Киевская Русь во времена Владимира Великого.

Владимир 980 -1015 После смерти Святослава между его сыновьями началась жестокая борьба за власть, в которой победил Владимир Святославич.

Одной из главных задач, стоящих перед князем в начале его правления, было содержание более двух десятков племен под властью Киева. В течение 981 — 984 гг Владимир укротил восстание вятичей, радимичей, установил для них дань, также присоединил земли Червенской Руси — города Июнь, Бузьк, Белз, Перемышль, принадлежавшие полякам, и земли ятвягов между Неманом и Западным Бугом, а затем земли белых хорватов.

Владимир беспокоился печенежской угрозой и постоянно пытался ее отразить. Для противодействия этом была нужна сильная армия. Поэтому Владимир начал военную реформу, заменив племенную организацию войска на феодальную — службу за право владеть земельной собственностью. Это укрепило и власть князя. Кроме этого, была создана система крепостей, валов, опорных пунктов и т.п. на реках Ступни, Суле, Трубеже.

Административная реформа предусматривала ликвидацию племенных княжеств, разделение всей страны на 8 округов. Округа делились на волости, во главе которых были поставлены доверенные лица или княжеские сына. Судебная реформа ввела отдельный княжеский суд, который был светским и отделен от епископского.

Была проведена и религиозная реформа, чтобы упорядочить систему языческих верований в государстве и тем самым способствовать сплочению славянских племен. С этой целью он создал языческий пантеон из 6 богов и сделал обязательным поклонения им. Однако, убедившись в невозможности таким образом объединить государство и ввести единую религию, он ознакомился с другими религиями и решил принять христианство по византийскому обряду.

Для поднятия авторитета своего рода и значение своего государства Владимир пожелал жениться на византийской принцессе Анне, сестре византийского императора. После того, как жена Владимира захватила в Крыму Корсунь Херсонес, император согласился на брак своей сестры с Владимиром, но при условии, что тот примет христианство. Крестившись сам, Владимир сделал христианство государственной религией и летом 988 г. приказал жителям Киева принять крещение. Обряд крещения был совершен во всех городах и селах государства.

После принятия христианства в Киевской Руси началось церковное строительство: наибольшую церковь была построена в Киеве в честь Богородицы и названа Десятинной, поскольку на ее содержание князь выделил десятую часть своего имущества. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Там находилась резиденция митрополита, которого рукоположил константинопольский патриарх — высшая духовная личность православной церкви. Первым митрополитом был грек Феофилакт 988-1018. Духовной власти киевского митрополита подлежали епископы: они правили епархиями церковными округами, куда входили многочисленные приходы церковные общины во главе со священниками, что учреждались в городах и селах.

После принятия христианства в Киевской Руси возникли многочисленные монастыри. Первыми монастырями стали Межигорский, Печерский, Выдубицкий и др.

На содержание высшего православного духовенства и монастырей киевские князья давали большие денежные пожертвования, а также пахотные земли, леса, покосы и рыбные озера. Крестьяне и мещане для содержания местных церквей платили десятину.

Принятие христианства на Руси оказало влияние на дальнейшее развитие государства:

• оно укрепило центральную власть князя, поскольку христианская религия подчеркивает, что власть правителя дана Богом;

• содействие формированию единого мировоззрения и единой идеологии для разноплеменного населения государства и его сплочению в единую древнерусскую народность;

• позволило Киевской Руси как равноправной войти в круг могущественных государств Европы;

• способствовало бурному развитию культуры, торговли, каменного строительства, а также культурным связям с христианским миром.

Наивысшего подъёма Киевское государство достигло во времена прав­ленияВладимира Святославича(980-1015). Оно стало одним из наиболее могуще­ственных европейских государств, существенно влиявшим на международ­ные отношения. И одной из важнейших мер, к которой прибегнул Владимир, чтобы достичь этого, было провозглашение в 988 г. христианства государ­ственной религией. Правда, христианство утверждалось на землях восточ­ных славян на протяжении продолжительного и сложного периода, начавше­гося задолго до княжения Владимира и длившегося после него.

Одной из главных задач, вставших перед князем в начале его пребыва­ния на киевском княжеском столе, было удержание свыше 20 различных племен и народностей, как славянских, так и неславянских, под властью Киева. На протяжении 981-984 гг. Владимир укротил восставших вятичей, ради­мичей, установил для них дань “от рала”, также присоединил города Червенской Руси — Червень, Белз, Перемышль, принадлежавшие ляхам (так ужевте времена называли поляков), и земли ятвягов, живших между Нема­ном и Западным Бугом. Этим завершилось объединение земель в со­ставе Киевского государства, границы которого уже простира­лись от Карпат на западе до Волги на востоке, от Новгорода на севере до Чёрного моря на юге.

Владимира беспокоила печенежская угроза, и он постоянно размыш­лял о способах её предотвращения. Всё больше склонялся к тому, чтобы создать на юге Руси эффективную оборону, выстроить на Стугне, Суде, Трубеже ряд крепостей и разместить в них военные гарнизоны. Для приведения в порядок внутренней жизни князь Владимир провёл реформы: административную — ликвидировал племенные княжения, по­делил всю страну на восемь округов, округа — на волости,во главе которых поставил доверенных лиц или своих сыновей; военную — заменил племен­ную организацию войска феодальной — службойза право владеть земель­ной собственностью;оборонную — осуществил строительство крепостей-укреплений вокруг Киева, ставших опорными пунктами в борьбе против пе­ченегов; судебную — стремился разграничить епископский и градский суды; вёл широкое градостроительство — основал новые города: Владимир на Волыни, Василев на Киевщине; религиозную — на первых порах стремился упорядочить систему языческих верований в своём государстве. Но убедив­шись в невозможности таким образом объединить государство и ввести еди­ный культ, решил принять христианство византийского обряда.

Наши рекомендации