Реформы Александра 1(1801-1825)
Правление Александра I ознаменовалось либерализацией самодержавия в духе просвещенного абсолютизма (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. — неофициальный Негласный комитет (А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей). В 1802 г. коллегии заменяются 8 министерствами (на принципах единоначалия) и Комитет министров. В1803 г. начинается реформа системы образования (в т.ч. создано 5 университетов и Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин). В 1803 г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике.
После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. Создается высший совещательный орган — Государственный совет. В 1810-1811 гг. упорядочена система министерств. Проведена финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права крепостным, а в перспективе и освободить их. Это, как и профранцузская ориентация Сперанского, привело к его отставке.
В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции России («Уставная грамота Российской империи»). В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. Созданы в целях экономии военные поселения, что привело к волнениям.
В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной».
В своих реформах Александр I, помня судьбу отца, боялся задеть дворянство. Проблема крепостного права осталась нерешённой. В то же время либеральная атмосфера его правления позитивно сказалась на развитии культуры.
Движение декабристов
После заграничных походов русской армии передовые идеи стали проникать и в Российскую империю. Появились первые тайные революционные организации дворян. Большинство из них составили военные — офицеры гвардии.
Первое тайное политическое общество было основано в 1816 году в Петербурге под названием «Союз спасения. Его членами были будущие декабристы А.И.Муравьев, М.И.Муравьев-Апостол, П.И.Пестель. Цель, которую они ставили перед собой, — конституция, представительство, ликвидация крепостного права.
В 1818 году на основе этого самоликвидировавшегося общества было создано новое — «Союз благоденствия». Это была уже более многочисленная тайная организация, насчитывавшая более 200 человек. Организаторами ее стали Ф.Н.Глинка, Ф.П.Толстой, М.И.Муравьев-Апостол. Цели общества оставались прежними — введение представительного правления, ликвидация самодержавия и крепостного права. Пути достижения своей цели члены Союза видели в пропаганде своих взглядов и предложений, направляемых правительству.
В Петербурге было основано «Северное общество». Его создателями были Н.М.Муравьев и Н.И.Тургенев. Другое возникло на Украине «Южное общество» руководил П.И.Пестель. Оба общества были взаимосвязаны и являлись фактически единой организацией. Каждое общество имело свой программный документ, Северное — «Конституцию» Н.М.Муравьева, а Южное — «Русскую правду», написанную П.И.Пестелем.
Эти документы выражали единую цель — уничтожение самодержавия и крепостного права. Однако «Конституция» выражала либеральный характер преобразований — с конституционной монархией, ограничением избирательных прав и сохранением помещичьего землевладения, а «Русская правда» — радикальный, республиканский. Она провозглашала президентскую республику, конфискацию помещичьих земель и сочетание частной и общественной форм собственности.
Российским императором после смерти Александра I должен был стать его брат Константин Павлович, однако еще при жизни Александра I он отрекся от престола в пользу младшего брата Николая. Был обнародован отказ Константина от престола и назначена переприсяга. Поэтому члены «Северного общества» решили выступить 14 декабря 1825 г. с требованиями, заложенными в своей программе, для чего предполагали провести демонстрацию военной силы у здания Сената. Важной задачей было не допустить присягу сенаторов Николаю Павловичу.
14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь пришел первым Московский полк, возглавляемый членами «Северного общества» братьями Бестужевыми и Щепиным-Ростовским. Однако полк в течение долгого времени простоял в одиночестве, заговорщики бездействовали. Убийство выехавшего к восставшим генерал-губернатора Петербурга М.А.Милорадовича стало роковым — восстание уже не могло завершиться мирным путем. К середине дня к восставшим все же присоединился гвардейский морской экипаж и рота лейб-гренадерского полка.
Руководители по-прежнему медлили с началом активных действий. К тому же оказалось, что сенаторы уже присягнули Николаю I и покинули Сенат. Поэтому «Манифест» было предъявлять некому, а князь Трубецкой на площадь так и не явился. Тем временем верные правительству войска начали обстрел восставших. Восстание было подавлено, начались аресты. Члены «Южного общества» попытались осуществить восстание в первых числах января 1826 г. (восстание Черниговского полка), но и оно было жестоко подавлено властями. Пять руководителей восстания — П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин и П.Г.Каховский — были казнены, остальные его участники сосланы на каторгу в Сибирь.
Восстание декабристов было первым открытым протестом в России, ставившим своей задачей коренное переустройство общества.
9.Теория "официальной народности". Славянофилы и западники
Официальный курс правительства на эту проблему сформировал министр просвещения С.С. Уваров — теория официальной народности. Теория официальной народности: основами российской жизни являются: самодержавие (862г.), православие, народность. Проблема «Россия — Запад» стала главной темой в творчестве славянофилов и западников.
Славянофильство выражало православно-русское направление общественной мысли первой половины XIX века (Братья Киреевские, Алексей Хомяков, Аксаков и т.д.).
Миссия России — объединить все славянские народы, выступали против подражания западной культуре. Они видели особую миссию России в культурном единении славянства, поэтому сохранить культуру и традицию очень важно. Славянофилы считали, что Запад и Россия — два разных мира и закономерности развития у них разные.
Россия:Община — образ жизни Труд — во благо коллектива Богатство — результат труда, а т.к. земля не есть результат человеческого труда, а предмет труда, она не может быть богатством. Запад:Индивидуалистский образ жизни.
Западничество (Соловьев, Каверин, Конев, Тургенев, Анненков, Боткин и др.). По их мнению, история человечества едина и культурная миссия великой нации не в том, чтобы добиваться превосходства и господствовать, а в том, чтобы служить всему человечеству.
Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли из одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являясь крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их были воспитанниками Московского университета. Теоретической основой их взглядов была немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьбы России, пути ее развития. И те и другие выступали противниками николаевской системы