, крупных государственных предприятий, требующих огромных вложений, должно подчиняться прежде всего геостратегическому планированию2.
Эти идеи Милютина стали основой геостратического планирования в России царской и России советской, где огромное значение придавалось развитию стратегических коммуникаций, прокладыванию Турксиба и Байкало-Амурской магистрали, укреплению дальневосточных рубежей и морских портов, охране государственных
1Милютин Д.А. Указ. соч. С. 47.
2См.: Там же. С. 48.
монополий. К сожалению, увлечение монетаристскими концепциями в период демократических реформ, надежды преимущественно на «невидимую руку рынка», разрушили столетиями складывающуюся систему российских геостратегических приоритетов. Простое смещение акцентов в сложной связке геостратегии и экономики с первой на вторую оказалось не просто ошибочным — губительным для национальной безопасности страны. Экономика не может иметь первенства над геостратегией — эту научную истину, которая была известна русским ученым и вошла в учебники Академии Генерального штаба благодаря работам Милютина уже в середине XIX в., в начале XXI в. приходится отстаивать в борьбе с либеральным экономикоцентризмом.
Не случайно известные российские академики — Ю.С. Осипов, Ж.И. Алферов, В.Н. Кудрявцев, обсуждая концепцию национальной безопасности России в XXI в., высказали оправданные опасения по поводу того, что в результате обвальной либеральной приватизации топливно-энергетический комплекс, нефть и газ, алюминий и другие важные отрасли, на которых зиждется национальное могущество, оказались в частных руках, ушли из-под контроля государства. Необходимо вернуть их в руки государственного управления, подумать о национализации ведущих отраслей хозяйства1.
Сегодня очевидно, что дальнейшая «либерализация» российской экономики по двум критериям: максимальной внешней открытости и минимальной государственной протекционистской защиты — ведет к окончательному геостратегическому краху России. В силу природно-климатических условий (суровый климат и огромные расстояния) наша экономика является значительно более энергоемкой, чем западная, и потому в случае отказа от государственных протекционистских мер не сможет выжить. России предстоит восстановить систему национальных геостратегических приоритетов, взять под контроль важнейшие геостратегические комплексы — естественные монополии, алюминий, средства массовой информации.
Важно подчеркнуть также особое значение, которое приобретает геостратегия в определении международных связей, при заключении международных соглашений, союзов и договоров. Как актуально и сегодня, спустя 150 лет, звучат слова Милютина: «...несмотря на все миролюбивые направления нашего века, на всеобщее стремление Европы к улучшению материального и нравственного быта народов, все государства Европы следуют древней поговорке: si vis pacem, para bel-lum1; все усиливают свои армии, строят крепости и корабли, и как будто постоянно готовятся к скорой войне.
' См.: Национальная безопасность России в многополярном мире // Вестник Российской академии наук, 2000. Т. 70. № 11. С. 989—991. .
Это, без сомнения, поглощает огромные денежные средства, а через то имеет неизбежное влияние на весь ход государственного устройства и администрации»2.
Военные события недавнего времени — бомбардировки Югославии, военные операции против Афганистана и Ирака еще раз подтвердили, что, как и столетия назад, самым значимым аргументом в мировой политике продолжает оставаться сила. Оказалось, что при острых вопросах в международных отношениях можно обходиться без санкции Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности и начинать военные операции по собственной инициативе под предлогом «гуманитарной катастрофы» и нарушения «прав человека». Россия выступала против этих военных операций, но ее мнение проигнорировали, что было бы немыслимо еще пятнадцать лет назад, когда страна оставалась ядерной сверхдержавой.
Россия получила суровые геополитические уроки. Поэтому сегодня как никогда актуально возрождение геостратегических приоритетов в нашей внутренней и внешней политике. В высшей стратегии государства геостратегическое планирование должно занимать ведущее место. И направлено оно должно быть не на узкие экономические задачи сегодняшнего дня, а на перспективные геополитические цели.
Высшая стратегия и судьба Отечества связаны неразрывно — может быть, это главный геостратегический завет, оставленный нам классиками русской школы геополитики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.В чем основные особенности русской школы геополитики?
2.Как используется категория «месторазвитие» в геополитике?
3.Каковы особенности русской модели контроля над пространством «от
моря до моря»?
4.В чем специфика антропогеографического детерминизма в геополитике?
5.Какой вклад в развитие геополитики внесли евразийцы?
6.В чем особенности цивилизационного анализа в русской геополитике?
7.Каково значение геостратегии в мирное время?
1 Хочешь мира — готовься к войне (лат.). ' 2 Милютин Д.А.Указ. соч. С. 45.
РАЗДЕЛ 3 ГЕОПОЛИТИКА XXI в.
ГЛАВА 1