ТГП в системе общественных наук
Предмет и объект ТГП.
Объект всех наук - реальность, окружающая нас. Каждая наука в этом объекте находит свой предмет исследования.
Объект юриспруденции - государство и право, или государственно-правовая действительность. Также наряду с государством существуют иные социальные институты (полит. партии, религиозные объединения, профсоюзы, молодежные организации, общества по интересам и т.д.). Они тоже выступают объектом познания.
Вместе с нормами права объектом являются и нормы морали, и этические нормы.
Предметом ТГП являются основные закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовой действительности и связанных с ней явлениями. Содержание предмета: условия возникновения, функции, механизм, взаимодействие государства с другими социальными объединениями, структура, правовые отношения.
Независимо от того, где возникло социально-политическое образование (государство), закономерности (основные условия жизнедеятельности, функционирование гос. органов) схожие.
Особенности предмета ТГП: он двойственен, т.е. предмет ТГ и ТП. Но причины возникновения и государства, и права все равно схожие. Также он динамичен: развиваются государства, и за этим должна успевать наука.
ТГП в системе общественных наук
Все науки делятся на естественные, общественные, технические и логические.
Юриспруденция - общественная наука. Она взаимодействует с другими: социологией, политологией, экономическими и юридическими науками. И без сомнения, как любая наука, с философией (философия - наука и мировоззрение, имеет своим предметом и объектом всеобщие законы развития природы и общества). Соотношение ТГП и философии - соотношение части и целого.
1) ТГП и политология.
Политика - деятельность, изучающая действия классов и крупных социальных групп, также она регулирует их и управляет ими. Политологи пользуются теорией ТГП, и ТГП на практике проверяет и внедряет свои знания.
2) ТГП и социология.
Социология исследует и государство, и право специфическими для ТГП методами, которыми ТГП в свою очередь пользуется для оценки и прогнозирования. Социология пользуется обобщенными данными ТГП для определения направления последующих социальных исследований.
3) ТГП и эконом. науки. Экономический базис и надстройка по К. Марксу (!!!). ТГП изучает надстроечные отношения.
4) ТГП и юр. науки.
Они близки, у них похожий понятийный аппарат. ТГП - разделитель для других юр. наук, для всех отраслей права она является базисом.
Функции ТГП:
В ТГП функция - исполнение действия.
1) гносеологическая (познавательная) - расширение и углубление исследования предмета
2) методологическая - расширение приемов, способов и средств изучения
3) воспитательная - за счет разработки своего предмета, распространения его, повышение правового сознания общества
4) мировоззренческая - формирование отношения к нормативно-правовым актам
5) прогностическая
Методология ТГП
Понятие «методология» употребляется в 2ух смыслах:
1. Методология рассматривается как наука, изучающая способы, средства познания наукой своего предмета.
Методология = метатеория.
2. Методология – совокупность способов, приемов и средств познания наукой своего предмета. Чем больше приемов, способов и средств познания у науки, тем шире у науки перспектива.
Каждая наука уделяет большое внимание совершенствованию своей методологии.
ТГП использует общефилософские методы, общенаучные и частнонаучные.
Общефилософские методы по своим теоретическим основания подразделяются на:
А) диалектико-материалистические – все находится в противоположности, но и в единстве. Переход количественных изменений в качественные. Мир зародился в процессе исторического развития самой материей. (К. Маркс, Ф. Энгельс). Мир – результат собственного развития природы и общества.
Б) идеалистические – мир создан кем-то.
Б.1.объективные – все создано в процессе исторического развития. Нет субъективного вмешательства.
Б.2. субъективные – мир субъективен. Мир существует только тогда, пока живу я.
Общенаучные методы:
А) системный метод – элементов столько, сколько необходимо для работы с-мы.
Б) анализ(разложение на части и изучение каждого элемента в отдельности) и синтез
В) индукция – от общего к частному
Г) дедукция – от частного к общему
Д) метод историзма – всякое явление необходимо рассматривать с точки зрения не только данности его таковым в настоящий момент, но и рассматривать с точки зрения прошлого, чтобы понять, что будет в будущем. Всякая личность проявляет себя в определенном месте в определенное время.
Е) синергетический метод – синергетика – наука, рассматривающая самоорганизацию материи. Все в природе стремится к самоорганизации.
Частнонаучные методы:
А) метод конкретных социологических исследований – для того, чтобы понять, какой поддержкой пользуется та или иная организация, партия и т.д.
Б) статистический
В) метод моделирования
Г) метод социально-правового эксперимента
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1. Первобытное об-во. Переход от присваивающей экономики к производящей.
2. Закономерности возникновения государства.
3. Типичные и уникальные формы возникновения гос-ва.
4. Теории происхождения государства.
Ф. Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса ТОМ 21.
В. И. Ленин – «Государство и революция»
Полное собрание сочинений ТОМ 33.
«О государстве»
Полное собрание сочинение ТОМ 39.
Морган – «Первобытное общество»
Историческая теория
Г. Гуго– право никто не должен придумывать. Право вырабатывается как правило поведения в недрах общества и соблюдается обществом. Задача гос-ва лишь выявить их и закрепить законодательно.
К. Совиньи
Г. Пуга
Марксистская теория права
Маркс, Энгельс, Ленин – считали, что базисные явления (производственные силы, отношения) влияют на надстройку, основу которой составляют государство, право, религия, идеология.
Базис определяет надстройку.
Маркс говорил, что государство не должно поддаваться крысолову.
Понятие «государство»
Понятие «государство»
Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон– государство – союз людей, объединение людей.
В средние века – политическая общность.
В начале 19 века германский философ Кант – общество управляет само собой.
Понятие «государство» было введено в научный оборот в 16 веке итальянским мыслителем и государственным деятелем Н. Макиавелли. Написал работу «Государь» (1512г.)
Государство – дело государя.
Признаки государства:
1. Наличие публичной политической власти, располагающей аппаратом управления – один из главных признаков государства. Политичность государственной власти:
А) власть начинают реализовывать специальные чиновники
Б) общество было однородное до появления неравенства. Общество по сущности разнородное, поэтому государство решает политические задачи, выступает арбитром в решении межнациональных конфликтов и различных социальных конфликтов.
Важно создание:
а) специального аппарата управления обществом,
б) издание общеобязательных актов (законов, указов),
в) наличие властных полномочий
г) наличие особого слоя людей – управленцев=>>
Государство – политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, поддерживать правопорядок и определенный решим властвования.
Всякая государственная власть – политическая, но не всякая политическая власть является государственной.
2. Территориальная организация государства – ст. 4 ч. 3 Конституции РФ.
Территория – та часть земли, водного пространства и воздушного пространства, которая обеспечивается государственными границами. В территорию входят недра, территории на которых размещены посольства, торгпредства в других государствах, территория морских и воздушных судов, космические корабли, подводные лодки. Территория предполагает территориальное распределение власти государства. Итого: 17,2 млн км.
3. Суверенитет – ст. 4 Конституции РФ. Суверенитет в РФ распространяется на всю её территорию.Верховенство государственной власти внутри страныи независимость во внешнеполитических делах. +
4. Наличие государственной казны или бюджета. Бюджет необходим для содержания государственного аппарата, который реализует власть, для содержания армии, системы исполнения наказаний, на финансирование науки, образования. Бюджет складывается из налогов, из различных сборов (в том числе таможенных), из кредитов, из выпуска различных ценных бумаг, из золотого запаса гос-ва и других источников.
5. Символы государства (гимн, герб, флаг, государственные праздники)
В условиях глобализации (глобализация – может быть наукой может быть практической деятельностью – сфера человеческой деятельности, изучающая процессы, происходящие в приповерхностной оболочке земного шара) о суверенитете говорить не приходится.
Глобальные проблемы:
1. Природные проблемы
2. Экономические проблемы (263 гос-ва на земном шаре, 193 гос-ва в ООН)
Государственная власть
Власть – возможность и способность одного субъекта осуществлять собственную волю даже вопреки воли другого субъекта или стороны. (отца в семье, партийная, государственная)
Государственная власть отличается от всех других видов власти.
Признаки государственной власти
1. Государственная власть всегда носит политический характер, то есть осуществляется каким-либо аппаратом, который находится над обществом. Этот аппарат разрешает противоречия, которые случаются в обществе.
2. Государственная власть выступает от имени всего общества.
Для этого она должна быть
а) легальной – законная, юридически правомерно провозглашена.
б) легитимной – поддерживаемая народом. Та политика, которую осуществляет правительство, поддерживается народом (справедливость власти, правильность, обоснованность принимаемых властью решений).
3. В высшей степени формализована. Формализованность – в высшей степени регулируемая.
4. Государственная власть едина.
а) Единство государственной власти обеспечивается социальным единством общества (СССР), то есть все социальные слои находились в равном положении.
б) Единство обеспечивается единством целей и задач.
в) Организационно-правовое единство государства.
Ш. Монтескье – «О духе законов и Персидские письма» о принципе разделения властей. Предлагают единую государственную власть разделить на
А) законодательную власть – законодательный орган должен быть избран обществом.
Б) исполнительную власть
В) судебную власть
5. Государственная власть выступает в качестве арбитра. В этом проявляется её политичность.
Типология государств
Типология – классификация гос-в, отражающая совокупность общих наиболее устойчивых черт и признаков государства одной классификационной группы.
Аристотель делил государства на правильные (демократия) и неправильные (деспотия)
Сократ делил государства на горные и равнинные по географическому признаку
Г. Гегель – продуманная классификация государств. В основу был положен принцип свободы граждан в государстве.
Гос-ва:
А) восточные – свободен 1 – деспот
Б) греческие и римские – некоторые свободны, некоторые нет
В) германское – в этом государстве свободны все.
Владик СумбатовичНерсесянц – д.ю.н., академик
Типология:
а) в основе лежит свобода
Свобода – осознанная необходимость.
Государства древнего мира индивиды являются свободными людьми по этническому признаку (свободными гражданами в Афинах были лишь представители древних афинских родов, в Риме признавались свободными те, которые имели 3 поколения свободных родственников).
б) Преодоление рабства ведет к формированию нового типа государств – сословия. Принадлежность к определенному типу государств обеспечивает наделение определенными правами и обязанностями.
Сословия:
- феодалы
- дворяне
- торговцы
- ремесленники
- крестьяне
в) Государство развивается, наступают буржуазные революции, в результате которых сословия отметаются. Наступает период индивидуального типа государств (каждый достигает того, что из себя представляет в жизни). Человек является субъектом права как самостоятельный индивид.
Современное государство является правовыми государствами.
Этот тип государства и права называл гуманно-правовым, так как в этих государствах человек наделен такими правами и свободами, которыми наделен от рождения.
В середине 20 века широкое распространения получила теория УолтаРостоу
Стадийная типология государств
В основу его классификации он положил
а) уровень развития производительных сил
б) уровень развития культуры
Ростоу написал «Некоммунистический манифест»
Типология:
1. Традиционное общество – общество живет тем, что дает природа. Присваивающая экономика.
2. Стадия сдвига – человечество начинает производить больше производить, чем может потребить.
3. Переходное общество – общество от первобытно-общинного к современному.
4. Стадия зрелости – в этот период человечество обладает такими энергоносителями как ядерная энергия, солнечная и т.д.
5. Стадия всеобщего потребления – ч-во производит столько товаров потребления, что все удовлетворяют свои потребности.
А. Тойнби – английский философ, историк. Написал 12ти томную работу «Постижение истории»
Вначале у него получилось 200 цивилизаций.
На последнем этапе 20:
1. Восточно-китайская
2. Европейская
3. Германо-романская и т.д.
Форма государства
Понятие формы государства
Форма правления
Понятие формы государства.
Всякое содержание оформлено и всякое содержание имеет определенную форму.
В Юриспруденции вопрос о форме государства рассматривается с давних времен.
Древние сводили форму государства к форме правления.
Т. Гоббс – английский юрист и социолог. Написал работу «Левиафан», понимая под этим чудищем государство.
Ш. Монтескье – обращал внимание на государственно-правовой режим. Важным методы управления, которые входят в понятие государственного режима.
Подходы:
1. Классический – Внешнее выражение содержания (формы гос-ва: поликратические, сегментарные, монократические)
а) Монократические – государства, управляемые одним или несколькими суверенными людьми. Вся власть в руках физического или юридического лиц. (Фюрер, Пожизненный президент в Уганде, может управлять коллегия)
б) Поликратические – многовластие. Преобладают демократические способы управления. Принцип разделения властей. Политический и идеологический плюрализм.
в) Сегментарные (сегмент – отрезок целого) – сосредоточение элементов как монократических, так и поликратических. Решающая роль принадлежит исполнительной власти. Роль парламента принижена. Права человека провозглашаются, но не обеспечиваются. Государственная власть реализуется, но не доступна для населения. Общество не способно влиять на государственную власть.
2. Формы как разновидность государств (гос-ва в форме диктатуры пролетариата (Парижская коммуна – просуществовала 72 дня, Советы, Народная демократия))
3. Форма как организация государственной власти – отражает внутреннюю организацию государственной власти. Рассматривается способ устройства гос. власти, содержание гос. власти, распределения территории.
Форма государства = форма правления + форма государственно-территориального устройства + государственно-правовой режим.
Выбор зависит от многих факторов: исторического развития, географических причин, экономических причин, политических факторов.
Форма правления
Ф.П. – способ организации и взаимоотношения органов государственной власти между собой, а также с населением.
Ф.П. показывает, кто правит государством, кто осуществляет государственную власть.
Т.О. различают
- монархическуюф.п. – правит один
А) абсолютная
1) абсолютная власть монарха (законодательная, исполнительная, судебная власть)
2) престол наследуется от отца к сыну (династическое наследование власти)
3) пожизненность правления
4) отсутствие ответственности
Б) дуалистическая (Бруней, Бутан, Марокко)
1) наряду с монархом существую законодательные органы с законодательными и контрольными функциями.
2) исполнительная власть возглавляется монархом, который назначает министров и так управляет страной
В) конституционная (парламентская) – существует во всех монархических государствах Европы (Испания, Англия, Швеция). В Азии – Япония. Монархии давно утратили ключевую роль в реализации политики государства. «Монархии царят, но не правят».
1) власть ограничена во всех сферах гос. жизни
2) законы принимаются парламентом, НО подписываются монархом
3) монарх не обладает правом ВЕТО
4) исполнительная власть осуществляется правительством
5) правительство ответственно перед парламентом
6) главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах
- республиканскуюф.п. – правит коллегиальный орган. Все государственные органы выборные. Наиболее распространенная форма в мире. Характерны следующие черты: верховная власть и власть на местах осуществляется выборными органами. Избираются на определенный срок.
А) президентская(США)
1. В руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства.
2. Президента избирают на всеобщих выборах.
3. Президент, обладая значительными полномочиями, формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.
4. Президент является главнокомандующим.
5. Президент не может распустить парламент, но и парламент не может отлучить президента от должности.
6. Парламент может выдвинуть президенту импичмент (отлучение от должности главы государства).
«+» Оперативность принятия решений, так как огромная власть сосредоточена в руках главы государства
«-» В руках главы государства сосредоточена огромная власть =>злоупотребление.
Б) парламентская (Финляндия, Германия, Италия, Турция, Индия)
1. Верховная власть принадлежит парламенту
2. Президент избираться не всем народом, а парламентом
3. Правительство формируется парламентом, а не президентом
4. Правительство формируется из числа депутатов, получивших большинство в парламенте
5. Правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом
6. Главой правительства становится лидер партии, победивший на выборах
7. Правительство формируется коалиционным путем
8. Характеризуется сильной законодательной властью
9. Президент не обладает правом вето
«+» Более демократична
«-» Отсутствие оперативности в принятии решений
В) смешанная – сочетание элементов президентской республики и парламентской (Польша, Болгария, Португалия, Уругвай, Перу)
1. Президент является главой правительства, при этом есть должность председателя правительства.
2. Членов правительства назначает президент, но члены правительства несут ответственность перед парламентом.
«+» создается определенная стабильность правительства
«-» такое государство может отойти от демократических методов управления и скатиться к авторитаризму.
Формы государственного или территориального государственного устройства.
Государственное устройство предполагает территориальное распределение государственной власти. То есть соотношения государства как целого и его составных частей. Его составными частями могут быть различные образование: области, республики, края, автономным образование в виде округов и административно-территориальные единицы: районы.
а) Унитарные государства
1) Состоит из административно-территориальных единиц, которые не имеют собственного законодательства
2) Власть централизована
3) Допускаются автономные образование.
Унитарные государстве без автономных образований называются простыми (Болгария, Польша, Прибалтийские республики, Турция), а в которых есть называется сложным (Украина, Франция, Португалия)
Автономия – самоуправление определенной территории, которое отличается нац. особенностями населения, бытовыми, культурно-историческими особенностями, географическими особенностями.
Автономии:
- Политическая – обладает правом создания собственной системы законодательства (Гренландия в Дании, Аланские острова в Финляндии)
- Административная – преподавание в школах на языке населения автономии, издание газет, журналов на местном языке, радио и теле вещание на местном языке, некоторые полномочия во внешнеполитической деятельности (Китай)
Унитарные государства делятся на:
- Централизованные – чиновники в административно-территориальные образования назначаются сверху
- Децентрализованные – чиновники избираются народом.
б) Федеративные государства
Состоит или из государств, обладающих самостоятельностью, обладающие правом сецессии (право выхода), или государственных образование, т.е. субъектов федерации (штаты, земли, кантоны и т.д.)
В мире 24 федерации.
Федеративные государства можно классифицировать по различным основаниям.
По пути создания:
1) Договорные - на основании договора ранее самостоятельных образований (США)
2) Конституционные - на основании государственного акта, закона, как правило, конституции, который разделяет территории страны на определенные субъекты (Германия, Пакистан)
3) Конституционно-договорные – действует конституция и договоры между федеральным центром и субъектами (РФ).
По субъектам, их составляющим:
1) административно-территориальные федерации(США, Бразилия, Мексика)
2) национально-территориальные федерации (Бельгия, Индия).
Все субъекты, независимо от того как они сформировались, имеют общие признаки:
1) Все субъекты имеют законодательные органы
2) Имеют свои правительства (администрации)
3) Есть система законодательства субъектов федерации
4) Есть конституции федерации и конституционные акты субъектов федерации
5) В конституциях записано размежевание полномочий между фед. центром и субъектами
6) В федерации всегда есть 2ая палата в парламенте
7) Субъекты федерации всегда принимают решения через членов государственной думы
Государственно-правовой режим – существенная сторона, которая затрагивает интересы каждого гражданина.
Государственно-правовой режим -Совокупность методов, приемов осуществления государственной власти.
Виды режимов:
1) Деспотические
2) Теократические
3) Монархические
4) Аристократические
5) Военные
6) Абсолютистские
7) Просвещенного абсолютизма
8) Авторитарные
9) Тоталитарные
Мы рассмотрим демократический и авторитарный режимы:
Демократический – с политической точки характеризуется тем, что обеспечивается свобода слова, участие граждан в формировании гражданами государственных органах, контроль за деятельностью органов со стороны общества, обеспечивается многопартийность в политической системе, действует разделение ветвей власти и это разделение не иллюзорное (не создающее иллюзию), действует система сдержек и противовесов, когда ни одна из ветвей власти не может доминировать над другой веткой власти; хорошо развито местное самоуправление, методы принуждения в таких государствах строго ограничены законом, в таких государствах присутствует социально-политическая активность граждан. Власть избирается народом и подконтрольна ему.
С точки зрения экономической, можно сказать, что в таких государствах развит средний класс (70%). Люди, имеющие высокий благосостояния, социально активные, работающие и т.д. Многообразие форм собственности, государственная частная собственность, кооперативная.
В духовной сфере это многообразие мнений.
США, гос-ва Западной Европы, Австралия
Авторитарный –
1) преобладают методы насилия
2) оппозиционные партии запрещены
3) выборы высших органов государственной власти во многом носят формальный характер
4) роль парламента принижена, доминирует исполнительная власть
5) если главой государства является президент, а не монарх, то сроки его пребывания не ограничены
Сирия, Кения, Индонезия и ряд других государств.
Среди авторитарных режимов выделяют тоталитарный режим!
Впервые понятие тоталитарный ввел Муссолини в 1925 году.
Он говорил о том, что тогдашняя власть носит тотальный характер, то есть полностью контролирует все.
В тоталитарном государства доминирует над обществом. Оно полностью контролирует все сферы деятельности.
При этом опирается на насилие и угрозу его применения.
В конце 30ых годов 20 века профессор Чикагского университета США Д. Хейес дал научное обоснование понятию тоталитарный.
Он определили как тоталитарные некоторые тенденции развития Германии и Италии того периода. При этом Хейес определил рамки понятия тоталитарный на эти государства.
В середине 50ых годов 20 века американец З. Бжезинский распространил термин тоталитарный на СССР.
Т.О. уравнял национал-социализм и социализм в советском союзе.
Ко 2ой половине 80ых годов прошлого века, когда в СССР было заметное определение, то определение тоталитаризма стало появляться в Советской литературе, хотя в западной литературе определение тоталитаризма относительно СССР пошло на убыль.
Т.О. государственно-правовой режим является важной частью государства.
3 составляющие являются составными частями формы государства.
Функции государства:
1. Понятие функции государства
2. Классификация функций государства
3. Формы и методы осуществления функций государства
Цели и задачи определяют направление деятельности государства.
Понятие функций имеет несколько значений.
В Философии под функциями понимают жизнедеятельность, по средствам которой живая жизнь проявляет сама себя.
Э. Кант «Ум – есть функция мозга». Мозг проявляется себя по средствам умственной деятельности.
Функция – какая-то деятельность.
Под понятием функциями понимают основные направления деятельности государство реализации целей и задач, стоящих перед ним на определенном конкретно историческом отрезке времени.
Функции государства характеризуются:
1. Определенная стабильность – относительно устойчивая деятельность. Если это направление избрано гос-вом, то оно реализуется на достаточно продолжительном отрезке времени.
2. Динамизм – подвержены эволюции, развитию. Исчезают одни функции, другие появляются.
3. Функции развиваются
4. Функции определяются целями и задачами (захват народов, их уничтожение)
5. Осуществляются в определенных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, право-исполнительной, контрольно-надзорной). Прежде че решим вопрос о приватизации, издается сначала закон.
6. Реализация функций определенными методами (убеждения и принуждения)
Функции в своем развитии наполняются новым содержанием и расширяется их количество, их спектр.
Функции Древнего Рима:
1) Захват территорий
2) Порабощение захваченного населения
3) Сохранение и поддержание рабовладельческого строя
Феодальное государство:
1) Сохранение и поддержание феодальных отношений
2) Поддержание абсолютного монарха, его власти и властного механизма
При переходе от феодального к капиталистическому:
А. Смит написал книгу «Очерки о природе и причинах богатства народов» 1776 год. Разработал теорию богатства.
К. Маркс– разработал теорию прибавочной стоимости
Д. Кейнс – когда началась «Великая депрессия», разработал теорию повышения роли государства и осуществлении производства.
Функции капиталистического гос-ва.
1) Оборона
2) Обеспечение свободы каждого гражданина, которую надо создать в одинаковых условиях для каждого члена общества
3) Обеспечения правосудия, которое одинаково относится ко всем гражданам
4) Организация учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами.
На функции влияет развитие самого общества и государства, сказываются национальные моменты, любое государство, особенно многонациональное, должно проводить функции укрепления взаимоотношений.
На функции оказывает влияние НТП. Государство должно способствовать развитию фундаментальных и прикладных наук, законодательно сдерживать негативные последствия.
Государство должно учитывать экологические факторы.
Классификация функций государства
Классификация – разделение по определенному основанию.
По принципу разделению властей:
1) Исполнительная
2) Законодательная
3) Судебная
По продолжительности действия:
1) Постоянные (во время ВОВ – функция отражения военной агрессии)
2) Временные (восстановление народного хозяйства)
Наиболее распространенная классификация:
1) Внутренние – функции, реализуемые внутри государственных границ.
2) Внешние – за пределами границ.
Вот такая классификация создается к 60ом годам 20 века Николаем Владимировичем Черноголовкиным.
В 1960 году защитил диссертацию «Функции Советского государства»
А в 1979 году защитил диссертация на тему «Теория функций социалистического государства»
Вот это разделение функций на общие и внешние получило всеобщее признание.
Политическая функция
(Политика – деятельность, связанная с разрешение противоречий между различными слоями населения)
1) Выявление и реализация волеизъявления народа (опросы, организация выборов)
2) Обеспечение государственного суверенитета
3) Обеспечение правового положения территорий
4) Создание условий для самоорганизации народа
5) Организация контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов
6) Деятельность по обеспечению конституционного строя, осуществляемая как специальным органом (Конституционным судом, так и самим народом).
Деятельность государства очень сложна и разнообразно. Она является ключевой, так как если не организовать население, трудно рассчитывать на успех в других отраслях.
Экономическая функция – зависит от того, в каких условиях реализуется эта функция (план или рынок)
В настоящее время государство не планирует контрольные цифры экономического развития общества
1) Выработка экономической политики в развитии общества (рынок выправит и разрешит все, рыночные отношения регулировать не следует, нужно создавать условия для развития).
2) Создание условия для развития рыночных отношений (выработка ценовой политики, создание правовых основрыночной политики).
3) Управление предприятиями, которые находятся в собственности государства.
4) Регулирование внешнеэкономический отношений
Социальная функция
1) Обеспечение благополучия, достойной жизни людей, создание условия для развития каждого члена общества.
2) Развитие и поддержание тех сфер, который 1 человек (даже самый богатый) не сможет содержать (образование, культура, здравоохранение)
3) Поддержание тех слоев общества, которые нуждаются в государственной поддержке
Налогообложение и финансовый контроль
1) рыночная эк-ка используется налоги и пошлины в качестве инструмента экономической и социальной политики.
2) перераспределение доходов среди населения (пенсии, социальные пособия)
3) перспектива развития (финансирование образования, культуры)
Экологическая функция
1) рациональной использование природных ресурсов
2) бережное отношение к природе
Защита прав и свобод личности, обеспечение правопорядка
1) создание условий для реализации прав и свобод людей (ст. 2 Конституции)
2) охрана здоровья, жизни, чести и достоинства людей, а также их имущества.
Внешние функции государства
1) интеграция национальной экономики в мировую экономику
2) равноправие всех объединяющихся экономик и государств
3) свобода выбора интеграционных схем
Функция обороны
В большинстве демократических государств функция обороны базируется на принципе необходимой достаточности (не на избыточном формировании ВС, а формировании таких ВС, которые были бы необходимы и достаточны для того, чтобы отразить внешнюю агрессию)
1) отражение внешних агрессий и территориальных притязаний
2) выполнение международных обязательств
Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах
1) решение глобальных проблем (Глобалистика – наука, изучающая процессы, происходящие в приповерхностной оболочке земного шара).
Виды глобальных проблем:
а) проблемы, которые имеют естественный характер (защита прав и свобод жителей планеты, освоение космоса, формирование и совершенствование информационной сети)
б) несут в себе угрозу уничтожения человечества (демографическая, энергетический кризис, ядерная угроза)
Формы и методы реализаций функций государства:
Формы и методы реализации функций государства. Всякое государство реализует свои функции в присущих ему формах и определенными методами. Под формой реализации функций государства понимается внешнее выражение деятельности государства. То есть, в чем материализована эта деятельность, как она внешне выражена. Методы представляют собой совокупность приемов, способов, средств, используемых государством при его функционировании, деятельности.
К понятию формы реализации функций государства есть разные подходы:
Правовые и неправовые. Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым пользуется государство. Неправовые – контроль за исполнением решений, сбор и изучение различной информации, рассмотрение писем и заявлений граждан. Данная классификация страдает какой-то нечеткостью определений.
Михаил Иванович Байтин классифицирует формы на правовые и организационно-правовые. Среди правовых форм он выделяет законотворческую, управленческую или исполнительно-распорядительную форму, судебную форму, то есть, деятельность государства по изданию. Исполнению и применению юридических актов. Например, подбор кадров. В соответствии с ФЗ «О государственной службе РФ» госслужба подразделяется на гражданскую и военную. Подбор кадров должен производиться согласно соответственным принципам.
Методы
Методы: метод убеждения, метод принуждения.
В современном мире: метод кредитования, прогнозирования, стимулирования, планирования, метод инвест<