Первобытное об-во. Переход от присваивающей экономики к производящей.

Родовая община – первое социальное объединение. Объединяла ближайших родственников. Во главе стоял старший из родственников. Экономика была присваивающая.

Люди начали понимать, что гоняться за животными гораздо сложнее, чем их приручать. Поняли, что лучше сеять культуры. Произошло разделение труда на скотоводов и земледельцев. =>увеличение пастбищ.

Появилось ремесло. В период родовой общины ч-во развилось настолько, что эк-ка из

присваивающей перешла к производящей. В родовой общине было слабое потомство. Внутренние брачные отношения осуждались, а потом были запрещены.
Высший орган власти: собрание взрослых членов родовой общины.
Родовая община насчитывала мало ч-к => внешняя угроза => необходимость постепенного объединения в племена.

Т.О. племя – более высокая, сложная ступень развития, организации человеческого общества, так как объединяет несколько родовых общин, имеет общую территорию.

Все родовые общины, входящие в племя, сохраняли хозяйственную самостоятельность.
Как управлялось племя? Во главе стоял вождь, который решает все текущие вопросы (конфликты, вопросы хозяйствования). Наличие совета старейшин. Так же существовал совет взрослых мужчин племени для решения серьезных вопросов.
Племя насчитывало несколько тысяч человек.
С целью укрепить оборону еще больше, создавались союзы племен.

Юноша становился мужчиной, когда принесет скальп врага, тушу бизона. (племя Сиу)

Органы управления союза племен:

1. Верховный вождь – правит на совете вождей племен.

2. Совет вождей.

3. Совет старейшин племен.

Союз племен – последний этап в организации человеческого общества до государства.

Закономерности и условия возникновения гос-ва.

Возникновения гос-ва – закономерный этап развития человеческого общества.

В основе его лежит открытый К. Марксом закон. Закон возрастающих потребностей человечества, который ведёт к разнообразию форм деятельности людей. Специализация ведет к росту производительности труда.
Умножение, усложнение форм человеческого труда порождает с необходимостью различные формы социального неравенства.

Экономическое неравенство приводит к социальному неравенству=>классовое неравенство. Появляются различные группы: в деревне – кулаки, в городах – ремесленники, хозяева фабрик. Происходит социальное расслоение на классы (крестьян, рабочих, собственников). Классовая дифференциация была длительным процессом, который длился на протяжении тысячелетий.
Связь между законом возрастающих потребностей, который ведет к разнообразию форм деятельности, которые ведут к специализации труда, которая вызывает рост производства, который ведет к имущественному и экономическому неравенству, которое ведет к социальному неравенству, которое ведет к классовому неравенству.
Появились такие противоречия, что родоплеменные отношения не могли разрешить.
=>необходимость создания государства.

Условия появления гос-ва:

1. Демографические

2. Антропологические – страх перед насилием со стороны иных племен, порабощением.

3. Географический фактор – расселение по берегам водоемом => расширение контактов, вели к консолидации.

Уникальные формы возникновения государства.

Природно-климатические условия, различия в традициях, культурах ведет и к различению появлению гос-ва.

Пути возникновения государства:

1. Восточный путь – не было рабов. Были вожди, старейшины. Собственность была общая. Разделение благ происходило по статусу человека. Гос-ва зарождались в форме деспотических монархий.

2. Западный– присутствовала демократия. Не требовалось сосредоточение огромных масс людей. Решение вопросов на общих собраниях. Более сильные племена завоевывали более слабые, превращали в пленников-рабов, которые работали на представителей более сильных племен. Базировались на рабстве. Афины – 35тыс. свободных и 120тыс. рабов.

3. Синтезный

Доминирующим считается восточный путь.

Плавно, на протяжении несколько тысячелетий, вожди превратились в госслужащих, а советы старейшин в госорганы.

ОлжасСулейменов «Аз и Я» - доказывает, что «Слово о полку Игореве» - памятник не славянской, а тюркской культуры.

Наши рекомендации