Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и социалистической индустриализации


Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики"
"Просвещение", Москва, 1982 г.
OCR Biografia.Ru

Общественно-политическое воспитание учащихся. Комсомольские и пионерские организации. Коммунистическое воспитание учащихся, усвоение ими политических знаний как на уроках, так и в процессе внеклассной и внешкольной работы занимает ведущее место в советской школе.
На уроках обществоведения в 20-е годы учащимся школ II ступени давались элементарные знания о политическом устройстве СССР, их знакомили с революционным движением в России и на Западе, с героическими страницами из истории Коммунистической партии. Преподаватели общественно-исторических дисциплин, посланные на эту работу партийными органами, старались дать учащимся основные политические понятия, воспитать политическое сознание учеников, вызвать у них интерес к политической жизни страны, международному революционному движению, желание ежедневно следить за крупными политическими событиями, происходящими в мире. Все это расширяло кругозор учащихся, пробуждало у них стремление принять активное участие в борьбе трудящихся за строительство социализма.
Политическая активность учащихся возрастала. В старших классах школ II ступени создавались ячейки комсомола, которые выступали застрельщиками интересных общественных начинаний школьников: организовывали трудовые субботники и воскресники, вечера, посвященные праздничным дням революционного календаря. Комсомольцы и старшеклассники принимали самое активное участие в работе по ликвидации неграмотности среди населения, проводили читки газет, беседы, ставили спектакли в домах, где жили рабочие, в сельских клубах и избах-читальнях, организовывали там политические кружки, брали шефство над детскими домами и садами, площадками.
Общественную активность учащихся организовывали также органы школьного самоуправления, которые работали на основе утвержденного коллегией Наркомпроса РСФСР в 1921 году «Положения об организации учащихся в школе второй ступени».
В школах были самые различные формы организации учащихся: старосты в классах, советы старост и комитеты учащихся в общешкольном масштабе, в классах работали иногда звенья, артели и т. д. Чрезвычайно интересно работали органы самоуправления воспитанников в колонии имени А. М. Горького, руководимой А. С. Макаренко, в некоторых школьных городках под Ленинградом и Москвой, в школах-коммунах всей страны.
В некоторых городах РСФСР, на Украине действовали немногочисленные детские организации, носившие различные названия: «Юные коммунисты» (ЮКИ), «Юная трудовая армия» и др.
Большую роль в деле развития политической активности и общественно-политическом воспитании учащихся играла пионерская организация. Решающее значение в создании пионерской организации имела II Всероссийская конференция РКСМ (май 1922 года). 19 мая 1922 года конференция приняла постановление «О детском движении». В октябре 1922 года на V съезде комсомола были утверждены «Основные элементы программы юных пионеров», «Законы юных пионеров» и «Торжественное обещание юных пионеров». С этого времени начался быстрый рост пионерских отрядов, которые создавались в то время при фабриках, заводах, в учреждениях, при рабочих клубах, избах-читальнях и т. д.; пионеры разных отрядов, обучавшиеся в одной школе, объединялись в так называемые форпосты. В 1924 году была 161 тысяча пионеров, а к концу 1925 года пионерская организация охватила более полутора миллионов детей.
Коммунистическая партия придавала огромное значение развитию пионерской работы среди детей. XIII съезд Коммунистической партии (1924) подчеркнул: «Новым и многообещающим явлением необходимо считать организацию юных пионеров, которая обнаруживает быстрый рост...». 24 июля 1925 года ЦК РКП (б) принял постановление «О пионерском движении», в котором содержится действенная программа работы пионерской организации. В нем указывалось на необходимость улучшить качество воспитательной работы, «борясь со всякой казенщиной и засушиванием в работе и решительно приспособляя все формы и методы деятельности к особенностям и запросам детского возраста».
В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 июня 1928 года «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения» указывалось, что пионерское движение имеет ряд достижений, оно «проникло в быт рабочих и крестьян и стало неотъемлемой частью советской общественности в деле коммунистического воспитания детей».
Среди недостатков было отмечено применение в работе с пионерами форм и методов, не соответствующих их возрасту и интересам, копирование в пионеротрядах методов учебной работы школы, что «умаляет роль пионерорганизации в деле воспитания навыков самодеятельности и самодисциплины».
Постановление ЦК призывало развивать у пионеров чувство международной солидарности и бороться с проявлениями национальной розни среди детей. Указывалось также, что пионеры должны активно участвовать в жизни школы, в повышении успеваемости всех школьников, помогать органам народного образования вовлекать в советскую школу детей бедноты.

Улучшение работы пионерских и комсомольских организаций. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи — активный помощник Коммунистической партии во всей ее деятельности по воспитанию и образованию молодого поколения. Проходивший в апреле 1936 года Х съезд ВЛКСМ уделил вопросам воспитательной работы особенное внимание. В решении Х съезда «О работе комсомола в начальной, неполной средней и средней школе» говорилось: «Поставить в центре деятельности комсомола в школе систематическую работу по организации учебы за овладение основами наук, за высокую успеваемость учащихся». Съезд указал также на необходимость борьбы за сознательную дисциплину. Воспитательная работа, говорилось в решении съезда, должна быть поставлена так, чтобы она способствовала повышению политического и культурного уровня учащихся, развивала бы их интерес к науке, технике и искусству.
После Х съезда ВЛКСМ работа комсомола по коммунистическому воспитанию детей значительно оживилась. Комсомол принял большое участие в организации детских внешкольных учреждений, особенно Дворцов и Домов пионеров, детских парков и физкультурных учреждений (детских лыжных станций, катков и пр.).
Х Пленум ЦК ВЛКСМ (декабрь 1939 года) был целиком посвящен деятельности комсомола по коммунистическому воспитанию молодежи. «Наша прямая обязанность,— говорилось в докладе на Пленуме,— в ближайшее время обеспечить коренной поворот всего комсомола к работе в школе». Пленум обсудил вопрос об уставе советской школы, о правилах поведения учащихся и укреплении дисциплины, о детской литературе и о проведении олимпиад детского творчества.
Усилилась работа комсомола по руководству пионерской организацией. Тысячи комсомольцев были посланы в качестве вожатых пионерских отрядов. Они значительно оживили работу пионерских отрядов в области коммунистического воспитания и организации досуга детей. Общее количество пионеров в СССР к 1941 году превысило 12 миллионов.

Наши рекомендации