Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба

Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru государственные служащие

Отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными служащими, чиновниками, управленцами, или бюрократией.

Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru

Понятие «бюрократия» происходит от франц. слова «бюро», что означает письменный стол. Поэтому слово «бюрократия» можно перевести как власть письменного стола.

Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru

Термин «бюрократия» введен в научный оборот в середине XVIII в. французским экономистом Винсентом де Гурней. Он употреблял его для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников. С течением времени этот термин менял свое содержание и смысл.

Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным типам:

1) Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии;

2) марксистской;

3) восточной (имперской, азиатской, китайской).

Бюрократия–способ осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников.Чащевсего теория бюрократии имеет три основные разновидности:

1. Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru теория рациональной бюрократии или теория М. Вебера –ее основные положения:

ü Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru бюрократы – профессиональные управленцы, выполняют социально-полезные функции;

ü бюрократическая организация – рациональное устройство для решения сложных задач управления в обществе, характеризуется ведением дел беспристрастными исполнителями в полном соответствии с законом;

ü делопроизводство – наличие обязательных регламентированных процедур;

ü иерархическая организация, основанная на должностной субординации;

ü для внутриорганизационной деятельности используются письменные документы, которые подлежат длительному хранению;

ü все чиновники обязаны знать нормы права;

ü бюрократия должна быть свободна от субъективизма – для гарантии от произвола конкретных исполнителей.

В целом на Западе считается, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.

Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru

2. марксистская теория –отрицание ценности и социальной полезности бюрократии как системыуправления. В марксистской литературе бюрократия предстает как абсолютное зло, как явление чуждое трудящимся и непригодное для социалистического государства. Ленин был также против использования профессиональных управленцев в советском государственном аппарате: «Каждая кухарка может управлять государством». Большевики,придя к власти,изгнали профессиональных управленцев из органовгосударственного аппарата, а вместо них поставили преданных делу партии большевиков комиссаров, которые, не обладая навыками управления, действовали методами приказа, команды, принуждения. Отсюда превращение советской управленческой системы в командно-административную, которая оказалась неспособной эффективно управлять государством;

3. восточная (азиатская, имперская, китайская) –император являлся единственным собственником всехЕмель страны. Подданные считались членами большой семьи во главе с императором. Чиновники выступали управителями императорской собственности, поэтому их главное назначение состояло в обеспечении власти императора, а не в служении обществу. Механизм подчинения китайских чиновников власти императора состоял

в следующем:

ü отсутствие у них узкой специализации, всегда одного чиновника можно было заменить другим; ü избыток претендентов на чиновничьи должности; ü финансовая зависимость от императорского жалованья; ü ограниченность перспектив в служенной карьере;

ü тщательный контроль за чиновниками посредством секретной службы; ü отсутствие гарантий от произвольных увольнений и перемещений;

Следует различать бюрократию и бюрократизм. Последний порожден негативными чертами бюрократической организации, которые состоят в следующем:

ü отрыв аппарата упр-я от общества, в рез-те чего исп. власть становится фактич. независ. и без-ответственной;

ü чиновники превращаются в самост. силу, которая стремится подчинить правила управления соб-му сохранению и использует свое положение для распоряжения обществен. делами;

ü чиновник не может быть абсолютно беспристрастным при выполнении управленческих полномочий (как полагал Вебер), поскольку у него есть собственный интерес и он стремится навязать его обществу;

ü в бюрокр. орг-ции заложен антидемократизм, так как чиновник считается единственно компетентным лицом, а все другие — непрофессионалы, вынужденные подчиняться власти чиновника;

ü бюрокр. модель ведет к бессмысленному формализму, поскольку чиновник следит за соблюдением процедуры, хотя ее требования нередко формальны. В результате содержание управленческой деятельности подменяется соблюдением формы;

ü расширение деятельности гос-го аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним. След-но, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность.

ü желание скрыть свои дела под видом секретности и посредством закрытия каналов коммуникации. Это

Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru направлено на стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти.

В нашей стране концепция организации управленческой деятельности во многом базируется на теории М. Вебера и получила законодательное закрепление в ФЗ от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы

РФ».

Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru

Государственная служба–профессиональнаядеятельность по обеспечению исполнения полномочийгосударственных органов. Основные принципы государственной службы составляют:

ü Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Верховенство Конституции РФ и ФЗ над другими нормативными актами и должностными инструкциями;

ü Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

ü Принцип разделения властей;

ü Профессионализм и компетентность государственных служащих;

ü Равный доступ граждан РФ к государственной службе, государственными служащими могут быть граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком (русским), имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом;

ü Гласность;

ü Внепартийность: в государственных организациях нельзя создавать какие-либо структуры политических партий, религиозных и общественных объединений, за исключением профсоюзов;

ü Ответственность за принимаемые и подготовленные решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и т.д.;

Государственная служба состоит из следующих трех видов:

Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru

гос. гражданской службы, т.е. службы в гос. аппарате, которая, в свою очередь, подразделяется на фед. гос. гражд. службу и гос. службу субъекта РФ;

военной службы (на воинских должностях в ВС РФ); правоохр. службы (в органах по обеспечению безоп-ти, законности и правопорядка, по борьбе с преступно-

стью, по защите прав и свобод человека и гражданина).

ФЗ от 27 июля 2004 г. «О гос. гражданской службе РФ»и регулирует отношения,связанные с поступлением нагос. гражд. службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения гос. служащего.

Законом предусмотрены определенные ограничения, связанные с несением государственной службы. Они состоят в том, что государственным служащим запрещается:

ü Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru Заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Кроме педагогической, научной или иной творческой;

ü Быть депутатом законодательного (представительного) органа или органа МСУ;

ü Заниматься предпринимательской деятельностью ни лично, ни через доверенных лиц;

ü Состоять членом органа управления коммерческой организации;

ü Использовать в неслужебных целях государственное имущество или служебную информацию;

ü Получать от физических и юридических лиц подарки, оплату услуг, развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с использованием должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

ü Разглашать государственную тайну, в том числе и после выходы на пенсию.

Предусмотрен и ряд других ограничений. Вместе с тем Законом предусмотрены льготы государственным служащим, квалификации государственных должностей, дисциплинарные взыскания и другое. Таким образом, организация управления в современной России соответствует западным эталонам и передовым теоретическим концепциям.

Теории бюрократии и их роль в познании государственного управления. Государственная служба - student2.ru

Наши рекомендации