Конференция граждан (собрание делегатов).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Обращения.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону:

- обращение гражданина- это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

- предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

- заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

- жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

- запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

По общему правилу письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение одного месяца со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием гражданв органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения. В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Наряду с рассмотренными выше формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам.

В отечественной литературе по местному самоуправлению в числе таких форм называют митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Однако вряд ли вообще возможно осуществлять публичную власть посредством проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т.п. Однако отдельные элементы этого права направлены и на участие в осуществлении местного самоуправления. В частности, посредством проведения публичного мероприятия граждане могут выразить свое отношение к деятельности должностных лиц и органов местного самоуправления, а также к процессам, происходящим на территории муниципального образования.

Статья 31 Конституции Российской Федерации устанавливает право российских граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С конца 80-х гг. прошлого столетия по мере демократизации общества граждане использовали такую форму политического протеста самостоятельно, без властей и против властей. Законодательные рамки проведения публичных мероприятий очерчены в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Публичное мероприятие- это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Как следует и из названия Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в нем регулируется пять видов публичных мероприятий. Они различаются по способу проведения и числу участников. Виды публичных мероприятий указаны в ст. 2 данного Федерального закона.

Митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Как правило, на митинге принимается обращение с определенным требованием к властям или призывом к гражданам.

Демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Демонстрация может начаться или завершиться митингом. Иногда демонстрация может быть сидячей - участники не движутся, а сидят массой в людном месте. В последнее время в некоторых странах стали проводиться стоячие демонстрации: демонстранты, держась за руки, образуют кольцо вокруг какого-либо объекта либо непрерывную линию, обычно вдоль шоссе, порой на десятки или сотни километров.

Шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Разновидностью шествий являются марши - шествия через многие населенные пункты, через всю страну или несколько стран. В шествиях и маршах обычно участвуют заранее сорганизовавшиеся люди.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Особой разновидностью пикета является палаточный городок, существующий более или менее продолжительное время.

Собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Заметим, что такое законодательное определение собрания может рассматриваться в качестве родового понятия для всех мероприятий с количеством участников более трех человек. Но не все собрания носят публичный характер, что, на наш взгляд, неправомерно расширяет круг регулируемых Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» правоотношений, большинство из которых не являются предметом этого закона. Такие недостатки Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» нередко вводят в заблуждение граждан, желающих провести какое-либо собрание, в том числе и для осуществления местного самоуправления. Поэтому необходимо учитывать, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 29 устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления. При этом понятие «собрание» в данных федеральных законах имеет различный правовой характер, как, собственно, и правовые последствия принятых на этих собраниях решений.

Немаловажной для участия населения в осуществлении местного самоуправления является и информационная открытость для граждан органов местного самоуправления. Представляется, что в настоящее время это является одним из наиболее актуальных и действенных каналов взаимодействия граждан и органов местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 24) установлено, что каждому предоставляется возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Таким образом, граждане, обращаясь за информацией о решениях органов публичной власти, реализуют свое конституционное право, а на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность предоставлять такую информацию. Поэтому обязанностью государства является установление правовых гарантий осуществления этого права. Предоставление информации о решениях органов местного самоуправления может осуществляться следующими основными способами:

- обнародование информации о принимаемых решениях органов местного самоуправления;

- обеспечение доступа граждан на заседания органов местного самоуправления;

- обеспечение непосредственного доступа к документам и материалам в органах местного самоуправления;

- предоставление документов и материалов органов местного самоуправления на основании запроса.

Рассмотрим данные способы подробнее.

Обнародование информации о принимаемых решениях органов местного самоуправления. Основным способом обнародования информации о принимаемых решениях органов местного самоуправления является публикация этой информации в средствах массовой информации. Необходимо иметь в виду, что любые нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. В случае нарушения данного правила нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Информирование граждан органами местного самоуправления о принимаемых решениях может осуществляться посредством обнародования информации:

- о вступлении в должность или об отставке руководителей органов местного самоуправления;

- о принятии и исполнении местного бюджета, установлении и изменении ставок и порядка уплаты налогов и сборов, коммунальных и иных платежей в порядке, установленном соответственно бюджетным и налоговым законодательствами Российской Федерации;

- о принятии правовых актов по управлению имущественными объектами, находящимися в собственности муниципального образования;

- о заключении соглашений;

- о мерах, предпринимаемых для ликвидации чрезвычайных происшествий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Также в целях представления информации о результатах работы органов местного самоуправления их руководителям целесообразно обеспечивать подготовку и публикацию в средствах массовой информации ежегодного доклада по результатам деятельности возглавляемых ими органов.

Обеспечение доступа граждан на заседания органов местного самоуправления. Гражданам должно быть предоставлено реальное право знакомиться не только с конечным продуктом - решениями органов местного самоуправления, но и иметь всю необходимую информацию на этапах, связанных с выработкой какого-либо решения. Это может быть достигнуто путем непосредственного присутствия граждан на заседании соответствующего органа местного самоуправления. Такое непосредственное присутствие граждан также позволит осуществить на практике гласность, открытость проведения заседания соответствующего органа. При этом соответствующие органы местного самоуправления должны заблаговременно доводить до сведения граждан повестку и время своего заседания. Конечно же, доступ граждан на заседания органов власти по ряду причин не может быть абсолютно свободным. Иногда это просто связано с отсутствием возможности размещения значительного числа желающих. Следует также иметь в виду, что вряд ли смогут принять граждане участие и в закрытом заседании. Однако условия проведения таких заседаний не должны определяться произвольно. Они должны быть закреплены как минимум в регламенте соответствующего органа, а еще лучше - в уставе муниципального образования. В любом случае, решение о проведении заседания в закрытом режиме должно быть доступно для ознакомления и подробно мотивировано со ссылками на конкретные нормы законодательства, явившиеся основанием для ограничения доступа общественности к заседанию органа местного самоуправления.

Обеспечение непосредственного доступа к документам и материалам в органах местного самоуправления. Непосредственный доступ к документам и материалам органов местного самоуправления может обеспечиваться через:

- фонды официальной информации органов местного самоуправления (сформированные на основе официальных документов и материалов органов местного самоуправления, собрания сведений, находящихся в соответствующем органе, библиотеке, архиве либо на сайте муниципального органа в сети Интернет);

- библиотечные и архивные фонды официальной информации;

- информационные ресурсы, функционирующие на основе технологий сети Интернет.

Особое внимание необходимо обратить на возможности максимального использования сети Интернет в работе органов местного самоуправления по информированию граждан о принимаемых ими решениях (естественно, при наличии у муниципального образования соответствующей технической возможности). В этих целях информация о решениях органов местного самоуправления должна быть размещена на сайте соответствующего органа или муниципального образования в сети Интернет для открытого доступа.

На сайтах представительных органов муниципальных образований для открытого доступа необходимо размещать проекты нормативных правовых актов, результаты голосования на заседаниях этого органа, за исключением тайного голосования. Кроме того, депутаты представительного органа должны обладать правом использования сайта соответствующего органа для размещения в сети Интернет в открытом доступе информации, касающейся вопросов своей деятельности, в том числе результатов голосования.

Предоставление документов и материалов органов местного самоуправления на основании запроса. Для того, чтобы информация была реально доступна, гражданин должен иметь возможность требовать предоставить ему информацию о решениях органов местного самоуправления в той форме, которая действительно существует и удобна лично для него. Во многом данное право перекликается с рассмотренным нами выше правом на обращение. Однако следует учитывать, что право на обращение вытекает из ст. 33 Конституции Российской Федерации, а обязанность органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, предусмотрена ч. 2 ст. 24 Конституции.

Запросы на получение информации могут быть адресованы органам местного самоуправления в форме:

- личного устного обращения, обращения по справочному телефону соответствующего органа;

- письменного запроса, доставляемого по почте или путем личной передачи;

- текстовых сообщений, передаваемых по каналам телекоммуникационной связи (электронная почта, факс).

Ответ на запрос целесообразно давать в той же форме, в которой был получен запрос или же в иной удобной для граждан форме. Так, при личном устном обращении заинтересованного лица за получением информации или обращении по телефону соответствующая информация должна предоставляться в устной форме. Необходимо отметить, что обязанности органа местного самоуправления, получившего запрос, должны исчерпываться поиском существующего документа. От него не требуется подбирать информацию, которой у него нет. Орган местного самоуправления не обязан также проводить исследовательскую или аналитическую работу для удовлетворения запроса. Лица, запрашивающие информацию, должны обращаться за существующими документами. Для того, чтобы получить требуемые сведения, запросы должны тщательно формулироваться. Им в помощь органам местного самоуправления необходимо разрабатывать примерные образцы запросов.

Понятие и состав экономической основы.

К пониманию экономической основы существует 2 подхода: 1) в объективном смысле: как институт муниципального права, экономическая основа представляет собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения местного самоуправления. 2) в субъективном смысле: экономическая основа – совокупность взаимосвязанных муниципальных и иных объектов, в также финансовых и иных ресурсов, составляющих потенциал, который используется для получения доходов и удовлетворения потребностей местного населения. В соответствии с Европейской Хартией (ст. 9) органы местного самоуправления должны обладать достаточными материальными финансовыми ресурсами для выполнения тех полномочий, которыми они наделены Конституцией и законами государства. Полномочия государства в сфере обеспечения местного самоуправления ресурсами: 1) передавать объекты, находящиеся в государственной собственности, в муниципальную, если они необходимы для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования. 2) передавать материальные средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий. 3) разрабатывать и устанавливать государственные минимальные социальные стандарты. 4) компенсировать дополнительные расходы, связанные с решениями органов государственной власти и др. полномочия.

Состав экономической базы закреплен в ст. 28 старого ФЗ «Об общих принципах..»: 1) природные ресурсы (земля, недра, воды, леса, растительный и животный мир), 2) муниципальная собственность (средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы), 3) имущество, находящееся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, 4) иная собственность, служащая удовлетворению потребности населения.

Критерием такого деления послужил объем правомочий органов местного самоуправления, в отношении объектов муниципальной собственности органа местного самоуправления осуществляют полный объем полномочий собственника, в отношении объектов иной собственности, находящейся на территории муниципального образования, органы местного самоуправления наделены полномочиями участников гражданского оборота в соответствии с ГК. Центральную роль в экономической основе отводится муниципальной собственности.

Муниципальная собственность.

1. понятие и состав муниципальной собственности.

Согласно, ст. 215 ГК муниципальной собственностью является имущество принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Одна часть муниципальной собственности закрепляется за муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии со ст. 294, 296 ГК. Остальное имущество составляет муниципальную казну. Все объекты разделены (ст. 29) на группы:

1) имущество органов местного самоуправления (имущество, принадлежащее структурным подразделениям, средства местного бюджета, другие финансовые средства: ценные бумаги и др.

2) объекты производственного назначения (муниципальные унитарные предприятия).

3) муниципальные учреждения (учреждения образования, культуры, спорта).

4) непроизводственные объекты, предназначенные для непосредственного обслуживания людей (муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры).

5) муниципальные земли, включая обособленные водные объекты на территории муниципального образования.

В зависимости от того, каким правом регулируется собственность, можно разделить на 3 группы: 1) денежные средства, регулируется нормами финансового права; 2) объекты недвижимости, регулируется нормами гражданского права; 3) земли, полезные ископаемые, регулируется нормами Земельного кодекса, Водного и др.

(2) Реестр муниципальной собственности.

Все объекты местного хозяйства требуют постоянного учета. Обязательность ведения реестра устанавливается федеральным законодательством. Представительным органом разрабатывается положение о реестре муниципальной собственности. Ответственный за ведение реестра, его полноту и правильность – держатель реестра, которым является комитет по управлению имуществом.

Ведение реестра означает: 1) включение объекта в реестр; 2) исключение из реестра.

Основания для включения / исключения объекта: 1) решение федеральных органов государственной власти (Постановление Правительства); 2) решение органов государственной власти субъекта; 3) решение органов местного самоуправления; 4) судебное решение.

3) включение юридических оснований всех операций с конкретными объектами муниципальной собственности. Решение о включении объекта в реестр или исключении оформляется приказом Председателя Комитета по управлению имуществом, необходимая для ведения реестра информация предоставляется комитету по управлению имуществом структурными подразделениями местной администрацией, предприятиями, учреждениями, организациями, а также другими физическими и юридическими лицами. Комитет по управлению имуществом имеет право получать информацию, необходимую для ведения реестра от всех статистических налоговых и регистрирующих учреждений и ведомств. Реестр – это информационно-правовое ядро процесса управления муниципальной собственностью.

(3) Право муниципальной собственности.

Право собственности: владение, законное обладание имуществом. Пользование – это юридическая возможность извлекать для собственника пользу из права владения. Распоряжение – право собственника определить юридическую судьбу имущества. Ст. 215 ч. 2 ГК: владеет, пользуется и распоряжается от имени населения, избирая представителей, которые управляют в интересах населения.

1. население

2. органы местного самоуправления: представительный орган и местная администрация. Представительный орган вырабатывает правовые акты.

3. Комитет по управлению имуществом, который осуществляет управление муниципальной собственностью на основе хозяйственного руководства.

4. Органы местного самоуправления передают управление объектами муниципальной собственности предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (4-ый уровень).

(4) Защита муниципальной собственности.

Ст. 8 Конституции: наравне с государственной, частной собственностью признается муниципальная собственность и ей гарантируется равная защита. Защита: 1) обращение в административные органы; 2) обращение в судебные органы.

2 основания для судебного разбирательства:

1) за признание недействительными актов государственных органов, которые не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают тем самым права и законные интересы муниципального образования.

2) если решением органов государственной власти нанесен ущерб муниципальному имуществу, то это будет рассматриваться в суде; возмещение убытков в полном убытке.

Если происходит национализация муниципальной собственности, то и в этом случае государство должно выплатить компенсацию за изымаемое имущество. Органы местного самоуправления защищают интересы граждан и обладая правом юридического лица, обладают правом вещевых требований (виндикационный и негаторные иски).

Формирование муниципальной собственности.

Источник муниципальной собственности – раздел бывшей государственной собственности в различные формы собственности. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1999 г. «О разделении государственной собственности на собственность федерации, республик и муниципальных органов. В нем имеются 3 приложения: перечень объектов. Перечень № 3 – это те объекты, которые обязательно должны быть списаны в муниципальную собственность. Результаты предпринимательской деятельности. Приобретение имущества на основе договора купли-продажи, дарения или иной сделки (ст. 218, 238, 243).

Основания прекращения.

Основным основанием является приватизация на основе закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 28 февраля 2002г. Под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования в собственность физических или юридических лиц. Способы: 1) продажа с аукциона; 2) на коммерческих конкурсах с инвестициями или социальными условиями; 3) продажа акций их работникам. Приватизация осуществляется на основе программы. В ней должны быть отражены следующие моменты: – перечень приватизируемых объектов; – план-график осуществления этих мероприятий; – прогноз поступлений от приватизаций.

Ответственным за реализацию этого плана является комитет управления имуществом, вместе с главой муниципального образования.

Управление муниципальной собственностью.

Это правомочия по владению, использованию, распоряжению муниципальной собственностью.

Наши рекомендации