Взаимоотношение Правительства Российской Федерации с органами государственной власти

Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации.Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Глава Российского государства может отменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это решение оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Взаимоотношение Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания.В соответствии со статьей Конституции Российской Федерации Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое реализуется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах., которые подлежат обязательному оглашению или распространению на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.

Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания, полученному не менее чем за 5 дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат. При этом приглашенный на заседание палаты Федерального Собрания член Правительства информирует об этом Председателя Правительства и (или) Заместителя Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей). В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания член Правительства заблаговременно уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.

При направлении комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания письменных обращений по вопросам своего ведения членам Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти члены Правительства и указанные руководители сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки о результатах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах.

Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить Правительству Российской Федерации доверие, либо отказать в доверии Правительству Российской Федерации. Государственная Дума вправе самостоятельно выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

Взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания обеспечивается полномочными представителями Правительства в соответствующих палатах и статс-секретарями - заместителями (первыми заместителями) руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Взаимоотношение Правительства Российской Федерации с судебной властью.В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" Правительство разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации.

Предложения о финансировании в очередном финансовом году судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей, согласованные с Советом судей Российской Федерации, представляются в Правительство Конституционным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации за 60 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу.

В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации федеральных законов или их отдельных положений неконституционными, иными судами актов Правительства не соответствующими Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации Правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Решения судов незамедлительно доводятся Правительством до сведения всех органов и организаций, которым рассылались соответствующие акты Правительства.

[1] Чудаков М.Ф. Конституционное государственной право зарубежных стран. – Минск, 1998. С. 440-441.

[2] Полное собрание законов Российской империи. – Т. ХХY. – Отд. 1. – № 26662.

[3] Ленин В.И. Полн. собр. – Т. 36. – С. 72.

[4] СУ РСФСР. – 1918. – № 51. – Ст. 582.

[5] В соответствии с проектом Конституции СССР 1936 г. Совет Национальностей как и верхние палаты парламентов многих западных стран, формировался за счет представителей, делегируемых парламентами субъектов федерации – Верховными Советами союзных и автономных республик и Советами депутатов трудящихся автономных областей: от каждой союзной и автономной республики – 10 и 5 соответственно и по 2 – от автономных областей. В принятой Конституции СССР верхняя палата советского парламента избиралась на основе равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

[6] Положение «О выборах депутатов Верховного Совета СССР» // Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР. 1937. № 43. Ст. 182.

[7] Чистяков О.И., Семидеркин Н.А., Портнов А.П. История отечественного государства и права. – Курс лекций. – Часть 2. – М., 1995. – С. 47.

[8] Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 468.

[9] Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1985. С. 25.

[10] САПП Российской Федерации. – 1993. – № 42. – Ст. 3994.

[11] СЗ Российской Федерации. – 1995. – № 50. – Ст. 4869.

[12] Конституционная реформа—не прихоть, а необходимость. Заседание «круглого стола», проведённого по инициативе Совета по внешней и оборонной политике // Ежегодник российского права. – М., 2000. – С. 43.

[13] Авакьян С.А. Проблемы реформы Конституции //Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). – М., 1999. – С. 76. Свои мысли С.А. Авакьян развил в монографии «Федеральное Собрание—парламент России. – М., 1999; Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2000..

[14] Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). – М., 1999. – С. 123.

[15] Чеботарёв Г.Н. Разделение или диффузия властей: конституционно-правовые проблемы порядка формирования Совета Фед6ерации // Избирательная система Тюменской области как основа формирования и развития института представительной демократии. Межрегиональная научно-практическая конференция. Тобольск, 14-15 января 1999 г. материалы. – Тюмень, 1999. – С. 56.

[16] Вешняков А.А. Избирательные стандарты в междунароном праве и их реализация в законодателстве Россикой Федерации. М., 1997. С. 98.

[17] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 1997 г. об отказе в принятии запроса Государственной Думы Федерального Собрания о проверке конституционности Федерального закона от 5 декабря 1995 г. «О формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. – 1997. – № 24. – Ст. 2804.

[18] Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3336.

[19]

[20] См.: Головлёв В.И., Нефедова Т.И. Государственная дума второго созыва: роль и место в политическом переломе. – М., 2000. – С. 88-89.

[21] Головлёв В.И., Нефедова Т.И. Государственная дума второго созыва: роль и место в политическом переломе. – М., 2000. – С. 123-129.

[22] СЗ Российской Федерации. – 1999. – № 28. – Ст. 3466.

[23] Коток В.Ф. Наказы избирателей в социалистическом государстве. – М., 1967. – С. 5.

[24] Ведомости Верховного Совета СССР. – 1979. – № 17. – Ст. 278.

[25] Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. – М., 1998. – С. 405.

[26] Зиновьев А.В. Статус народного депутата в СССР (проблемы теории и практики). – Л., 1987. – С. 25.

[27] Прело М. Конституционное право Франции. – М, 1957. – С. 437-439.

[28] Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. – М., 1981. – С. 286.

[29] Постановление Центральной Избирательной комиссии "О практике работы избирательных комиссий по реализации отзыва депутатов, выборных должностных ли органов местного государственной власти и самоуправления в субъектах Российской Федерации" от 1 декабря 1998 г. № 156 / 1075 – II // Вестник Центральной избирательной комисии. – 1998. – № 11. – С. 27-29.

[30]

[31] Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. – М., 2000. – С. 188-192.

[32] Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2001. – С. 143.

[33] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 1998. – С. 415.

[34] Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право. – М., 1999. – С. 188.

[35] В литературе существует точка зрения, что эти стадии входят в структуру законодательного процесса в широком смысле.

[36] Чехарин В.И. Законодательный процесс: право законодательной инициативы // Теоретические проблемы российского конституционализма. – М., 2000. – С. 163.

[37] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – Т. 2. – М., 2001. – С. 560-561.

[38] Ковешников Е.М. Конституционное право Российской федерации. – М., 2001. – С. 146.

[39] СЗ Российской Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3176.

[40] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. – 1995. – № 79. – Ст. 1451.

[41] СЗ Российской Федерации. – 1995. – № 13. – Ст. 1207.

[42] СЗ Российской Федерации. – 1994. – № 8. – Ст. 801; 1999. – № 43. – Ст. 5124.

[43] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.,1998. – С.21, 429; Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. – С. 104.

[44] Востропова А.В. Федеральное Собрание Российской Федерации. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 16.

[45] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. – С. 105.

[46] Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. 2003. № 1.

[47] СЗ Российской Федерации. – 1994. – № 8. – Ст. 801; 1999. – № 43. – Ст. 5124.

[48] Пилипенко А.Н. Конституционная регламентация статуса исполнительной власти в зарубежных странах // Очерки конституционного права иностранных государств. – М., 1999. – С. 222-224.

[49] СЗ Российской Федерации. – 1997. – № 51. – Ст. 571; 1998. – № 1. – Ст. 1.

[50] Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. – Отв. ред. И.Л. Бачило. – М., 1998. – С. 72.

[51] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации // СЗ Российской Федерации. – 1998. – № 52. – Ст. 6447.

[52]

[53] СЗ Российский Федерации. – 2000. – № 21. – Ст. 2168.

[54] Постановление конституционного Суда Российской федерации от 17 июля 1997 г. по делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» // СЗ Российской Федерации. – 1998. – № 30. – Ст. 3801.

[55] Исаков В.Б. Выступление на международном семинаре «Подготовка и принятие законов в правовом государстве». (Москва, 28-29 апреля 1997 г.) М., 1998. С. 84.

[56] СЗ Российской Федерации. – 1996. – № 22. – Ст. 2663; 1997. – № 20. – Ст. 2242; 1998. – № 33. – Ст. 3967.

[57] Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. – М., 199. – С. !84-185.

[58] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» (с изменениями от 29 марта, 26 октября, 25 февраля, 5 октября 2000 г.) //

[59] Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»: комментарий. – М., 1999. – С. 7-8.

Наши рекомендации