Имперская эпоха – укрупнение войн 7 страница

Политический период (1521–1533) не обошелся без мелких внутриполитических проблем. После Белграда (1521) и Родоса (1522) Сулейман I вернулся в Константинополь. Янычары обратились к нему с дерзкими требованиями, и султан вынужден был уступить им, раздав деньги. Солдат не тронули, но начальники потом поплатились – кто головой, кто потерей должности. На четвертом году фазы вместо «героического» похода в Венгрию пришлось заниматься внутренними делами. Цепь восстаний удалось подавить с большим трудом, султанские войска несколько раз терпели поражения. Лишь после 1526 года возникла возможность вернуться к венгерским делам. Впрочем, завоевание Венгрии не было завершено безоговорочным триумфом. Осада Вены в 1529 году окончилась ничем, продвижение османов на запад было остановлено. Что ж, Политический период не лучшее время для внешних войн.

На входе в Экономический период (1533–1545) 23 июля 1533 года в Стамбуле был подписан австро-турецкий мирный договор, по которому Австрия обязывалась платить ежегодную дань султану за Западную и Северо-Западную Венгрию, а также обязывалась не нападать на Восточную Венгрию, попавшую в вассальную зависимость к османам. Могущественная Османская империя приобрела большое международное значение. Европейские страны добивались ее союза, нейтралитета, посылали ко двору султана своих послов. Сулейман был реально мыслящим политиком, и в тех случаях, когда это отвечало его интересам, он старался наладить мирные и даже союзные отношения с другими государствами. Так, например, в 1535 году был заключен антигабсбургский договор с Францией. Опыт затяжных войн показал, что к середине века в Европе установилось определенное равновесие османских и антиосманских сил. Более того, существование постоянной турецкой угрозы способствовало складыванию в Центральной и Западной Европе крупных централизованных и многонациональных государств, способных противостоять османам в экспансии.

При всем своем покровительстве искусствам Сулейман оставался по духу военным, как и все предыдущие султаны. Он даже ездил в янычарские казармы получать жалованье как янычар-ветеран, тут же, правда, раздавая полученное жалованье караульным, добавляя еще и из своих. В одной из комнат янычарских казарм был даже трон для падишаха. Разумеется, что и оценивать Османский цикл и его четвертую фазу следует конечно же по военным успехам. После Буды и Родоса были еще победы в Молдове, Трансильвании, снова Венгрия...

Особенно в четвертой фазе впечатляют морские победы. В 1538 году соединенный флот Карла V, римского папы и Венеции потерпел от Сулеймана жестокое поражение. 25 октября 1541 года у берегов Алжира армада из 516 испанских кораблей с 12 тысячами экипажа и 24 тысячами десанта была уничтожена внезапной бурей (историческая тренировка гибели Непобедимой армады у берегов Англии в 1588 году). Треть кораблей была выброшена на берег или разбилась о скалы. На берегу арабы добивали обессилевших матросов.

Значительных успехов Сулейман достиг в борьбе с Ираном. В 1533 году был взят Тебриз, в декабре 1534 года – Багдад.

Н. Иванов: «Население Месопотамии с радостью встречало Сулеймана Великолепного. Никто, кроме кызылбашей, не оказывал сопротивления в Багдаде. Суннитское духовенство возглавило восстание горожан. В течение четырех месяцев Сулейман Великолепный находился в

Ираке, занимаясь организацией управления «на самых справедливых основах». Следует подчеркнуть, что реставрация суннизма при османах не сопровождалась религиозными гонениями. Турки оказывали внимание и покровительство местным шиитам, не говоря уже о евреях и христианах» [20].

Постепенно османские победы тускнеют, цели мельчают, удача поворачивается к ним боком. Начинаются неудачи в Йемене, Индии. В 1555–1557 годах был завоеван Судан. На этом имперское время кончилось, кредит безоговорочных побед закрылся. Из непобедимой Империи Османское государство превратилось в большую и неуклюжую страну.

Глава 2

Постимперский восточный цикл(1565–1709)

Нет более страшного разочарования, чем уход государства со своего первого Имперского цикла (как правило, очень яркого) на слабейший Восточный ритм.

  Идеологический период Политический период Экономический период Фаза Стихия
Даты 1565–1577 1577–1589 1589–1601 Набор
Ориентир Селим II (1566–1574) Мурад III (1574–1595)   энергии
Даты 1601–1613 1613–1625 1625–1637 Силовое
Ориентир Ахмед (1603–1617) Осман II (1618–1622) Мурад IV (1623–1640)   давление
Даты 1637–1649 1649–1661 1661–1673 Бюрокра
Ориентир Ибрагим I (1640–1648) Мехмед IV (1648–1687)   тизация
Даты 1673–1685 1685–1697 1697–1709 Освобож
Ориентир Мехмед IV (1648–1687) Сулейман II (1687–1691) Мустафа II (1695–1703)   дение

Начинается Восточный ритм резко и воинственно, а именно с Идеологического периода (1565–1577). То есть Идеологическое время как бы не прерывается, но мощь уже не та. В частности, в 1571 году тяжелое поражение потерпел султанский флот в морской битве при Лепанто. В 1570 году Селим II, унаследовавший в 1566 году османский трон, затеял воевать с венецианцами. Европа уже научилась объединяться, по инициативе папы была собрана Священная лига для войны с османами (Венеция, Испания, Мальта, Генуя, Савойя и ряд других государств). Рассеялось заблуждение, в коем пребывал весь мир и все народы, полагавшие, что турки на море непобедимы. Впрочем, в реальности никакого заблуждения не было, Имперский османский флот так и остался непобедим, проиграл сражение флот восточного постимперского государства. Впрочем, через год флот был восстановлен, через два года турки получают Кипр, через три изгоняют испанцев из Туниса.

В Восточном ритме быстро теряется смысл государственного развития. На смену военному аскетизму пришла страсть к роскоши, дорогим одеждам, пышным дворцам. Народ-идеолог, отличавшийся прежде воинственностью, силой, терпеливостью, скромностью, воздержанностью и бережливостью, превратился в восточный народ-коммерсант, отличающийся вялостью, трусостью, сладострастием... Чтобы не воевать, за деньги выставляли вместо себя наемников, чему в достаточной степени способствовало корыстолюбие пашей и продажность чиновников...

И конечно же сразу после перехода к Восточному ритму резко усиливается религиозный фанатизм. Так было при окончании первого имперского цикла ислама (Халифат), так было при окончании Второй России. Османы не стали исключением.

В. Бартольд: «Османская династия, первоначально довольно равнодушная к религии и подчинявшаяся влиянию дервишского вольнодумства, силою обстоятельств была вынуждена возобновить традиции воинствующего ислама, в 1593 году во время одной из европейских войн впервые было вынесено в бой «зеленое знамя пророка», будто бы найденное в Дамаске» [21].

Внутри Имперского цикла крестьянские восстания обычно обозначали даты смены одной фазы на другую, внутри же фаз все было стабильно. После Имперского цикла восстания идут сплошной чередой. Тишина, установившаяся в государстве (политическая лакуна шла с 1533 по 1577 год) после восстания Календера (1527), прервалась в 70–80-х годах мощным гулом беспрерывных бунтов.

Н. Иванов: «Социальное равновесие в османском обществе достигалось за счет отказа от индивидуальных стремлений человека, его подчинения теократической идее всеобщего счастья. На рубеже XVI–XVII веков рухнул миф о крестьянской идиллии под харизматической властью дома Османов. Восстания, охватившие империю на рубеже XVI– XVII веков, ознаменовали собой конец героической эпохи великих завоеваний, не оставив от нее ничего, кроме смутных легенд и суровой реальности бесконечной османской теократии» [20].

Кажется, что с уходом Имперского ритма рухнула сама система бытия. В упадок пришло сельское хозяйство, уже в 1564–1565 годах был голод, в некоторых районах большинство населения питалось травой. И это практически сразу за «золотой» четвертой фазой. В том же 1564 году впервые был зафиксирован дефицит поступлений в казну. Янычары, оплот Имперской государственности, деградируют на глазах. В XVI веке, по общему мнению, они «так же опасны в мирное время, как слабы во время войны»... Править начинают женщины, султанши-матери. В народной памяти первая половина XVII века осталась как «эпоха правления женщин». Народ отворачивается от пьяниц султанов и властолюбивых султанш, высшая власть, высший авторитет постепенно переходит к духовенству.

В дальнейшем были и территориальные приобретения (например, за счет венецианцев или Малороссии), были и грандиозные планы (каналы: Суэцкий и Волго-Донской, впрочем нереализованные), были попытки реформировать развалившуюся империю. Однако удерживать страну в прежних границах становилось все труднее.

Правители первого Восточного цикла (1565–1709). Селим Пьяница, практически не занимавшийся государством... Мурад III, большой любитель гаремных наслаждений... Мехмед III, с которого, собственно, и началось ослабление Османской империи. Все это – первая фаза.

Вторая фаза (1601–1637) частично возвращает мужество османским султанам. Ахмед I подавлял восстания, лично возглавлял армию, при нем построили знаменитую Голубую мечеть. Осман II был энергичным и самостоятельным султаном и даже затеял военную реформу, но был убит мятежниками. Мурад IV, избавившись от опеки матери, показал себя очень жестоким правителем, организовав масштабные репрессии и укротив мятежных янычар. На переходе в третью фазу (1638–1639) он даже нанес ряд поражений соседнему Ирану.

Но третья фаза (1637–1673) вновь повела бывшую Империю к ослаблению. Слабое и короткое правление Ибрагима I и очень долгое правление Мехмеда IV, при котором государство захлестнула анархия, сопровождавшаяся многочисленными интригами матери и бабушки.

Впрочем, повзрослев и перейдя в четвертую фазу (1673–1709), султан одержал ряд побед над Польшей, но потерпел жестокое поражение под Веной (1683). Ничем не прославились его братья Сулейман II и Ахмед II. Так что и четвертая фаза продолжила резкое ослабление бывшей Империи. Возможно, что косвенная причина была в том, что на севере уже застучало новое Имперское сердце – родилась Третья Россия (1653–1797), военная сила которой скоро окончательно уничтожит былое величие Османской империи.

Глава 3

Второй постимперский цикл (1709–1853)

Второй подряд Восточный цикл уже не пытается вернуть былое государственное могущество, не погибнуть бы совсем... Ближе к концу цикла неизбежность катастрофы становится очевидной. Пожирателем турецкого ритма должна выступить Четвертая Англия (1761–1905).

  Идеологический период Политический период Экономический период Фаза Стихия
Даты 1709–1721 1721–1733 1733–1745 Набор энергии
Ориентир Ахмед III (1703–1730) Махмуд I (1730–1754)
Даты 1745–1757 1757–1769 1769–1781 Силовое давление
Ориентир Махмуд I (1730–1754) Мустафа III (1757–1774)
Даты 1781–1793 1793–1805 1805–1817 Бюрократизация
Ориентир Абдул-Хамид I (1774–1789) Селим III (1789–1807) Махмуд II (1809–1839)
Даты 1817–1829 1829–1841 1841–1853 Освобождение
Ориентир Махмуд II (1809–1839) Абдул-Меджид (1839–1861)

Первая фаза (1709–1745) – это Ахмед III, тот самый, что приютил разбитого под Полтавой Карла XII. Он же нанес поражение Петру в его Прутском походе 1711 года. При нем же началось сильное движение навстречу Европе, проснулся интерес к европейским достижениям в науке и культуре. Наследовавший ему Махмуд I пытался провести военную реформу, но из-за сопротивления янычар эта реформа провалились.

Вторая фаза (1745–1781) – это последняя попытка вернуть былую силу. Осман III – патологический женоненавистник, гонитель христиан и иудеев. Мустафа III – энергичный и дальновидный политик, который провел реформу пехоты и артиллерии, основал Академию математики, мореплавания и науки.

А далее идет третья фаза (1781–1817), в которой сила окончательно покидает бывших властителей Черного моря. Россия настойчиво выдавливает Турцию со своих южных рубежей, нанося ей одно поражение за другим. В 1783 году Россией аннексирован Крым, 1788 год – это Очаков, Фидонисия, 1790 год – Измаил... Ну и т. д. Селим III пытается реформировать государственный аппарат, проводит реформу образования, в очередной раз пытается приблизить Турцию к Европе и оттеснить от власти янычар.

Четвертая фаза (1817–1853) уже не могла спасти умирающее государство. Махмуд II провел ряд прогрессивных реформ, наконец-то уничтожил янычарский корпус, ликвидировал военно-ленную систему и практически упал в объятия Европы, что и предопределило дальнейшие события. Всюду доминировали европейские инструкторы. Под влиянием матери-француженки вводилось светское образование, менялось административное устройство. Но его реформы всюду встречали глухое сопротивление. Старой армии уже не было, а новой еще не было. Государство встало на грань краха. Абдул-Меджид продолжил реформы отца и в какой-то момент впустил на турецкую территорию Имперский ритм Четвертой Англии (1761–1905). Можно предположить, что в момент возникновения Крымской войны (1853–1856) Турция уже жила по английскому Имперскому ритму.

А уже внутри этого ритма, фактически будучи одной из провинций Британской империи, Турция обрела (в латентной форме) Западный ритм, по которому живет и ныне.

Глава 4

Современная Турция, Запад (1885–2029)

Государству, никогда не знавшему Западного ритма, надеяться на быстрое и гармоничное вхождения в Экономический ритм, конечно, трудно.

  Экономический период Идеологический период Политический период Фаза Стихия
Даты 1885–1897 1897–1909 1909–1921 Набор
Ориентир Абдул-Хамид II (1876–1909) Мехмед V (1909–1918)   энергии
Даты 1921–1933 1933–1945 1945–1957 Силовое
Ориентир Кемаль Ататюрк (1921–1938) Иненю (1938–1950)   давление
Даты 1957–1969 1969–1981 1981–1993 Бюрокра
Ориентир Гюрсель (1961–1966) Корутюрк (1973–1980) Эрвен (1982–1989)   тизация
Даты 1993–2005 2005–2017 2017–2029 Освобож
Ориентир Демирель (1993–2000) Гюль (2007–...)     дение

Определить дату начала Западного цикла прямым способом невозможно. Необходимо сперва наиболее точно определить границы второй фазы. Нет никаких сомнений, что главной фигурой второй фазы был Кемаль Ататюрк и, стало быть, даты второй фазы (1921–1957). Так мы получаем даты всего Западного цикла современной Турции, это интервал от 1885 до 2029 года. На вопрос, а что, собственно, случилось в 1885 году, отвечать не обязательно, поскольку первая фаза всегда рождается в тишине. Быть может, новый ритм был запущен в процессе банкротства 1882 года...

Поражение Турции в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов фактически привело к полному разрушению Турецкого государства. Берлинский конгресс 1878 года признал свободу и независимость большинства балканских народов. В 1881 году Франция захватила Тунис, в 1882 году Великобритания оккупировала Египет. В 1881 году иностранные кредиторы вынудили султана дать согласие на учреждение ими Управления оттоманского государственного долга, в ведение которого перешли наиболее существенные доходы Турции и контроль над ее финансами. Иностранное влияние проникло также в армию, жандармерию, флот, таможенное и другие ведомства Турции. То есть речь идет о полной потере собственного ритма и фактическом перенесении турецкой столицы в Лондон.

В 1897 году начался Идеологический период (1897–1909), в который, собственно, и сформировалось движение младотурок. И уже в 1908 году свершается младотурецкая революция, затем в 1909-м идет контрреволюционный откат, османизм сменяется пантюркизмом. Время от 1909 до 1921 года – одно из самых жутких в истории Турции. Разброд и шатание, исторические ошибки, за которые Турция будет еще много лет нести печальную ответственность. Первый Западный цикл формально уже экономический, а фактически никакой. Идеология и политика, как это и полагается на Западе, очень слабые, а экономика еще очень молодая. В частности, для нормального функционирования Западного ритма нужен политически грамотный и политически корректный народ. Создать такой народ в одночасье невозможно.

Продолжая далее свой ход, новая турецкая ритмика, пройдя череду сложных бюрократических трансформаций, привела государство в 1993 году к благословенной четвертой фазе (1993–2029). В 2005 году завершился Экономический период и начались Идеологические искания на фоне так называемого Политического освобождения. В самые ближайшие годы (до 2017-го) мы узнаем, кто теперь Турция – часть Европы, часть исламского мира или какая-то неведома зверушка...

Глава 5

Современный Иран (1905–2053)

Поймать Имперский цикл в глубине веков, зная все последствия и оценив историческое значение, наверное, не так уж и сложно. А вот поймать Империю на лету, в самом ее разгаре – это высокий класс! И этот класс был продемонстрирован в 1998 году при написании «Поисков Империи» [22].

  Политический период Экономический период Идеологический период Фаза Стихия
Даты 1905–1917 1917–1929 1929–1941 Набор энергии
Ориентир Ахмад-шах (1909–1925) Реза-шах (1925–1941)
Даты 1941–1953 1953–1965 1965–1977 Силовое давление
Ориентир Мохаммед Реза (1941–1979)
Даты 1977–1989 1989-2001 2001-2013 Бюрократизация
Ориентир Хомейни (1979–1989) Али Хаменеи (1989–)
Даты 2013-2025 2025-2037 2037-2049 Освобождение
Ориентир

Четвертый исламский цикл в едином порыве должен объединить религиозный экстаз Арабского халифата, воинственность и социальный пафос Османской империи, богатство и аристократизм Великих Моголов. Кроме того, Иран должен еще придумать нечто новое, то, что не смогли сделать предыдущие три цикла. Лучшим из таких нововведений был бы переход из Имперского ритма не в ритм Востока, как это было со всеми предыдущими исламскими Империями, а в ритм Запада. Это было бы уникально, ибо ислам у всех пока ассоциируется лишь с Востоком, хотя, еще раз повторяем, это явление Имперское, как и любое другое единобожие.

С датировкой цикла проблем не возникло.

С. Алиев: «Для иранской государственности в XX веке наиболее судьбоносными оказались два события. Это революции 1905–1911 годов и 1978–1979 годов» [23].

Первая фаза (1905–1941). Случайность и внезапность иранской революции 1905 года удивила многих, хотя задним числом большинство наших историков умудрились связать внезапное пробуждение веками спавшего Ирана с нашей собственной неудавшейся революцией 1905 года. Дело в том, что значительная часть населения пустынного Ирана жила в районах относительно плодородного севера, откуда рукой было подать до бурлящего Закавказья.

В.И. Ленин писал в статье «Пробуждение Азии»: «Вслед за русским движением 1905 года демократическая революция охватила всю Азию... Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию».

Если же считать, что Имперский цикл Ирана вызвало некое чрезмерное унижение национального сознания, то здесь примеров достаточно, хотя вряд ли они помогут нам понять, почему рубежом унижения стал все же 1905 год. Дело в том, что острый кризис стал очевиден уже в середине XIX века.

З. Арабаджян: «Военные неудачи в двух русско-иранских войнах 1804–1813 годов и 1826–1828 годов, захват англичанами острова Харк (1837) в связи с Гератским кризисом привели к установлению капитуляционного режима в этой стране, который юридически закреплял неравноправное положение Ирана в его политических и экономических связях с европейскими державами. Это в сочетании с неспособностью надежно защитить приграничные районы Ирана от набегов турецких войск красноречиво свидетельствовало о необходимости социально-политических реформ в стране» [24].

Вслед за бабидскими восстаниями в середине века последовали попытки реформирования (в частности, реформы Мирзы Таги-хана и Мальком-хана), однако кризис зашел слишком далеко, и эволюционным путем преодолеть его было невозможно. Положение усугублялось начавшимся вырождением правящей династии, вырождением правящего класса, развалом армии. Так, в англо-иранской войне в сражении под Хутабом в феврале 1875 года 10-тысячное иранское войско было разбито атакой одного полка индийской регулярной конницы (600 человек), боевые качества которой сами же англичане оценивали очень низко.

Кстати, еще одна гипотеза происхождения иранского Имперского цикла связана именно с тем, что две действующие Империи столкнулись в Иране лбами, съесть Иран не смогли, а от высеченных при ударе искр разгорелось пламя иранского Имперского цикла. Впрочем, пламя мир увидел не сразу, гигантские Имперские вихри XX века, как и все иные, начинаются с довольно мирных и тихих первых фаз. Сама революция 1905–1911 годов маскировала свой грандиозный смысл некоторой незавершенностью. Некоторым кажется, что она по аналогии с российской революцией тех же лет была подавлена, однако это не так. Все произошло в точном соответствии с 4-летним ритмом революционных событий.

Начав в декабре 1905 года, революция набирает силу в 1906-м, 5 августа 1906 года издается указ о введении конституции, 7 октября открывается первый иранский меджлис, 30 декабря шах подписывает первую конституцию страны. Подавив в 1907 году попытку контрреволюционного переворота, в 1909 году (июль) конституционалисты свергают шаха Мохаммед-Али и создают правительство либеральных помещиков и бахтиарских ханов... Все, что было после 1909 года, не относится к сути революции в Иране, скорее, речь идет об англорусских маневрах. Так в одной точке соприкоснулись три Имперских ритма. На собственно иранский результат революции Англия и Россия в 1911 году наложили свою резолюцию, что уже никак не могло остановить или изменить вектор иранской истории.

М. Иванов: «Экономическое и политическое закабаление Ирана, оккупация части его территории турецкими, английскими и царскими войсками, соглашение об окончательном разделе Ирана на сферы влияния – все это усилило антиимпериалистические настроения в Иране. Даже иранское правительство, состоящее из представителей феодальной верхушки, занимало в 1915 году резкую антианглийскую позицию. И наоборот, Германия, воевавшая против Англии и России, казалась многим националистически настроенным буржуазным и помещичьим деятелям Ирана страной, на которую можно было опереться в борьбе против Англии и царской России» [25].

Так зарождается мощная политика уравновешивания. Сначала на территории Ирана сталкиваются Россия и Англия, затем, когда Англия и Россия договариваются между собой, в столкновение вовлекается Германия. В результате «у семи нянек» дитя оказывается достаточно самостоятельным и независимым. Когда в конечном счете Россия, Англия и Германия оставят надежды руководить строптивой страной и лишь США сохранят империалистические иллюзии, Иран уже наберет силу и последний «наставник» вылетит из Ирана в 1979 году, как пробка из бутылки шампанского в новогоднюю ночь.

Как это в общем-то и должно быть в Имперском цикле, в первой фазе связь времен рвется не по всем линиям, сохраняя внешнюю картинку. В данном случае речь идет о последнем шахе династии Каджаров – Ахмад-шахе (1909–1925). Такого государя на Руси, несомненно, окрестили бы Тишайшим. Став сувереном в возрасте 11 лет, он вплоть до своего совершеннолетия оставался в тени своих регентов. В период же его правления, свободного от опеки регентов, Ахмад-шах оставил единственный, но исторически масштабный след, отказавшись, несмотря на сильнейшее давление иранских англофилов, утвердить печально знаменитое англо-иранское соглашение 1919 года, превращавшее Иран фактически в английский протекторат.

Впрочем, «тишайшим правлением» первая фаза Ирана не ограничилась, ведь речь идет хоть и о тихом, но все же Имперском развитии. Ахмад-шах робко, но настойчиво продвигал идею независимости. Сменил его у власти деятель куда более грозный, который идею Имперской консолидации национальных сил начал проводить уже в открытую.

З. Арабаджян: «Реально власть Тегеранского правительства распространялась на столицу и несколько крупных городов. В провинциях хозяйничали большие и малые ханы и вожди, не признававшие над собой никакого правительства. Поэтому попросту в начале 1921 года в стране не было политического пространства как арены реформы. Надо было сначала воссоздать (по существу – создать) централизованное государство, а уж потом и модернизировать его» [24].

Реза-хан прекрасно эту ситуацию осознавал, что вполне видно из его заявления, сделанного сразу после февральского переворота 1921 года: «Наша цель установить... сильное правительство, которое создает мощную и достойную уважения армию, потому что могучая армия – это единственное средство спасти страну от того униженного положения, в котором она находится. Мы хотим установить правительство, которое не будет дискриминироваться ни гилянцами, ни тебризцами, ни кермианцами. Мы хотим установить правительство, которое не будет инструментом иностранных политиков».

Подавление восстания Хазаля в 1924 году стало большой национальной победой, ибо Хазаля поддерживали англичане.

З. Арабаджян: «Итак, сокрушив сепаратистов, сильнейшие из которых пользовались иностранной помощью, Реза-хан сумел объединить Иран и тем самым создать одно из необходимых условий для модернизации страны (оставалось устранить Ахмада). Реза-хан уговорил Ахмад-шаха поехать в Европу и во время его отсутствия, используя широкое общественное недовольство этим слишком мягким и благодушным государем, созвал Учредительную ассамблею, которая 31 января 1925-го приняла резолюцию о низложении Каджаров и передаче правления страной Реза-хану. А 12 декабря он был провозглашен наследным шахом Ирана и взял фамилию Пехлеви» [24].

Завладев престолом, Реза-шах стал полновластным диктатором. Парламент (меджлис) превратился в послушное орудие в руках монарха. Некоторые преобразования Реза-шаха поражают своей грандиозностью. Невозможно представить, что речь идет о совсем еще недавно умиравшей стране.

З. Арабаджян: «Поистине грандиозным предприятием, поражавшим воображение современников, было осуществленное Реза-шахом строительство Трансиранской железной дороги. Эта дорога, строившаяся с 1928 по 1938 год, достойна своего великого создателя и по сей день является стержнем железнодорожной сети Ирана» [24].

Как видим, тут наблюдается мощное сходство с первыми фазами Четвертой Англии и Четвертой России. Другим элементом модернизации общества стала реорганизация вооруженных сил Ирана. Реза-шах впервые в истории страны, несмотря на отчаянные протесты духовенства, боявшегося ослабления своего влияния на народ, начал создавать армию на основе всеобщей воинской повинности. Была создана целая сеть офицерских школ и училищ, куда был широко открыт доступ выходцам практически из всех слоев населения.

З. Арабаджян: «Реза-шах может быть назван шахом городских низов, шахом городских средних слоев, которые видели в нем выразителя своих интересов. Такая политика позволила монарху успешно использовать энергию и честолюбие этих людей для создания нового Ирана» [24].

Наши рекомендации