Анализ современного социально-экономического положения России. Направления выхода из системного кризиса.
В последние пять лет, с 2000 года, в России идет достаточно быстрый экономический рост. Он начался в 1999 году, однако рост социальных показателей начался на год позже. До этого был глубокий социально-экономический кризис. Причин долговременного российского кризиса, длившегося 10 лет, несколько:
первый фактор: Кризис разразился из-за неспособности планового хозяйства эффективно управлять экономикой
второй фактор: кризис был усугублен распадом Советского Союза. Его республики составляли единый народнохозяйственный комплекс, потеря тесных связей между этими республиками естественно сказалась на падении производства.
третий фактор: Наша страна была довольно милитаризированной, доля оборонных отраслей была огромна. В период кризиса выпуск военной техники обвально сократилась – в 11 раз. Кризис задел также и смежные отрасли, которые обеспечивали оборонные.
четвертый фактор: Собственно переход к рынку. Это крайне болезненная вещь, связанная с огромным сокращением производства.
Кризис был исключительно тяжелым, развивался очень не равномерно. По отношению к предкризисному 1989 году валовой внутренний продукт снизился почти вдвое, промышленность больше чем вдвое, инвестиции в 5 раз. Безработица составила 13% численности населения Наихудшим показателем стала депопуляция – смертность в России в 1,8 раз превышала рождаемость. И, наконец, в 1998 году на общий социально-экономический кризис наложился финансовый. Промышленное производство упало еще на 5%.
На сегодняшний день мы все еще находимся на стадии выхода из кризиса, до полного выхода еще далеко. Однако, после пятилетнего рывка вперед, сегодня показатели выглядят несколько лучше. В целом за пять лет валовой внутренний продукт вырос примерно на 30%, реальные денежные доходы на 45%, инвестиции на 40%, реальная зарплата, за последние четыре года увеличилась на 75%. Развитие в течение этих пяти лет главным образом шло за счет фактора позитивного влияния девальвации рубля, а следовательно за счет экспорта. Также сказалась так называемая «обратная реакция» против экономического падения, то есть восстановительный рост.
9. Научные концепции государственного регулирования экономики.
1.Меркантилисты. – эта провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. Именно поэтому они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
2 Классическая теория. Основоположником классической теории стал Адам Смит с работой "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство.В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопас-ность жизни человека и его собственность, разрешать споры, словом, делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффек-тивно.
3 Кейнсианская теория. В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Мейнард Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: • доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет; • создается обширная зона государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; • широко используются бюджетно-финансовые и кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
4 Неоклассическая теория. Теоретической базой неоклассической модели стали концепции классического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер при воздействии на предложение. В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства..