Понятие и система МС в РФ. Принципы.
Согласно ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003г., Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, ФЗ, а в случаях, установленных федеральными зако-нами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непо-средственно и (или) через ОМС вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исто-рических и иных местных традиций.
Конституция РФ содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130—133). С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение име-ют следующие конституционные положения:
• местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
• органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
• местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
• местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
• структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
• изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:
• управление муниципальной собственностью;
• формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
• установление местных налогов и сборов;
• осуществление охраны общественного порядка;
• иные вопросы местного значения.
Органы МС:
1. Представительный ОМС. Ими являются: думы, муниц собрания, муниц комитеты, советы и тп. Из-бираются тайным голосованием, выражают волю населения МО. Представительный орган состоит из: пред-седателя, заместителя председателя, комитетов и комиссий.
2. Исполнительный ОМС – администрация, состоит из: главы администрации, его заместителей, от-раслевых и других структурных подразделений, осущ-их управление в пределах своей компетенции.
3. Главное должностное лицо МО(главаМС) – возглавляет Д-ть по осущ-ю МС на территории МО. Избирается, или тайным голосованием, или представительным ОМС, либо нанимается представительным ОМС.
ФЗ-2003 перевел территориальную организацию МСУ на двухуровневую систему:
1.городские поселения (город или поселок) и сельские поселения (один или несколько объединенных общей территорией сельских насел.пунктов: поселков, сел,деревень)-существовали раньше
2.муниципальные районы (несколько поселений/поселений и межселенных территорий) и городские округа (городское поселение,кот.не входит в состав мун.р-на) (они создаются впервые).
С 1/01/2006 Н.Новгород стал городским округом.
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется МСУ, имеется: муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ.
При установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необхо-димо учитывать две противоположных тенденции. Первая - приближение местной власти к населению. Оп-ределяющим фактором является наличие местного сообщества, в интересах которого и осуществляется ме-стное самоуправление. Его интересы диктуют следующие принципы территориальной организации местно-го самоуправления.
1. Принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интере-сов и участии в их реализации. Эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения.
2. Принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населению, требующий максимально возможной ограниченности территории, что позволяет населению оперативно реагировать на действия местной власти.
3. Принцип транспортной (пешеходной) доступности органов местного самоуправления для граждан в течение рабочего дня. Данный принцип в соответствии с законами субъектов РФ может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местно-стях.