ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА
круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов) | | отдельное конкретное общество (например, современное российское общество) | | исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество) | | человечество в целом |
| | | | | | |
| | | | | | |
| это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя |
| | | | | | |
| | | | | | |
| способы взаимодействия людей | | | формы объединения людей |
| | природно-географическая среда |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений |
| | (в этом значении синоним понятия "Вселенная") |
| Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) | |
| | | | | | |
материальные отношения | | | | духовные (идеальные) отношения |
| | | | | | |
возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него | | формируются, предварительно "проходя через сознание" людей, определяются их духовными ценностями |
| | | | | | |
| | | | | | |
производственные отношения | | экологические отношения | | моральные отношения | | политические отношения |
| | | | | | |
| | | | правовые отношения | | художественные отношения |
| отношения по детопроизводству | | | | | |
| | | | философские отношения | | религиозные отношения |
| | | | | | | | |
Духовная сфера удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании | | Экономическая сфера служит удовлетворению материальных потребностей человека |
| | |
| общество | |
| | |
Политическая сфера направлена на удовлетворении потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке | | Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности |
| | |
Основание для разграничения сфер |
|
базовые потребности человека |
| | | | |
Французские просветители | | Религиозные течения |
История – непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества | | Преобладание регресса во многих сферах жизни общества |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби | | Современные исследователи |
Движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота | | Положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса |
Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному | | Регресс (обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
развитие человеческого разума | | совершенствование нравственности людей | | прогресс науки и техники | | развитие производительных сил, включая самого человека |
| | | | | | |
| | | | | | |
| возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку | |
| | | | | | |
| Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер | |
| | | | | | |
| | | | | | |
реформа | | | | революция |
| | | | | | |
| | | | | | |
это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) | | | коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания |
| | | | | | |
| | | | | | |
| виды | | | | | виды | |
| | | | | | |
| | | | | | |
прогрессивные | | регрессивные (реакционные) | | кратковременные | | долговременные |
| | | | (Февральская революция 1917 . в России) | | (неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.) |
| | | | | | |
| | | | | | | | | |
Сравнительная характеристика
разных типов общества
Тип общества | Доиндустриальное (традиционное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства | земля | капитал | знания |
Основной продукт производства | пища | промышленные изделия | услуги |
Характерные черты производства | ручной труд | широкое применение механизмов, технологий | автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | индивидуальный труд | преимущественно стандартная деятельность | резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | сельское хозяйство – около 75% | сельское хозяйство – около 10% промышленность – 85% | сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66% |
Основной вид экспорта | сырье | продукты производства | услуги |
Политика в области образования | борьба с неграмотностью | подготовка специалистов | непрерывное образование |
Продолжительность жизни | 40-50 лет | свыше 70 лет | свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | локальное, неконтролируемое | глобальное, неконтролируемое | глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | несущественное | тесная взаимосвязь | открытость общества |
Стадии экономического роста
американского социолога У. Ростоу (род. в 1916 г.)
| | | | Общество высокого "массового" потребления | |
| | | "Стадия зрелости" (индустриальное общество") | | |
"Стадия сдвига" | значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики | |
"Переходное общество" | | | |
промышленные революции и следующие за ними социально-экономические и политические преобразования | |
Традиционное общество | | развитие НТР; рост значения городов и численности городского населения; распространение новейших технологий | |
| рост сельскохозяйственного производства; появление нового вида деятельности – предпринимательство; складывание централизованных государств; усиление национального самосознания | |
аграрные общества с довольно примитивной техникой; преобладание сельского хозяйства в экономике; сословно-классовая структура; власть крупных земельных собственников | |
| |
| |
Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой |
| | |
| | |
| Структура | |
| | |
| | | | |
| Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него | |
| | | | |
| | | | |
| | способ | | |
| | | | |
| | | | |
| Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений) | |
| | | | |
| | | | |
| Производительные силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду | |
| | | | |
| | | | |
| | производства | | |
| | | | |
Общественно-экономические формации
| | |
первичная архаичная | вторичная экономическая | третичная |
| | | | |
| | | | |
| | | | коммунистическая 1) социализм 2) коммунизм |
| | | капиталистическая |
| | феодальная | |
| рабовладельческая | | |
первобытно- общинная | | | |
| | | | | | |
как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер) | | как синоним культуры (например, А. Тойнби) | | как ступень исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер) | | как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса |
| Направления в теории цивилизации | | |
| | | | | |
стадиальный подход | | | локальный подход | |
| | | | | |
Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии | | | Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития | |
| | постиндустриальная (информационная) | |
| индустриальная (машинная; техногенная) | переход совершается в наши дни | |
доиндустриальная (аграрная, традиционная) | |
сер. XIX в. – посл. треть ХХ в. | | |
IV-III тыс. до н.э. – 60-80-е гг. XVIII в. | | | | | | |
| | | | структура | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей) | |
| | | Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.) | |
| | | Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.) | |
| | | Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения; гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.) | |
| | | | | | | | |
Характерные черты локальной и мировой цивилизации
Локальная цивилизация | Мировая цивилизация |
Большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития | Этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства |
Создается на основе одного господствующего и, в крайнем случае, немногих этносов | Создается на основе множества этносов |
Включает регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития | Включает регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции |
Имеет приверженцев одной религии | Имеет приверженцев всех религий земного шара |
Носители – представители, как правило, одной расы | Носители – представители всех рас |
Состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием | Включает все население Земли с огромным разнообразием исторических судеб и культуры |
Западная и восточная цивилизации
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
1. Особенности восприятия мира | Рациональное, противоречивое восприятие – "фаустовско-гамлетовское" | Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
2. Отношение к природе | Стремление подчинить себе природу. Человек – венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника | Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
3. Соотношение личности и общества | Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы | Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
4. Отношения власти | Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм | Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
5. Отношения собственности | Господство частной собственности | Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти – собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
6. Отношение к прогрессу | Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер | Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер |
| Результаты контактов между цивилизациями | |
| | | | |
| | | | |
Взаимное обогащение или слияние на началах относительного равенства | | Уничтожение и полное поглощение одной из двух цивилизаций другой (византийская цивилизация исламской в XV в.) | | Длительное существование на одной территории двух цивилизаций (Малая Азия и Северная Африка в первые века ислама) |
| | | | |
| | | | |
Навязывание более мощной цивилизацией отдельных компонентов другой цивилизации (европейская и восточная цивилизации в новое и новейшее время) | | Раздробление единой цивилизации на части, которые ранее могли уже существовать как локальные (распад эллинской цивилизации) | | Полное уничтожение цивилизации, сопровождающееся уничтожением племен и народов – ее носителей (этруски в древности, ацтекской, инкской и других локальных цивилизаций в доколумбовой Южной и Северной Америке) |
| | | | |
| | | | |
Разрушение старой и возникновение новой цивилизации (крушение греко-римской и формирование европейской цивилизации в I столетии н.э.) | | Образование трансплантированных цивилизаций (латиноамериканская и североамериканская) | | Возникновение локальных вариантов континентальной цивилизации (французской, германской в пределах европейской) |
| | | | | | |
Формационный и цивилизационный подходы
к анализу общественного развития
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны | Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
3. Направленность исторического развития. Понятие "прогресс" | Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений | Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в "палитру" человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно |
Наши рекомендации