Основный источники доходов и направления расходов государственного бюджета.

Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

Билет 8

1. Неолиберальная модель регулирования рынка.Неолиберализм, представляющий собой особую систему взглядов на проблему государственного регулирования экономики, возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. XX в. Он опирается на идею создания условий для свободной конкуренции благодаря вмешательству государства в экономику.Сторонники неолиберальной концепции выступают за пассивное государственное регулирование, за либерализацию экономики, использование свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. Неолибералы отдают предпочтение ограничению вмешательства государства в экономику и его большему содействию свободному и стабильному функционированию предпринимательства.Наиболее крупным центром неолиберализма стала в Германии фрайбургская школа (ее представители - В.Ойкен, В.Рёпке, Л.Эрхард и др.После второй мировой войны неолиберализм получил практическое применение в ФРГ. Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и «справедливого распределения» по принципу «социального выравнивания.1 план-преодалинфл

2.Налоговая политика государства и сглаживание имущественной дефференциации населения страны. Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения.Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов: стабильности налоговой системы; одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;

равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;

одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Билет9

1.?

2. Налоговая политика государства и стимулирование экономического роста.Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения. Экономическая функция налогообложения: обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов

Билет10

1 Частная собственность как основа рыночных отношений. Необходимость,проблемы и метод приватизации в переходный период.Частная собственность представляет собой индивидуальное владение и распоряжение факторами производства (землей, зданием, оборудованием, трудом, капиталом), обеспечивающие ее субъекту доход, возможность отчуждения объекта собственности и право его передачи по наследству. Частная собственность лежит в основе товарного производства. Частная собственность придает необходимую в условиях рыночного хозяйства с его стихийной динамикой устойчивость экономической среды вокруг отдельного субъекта, что приводит к формированию стабильных ожиданий от его действий. Частная собственность обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и экономическую ответственность производителя. Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».Методы приватизации: 1)Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан.ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. 2) Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору имеет преимущество—получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию. 3) Передача или льготная продажа гос.активовработникам приватизируемых компаний.Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Негативные последствия метода являются дефицит или полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации4)Реприватизация, т. е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно ли-шенных имущества в результате конфискационной национализации. Наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации.

2. Особенности налогового регулирования в РФ в современных условиях.Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора.Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает: - систему налогов и сборов РФ; - систему налоговых правоотношений; - систему участников налоговых правоотношений; - нормативно-правовую базу сферы налогообложения. По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном бюджете. В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России: 1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком. 2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества. 3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев. 4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему РФ. 5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона

Билет 11

1 Государственный сектор и его роль в развитии рынка. Проблема эффективности функционирования государственного сектора. Государственно-частное партнерствоГосударственный сектор - часть экономики страны, кот.вкл.всебя:государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”. Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не совпадают. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору. Текущее состояние управления госсектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления госпредприятиями. Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах. Все это свидетельствует о том, что госсектор как специфический объект управления в экономике не выделен. Госуда́рственно-ча́стное партнёрство -совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Баз.признакиГЧП в узкой трактовке :сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;имеет равноправный характер;ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях. ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. В широком смысле основные формы ГЧП :государственные контракты;арендныеотношения;финансовую аренду (лизинг);государственно-частные предприятия. Инструменты ГЧП в России:Инвестиционныйфонд;Банкразвития;особые экономические зоны;Российская венчурная компания

2 Государственная инвестиционная политика.Наиболее важными задачами инвестиционной политики являются: создание благоприятного климата для инвестиций, для трансформации сбережений в реальные инвестиции за счет политической и социальной стабилизации в стране; создание и поддержание макроэкономических условий экономического роста (в частности, выравнивания предельной эффективности капитала и нормы банковского процента); сокращение бюджетного дефицита, решение проблемы неплатежей, увеличение доли денежных расчетов в экономике; переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному финансированию их состава на конкурсной основе; повышения роли государственных инвестиций в структурной и промышленной политике государства, в том числе через формирование и целевое использование средств Бюджета Развития; создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций через формирование стабильной и ``прозрачной'' нормативно-правовой базы, стабилизацию налогового режима и ряда преобразований институционального характера (в частности, создания рынка земли, реального допущения иностранного капитала в банковскую сферу и т.д.); снижение рисков при инвестировании в реальный сектор экономики на основе развития систем государственного и коммерческого страхования и перестрахования.. Принципиально новой особенностью концепции инвестиционной политики последнего времени является переход от распределения государственных инвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе. Суть нового подхода - в долевом участии государства в реализации проектов, прошедших конкурсный отбор.

Билет 12

1. Экономические интересы частных лиц и их учет государством в проведении своей политики.

Потребности не тождественны экономическим интересам. Сущность последних заключается в реально нацеленном удовлетворении экономических потребностей в средствах производства, трудовых ресурсах, предметах личного потребления и др.Определение сущности интересов, разграничение и объединение их должно практическое значение, поскольку производственные отношения проявляются прежде всего как интересы. В рыночной экономике частный интерес доминирует над общественным, но рыночный механизм обеспечивает сочетание этих интересов. Механизм общественной координации был открытый А. Смитом. Интерес собственника (предпринимателя) заключается в увеличении собственности. В то же время средство обеспечения этой субординации интересов - жесткое централизованное планирование - продемонстрировало свою несоответствие, ограничивая на практике свободу индивида. Регулирование государством экономических процессов на территории высокого развития производительных сил и соответственно организационно-экономических и социально-экономических отношений открывает возможность оптимально совместить личный, коллективный и государственный интересы с учетом глобальных проблем современности. В условиях товарно-денежных отношений экономические интересы регулируются через стоимостные механизмы: цены, зарплату, прибыль и др.

2. Промышленная и структурная политика государства.Понятие промышленной политики имеет в России и свою историю, и свою специфику, поэтому вызывает полемику между различными представителями власти, бизнеса и общества. В период либеральных реформ под промышленной политикой многие понимали лоббизм или возвращение государственного контроля над экономикой, характерного для советской эпохи, что вызывало негативное отношение даже к самому термину.Если макроэкономическая политика призвана создавать благоприятные условия для бизнеса в масштабе всей страны, то в фокусе промышленной политики находятся бизнес-проекты, направленные на повышение конкурентоспособности конкретных отраслей и компаний.Стратегическая цель промышленной политики состоит в достижении устойчивого социально-экономического развития и обеспечении безопасности страны, что достигается за счет глубокой структурной трансформации экономики и технологической модернизации производства.

Государство несет гораздо большую ответственность, нежели рынок, а государственная федеральная промышленная политика имеет существенные отличия от корпоративной промышленной политики, миссия которой более узка, а целевой функцией может служить максимизация прибыли. Промышленная политика предполагает сочетание активной роли государства и эффективных рыночных механизмов. Промышленная политика призвана решить следующие основные группы проблем. Во-первых, это крайняя разлаженность механизма воспроизводства, прежде всего, финансового, научно-инновационного, кадрового, природопользовательского. Во-вторых, ограниченные возможности законодательно-правовых инструментов государства. В-третьих, структурные диспропорции в экономике.К задачам российской промышленной политики относятся:создание механизма формирования и реализации промышленной политики (включая государственные органы, их функции и правовые инструменты; развитие государственных и рыночных механизмов обеспечения производства финансовыми и кадровыми ресурсами, внедрения новых технологий и инноваций; создание условий и инструментов межсекторного, межотраслевого и межрегионального перелива капитала и проведение структурной перестройки экономики.Структурная политика государства основывается на одной из трех общих концепций: «ограничение государства», «привлечение государства», «прагматичнисть государства». В первом варианте государство вмешивается в функционирование рынка только тогда, когда он не может самостоятельно преодолеть противоречия, которые возникают. Во втором - государство разрабатывает и реализует долгосрочную программу структурной политики. В третьем варианте решения относительно влияния государства на структуру рынка принимается с учетом возможных социально-экономических и политических последствий.

Билет 13

1. Антициклическое регулирование экономики и политика равновесного развития рынка.

Антициклическое регулирование- одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физич. лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на с.-хоз. продукцию и др.)Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики). Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.

2. Политика содействия конкуренции. Антимонопольное регулирование.Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.Таким субъектам запрещается:1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара. Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство

Билет14

1. Место и роль ЦБ страны как органа государства по регулированию банковской,денежной и кредитно-заёмной сфер рынка.ЦБ— главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт РФ, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.Согласно ст. 71 Конституции определено, что правом денежной эмиссии обладает РФ, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. ЦБ обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства,развития финансово-кредитной системы России.Гос-ое регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через ЦБ способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банковСтатус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ определяются Федеральным законом «О ЦБ» и другими федеральными законами.

Наши рекомендации