Крестьяне-собственники по реформе 1861г.

Собственники - крестьяне, вышедшие из зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья.

Существовал разный порядок приобретения усадебной оседлости и собственно пахотных земель.

УСАДЕБНАЯ ОСЕДЛОСТЬ

Все усадьбы подразделялись на 4 разряда: 1) усадьбы, не предоставляющие особенных выгод, 2) усадьбы, позволяющие заниматься промыслами и торговлей помимо земледелия, 3) усадьбы вблизи столиц, 4) усадьбы, особо выделенные губернским присутствием как предоставляющие особые выгоды.

Из оброка, причитающегося за крестьянский надел, на усадебные земли относилось не более: 1.50 руб. за первый разряд, 2.50 руб. за второй, 3.50 руб. за третий. За четвертый разряд оброк мог быть установлен губернским присутствием и свыше 3.50 руб.

Выкупная сумма вычислялась как сумма усадебной части оброка, умноженная на 16.67. Все домохозяева селения должны внести сумму за все усадьбы, причем плата за них распределяется по мирской разверстке, которая делается при составлении уставной грамоты. Если домохозяин желает выкупить усадьбу самостоятельно, он лично и единовременно платит сумму, причитающуюся на его усадьбу по сделанной разверстке.

Порядок выкупа: крестьяне вносят выкупную сумму в Уездное казначейство. Затем они обращаются к помещику с просьбой о выкупе. Если помещик по каким-то причинам не может заключить соглашение (например, его нет), то можно обратиться прямо к мировому посреднику, который договаривается с помещиком или управляющим поместьем о продаже усадеб. Если в течение 6 месяцев помещик не откажется от продажи усадеб, то мировой посредник обращается в уездный мировой съезд с квитанцией из казначейства об уплате выкупной суммы и удостоверения, что соблюден законный порядок. Уездный мировой съезд сообщает уездному суду о выдаче крестьянам данной на выкупаемые усадьбы, уездный суд выдает данную в течение 3х дней. Также суд сообщает в казначейство, что выкупную сумму нужно немедленно выплатить помещику.

Если имение состояло в залоге или на него накладывались какие-либо долговые обязательства, это не препятствовало процедуре выкупа. Однако из выкупной суммы в первую очередь погашались все долги имения.

Крестьяне с дня выдачи данной освобождаются от несения повинностей, связанных с усадьбой, и получают их в полную собственность. Но в течение первых девяти лет запрещено продавать, передавать или закладывать усадебную оседлость за пределы общины.

ПОЛЕВЫЕ УГОДЬЯ, или пахотные земли.

Приобретение крестьянаи в собственность полевых угодий происходит при содействии правительства - оно ссужает определенную сумму с рассрочкой крестьянам уплаты оной на продолжительный срок и само взыскивает с крестьян платежи с процентами. Ссуженная сумма выдается помещику процентными бумагами, по которым правительство выплачивает и проценты, и капитал.

Сумма, выдаваемая помещику за приобретение крестьянами земель, называется выкупной ссудой. Независимо от выдаваемой правительством ссуды приобретение надела в собственность производилось по добровольному соглашению. Выкупной договор мог быть заключен как целым крестьянским обществом, так и отдельными домохозяинами. Помещик мог, однако, потребовать, чтобы надел выкупило все общество, при условии, что он продаст весь полагающийся надел и ограничится при этом правительственной ссудой.

С момента утверждения правительством выкупной сделки крестьяне приобретали статус крестьян-собственников и все поземельные обязательства прекращались.

Участок земли, выкупаемый обществом, должен был соответствовать размерам, указанным в Местных Положениях. Если же крестьяне приобретают меньше или больше земли, то на эти сделки не распространяется действие выкупной правительственной ссуды (за исключением земель вроде рыболовных, садоводческих, огороднических и др.)

Величина платежа устанавливается по добровольному соглашению помещика и крестьян, однако правительство оказывает содействие лишь на определенную сумму.

Вычисление выкупной ссуды: основа - денежный оброк, назначенный уставной грамотой в соответствии с размером надела на основании местных положений. Если приобретается неполный надел, то соответственно ему уменьшается и оброк. Этот оброк умножается на 16.67 и из исчисленной суммы назначается в выкупную ссуду 80% (если был приобретен полный надел) либо 75%(если надел был уменьшен).

Крестьяне вносят в казну ежегодно 6% от выкупной ссуды вплоть до полного ее погашения. Ссуда погашается в продолжение 49 лет. Также крестьяне могут ежегодно вносить дополнительные платежи, и в последующем им делается сбавка в размере 6% от годичного платежа.

Выкупные платежи были преимущественным долгом крестьян, а потому по частным их долгам не может быть обращено взыскание на приобретенную землю, усадьбу, хоз.инвентарь и иные необходимые для сельхозпроизводства вещи.

Правовой статус собственников: с момента утверждения сделки правительством крестьяне получают статус собственников. Этот статус получают также и те крестьяне, кто выкупил землю/усадьбу без содействия правительства.

Крестьяне-собственники несут казенные, земские, мирские и рекрутскую повинности наравне со свободными сельскими обывателями.

Земля, приобретенная крестьянами, считается собственностью всего общества, которое разделяет ее между своими членами. Все переделы осуществляются на общинном сходе двумя третями голосов. Общество не может отчуждать землю в течение 9 лет со времени утверждения Положения. По истечении 9 лет, но до выплаты ссуды, общество может отчуждать земли только с разрешения губернского присутствия и со взносом вырученных от продажи денег в счет выкупного долга. Также общество может разделить всю землю на частные (подворные) участки решением схода, и тогда выкупные платежи распределяются между частниками.

Земская реформа 1864 года.

Создавалась двухзвенная система выборных органов:

- Уездные

- Губернские

К ведению этих органов относилось заведование имуществами, капиталами и денежными сборами, попечение и развитие народного продовольствия, местной торговли и промышленности, заведование земскими благотворительными заведениями, участие в попечении о народном образовании и народном здравоохранении, раскладка государственных денежных сборов, взимание и расходование местных сборов.

Закон включал в систему земских учреждений земские избирательные съезды, земские (уездные и губернские) собрания и земские (уездные и губернские) управы

Земства не включены в систему государственных органов; работа депутатов земских учреждений не оплачивалась

Руководство работой земских учреждений осуществлялось предводителями дворянства

Выборы в уездные земские собрания проводились раз в три года на съездах: уездных землевладельцев, городских избирателей, представителей от сельских обществ.

В съезде уездных землевладельцев могли участвовать:

- Обладатели земельной собственности, размер которой отдельно определялся для каждой местности

- Собственники недвижимости, оцениваемой не ниже 15.000 рублей или дающей годовой доход не ниже 6.000

- Уполномоченные от нескольких вместе землевладельцев, имеющих земельный участок не менее 1\20 доли земельной собственности, дающей право на участие в выборах

- Поверенные указанных категорий

В городском избирательном съезде могли участвовать:

- Лица, обладавшие купеческими свидетельствами

- Владельцы торгово-промышленных заведений оборотом не ниже 6.000 в Москве и СПБ и 3.000 в прочих городах

- Поверенные названных категорий

В сельских съездах участвовали выборщики, назначенные сельскими сходами

Возрастной ценз для выборщиков всех съездов – 25 лет

Не имели избирательных прав лица, находящиеся под следствием и судом, лица, опороченные судом или общественным мнением, иностранцы.

Не могли избираться представители местной администрации, прокуроры, стряпчие, чины местной полиции.

Земские и уездные собрания работали в сессионном порядке.

Земская реформа проводилась только в 33 центральных губерниях России.

Наши рекомендации