Тема 2. Возникновение и развитие политической мысли 27
Но чтобы появился такой альтернативный государству институт как церковь, история должна была принести ему в жертву многообразие древнегреческой и римской классики, плюрализм богов и философий. В средневековую эпоху история сконцентрировала дух и верования в одной церкви и, тем самым, стала зарождаться сила, способная конкурировать с государством, способная вести с ним диа-
лог о власти.
Именно здесь и в связи с этим можно говорить о началах формирования идеи и практики фажданского общества в европейской культуре, началах формирования иных, более значимых идеалов, нежели полити-
ческие. Именно здесь начинает вызревать понимание земной власти как неизбежного зла (зло вытекает из природы человека как творения свободного), так и необходимости ограничения власти государства (царства
дьявола) во имя защиты духа человеческого. Характерно, что именно в этот период появляется тема сопротивления земной власти, выдвигается идея различения таких аспектов власти, как ее сущность, происхождение и реализация. В европейской политической мысли этим проблемам значительное внимание уделял Фома Аквинский, в русской политической мысли — Иосиф Волоцкий.
Таким образом, в средневековой литературе в религиозно-философской форме получает теоретическое обоснование идея и практика необходимости регулятивного воздействия на политическую власть. В Византии разрабатывался иной механизм взаимодействия церкви и государства: на основе принципа симфонии, т.е. взаимного их согласия при сохранении независимости. Государств признавало для себя внутренним руководством закон церковный, а церковь считала себя обязанной повиноваться государству1.
Однако при всех различиях альтернативных концепций государства, возникших в христианской литературе, важно подчеркнуть, что церковь в этих концепциях выступила институтом социальной регуляции власти. Альтернативные модели власти (верховенство церковной власти, симфония двух властей и др.) в лице церкви получили механизм воздействия на власть в духе того или иного идеала.
Таким образом, в историческом плане церковь впервые выступила институту-1 См.: Булгаков С. Православие и государство // Православие: Очерки учения православной церкви. — М., 1991. — С. 333.*
Раздел I. Историко-методологическое введение том регуляции власти, находящимся вне власти.
И шаг, который затем сделал Макиавелли1, был уже предуготовлен ранее религиозными мыслителями, которые выделяли мир (мирские дела) и два учреждения в нем: церковную и королевскую власть. Так государство было отдифференцировано от общества, стало рассматриваться как отдельный институт.
Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Работы — ォГосударьサ, ォРазмышления о первой декаде Тита Ливияサ и др.
Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить анти теократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые ォфортунуサ и ォдоблестьサ. В контексте размышлений автора под фортуной имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, под доблестью — личные способности и таланты (субъективный фактор) государя в решении политических задач.
Макиавелли отделяет сферу политику и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Тем самым бн ' открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности и отдельного объекта научного анализа. И этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота общественных связей, разрывается целостность социо-культурной ткани и тем самым обедняется и искажается понимание сути поли-
тики.
Макиавелли вводит в научный оборот понятие ォгосударствоサ (stato— от латинского status ォсостояниеサ) для обозначения политически организованного общества, главным вопросом которого является вопрос
о приобретении и удержании политической власти. До Макиавелли для обозначения государства, как указывает известный современный ис-
1 Общим местом стало в научной литературе утверждение о том, что Макиавелли отделил власть от религии, утвердил государство как автономную систему ценностей. См.: Политическая энциклопедия. В 2-х томах. Т. 1. — М., 1999. — С. 648. Если и представлять эту точку зрения справедливой, то только с учетом того, что ранее сделали религиозные мыслители в деле дифференциации власти церкви и власти князя.