Историческая школа права (Германия). Г. Гуго, Ф. К. Савиньи, Г. Пухта.
1)Возникла в Германии в конце XVIII века и полностью сформировалась к середине XIX столетия. Основоположником исторической школы права (ИШП) был Густав Гуго, профессор Геттингенского университета. В научной литературе она в течение долгого времени рассматривалась как реакция феодалов на идеи и практику Французской революции 1789 года. Но на самом деле доминантой развития пол-прав представлений был сам общественно политический строй Германии. (Феодальный строй, в эк, соц. и полит плане одна из отсталых стран Европы в то время).
2)Густав Гуго (1764-1844). Основные произведения (ОП): «Учебник естественного права как философии положительного права»; «Законы не являются единственным источником юридических истин».
В первом произведении Гуго ставит вопрос о длительном историч процессе формирования права и отвергает мнение, что правовое регулирование может осуществляться сверху.
Закон не единственный источник права. Право образуется не только в результате законотворческой деятельности, но и помимо воли законодателя. Пример: обычное право, преторское право в Риме.
Юриспруденция состоит из: а)юридической догматики; б)философии позитивного права; в)истории права. Первая занимается действующим (позитивным) правом и есть «юридическое ремесло». Вторая – «разумная основа научного познания права» - учёная юриспруденция. Третья показывает, что право складывается исторически, а не создаётся законодателем.
Во второй работе утверждает, что право развивается вместе с языком, и что оно складывается само по себе, без чьих-либо соглашений и приказов. Позитивное право не искусственное. Уподобляет формирование права складыванию правил различных игр. То, что предписывается законно, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности.
Комментарий: обычное право складывалось исторически. Это первый этап формирования права. Но впоследствии серьёзную роль в образовании права стали сознательно играть люди. Н-р, римские юристы.
3)Фридрих Карл Савиньи (1779-1861). Известный цивилист, профессор Берлинского университета. ОП: 6-томная «Система современного римского права», книга «Право владения».
Право, как и язык, и нравы определяется своеобразием, свойственным каждому народу. В них находит выражение «общее убеждение» народа. Право не произвольное установление законодателя, а органический продукт «народного духа», народного сознания. Возражая против законодат творчества, Савиньи заявляет, что право само по себе непрерывно и закономерно развивается как продукт действия внутренних, исподволь действующих сил. Не отрицает роли юристов в разработке права. Выделяет 2 главные стадии в развитии права: 1)естественного права (naturaliches Recht); 2)учёного права (gelehrtes Recht). 1)Право живёт в сознании народа и проявляется как обычное право; 2)обнаруживается в трудах учёных юристов, выступающих в роли представителей народа.
Наилучший источник права – обычай, защищает феодальное обычное право Германии. Важно: в 1814 году выступил против сторонника ест-прав доктрины Тибо, который предложил кодификацию немецкого права. Издал брошюру «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». Ссылался на несвоевременность кодификации, принцип разума не должен подменять принципа историзма.
4)Георг Пухта (1789-1846). ОП: «Обычное право» и «Курс институций».
Право есть результат деятельности народа, продукт народного духа. Право-ветвь народной жизни. Право есть выражение «общего сознания народа», «общей воли всех участников правового общения». Прав. норма обязательна в силу того признания, которым она пользуется в общем убеждении народа. Органическое развитие права из народного духа. Мышление учёных-юристов оказывает заметное влияние на развитие права.
Государство создано той же силой, что и право – «народным духом». Но в конечном счёте и право и гос-во имеют божественное происхождение.
Пухта сторонник монархического правления.
5) Значение ИШП. Отвергли рационалистический схематизм и антиисторизм, характерный для идеологов эпохи Просвещения. Привлекли внимание к историч обусловленности и эволюционности пол-прав институтов, к их национальной специфике. Противники реформ. Историзм превратился в средство поддержки старых порядков.
Билет №22.