Тема 6. россия и европа в xviii веке

План

1. Изменения в международном положении империи.
2. Русская культура XVIII века: от петровских инициатив к "веку просвеще-ния".

Методические указания

При подготовке первого вопроса, обратите внимание на то, что главной задачей внешней политики России в конце XVII – начале XVIII века было за-воевание выхода к морям (первоначально к южным).

Охарактеризуйте международное положение Российской империи и внешнюю политику российских императоров первой половины – середины XVIII века.

Русско-турецкая война 1686–1700 гг. (часть борьбы европейских держав с османской агрессией) началась в связи с присоединением России в 1686 г. к антитурецкой "Священной лиге" 1684 г. (Австрия, Речь Посполитая, Вене-ция). Но Крымские походы 1687 г и 1689 г., закончились поражением, как и первый Азовский поход Петра I 1695 г. Азов получал подкрепление с моря и Петр организовал строительство флота (30 морских судов и более 1000 реч-ных барок для перевозки войск). Во втором Азовском походе 1696 г. Азов был взят. Карловицкое перемирие 1699 г. и Константинопольский мир 1700 г. обеспечили нейтралитет Турции накануне Северной войны.

В 1697–1698 гг. состоялось Великое посольство в Курляндию, Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Польшу для заключения антитурецкого сою-за. Оценив ситуацию в Европе, где назревала война за "испанское наследст-во", Петр I отказался от борьбы за южные моря и решил бороться за выход к Балтийскому морю. В 1699 г. Россия вступила в Северный союз (с участием Дании и Саксонии). В ходе Северной войны 1700–1721 гг. со Швецией Рос-сия приобрела выход в Балтийское море. Уступка Азова по Прутскому миру 1711 г. в ходе русско-турецкой войны 1710–1713 гг., спровоцированной обеспокоенными усилением России Англией и Францией, стала ценой этой победы.

Адрианопольский мир 1713 г. прекратил состояние войны между Россией и Турцией. При Петре I укреплялись связи России с Арменией и Грузией, которые рассчитывали на помощь России в борьбе за независимость. Россия хотела создать армяно-грузинское государство под своим протекторатом. В обмен на объединенное (в 1723 г.) выступление армяно-грузинских войск Петр I обещал военную помощь, которую не смог оказать.

В русско-иранской войне 1722–1723 гг. (Россия стремилась получить бе-рега Каспийского моря) были достигнуты непрочные успехи (по Петербург-скому миру 1723 г. к России отходили Дербент, Баку и др.), закрепленные частично Константинопольским миром 1724 г. с Турцией. С 1722 г. начина-ется строительство крепостей, оттеснение чеченцев в горы, заселение плодо-родных земель казаками.

Со второй четверти XVIII века главными задачами стали обеспечение безопасности южных районов России и воссоединение русских, украинцев и белорусов. Присоединение Белоруссии и оставшейся (большей) части Ук-раины было проведено в ходе участия России в трех разделах Польши (1772 г., 1793 г., 1795 г.). К России перешли сначала восточная Белоруссия, затем – центральная Белоруссия с Минском и Правобережная Украина, и, наконец, Литва, Курляндия, Волынь и Западная Белоруссия.

В русско-турецкой войне 1736–1739 гг. по Белградскому миру 1739 г. Россия получила значительные пространства Черноморской степи без выхо-дов к морским берегам и без права держать флот на Черном море, Азов сры-вался и оставался в нейтральной полосе. В русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг. по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г. Россия признавалась за-щитницей прав христианских народов Османской империи, получала выход к Черному морю (крепости Керчь и др.) и право иметь на Черном море свой флот; территорию Украины до Южного Буга (с Азовом). Проливы Босфор и Дарданеллы открывались для русского флота. В 1783 г. было присоединено Крымское ханство, по Георгиевскому трактату установлен протекторат над Грузией.

После русско-турецкой войны 1787–1791 гг., предпринятой Турцией для возвращения Крыма, по Ясскому миру 1791 г. к России отходили все земли между Южным Бугом и Днестром (и крепость Очаков), все Северное При-черноморье. Турция отказывалась от претензий на Крым.

Внешняя политика на западном направлении в эпоху дворцовых перево-ротов была в основном не связана с интересами России. Была признана "Прагматическая санкция" 1713 г. – завещание императора Карла VI, остав-лявшее все Габсбургские земли его дочери Марии-Терезии. Это обязывало Россию воевать в будущем с Пруссией и Баварией в защиту ее интересов в Австрии. Франция, чтобы отвлечь внимание России от Европы, инициирова-ла войну Швеции против России 1741 г. По мирному договору, заключенно-му в 1743 г. в городе Або, к России перешла часть Финляндии.

В 50-е гг. XVIII века Россия участвовала в Семилетней войне 1756–1763 гг. В этой войне Великобритания боролась с Францией за колонии в Север-ной Америке, Россия стремилась расширить свою территорию на западе за счет части польских земель, Польше предполагалось компенсировать терри-ториальный урон за счет Пруссии. В 1760 г. русские заняли Берлин. Петр III, прекратив войну с Пруссией, стал готовиться к войне с Данией (за Шлезвиг для Голштинии).

В 1793 г. Россия разрывает дипломатические отношения с Францией и по договору с Австрией и Англией от 1793 г. участвует в коалиционных войнах (во второй антифранцузской коалиции с Великобританией, Австрией, Турци-ей, Королевством обеих Сицилий). Предприняты знаменитые Средиземно-морский поход Ф. Ф. Ушакова 1798–1800 гг., Итальянский (1799 г.) и Швей-царский (1799 г.) походы А. В. Суворова. После разрыва союза России с Анг-лией в 1800 г. Павел I готовит войну с Англией. Успешно отражаются оче-редные попытки Швеции вернуть Балтийское море (Кюменский мир 1790 г. в войне со Швецией 1788–1790 гг.). Продолжалось освоение Аляски. В XVIII веке Россия превращается в морскую державу, становится империей, активно вмешивается в дела Европы.

При подготовке ответа на второй вопрос, обратите внимание на то, что в XVIII веке русская культура приобрела качественно новые черты, отличаю-щие ее от древнерусской и средневековой культуры. Во-первых, культура стала носить светский характер. Во-вторых, возникла наука. В-третьих, со-храняя свою национальную самобытность, русская культура испытала силь-ное западноевропейское влияние. В-четвертых, во второй половине XVIII ве-ка формируется русское просвещение.

Петр I активно реформировал сферу культуры, в первую очередь, образо-вание. В провинции начальное образование осуществлялось в епархиальных (готовили священнослужителей), цифирных (готовили мелких чиновников для местных органов) и гарнизонных (обучали солдатских детей) школах.

Были основаны военные учебные заведения (Бомбардирская школа, Школа математических и морских наук, Медицинская школа), Морская ака-демия, а также артиллерийские, инженерные, горные, кораблестроительные, штурманские, ремесленные, хирургические школы и др. Уже после смерти Петра в Петербурге открылась Академии наук.

При Петре I были изданы новые учебники ("Арифметика, сиречь наука числительная" Л.Ф. Магницкого, "Букварь" и др.).

Реформа гражданского шрифта 1708 г. вместо печатного кирилловского полуустава вводила шрифт на основе нового почерка московского письма конца XVII – начала XVIII вв. Исключались буквы "пси", "кси", "омега", зна-ки ударений (силы) и сокращений (титлы), вводились Е, Я, Э оборотное, вме-сто буквенных цифр – арабские. Были организованы книготорговля, издание первой печатной газеты ("Ведомость" с 1702 г.), библиотечное дело, науч-ные исследования, музееведение (Кунсткамера). При Петре I традиционные представления о бытовом укладе жизни подверглись коренной ломке. Вводи-лось брадобритие, европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников, ассамблеи – собраний-балов с участием женщин в домах российской знати.

"Европеизация" обычаев и нравов призвана была подчеркивать принци-пиальное отличие созданной за четверть века Российской империи от Мос-ковской Руси.

В 1755 г. в Москве по проекту М.В. Ломоносова был открыт первый рос-сийский университет. Преподавание в нем впервые осуществлялось на рус-ском языке. В отличие от всех университетов мира в нем отсутствовал бого-словский факультет. Со второй половины XVIII века стали создаваться за-крытые сословные учебные учреждения. Цель их – воспитание "новой поро-ды людей", по расчету Екатерины II – опоры самодержавного строя. Для ду-ховенства в губернских городах создавались духовные семинарии.

Для детей купечества открывались коммерческие школы. Из цифирных школ были созданы сословные школы солдатских детей, они готовили унтер-офицеров. Для крестьян и горожан сословных школ не существовало. И лишь в 80-х годах начинается создание общеобразовательных школ: четырех-классных главных народных училищ по одному в каждом губернском центре, двухклассных малых народных училищ по одному в каждом уездном центре. Были созданы также Академия художеств и Малая Хирургическая академия.

В ходе Великой Северной экспедиции, экспедиций В. Беринга, А.И. Чи-рикова, С.П. Крашенинникова и др. были обследованы северо-восточные и южные территории страны, составлены карты и в 1731 г. появился первый российский географический атлас И. Кириллова. Особая роль в развитии российской науки принадлежит ученому-энциклопедисту м. В. Ломоносову (1711 – 1765 гг.) Делается ряд замечательных технических открытий и изо-бретений И.И. Ползуновым, И.П. Кулибиным, Л.Л. Шамшуренковым, Р.А. Глинковым, Т.И. Волосковым и др. Развивалась историческая наука (В.Н. Татищев, пятитомная "История Российская"). Появляется просветительство (С.Е. Десницкий; Н.И. Новиков; А.Н. Радищев).

Ведущим направлением в литературе XVIII века стал классицизм (А.П. Сумароков, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.М. Херасков, М.В. Ломо-носов, Г.Р. Державин). Во второй половине XVIII века на первый план вы-двигается сатирико-обличительное направление (Д.И. Фонвизин, И.А. Кры-лов). Появляются новые жанры (роман, мещанская драма). В конце XVIII ве-ка в русской литературе возникло новое литературное направление – сенти-ментализм (Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев).

В градостроительстве со времени основания Петербурга (1703 г.) совер-шается переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Господ-ствующий стиль в первой половине – середине XVIII века – барокко (В.В. Растрелли, Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец, Смольный мона-стырь). Во второй половине XVIII века – классицизм (В.И. Баженов, дом Пашкова в Москве; Михайловский замок в Петербурге; М.Ф. Казаков, Сенат в Кремле, Московский университет на Моховой улице). Работали иностран-ные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот (Академия Художеств в Петербур-ге); Дж. Кварнеги (Александровский дворец в Царском селе); Ч. Камерон (Камеронова галерея в Царском Селе). В Кусково и Останкино строили кре-постные мастера Шереметевых – Ф.С. и П.И. Аргуновы.

Основоположники светской живописи – А.П. Антропов, А.М. Матвеев и И.Н. Никитин. Ведущий жанр живописи в XVIII века – портрет (Ф.С. Роко-тов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, крепостные художники И.П. и Н.И. Аргуновы). Крупнейший представитель исторического жанра – И.П. Лосен-ко. Произведения С.Ф. Щедрина положили начало пейзажу в русской живописи.

Зарождается бытовой жанр (М. Шибанов, "Крестьянский обед"). Стреми-тельный взлет в XVIII веке переживает скульптура, не имевшая значитель-ных традиций в предшествующие века (памятник Петру I Э. Фальконе, 1782 г.; М.И. Козловский, "Спящий Амур", 1792 г.; памятник А.В. Суворову в Пе-тербурге, 1799 – 1801 гг.). И.П. Мартос – мемориальная пластика. Ф.И. Шу-бин создает отличающиеся острыми психологическими характеристиками скульптурные портреты П.А. Румянцева-Задунайского, Павла I.

Создателем русского театра в 1756 г. стал Ф.Г. Волков. Существенную роль в культурной жизни страны играли крепостные театры (Шереметевых, Вороновых, Урусовых и др.), выдвинувшие целый ряд крупных актеров (П.И. Жемчугова). К последней трети XVIII века относится формирование русской композиторской школы (М.С. Березовский, Д.И. Бортнянский, Е.П. Фомин, И.Е. Хандошкин, М.М. Соколовский). Были написаны и поставлены первые русские оперы, большинство партитур до нас не дошло. Издаются первые сборники романсов, народных песен.

В XVIII веке усилился процесс взаимообогащения русской, украинской, белорусской культур и культур других народов, входящих в состав России. Культура стала светской. Начинается процесс выделения двух субкультур: дворянской (западноевропейской) и народной.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите главные внешнеполитические задачи в первой и второй полови-не XVIII века.
2. Охарактеризуйте изменения территории России в XVIII веке.
3. Каковы причины антифранцузской направленности внешней политики в конце XVIII века?
4. Каковы особенности и итоги развития российской культуры в XVIII веке?
5. Перечислите основные художественные стили в архитектуре и живописи России в XVIII веке.
6. Назовите выдающихся ученых, изобретателей XVIII века, их научные от-крытия; почему М.В. Ломоносова называют ученым-энциклопедистом?

Литература

1. Гребенщикова Г.А Екатерина II и развитие военного флота России// Во-просы истории. – 2005. – № 4. – С. 150–156.
2. Гурвич-Лищинер С.Д.Чаадаев и Герцен: эволюция идейных контактов в свете нынешних дискуссий// Отечественная история. – 2005. – № 1. – С. 56 –74.
3. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: ПРИОР, 1998. – С. 419–430; 581–598.
4. История и культурология/ Под ред. Н.В.Шишовой. – М.: Логос, 1999. – С. 292–301.
5. История России/ Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2000. – С. 148–162.
6. История России. Теории изучения. Книга 1. С древнейших времён до кон-ца XIX века/ Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург: СВ – 96. – 2001. – С. 220–224; 232–235.
7. Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века// Общест-венные истории и современность. – 1997. – № 5. – 108–117.
8. Культурология. История мировой культуры/ Под ред. А.Н. Марковой. – М: ЮНИТИ, 2000. – С. 450–460.
9. Курочкина И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII века// Общественные истории и современность. – 1997. – № 5. – 108–117.
10. Отечественная история/ Под ред. Мунчаева Ш.М. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С.134–144.
11. Российская история/ Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 1997. – С. 101–108; 122–127; 139–145.
12. Рэгсдейл Х. Просвещённый абсолютизм и внешняя политика России в 1762 – 1815 годах// Отечественная история. – 2001. – № 3. – С.3–24.
13. Соколов А.Б. Лабутина Т.П.. Культура и власть в эпоху Просвещения. – Вопросы истории – 2006 – №7. – С.167.
14. Сорокин Ю.А. Павел I и "вольные каменщики"// Вопросы истории. – 2005. – № 4. – С. 19–38.
15. Шелохаев В.В. "М.А. Давыдов. Очерки аграрной истории России в конце XIX – начале XX в. По материалам транспортной статистики и статистики землеустройства"// Отечественная история. – 2005. – № 1. – С. 181–183.

Наши рекомендации