Система федеральнх органов исполнительной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.2-ой орган исполительной власти Федеральне министерства ,основные функции,разработка и реализация гос.политики в установленной сфере деятельности.Также федеральные агенства и службы(контроль и надзор в определенной сфере деят-ти).Отставка правительства(по инициативе президента,квота недоверия гос.думы,по собств. Инициативе,в случае отставки председателя правительства

12.федеральное собрание рф.

Федера́льноесобра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата 450 депутатов,Наршкин) и Советом Федерации (166 человек.верхняяпалата,Матвеенко)

Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означаетчто его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:для заслушивания посланий президента Российской Федерации;длязаслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств

13.Судебная власть рф.Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России. В судебную систему России входят все суды: - Конституционный Суд РФ,- Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет предусмотренных законом процессуальных форма судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;- Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды,в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными суда.

Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции.19 судей.

Верховнй суд рассматривает дела 3-ой инстанции. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции. Состав Верховного суда РФ:Пленум Верховного суда РФ,Президиум Верховного суда РФ,Апелляционнаяколлегия,Судебная коллегия по административным делам,Судебная коллегия по уголовным делам,Судебная коллегия по гражданским делам,Военнаяколлегия,Аппарат Верховного суда РФ.

Гражданские дела, подсудные районному суду. Районный суд основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные суды, Мировые судьи, Военные суды

Арбитражные суды являются федеральными. 3-я инстанция.Они разрешают экономические споры, возникшие между юридическими лицами из гражданских, административных и иных правоотношений. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В состав Высшего арбитражного суда входит Пленум. Арбитражный апелляционный суд:проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;изучает и обобщает судебную практику; Арбитражные суды ,Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.Федеральные арбитражные суды округов. Арбитражные апелляционные суд,Арбитражные суды субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Дисциплинарное судебное присутствие

14.Государственные органы особой компетенции.

К таким органам на федеральном уровне относятся: Прокуратура, Счетная палата, Центральный Банк, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.прокуратура – единая федеральная централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, во главе с Генеральным прокурором РФ. Особенность российской прокуратуры в том, что образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ.в структуру Генеральной прокуратуры на правах одного из подразделений входит Главная военная прокуратура (ее возглавляет заместитель Генерального прокурора – главный военный прокурор), которая состоит из управлений и отделов. Нижестоящие органы военной прокуратуры представляют собой специализированный тип прокуратуры.

Счетная палата – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. при формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на 6 лет. Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Центральный банк РФ (Банк России) является государственным институтом с особой компетенцией и сложным характером взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ. Основные задачи Центрального банка – проведение мероприятий денежно-кредитной политики, выполнение функций финансового агента Правительства, эмиссия банкнот, хранение централизованного золота и валютного запаса, оказание услуг для банков и небанковских кредитных организаций. Среди функций Банка России можно выделить две группы: первая – которые Банк России осуществляет во взаимодействии с Правительством, вторая – выполняемые им монопольно, в соответствии со ст.4 Закона о Центральном банке. Важно знать, что Банк России подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ по представлению Президента РФ. Управление Банком России осуществляет Председатель Банка (смотри его полномочия), Совет директоров, Национальный банковский совет. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению председателя Банка, согласованному с Президентом РФ. Взаимодействие Правительства РФ с Банком России обеспечивается Национальным банковским советом, в задачу которого, в соответствии со ст. 13 федерального закона о Центральном банке, входит рассмотрение основных направлений единой государственной кредитной политики. Необходимо знать, что Национальный банковский совет – коллегиальный орган, в который входят Председатель Банка России, три человека от Правительства РФ, три – от Президента РФ, два – от Совета Федерации Федерального Собрания РФ, три – от Государственной Думы РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Правовой основой его деятельности служат Бюджетный кодекс РФ. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и другими организациями.

Зарубежный опыыт.

Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом Германии. По форме правления Германия — парламентская республика.Германия — демократическое государство: «Вся государственная власть исходит от народа (Volke). Она осуществляется народом путём выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия»Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную. Федеральный уровень. На этом уровне Основным Законом ФРГ (§§1-3 ст. 28) установлено, что вопросы местного самоуправления находятся в компетенции федеральных земель, и Федерация не вмешивается в политику федеральных земель в отношении местного самоуправления. Согласно параграфа 1: “Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного Закона. В землях, округах и муниципалитетах граждане должны иметь представительства, избранные путем всеобщих, свободных и равных выборов при тайном голосовании. В муниципалитетах выборный территориальный орган может заменяться муниципальным собранием”.Уровень федеральных земель. Конституции земель содержат подробные положения, регламентирующие форму и объем полномочий местных органов власти. Конституции земель должны соблюдать гарантии, предоставляемые ст. 28 Основного Закона. Столь значительное различие в компетенциях федерального уровня России и Германии в отношении местного самоуправления объясняется тем, что германское федеративное государство сложилось в результате объединения суверенных государств. Российская же Федерация складывалась путем передачи части полномочий ‑­ федерального центра субъектам Федерации, находящимся только в процессе своего становления. Таким образом, в соответствии с законодательством ФРГ основное регулирование отношений в сфере местного самоуправления осуществляется на уровне федеральных земель, т.е. конституциями, законами и иными актами органов государственной власти федеральных земель. Уровень района и городов районного значения. Районы в Германии являются публично-правовыми корпорациями, объединением коммун (общин) и одновременно государственной административной единицей ‑­

нижнего уровня. Распределение компетенции (задач) между районами, городами и общинами осуществляется по принципу, согласно которому выходящие за местные рамки работы, которые не могут быть выполнены общинами, осуществляются главным образом районами, т.е. по принципу “снизу вверх”. Органы власти района формируются по тому же принципу, что и органы самоуправления в городах и сельских общинах. Населением района избирается крейстаг - главный орган районного самоуправления. Деятельность по решению вопросов местного значения в городах и на территории сельских общин имеет приоритет по отношению к компетенции органов власти районов. Таким образом, в компетенцию районов входят задачи, решение которых необходимо в интересах жителей района, но выходит за пределы возможностей городов и сельских общин.Структура местного самоуправления в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти – “законодательной” (представительной) и исполнительной, принципы организации и взаимодействия которых основаны, как правило, на концепции сильной исполнительной власти и достаточно унифицированы по всем территориальным единицам (землям). ‑­

Кроме того, каждая земля и многие города имеют свои специфические, закрепленные в земельном и местном законодательствах (в положениях об общинах), организационные особенности, отражающие своеобразие структуры, функций и способов избрания руководителей органов управления городами.

Высшим органом власти на местах являются городской совет или совет общины. Это - муниципальное собрание, представительный орган, напрямую избираемый населением, так называемый “коммунальный парламент”. В соответствии с Основным законом ФРГ, советы избираются жителями общины на пятилетний срок на основе публичных, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Избирателями могут быть жители старше 18 лет, имеющие немецкое гражданство и прожившие в городе (общине) не менее трех месяцев. Кандидаты на выборы в совет обычно выдвигаются различными политическими партиями. В соответствии с Законом о выборах, кандидаты от политических движений должны быть старше 18 лет, прожить в общине не менее шести месяцев, иметь немецкое гражданство не менее года. Число членов совета зависит от численности населения и колеблется в городах Германии от пяти до 93. Как высший законодательный орган общины, совет принимает решения по всем существенным вопросам, спектр которых широк и многообразен: общественные расходы, увеличение объемов или расширение сфер деловой активности, получение кредитов, обеспечение безопасности, строительство новых плавательных бассейнов, больниц, центров досуга, домов престарелых, школ и пр. Вторым важным органом управления в общине после городского совета являются органы исполнительной власти (городская власть или городская администрация), включающие избираемых или назначаемых, в зависимости от типа структуры управления, руководителей департаментов. Исполнительная власть отвечает за ежедневное оперативное управление городом и за подготовку и выполнение решений городского совета. Администрация имеет право оспаривать решения, противоречащие закону. Полномочия органов местного самоуправления можно разделить, в зависимости от сферы компетенции, на две группы. К первой относится решение задач в рамках собственной сферы компетенции, касающихся функционирования данной территориальной единицы, т.е. задач местного самоуправления. Земельные инстанции могут осуществлять только правовой надзор за действиями органов муниципального управления при выполнении этих задач, но не контролировать целесообразность их действий. Эти задачи местного самоуправления в свою очередь подразделяются на обязательные (организация энерго- и водоснабжения, пожарной охраны, содержание зданий начальных школ, управления дорогами и т.п.) и добровольные (их община ставит перед собой сама с учетом своих финансовых возможностей, например, строительство спортивных сооружений, парков, музеев и т.п.). Ко второй группе относится решение задач в рамках порученной сферы компетенции. Это, прежде всего, так называемые государственные поручения коммунальным структурам управления со стороны Федерации или земель. Они обычно касаются гражданской обороны и регистрации военнообязанных. На выполнение государственных поручений распространяется неограниченный правовой и предметный надзор вышестоящих органов. Нечто среднее между задачами самоуправления и государственными поручениями представляет собой выполнение обязательных задач по указанию. К ним относятся обеспечение строительного надзора, регистрация места жительства граждан и оповещение населения о грозящей опасности. Орган надзора федеральной земли за местным самоуправлением должен контролировать, чтобы общины выполняли свои задачи в интересах общественного блага. Одновременно он призван и защищать их права. Орган надзора за местным самоуправлением делится на общий надзор за местным самоуправлением и специальный надзор по государственным делам, которые переданы общинам. В области добровольных задач общины подлежат общему надзору, который должен ограничиваться лишь проверкой на‑­

правомерность. В области обязательных задач для выполнения указаний существует как правовой, так и профессиональный надзор. В области исполнения заданий государство производит неограниченный надзор за правомерностью и целесообразностью действий местного самоуправления. Органами надзора окружного подчинения являются окружной директор или окружной советник. Высшей надзорной инстанцией является министр внутренних дел.Подробное рассмотрение всех направлений деятельности местных органов власти ФРГ позволяет подвести итоги по проблеме их взаимоотношений с центром и с землями. Перед общинами открывается широкое поле деятельности в рамках полномочий, принимаемых местными “законодательными” органами. В определенной мере эта деятельность обеспечивается самофинансированием. Вместе с тем для ФРГ характерна большая гармонизация деятельности трех ступеней управления. Общины являются органами опосредованного государственного управления. На них ‑­

лежит обязанность по соблюдению федеральных и земельных законов, и в этой части их деятельность подлежит государственному надзору.

16.Особенности государственного управления сферами жизнидеятельности (на примере одной из сфер). Управление сферой соцзащиты населения на примере Саратовского региона.

Содержание понятия социальная сфера, как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы.

Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы.

Социальная сфера, как и любая социальная система, представляет собой весьма сложное образование: в ней имеются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Эти зачатки вступают в противоречие с основами настоящего, и в результате разрешения противоречия рождается новое, прогрессивное.

Региональная социальная политика должна исходить из следующих принципов:

• создание условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

• определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;

• поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

Социальная защита – это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом). Базовыми направлениями этого комплекса являются

- обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном уровне, социально уязвимыми слоям населения;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального страхования;

- развитие новых систем социальной защиты населения через создание специальных учреждений социальной службы;

- создание условий для получения обслуживающим контингентом трудовых доходов, достаточных для его самообеспечения.

Управление развитием социальной сферы региона – это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области включает в себя следующие подразделения: комитеты, самостоятельные управления и отделы, а также территориальные органы.

Комитеты

- Комитет организации медицинской помощи взрослому населению

отдел организации медицинской помощи взрослому населению

отдел стратегического планирования развития медицинской помощи

отдел профилактической медицины отдел медицинского страхования, организации платных услуг и взаимодействия с частным здравоохранением

отдел организации реабилитации и санаторно-курортного лечения.

- Комитет по социальной защите населения

отдел организации и развития социального обслуживания населения

- Комитет по труду отдел развития социального партнерства и коллективно-договорных отношений отдел уровня жизни и доходов населения отдел трудовых гарантий и развития трудовых ресурсов отдел охраны труда и экспертиз отдел координации трудовых отношений

- Комитет по финансам

▫ Контрольно-ревизионное управление

отдел по контролю за расходованием средств в учреждениях здравоохранения

отдел по контролю за расходованием средств в учреждениях социальной поддержки.

Самостоятельные управления

- Управление информационных технологий

отдел компьютерных технологий

отдел автоматизированных информационных систем

- Управление лекарственного обеспечения и медицинской техники

отдел организации льготного лекарственного обеспечения

отдел лекарственного обеспечения, медицинской техники, метрологии и стандартизации

- Управление медико-социальных проблем материнства и детства

отдел медицинской помощи матери и ребенку

отдел организации профилактики и реабилитационной помощи детям

Самостоятельные отделы

организационный отдел

отдел кадров

отдел конкурсных закупок и договоров

отдел мобилизационной подготовки и спецработы

отдел стационарных учреждений и социальной адаптации

лиц без определённого места жительства

правовой отдел.

Территориальные органы

Комитет социальной защиты населения г. Саратова

Шесть Управлений по районам города

Сорок одно УСЗН по районам Саратовской области.

17. Федеральные округа .Полномочный представитель Президента в федеральном округе.

Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.[1].

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов.[2] Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д. А. Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года.

По предложению президента Медведева (от июня 2011 года) планируется создание Столичного федерального округа (границей которого предполагается ЦКАД).

Почти все округа состоят преимущественно или только из краёв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.

Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.

Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют управления по федеральным округам).

Центральный федеральный округ Москва

Южный федеральный округ Ростов-на-Дону

Северо-Западный федеральный округ Санкт-Петербург

Дальневосточный федеральный округ Хабаровск

Сибирский федеральный округ Новосибирск

Уральский федеральный округ Екатеринбург

Приволжский федеральный округ Нижний Новгород

Северо-Кавказский федеральный округ Пятигорск

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе — должностное лицо, назначаемое Президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа.

Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.

Институт полномочных представителей образован Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 (преобразован из института полномочных представителей в регионах Российской Федерации). Этим же Указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Наши рекомендации