Экономика России в 1992 – 1998 гг.

2 января 1992 г. Россия сделала первый шаг на пути к рыночной экономике: началась либерализация цен торговли. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение Правительства от контроля над формированием цен привело к их неконтролируемому всплеску в начале года. В январе 1992 г. рост цен составил 1000 – 1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. произошло лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды Правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях Правительство Ельцина – Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Главным положительным итогом реформы на начальном этапе ее проведения стало быстрое наполнение магазинов товарами, ликвидация товарного дефицита, очередей.

В феврале 1992 г. Правительство опубликовало меморандум об экономической политике на 1992 г. Главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотации убыточным предприятиям и отраслям, снижения социальных выплат населению. Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Е. Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику и последующий ее рост. В документе также отмечалась целесообразность освобождения цен на энергоносители, которые должны были достичь мирового уровня до конца 1993 г. Освобождение цен при их стабилизации в последующие месяцы, насыщение рынка – создавали предпосылки для проведения второго этапа реформ – приватизации государственного сектора экономики.

В 1992 г. в частную собственность было передано 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% торговой сети. В результате массовой децентрализованной приватизации 1992 – 1993 гг. в стране появились 40 млн. номинальных акционеров, при этом большая часть предприятий оказалась под контролем финансовых групп, скупивших ваучеры у населения. Приватизация выполнила свою задачу наполовину: создав слой собственников, она экономически оказалась малоэффективной, не дав предполагавшегося роста инвестиций. Усилилась критика Правительства, которое так и не смогло остановить спада производства и обнищания населения (ниже черты прожиточного минимума находились около 44% жителей России). Спад производства в России за первые 9 месяцев реформ составил около 20%. В конце 1992 г. по национальному доходу Россия находилась на уровне 1976 г., по структуре потребления – на уровне 1960-х гг. Все это способствовало развитию социального кризиса, вело к падению популярности Правительства Е. Гайдара.

В условиях политического кризиса Президент пошел на изменение состава Правительства, которое с декабря 1993 г. возглавил B.C. Черномырдин. Тем самым официально закончился первый период российских реформ в экономике, получивший название «реформы Гайдара».

Несмотря на ряд предпринятых мер, в 1993 г. продолжилось падение производства. К положительным итогам года можно отнести только значительное снижение темпов инфляции. По сравнению с 1992 г. она сократилась в 2,8 раза. Между тем преувеличивать итоги борьбы с инфляцией в 1993 г. не стоит: за год цены выросли почти в 10 раз. Не удалось Правительству В. Черномырдина остановить и продолжавшийся спад в промышленности. Уровень производства в 1993 г. составил 59,8% от уровня 1990 г. В топливно-энергетическом комплексе он равнялся 81,2%, в машиностроительном комплексе – 58%, в пищевой промышленности – 65,1%, в легкой промышленности – 46,7%. Уровень безработицы достиг в 1993 г. 7,8 млн. человек (10,4% активного населения страны) и продолжал расти.

Для нового премьера все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долга государства составляли в 1996 г. 13% всех федеральных расходов, в 1997 г. – 24%, в 1998 г. – 30%. Новое Правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Подобный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, наряду с наличием новых ошибок привел первоначально к 10% росту цен, а затем к самому глубокому финансовому обвалу в новейшей истории России.

День 17 августа 1998 г. фактически знаменовал собой финансовое банкротство России: обесценивание национальной валюты и, как следствие, невозможность государства платить по внешним и внутренним долгам. Правительство и Центральный банк России заявили о девальвации рубля и начале пересмотра долговых обязательств государства, включая мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов России (сроком на 90 дней). Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен, которые за короткое время возросли более чем в 4 раза. Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе и средних слоев общества.

В этих условиях отставка Правительства С. Кириенко стала неизбежной. 23 августа она стала свершившимся фактом. К 1 сентября рост цен, по сравнению с докризисным состоянием, на отечественные товары превысил 20%, на импортные – 80%, численность населения страны с доходами ниже прожиточного уровня в августе 1998 г. достигла 33 млн. человек.

(Ходякова Новейшая история России. 1914 – 2002 [Текст]. – М., 2004. – С. 446 – 451).

Современные российские реформы:

Наши рекомендации