Тема 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ. КОМПЕТЕНЦИЯ И ФУНКЦИИ.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем Количество академических часов
Лекции Семинары Самостоятельная работа Всего часов по теме
Тема 1.Дипломатия как институт и инструмент внешней политики
Тема 2.Государственные органы внешних сношений. Компетенция и функции.
Тема 3.Порядок разработки, принятия и реализаций решений по вопросам внешней политики в Российской федерации.
Тема 4.МИД России. Законодательная и нормативная база. Структура. Основные документы.
Тема 5.Установление и развитие дипломатических отношений. Дипломатический корпус.
Тема 6.Дипломатическое представительство
Тема 7.Посольство Российской Федерации
Тема 8.Прохождение дипломатической службы
Тема 9.РольсубъектовРоссийской Федерации в осуществлении внешних связей.
Итого по курсу:

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТИТУТ И ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Ø Лекция Даётся определение дипломатии. Излагается эволюция форм и методов дипломатии. Определяется место дипломатической службы в системе государственной власти. Рассматривается Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., её основные разделы. Раскрывается универсальный характер современной дипломатии, необходимость её соответствия международно-правовым нормам. Излагаются тенденции в современной дипломатии. Публичная дипломатия и её становление в России.

Ø Семинар по теме 1. Проводится в формате дискуссионного обсуждения ретроспективы и современного состояния дипломатии, её значимости в международном общении. Рассматриваются основные параметры Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г. Особый акцент делается на дипломатических привилегиях и иммунитетах. Проводится их сравнение с консульскими. Обсуждаются формы и методы современной дипломатии, как двусторонняя, многосторонняя, конференционная, на высшем уровне, сетевая, специализированная (энергетическая, военная и др.) Назначение публичной дипломатии, её сформировавшиеся структуры в РФ.

Ø Перечень вопросов:

- Определение дипломатии как науки и искусства

- Содержание дипломатической работы, её основные составляющие

- Значимость Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

- Зачем дипломату нужны иммунитеты и привилегии

- Различие дипломатических и консульских иммунитетов и привилегий

- Формы и методы дипломатии

- Тенденции в современной дипломатии

- Возрастание значимости дипломатии на высшем уровне и сетевой дипломатии.

- Российский общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате РФ, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, «Русский мир».

Литература для подготовки по теме 1.

Первоисточники:

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. //http://www.moldova.mid.ru/norm/vienna_1961.htm

Основная литература:

1. Дипломатическая служба. Под ред. А.В. Торкунова -М.: РОССПЭН, 2002.

Дополнительная литература:

1. Рыбаков Ю.М. Дипломатия. -М.:Восток/Запад. 2009.

2. Самойленко В.В. Дипломатическая служба. –М.: Норма, 2010.

3. Сакун О.Ф. Дипломатическое ремесло. -М.: «Международные отношения», 2008.

Интернет – ресурсы:

1. <CD ROM> Министерство иностранных дел. 200 лет служения отечеству.

2. http://www.mid.ru Министерство иностранных дел.

3. http://www.csr.ru Центр стратегических разработок

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины осуществляется по результатам опроса студентов на семинарских занятиях и трёх внеаудиторных контрольных работ. Контрольные вопросы изложены в семинарских занятиях данной учебной программы. Промежуточная аттестация проводится по трём срезам.

Вид работы Оценки/процент Описание критериев оценки
Внеаудиторные контрольные работы А (90 – 100%) Обстоятельное изложение материала по теме. Глубокое понимание проблематики.
В (82 – 89%) Правильные ответы на основные вопросы, владение темой.
С (75 – 81%) Владение темой в целом, изложение её главных аспектов.
D (67 – 74%) Недостаточное владение темой.
Е (60 – 66%) Слабое владение предметом, неумение выявить главное.
F (менее 60%) Отсутствие основополагающих знаний.


Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля:

- Какие существуют основные институты современной дипломатии

- Какие нормативно-правовые документы регулируют деятельность дипломатической службы

- Принципиальный механизм разработки, принятия и реализации решений по вопросам внешней политики в России

- В чём заключаются основные задачи и функции МИД РФ

- Как строится практическая деятельность МИД РФ

- Как устанавливаются дипломатические отношения

- Что такое дипломатический корпус

- В чём заключаются основные задачи и функции посольства

- Какова структура посольства

- Какие основные информационно-аналитические и дипломатические документы готовят МИД РФ и российские посольства

- Какова роль субъектов РФ в осуществлении международных связей

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Предусмотрено проведение трёх домашних контрольных работ по следующим темам: «Органы внешних сношений Российской Федерации», «Деятельность МИД России: задачи, функции, структура», «Посольство: задачи, структура, организация работы»; самостоятельное изучение курса, повторение лекционного материала, первоисточников, материала учебников. Для такой внеаудиторной работы потребуется не менее 28 часов.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Глубокая проработка нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность дипломатической службы.

2. Усвоение принципиальных различий и особенностей институтов современной дипломатии.

3. Понимание сущности задач и функций институтов современной дипломатии.

4. Понимание специфики деятельности загранучреждения

5. Уделение внимания логическому изложению материала в контрольных работах

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. «Органы внешних сношений Российской Федерации».

2. «Посольство: задачи, структура, организация работы»

3. «Деятельность МИД России: задачи, функции, структура»

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

РАЗДЕЛ 4. МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Необходимы проектор, ноутбук или компьютер для презентаций Power Point

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем Количество академических часов
Лекции Семинары Самостоятельная работа Всего часов по теме
Тема 1.Дипломатия как институт и инструмент внешней политики
Тема 2.Государственные органы внешних сношений. Компетенция и функции.
Тема 3.Порядок разработки, принятия и реализаций решений по вопросам внешней политики в Российской федерации.
Тема 4.МИД России. Законодательная и нормативная база. Структура. Основные документы.
Тема 5.Установление и развитие дипломатических отношений. Дипломатический корпус.
Тема 6.Дипломатическое представительство
Тема 7.Посольство Российской Федерации
Тема 8.Прохождение дипломатической службы
Тема 9.РольсубъектовРоссийской Федерации в осуществлении внешних связей.
Итого по курсу:

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТИТУТ И ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Ø Лекция Даётся определение дипломатии. Излагается эволюция форм и методов дипломатии. Определяется место дипломатической службы в системе государственной власти. Рассматривается Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., её основные разделы. Раскрывается универсальный характер современной дипломатии, необходимость её соответствия международно-правовым нормам. Излагаются тенденции в современной дипломатии. Публичная дипломатия и её становление в России.

Ø Семинар по теме 1. Проводится в формате дискуссионного обсуждения ретроспективы и современного состояния дипломатии, её значимости в международном общении. Рассматриваются основные параметры Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г. Особый акцент делается на дипломатических привилегиях и иммунитетах. Проводится их сравнение с консульскими. Обсуждаются формы и методы современной дипломатии, как двусторонняя, многосторонняя, конференционная, на высшем уровне, сетевая, специализированная (энергетическая, военная и др.) Назначение публичной дипломатии, её сформировавшиеся структуры в РФ.

Ø Перечень вопросов:

- Определение дипломатии как науки и искусства

- Содержание дипломатической работы, её основные составляющие

- Значимость Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

- Зачем дипломату нужны иммунитеты и привилегии

- Различие дипломатических и консульских иммунитетов и привилегий

- Формы и методы дипломатии

- Тенденции в современной дипломатии

- Возрастание значимости дипломатии на высшем уровне и сетевой дипломатии.

- Российский общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате РФ, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, «Русский мир».

Литература для подготовки по теме 1.

Первоисточники:

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. //http://www.moldova.mid.ru/norm/vienna_1961.htm

Основная литература:

1. Дипломатическая служба. Под ред. А.В. Торкунова -М.: РОССПЭН, 2002.

Дополнительная литература:

1. Рыбаков Ю.М. Дипломатия. -М.:Восток/Запад. 2009.

2. Самойленко В.В. Дипломатическая служба. –М.: Норма, 2010.

3. Сакун О.Ф. Дипломатическое ремесло. -М.: «Международные отношения», 2008.

Интернет – ресурсы:

1. <CD ROM> Министерство иностранных дел. 200 лет служения отечеству.

2. http://www.mid.ru Министерство иностранных дел.

3. http://www.csr.ru Центр стратегических разработок

Тема 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ. КОМПЕТЕНЦИЯ И ФУНКЦИИ.

Ø Лекция Раскрывается сложившаяся система государственных органов внешних сношений Российской Федерации. Излагаются конституционные положения, регулирующие компетенции и прерогативы Президента Российской Федерации в области внешней политики и международных отношений. Рассказывается о полномочиях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правительства, Совета Безопасности России. Определяется место МИД РФ в системе государственных органов внешних сношений. Подчёркивается его координирующая роль в проведении единой внешнеполитической линии. Наряду с этим даётся представление о системе зарубежных органов внешних сношений (на примерах США, Великобритании, Франции)

Ø Семинар по теме 2. Главной задачей является достижение чёткого понимания студентами конституционных норм, регулирующих деятельность институтов современной дипломатии России. Для закрепления знаний проводится ролевая игра, в ходе которой оттачивается знание компетенций конституционных органов внешних сношений.

Ø Перечень вопросов:

- Значимость Конституции РФ, как основополагающего источника регулирования государственных органов внешних сношений

- Руководящая роль Президента Российской Федерации

- Полномочия Федерального Собрания

- Роль Правительства в реализации внешней политики

- Статус и функции Совета Безопасности

- Место МИД России в системе органов внешних сношений

- Специфика систем органов внешних сношений США, Великобритании и Франции.

Литература для подготовки по теме 2.

Первоисточники:

1. Конституция Российской Федерации www.constitution.ru

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 15 июля 2008 г. http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204108.shtml

3. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. midrf.kht/polozhenieomid.doc

Основная литература:

1. Дипломатическая служба. Под ред. А.В. Торкунова -М.: РОССПЭН, 2002.

Дополнительная литература:

1. Самойленко В.В. Дипломатическая служба. –М.: Норма, 2010.

2. Рыбаков Ю.М. Дипломатия. -М.:Восток/Запад. 2009.

3. Сакун О.Ф. Дипломатическое ремесло. -М.: «Международные отношения», 2008.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.kremlin.ru Администрация Президента

2. http://www.government.gov.ru Правительство России

3. http://www.americandiplomacy.org

Тема 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИЙ РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Ø Лекция Раскрываются установленный в Российской Федерации механизм и процедура формирования внешнеполитического курса Российского государства, согласования концептуальных документов, внешнеполитических инициатив и практических мер, внешнеэкономических вопросов.

Ø Семинар по теме 3. Задачей данного семинарского занятия является обеспечение усвоения сложившегося порядка принятия решений по внешнеполитическим вопросам и их реализации. Рассмотрение установленных процедур согласования. Неприятие Администрацией и Правительством Российской Федерации к рассмотрению вопросов, затрагивающих внешнеполитические интересы, не согласованных с МИД России. Определение круга государственных деятелей, полномочных выступать с заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики. Порядок предоставления приглашений иностранных делегаций на высшем и высоком уровне. Проведение соответствующей ролевой игры. Разбор внеаудиторной контрольной работы №1 «Органы внешних сношений Российской Федерации».

Ø Перечень вопросов:

- Смысл и назначение механизма разработки, принятия и реализации решений

- Последовательность прохождения согласования документов

- В чём проявляется координирующая роль МИД России

- Контроль за реализацией решений.

Литература для подготовки по теме 3.

Первоисточники:

1. Конституция Российской Федерации www.constitution.ru

2. Закон «О правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. www.flexa.ru/law/zak/zak037.shtml

3. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. midrf.kht/polozhenieomid.doc

4. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. http://www.kremlin.ru/acts13398

5. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. www.mid.ru/...dgcce250a884da5544257944003ef783!OpenDocum...

6. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. www.mid.ru/...7fc32ae347dcb10144257944003ef78d!OpenDocum...

Основная литература:

1. Дипломатическая служба. Под ред. А.В. Торкунова -М.: РОССПЭН, 2002.

Дополнительная литература:

1. Рыбаков Ю.М. Дипломатия. -М.:Восток/Запад. 2009.

2. Самойленко В.В. Дипломатическая служба. –М.: Норма, 2010.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.kremlin.ru Администрация Президента

2. http://www.government.gov.ru Правительство России

3. http://www.mid.ru Министерство иностранных дел.

4. http://www.people.itu.int/-baldi/mofa.htm Серверы министров иностранных дел

Тема 4. МИД РОССИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА. СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

Ø Лекция МИД России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области внешних сношений и международными организациями.Правовая основа деятельности МИД. Положение о МИДе, его основные задачи и функции. Структура МИДа, функциональные и территориальные департаменты. Коллегия, её статус.

Участие МИДа в разработке и реализации внешнеполитических доктринальных документов и внешнеполитического курса. Аналитические и справочные документы для высших эшелонов власти и обеспечения собственной деятельности. Координирующая роль МИД и согласование при необходимости с другими ведомствами документов, подготовленных МИДом в рамках его компетенции.

Повседневное руководство деятельностью российских диппредставительств и консульских учреждений. Периодическая оценка эффективности работы загранучреждений.

Новые «имиджевые» коммуникационные технологии в работе МИД.

Ø Семинар по теме 4. Данный семинар может проводиться в виде «круглого стола». Обсуждаются итоги контрольной работы №1 «Органы внешних сношений Российской Федерации».

Ø Перечень вопросов:

- Место МИД России в структуре органов государственной власти

- Задачи Министерства иностранных дел

- Права МИД для выполнения возложенных на него задач

- Функции министра иностранных дел

- Структура МИД России, разница между территориальными и функциональными департаментами

- Основные документы, подготавливаемые МИДом (для внутреннего пользования и дипломатические)

Литература для подготовки по теме 4.

Первоисточники:

1. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента России от 14 марта 1995 г. midrf.kht/polozhenieomid.doc

2. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. http://www.kremlin.ru/acts13398

Основная литература:

1. Дипломатическая служба. Под ред. А.В. Торкунова -М.: РОССПЭН, 2002.

Дополнительная литература:

1. Самойленко В.В. Дипломатическая служба. –М.: Норма, 2010.

2. Рыбаков Ю.М. Дипломатия. -М.:Восток/Запад. 2009.

3. Долгов В.И., Лебедева О.В. Консульская служба Российской Федерации на современном этапе. -М.:«МГИМО-Университет», 2011.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.mid.ru Министерство иностранных дел.

2. http://www.diplomacy.edu

3. http://www.people.itu.int/-baldi/mofa.htm Серверы министров иностранных дел

Тема 5. УСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС.

Ø Лекция Понятие «дипломатические отношения». Установление дипломатических отношений как следствие международно-правового признания государства. Понятия признания «де-факто» и «де-юре». Процедура установления дипломатических отношений, их приостановление и прекращение. Деятельность по завязыванию государственно-политических отношений. Дипломатический корпус в узком и широком понимании. Дипломатическое старшинство. Дуайен, его функции.

Ø Семинар по теме 5.

- Понятие «дипломатические отношения»

- В чём сущностная разница признания «де-факто» и «де-юре»

- Процедура установления дипломатических отношений

- Разница в понятиях дипломатического корпуса в узком и широком составе

- Принцип определения дипломатического старшинства

- Назначение и функции дуайена

Литература для подготовки по теме 5

Первоисточники:

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. //http://www.moldova.mid.ru/norm/vienna_1961.htm

Основная литература:

1. Дипломатическая служба. Под ред. А.В. Торкунова -М.: РОССПЭН, 2002.

Дополнительная литература:

1. Рыбаков Ю.М. Дипломатия. -М.:Восток/Запад. 2009.

2. Сакун О.Ф. Дипломатическое ремесло. -М.: «Международные отношения», 2008.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.mid.ru Министерство иностранных дел.

2. http://www.government.gov.ru Правительство России

Тема 6. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Ø Лекция Дипломатическое представительство как особый зарубежный государственный орган внешних сношений. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. – основной международно-правовой документ регламентирующий деятельность дипломатических представительств государства. Функции дипломатических представительств. Их классификация. Порядок назначения глав дипломатических представительств: предварительное утверждение кандидатуры (в соответствие с местной практикой), агреман, публикация в печати, верительные, отзывные и отпускные грамоты. Дипломатические должности. Категории персонала представительства. Посол. Временный поверенный в делах. Референтура. Охрана диппредставительства.

Ø Семинар по теме 6.

- Статус дипломатических представительств. Международно-правовые нормы, определяющие положение, функции и права дипломатических представительств.

- Различия в иммунитетах и привилегиях, которыми наделяются дипломатические представительства и консульские учреждения. Их сравнительная характеристика.

- Свобода отношений с аккредитующим государством

- Основные задачи и функции Постоянного представительства при международной организации

- Структура и организация деятельности Постоянного представительства

- Разбор внеаудиторной самостоятельной работы №2 «Деятельность МИД России: задачи, функции, структура»

Литература для подготовки по теме 6

Первоисточники:

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. //http://www.moldova.mid.ru/norm/vienna_1961.htm

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. //http://tds.tj/legal-documents/other/20/

3. Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. www.mid.ru/...410bbd77d6ce64644425794400ef787/OpenDocum...

Основная литература:

1. Долгов В.И., Лебедева О.В. Консульская служба Российской Федерации на современном этапе. -М.:«МГИМО-Университет», 2011.

Дополнительная литература:

1. Самойленко В.В. Дипломатическая служба. –М.: Норма, 2010.

2. Дёмин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. -М.: «Международные отношения», 2010.

3. Бобылев Г.В. Консульское право. -М.:«МГИМО-Университет», 2010.

4. Матвеева Т.Д. Дипломатическое и консульское право. -М.,2009.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.mid.ru Министерство иностранных дел.

2. http://www.gazetasng.ru Сайт по вопросам СНГ

3. http://www.un.org Сайт ООН

4. http://www.dkb.gov.ru Сайт ДКБ

Тема 7. ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ø Лекция деятельность посольства по обеспечению государственных интересов России и реализации её внешнеполитического курса в стране пребывания. Основные аспекты Положений о посольстве и Чрезвычайном и полномочном После. Обеспечение проведения единой политической линии. Обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества. Сбор информации о государстве пребывания. Информационно-разъяснительная работа. Виды информационно-аналитических документов, направляемых в Центр. Структура посольства. Распределение служебных обязанностей. Специфика работы в больших, средних и малых посольствах. Психологическая специфика работы – проживание и служебная деятельность в рамках ограниченных коллективов.

Ø Семинар по теме 7.

- Нормативно-правовая база деятельности посольства

- В чём заключается координирующая роль посольства.

- Основные задачи и функции посольства

- Обязанности и права Чрезвычайного и Полномочного Посла

- Структура посольства

- Документы и материалы, направляемые в Центр

- Политический отчёт за год

- Переписка по каналам шифровальной связи

Литература для подготовки по теме 7

Первоисточники:

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. //http://www.moldova.mid.ru/norm/vienna_1961.htm

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г //http://tds.tj/legal-documents/other/20/

3. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. www.mid.ru/...dgcce250a884da5544257944003ef783!OpenDocum...

4. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. www.mid.ru/...7fc32ae347_dcb10144257944003ef78d!OpenDocum...

Основная литература:

1. Дипломатическая служба. Под ред. А.В. Торкунова -М.: РОССПЭН, 2002.

Дополнительная литература:

1. Самойленко В.В. Дипломатическая служба. –М.: Норма, 2010.

2. Сакун О.Ф. Дипломатическое ремесло. -М.: «Международные отношения», 2008.

3. Дёмин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. -М.: «Международные отношения», 2010.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.mid.ru Министерство иностранных дел.

Тема 8. ПРОХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Ø Лекция Основной смысл и содержание закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел». Статус профессиональной дипслужбы во внешнеполитической системе, дипломаты и политическое руководство. Порядок приёма в МИД выпускников ВУЗов, поступающих на государственную службу. Присвоение дипломатических рангов. Порядок отбора кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях. Прохождение службы в центральном аппарате и за рубежом. Обязанности сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждениях. Принципы ротации. Социальные гарантии. Учебные заведения по подготовке сотрудников дипломатической службы. Разбор внеаудиторной контрольной работы №3 «Посольство: задачи, структура, организация работы».

Ø Семинар по теме 8.

- Каковы основные особенности прохождения дипломатической службы

- Условия приёма в МИД Российской Федерации

- МГИМО(У) МИД России: история, структура, научные школы

- Дипломатическая академия МИД РФ: назначение

- Принципы ротации, её виды

- Дипломатические ранги. Порядок их присвоения

Литература для подготовки по теме 8.

Первоисточники:

1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. www.rg.ru/2004/07/31/gosslushba-dok.html

2. Федеральный закон «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» Утверждён Президентом Российской Федерации 27 июля 2010 г. graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1292618

Основная литература:

1. Дипломатическая служба. Под ред. А.В. Торкунова -М.: РОССПЭН, 2002.

2. МГИМО-Университет. Традиции и современность (1944-2009). Под ред. А.В. Торкунова. -М.: ОАО «Московские учебники и картолитография», 2009.

Дополнительная литература:

1. Дипломатическая академия МИД России. 75 лет во благо Отечества. Под ред.А.Н. Панова. -М.: Научная книга. 2009.

2. Сакун О.Ф. Дипломатическое ремесло. -М.: «Международные отношения», 2008.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.kremlin.ru Администрация Президента

2. http://www.mid.ru Министерство иностранных дел.

3. http://www.mgimo.ru МГИМО

Тема 9. РОЛЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ.

Ø Лекция Работа МИД России с субъектами Российской Федерации. Представительства МИД России на территории Российской Федерации: функции, задачи, практическая деятельность. Совет глав субъектов Российской Федерации при МИД России.

Ø Семинар по теме 9.

- Основные направления международной деятельности субъектов Российской Федерации

- Существующая взаимосвязь между МИДом России и федеральными субъектами.

- Статус представительств МИД России на территории Российской Федерации

- Задачи представительств МИД России на территории Российской Федерации

- Задачи и функции Совета глав субъектов Российской Федерации

Литература для подготовки по теме 9.

Первоисточники:

1. Положение о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России № 9304 от 4 ноября 1996г. www.blog.mid.ru/pravo_08.htm

2. Положение о Совете глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел 8 июня 2010 г. www.mid.ru/.../34553151fc8d42944425793c0060fe!OpenDocum...

Основная литература:

1. Дипломатическая служба. Под ред. А.В. Торкунова -М.: РОССПЭН, 2002.

Дополнительная литература:

1. Самойленко В.В. Дипломатическая служба. –М.: Норма, 2010.

Интернет – ресурсы:

1. http://www.mid.ru Министерство иностранных дел.

2. http://www.gazetasng.ru Сайт по вопросам СНГ

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины осуществляется по результатам опроса студентов на семинарских занятиях и трёх внеаудиторных контрольных работ. Контрольные вопросы изложены в семинарских занятиях данной учебной программы. Промежуточная аттестация проводится по трём срезам.

Вид работы Оценки/процент Описание критериев оценки
Внеаудиторные контрольные работы А (90 – 100%) Обстоятельное изложение материала по теме. Глубокое понимание проблематики.
В (82 – 89%) Правильные ответы на основные вопросы, владение темой.
С (75 – 81%) Владение темой в целом, изложение её главных аспектов.
D (67 – 74%) Недостаточное владение темой.
Е (60 – 66%) Слабое владение предметом, неумение выявить главное.
F (менее 60%) Отсутствие основополагающих знаний.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля:

- Какие существуют основные институты современной дипломатии

- Какие нормативно-правовые документы регулируют деятельность дипломатической службы

- Принципиальный механизм разработки, принятия и реализации решений по вопросам внешней политики в России

- В чём заключаются основные задачи и функции МИД РФ

- Как строится практическая деятельность МИД РФ

- Как устанавливаются дипломатические отношения

- Что такое дипломатический корпус

- В чём заключаются основные задачи и функции посольства

- Какова структура посольства

- Какие основные информационно-аналитические и дипломатические документы готовят МИД РФ и российские посольства

- Какова роль субъектов РФ в осуществлении международных связей

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Предусмотрено проведение трёх домашних контрольных работ по следующим темам: «Органы внешних сношений Российской Федерации», «Деятельность МИД России: задачи, функции, структура», «Посольство: задачи, структура, организация работы»; самостоятельное изучение курса, повторение лекционного материала, первоисточников, материала учебников. Для такой внеаудиторной работы потребуется не менее 28 часов.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Глубокая проработка нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность дипломатической службы.

2. Усвоение принципиальных различий и особенностей институтов современной дипломатии.

3. Понимание сущности задач и функций институтов современной дипломатии.

4. Понимание специфики деятельности загранучреждения

5. Уделение внимания логическому изложению материала в контрольных работах

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. «Органы внешних сношений Российской Федерации».

2. «Посольство: задачи, структура, организация работы»

3. «Деятельность МИД России: задачи, функции, структура»

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Наши рекомендации