Структурная политика (выучить её)
Бюджетное регулирование экономики страны.
1) понятие и структура гос бюджета (пособие Клюзина стр 38-45)
2) бюджетный потенциал, как фактор повышения эффективности функционирования бюджетной системы.
3) Понятие бюджетного дефицита. (пособие Клюзина стр 60-66)
4) бюджетный федерализм.
Эффективность бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, способности бюджетного механизма аккумулировать в руках государства финансовые ресурсы. Бюджетный потенциал может быть двух видов:
· возможный бюджетный потенциал — он характеризует потенциальную возможность аккумулирования фин ресурсов в бюджетной системе.
· Реальный бюджетный потенциал — фактический объем бюджетных ресурсов, аккумулируемых бюджетной системой.
Фактический бюджетный потенциал может быть исчислен в текущих ценах и ценах с учётом инфляции. Бюджетный потенциал характеризует ряд индикаторов:
1) установленный федеральными законами доходные ресурсы государства
2) степень мобилизации бюджетно-налогового потенциала
3) основные бюджетно-налоговые резервы и потери
4) факторы роста бюджетно-налогового потенциала и их реализация в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
5) Индикаторы бюджетно-финансовой безопасности государства
Бюджетный потенциал позволяет оценивать возможности реализации функций государства, включая функции гос регулирования и поддержки экономики. Сокращение бюджетного потенциала, либо его рост сказываются на их реализации.
Бюджетный потенциал должен рассматриваться в качестве исходной базовой категории при разработке бюджетной политики, финансового законодательства, механизма межбюджетных отношений, а также социальной и инвестиционной политики.
Бюджетный федерализм. Система бюджетного федерализма представляет собой взаимодействие экономических и политических … властных уровней и структур государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством налогов, платежей, сборов, бюджетных ассигнований и расходов. Бюджетное выравнивание является одной из основных проблем бюджетного федерализма. Можно выделить вертикальное и горизонтальное выравнивание.
Вертикальное выравнивание — устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закреплёнными за данным бюджетным уровнем. Правительство РФ, обладая гораздо большими, чем регион, возможностями регулирования, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счёт средств аккумулированных на федеральном уровне.
Региональные и местные власти — принцип вертикальной сбалансированности возлагает на них прежде всего ответственность за финансовое обеспечение, закреплённых за ними функций и предоставления населению соответствующих услуг либо непосредственно гос учреждениями и организациями, либо через частный сектор. В обязанность властных структур входит также эффективное использование своих прав по сохранению и увеличению собственного доходного потенциала.
Горизонтальная сбалансированность бюджетов — означает пропорциональное распределение налогов между субъектами федерации для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях различных территорий. В условиях РФ горизонтальное выравнивание является более сложной задачей, чем в другой любой стране. Решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг затрудняется ввиду различного экономического потенциала регионов. т. е. Не одинаков уровень затрат и очень велика дифференциация бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. В настоящее время перед властью стоит двуединая задача:
- использовать возможности бюджетного федерализма (использование бюджетных, налоговых и иных противоречий в РФ)
- не дать усилиться тенденции к дальнейшей децентрализации бюджетной системы, так как в этом случае утрачивается её единство и способность быть регулирующим механизмом финансовой жизни страны и единого российского рынка.
Стр 120-144.
Бюджетное регулирование экономики страны.
1) понятие и структура гос бюджета (пособие Клюзина стр 38-45)
2) бюджетный потенциал, как фактор повышения эффективности функционирования бюджетной системы.
3) Понятие бюджетного дефицита. (пособие Клюзина стр 60-66)
4) бюджетный федерализм.
Эффективность бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, способности бюджетного механизма аккумулировать в руках государства финансовые ресурсы. Бюджетный потенциал может быть двух видов:
· возможный бюджетный потенциал — он характеризует потенциальную возможность аккумулирования фин ресурсов в бюджетной системе.
· Реальный бюджетный потенциал — фактический объем бюджетных ресурсов, аккумулируемых бюджетной системой.
Фактический бюджетный потенциал может быть исчислен в текущих ценах и ценах с учётом инфляции. Бюджетный потенциал характеризует ряд индикаторов:
1) установленный федеральными законами доходные ресурсы государства
2) степень мобилизации бюджетно-налогового потенциала
3) основные бюджетно-налоговые резервы и потери
4) факторы роста бюджетно-налогового потенциала и их реализация в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
5) Индикаторы бюджетно-финансовой безопасности государства
Бюджетный потенциал позволяет оценивать возможности реализации функций государства, включая функции гос регулирования и поддержки экономики. Сокращение бюджетного потенциала, либо его рост сказываются на их реализации.
Бюджетный потенциал должен рассматриваться в качестве исходной базовой категории при разработке бюджетной политики, финансового законодательства, механизма межбюджетных отношений, а также социальной и инвестиционной политики.
Бюджетный федерализм. Система бюджетного федерализма представляет собой взаимодействие экономических и политических … властных уровней и структур государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством налогов, платежей, сборов, бюджетных ассигнований и расходов. Бюджетное выравнивание является одной из основных проблем бюджетного федерализма. Можно выделить вертикальное и горизонтальное выравнивание.
Вертикальное выравнивание — устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закреплёнными за данным бюджетным уровнем. Правительство РФ, обладая гораздо большими, чем регион, возможностями регулирования, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счёт средств аккумулированных на федеральном уровне.
Региональные и местные власти — принцип вертикальной сбалансированности возлагает на них прежде всего ответственность за финансовое обеспечение, закреплённых за ними функций и предоставления населению соответствующих услуг либо непосредственно гос учреждениями и организациями, либо через частный сектор. В обязанность властных структур входит также эффективное использование своих прав по сохранению и увеличению собственного доходного потенциала.
Горизонтальная сбалансированность бюджетов — означает пропорциональное распределение налогов между субъектами федерации для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях различных территорий. В условиях РФ горизонтальное выравнивание является более сложной задачей, чем в другой любой стране. Решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг затрудняется ввиду различного экономического потенциала регионов. т. е. Не одинаков уровень затрат и очень велика дифференциация бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. В настоящее время перед властью стоит двуединая задача:
- использовать возможности бюджетного федерализма (использование бюджетных, налоговых и иных противоречий в РФ)
- не дать усилиться тенденции к дальнейшей децентрализации бюджетной системы, так как в этом случае утрачивается её единство и способность быть регулирующим механизмом финансовой жизни страны и единого российского рынка.
Структурная политика (выучить её)
Денежно кредитное регулирование (стр 70-88)
прогнозирование и планирование соц экономического развития.
1) Научные основы прогнозирования. Прогнозы и циклы.
2) Стратегическое и индикативное планирование
3) программирование соц экономического развития