Казачество - ведущая общественно - политическая сила украинского народа

К началу XVII в. казачество выступает уже хорошо организованной национально-политической силой, с которой должен считаться мир. Неисчезающее военная угроза, что на протяжении почти двух столетий держала украинских мужчин в напряжении, произвела постоянную готовность к сопротивлению, соответствующую психологическую установку. Как писал Гоголь, Украина, где все границы пролегают полем, где нет ни естественной защиты (ни реками, ни морем, ни горами), была всегда землей нашествий и опустошений - землей страха, и потому, говорил он, имея в виду казачество , в ней мог сформироваться только народ воинственный, отчаянный, сильный своим соединением.

С радостью бросал казак тишину и безопасность домашней жизни, чтобы прибегнуть к поэзии битв и опасностей. Тогда было то поэтическое время, продолжает далее писатель, когда все добывалось саблею, когда каждый стремился быть действующим лицом, а не зрителем. "Vita maxima et heroika" - так называет авантюрно-казацкий жизненный стиль исследователь А. Кульчицкий, противопоставляя ему "Vita minima" - стиль затаенной существования, сужение сферы жизненных контактов, отступления в себя, было тоже характерно для части украинского.

Эти годы Украина жила как самостоятельное государство: избранный гетман правил с советом старшин и военным советом всем краем. Украина делилась на полки (их было по восемь на правом и левом берегах Днепра, позже, когда Правобережная Украина отошла под Польшу и опустела, на Левобережной стало десять). Каждый полк делился на сотни, к которым относились города, поселки, села. В каждой сотни казаки, жившие в той сотни, выбирали сотника. Сотники с другой полковой старшиной и казаками того полку избирали полковника. Старшина и казаки из всех полков на военном совете избирали гетмана. Сотник в своей сотни, а полковник в полку имели власть не только над самими казаками, но и над всеми людьми, которые жили на соответствующей территории.

При этом города имели собственный суд и управу (магистрат или ратушу), хотя с определенными делами могли обращаться к полковнику или до гетмана. Важные дела полковник должен был решать на совещании с полковой старшиной, а гетман с генеральной. В важных случаях гетман созвал не только полковников и старшину, а военный совет - то есть простых казаков из полков. Военный совет мог и сам собраться в неотложных ситуациях, могла сбросить и гетмана. Подобный порядок имела и Слобожанщина: она тоже делилась на полки, но на нее не распространялась гетманская власть, ею руководили московские бояре. По Переяславской соглашением Москва обещала не менять этого государственного строя, однако в дальнейшем при каждом удобном случае, при каждом новом гетману украинские права все более ущемлялись, пока не были отменены вовсе.

К началу XVII в. казачество выступает уже хорошо организованной национально-политической силой, с которой должен считаться мир. Неисчезающее военная угроза, что на протяжении почти двух столетий держала украинских мужчин в напряжении, произвела постоянную готовность к сопротивлению, соответствующую психологическую установку. Как писал Гоголь, Украина, где все границы пролегают полем, где нет ни естественной защиты (ни реками, ни морем, ни горами), была всегда землей нашествий и опустошений - землей страха, и потому, говорил он, имея в виду казачество , в ней мог сформироваться только народ воинственный, отчаянный, сильный своим соединением.

С радостью бросал казак тишину и безопасность домашней жизни, чтобы прибегнуть к поэзии битв и опасностей. Тогда было то поэтическое время, продолжает далее писатель, когда все добывалось саблею, когда каждый стремился быть действующим лицом, а не зрителем. "Vita maxima et heroika" - так называет авантюрно-казацкий жизненный стиль исследователь А. Кульчицкий, противопоставляя ему "Vita minima" - стиль затаенной существования, сужение сферы жизненных контактов, отступления в себя, было тоже характерно для части украинского.

Эти годы Украина жила как самостоятельное государство: избранный гетман правил с советом старшин и военным советом всем краем. Украина делилась на полки (их было по восемь на правом и левом берегах Днепра, позже, когда Правобережная Украина отошла под Польшу и опустела, на Левобережной стало десять). Каждый полк делился на сотни, к которым относились города, поселки, села. В каждой сотни казаки, жившие в той сотни, выбирали сотника. Сотники с другой полковой старшиной и казаками того полку избирали полковника. Старшина и казаки из всех полков на военном совете избирали гетмана. Сотник в своей сотни, а полковник в полку имели власть не только над самими казаками, но и над всеми людьми, которые жили на соответствующей территории.

При этом города имели собственный суд и управу (магистрат или ратушу), хотя с определенными делами могли обращаться к полковнику или до гетмана. Важные дела полковник должен был решать на совещании с полковой старшиной, а гетман с генеральной. В важных случаях гетман созвал не только полковников и старшину, а военный совет - то есть простых казаков из полков. Военный совет мог и сам собраться в неотложных ситуациях, могла сбросить и гетмана. Подобный порядок имела и Слобожанщина: она тоже делилась на полки, но на нее не распространялась гетманская власть, ею руководили московские бояре. По Переяславской соглашением Москва обещала не менять этого государственного строя, однако в дальнейшем при каждом удобном случае, при каждом новом гетману украинские права все более ущемлялись, пока не были отменены вовсе.

Наши рекомендации