ФРГ в 80-е гг. ХХ — начале XXI вв.
1. Политика правительств Г. Коля. Особенности германского варианта неолилиберальных реформ.
2. Объединение Германии, его экономические и политические последствия.
3. Политика «нового центра» правительств Г. Шредера.
4. Политика правительств А. Меркель. Изменения в расстановке политических сил.
Правительство Коля объявило о возврате к политике “социального рыночного хозяйства”. С целью оживить деловую активность оно ликвидировало ряд ограничений предпринимательской деятельности, снизило налоги, начало приватизацию госсектора. В социальной сфере правительство Коля затормозило темпы роста социальных расходов, упразднило ряд пособий, повысило взносы трудящихся в систему социального страхования. Чтобы ослабить противодействие профсоюзов проводимой политике правительство Коля в 1983-1984 годах приняло законы, ограничившие возможность проведения забастовок.
По своей сущности политика Г. Коля являлась типично неолиберальным курсом, но имелся ряд особенностей, позволивший экспертам назвать ее особым, «рейнским», вариантом неолиберализма. Одной из особенностей стало то, что приватизация в ФРГ не имела широкого размаха и охватила второстепенные предприятия госсектора. Вторая особенность заключалась в том, что сокращение социальных расходов было меньшим, чем в США и Великобритании. Третья особенность состояла в том, что канцлер не форсировал проведение реформ и начинал их после того, как общественное мнение было готово их воспринять.
Правительству Коля удалось уже в 1983 году преодолеть кризис и дать толчок экономическому развитию. Экономический подъем 1983-1990 гг. и рост жизненного уровня обеспечили правительству высокую популярность. Объединение Германии в 1990 г. еще более подняло авторитет Коля, которого стали сравнивать с Бисмарком по его роли в истории страны.
В ноябре 1989 г. в ГДР поднялись массовые народные выступления, которые привели к падению коммунистического режима. Новое правительство ГДР заявило о намерении присоединиться с ФРГ. В мае 1990 г. ФРГ и ГДР подписали договор о валютном, экономическом и социальном союзе. В августе 1990 г. две страны подписали договор об объединение. В сентябре 1990 года на встрече в Москве представителей ФРГ, ГДР, США, СССР, Великобритании и Франции были окончательно разработаны условия объединения Германии. По этим условиям устанавливалась незыблемость послевоенных границ Германии, ФРГ не могла иметь оружия массового поражения, армия ФРГ сокращалась до определенных пределов, из Восточной Германии выводились советские войска. 3 октября 1990 года произошло воссоединение Германии.
Объединение страны породило ряд проблем. В восточных землях ФРГ началась перестройка экономики, которая вызвала закрытие многих предприятий и рост безработицы. Населению бывшей ГДР лишилось многих социальных гарантий и было вынуждено приспосабливаться к жизни в условиях рыночной экономики. Все это вызвало недовольство значительной части населения восточных земель, ожидавших быстрого повышения уровня жизни после объединения. На фоне этого недовольства усилились позиции бывшей компартии ГДР — Партии демократического социализма (ПДС). На выборах 1998 г. ПДС даже завоевала места в парламенте
В западных землях ФРГ после объединения также появились проблемы. Правительство выделило крупные суммы на реформирование восточных земель, что привело к замедлению экономического роста и повышению налогов в западных землях. Жители западных земель стали считать восточных немцев нахлебниками, которые не хотят работать.
В 90-е годы популярность правительства стала падать. Это было вызвано замедлением темпов развития, ростом налогов в западных землях, усталостью немцев от однообразной политики правительства. На выборах 1994 г. коалиция ХДС/ХСС — СвДП победила только потому, что СДПГ не сумела разработать привлекательную программу.
Но на выборах 1998 г. СДПГ представила новую программу, разработанную под руководством нового лидера Г. Шредера. Она основывалась на концепции «нового центра», которая стала поворотом в политической философии СДПГ. Партия не отвергала традиционные ценности, но сделала упор на том, что социал-демократия должна в новых условиях модернизировать свои идеи и программы. Пути этой модернизации сводились в первую очередь к необходимости сокращения государственных расходов, коренной реформе системы социального страхования, ограничению роли государства в социально-экономической жизни, более тесному сотрудничеству рабочих и предпринимателей, сокращению налогов, в том числе и на крупные доходы, поддержке малого и среднего бизнеса.
По результатам выборов 1998 г. власть в стране перешла в руки коалиции СДПГ и партии “зеленых”, которая в 80-е годы стала четвертой по силе партией страны, а в 90-е — сравнялась с СвДП по авторитету. Канцлером ФРГ стал Г. Шредер.
Новое правительство в целом продолжило политику кабинета Г. Коля: продолжило приватизацию государственных предприятий, приняло программу значительного сокращения налогов, сдерживало рост социальных расходов. При этом правительство стало уделять больше внимания экологическим проблемам и даже приняло программу постепенного закрытия АЭС.
Правительство Шрёдера не сумело справиться с экономическим спадом, который начался в 2002 г. и привел к росту безработицы и снижению уровня жизни. В правительстве усилились разногласия между социал-демократами и “зелеными”, и даже внутри СДПГ развернулась критика политики Шрёдера. Однако на выборах 2002 г. вопреки всем прогнозам победила коалиция СДПГ и партии “зеленых”. Эта победа стала результатом умелой предвыборной кампании Шрёдера, который подверг критике внешнюю политику США и решительно выступил против участия ФРГ в возможной атаке на Ирак. Новое правительство ФРГ опять возглавил Шрёдер. Он продолжил проведение непопулярных экономических реформ, считая, что иного выхода не существует.
В 2005 г. Шредер провел досрочные парламентские выборы, рассчитывая на победу СДПГ, т.к. у правых партий не было времени на подготовку к выборам. На выборах победил блок ХДС-ХСС, но СДПГ уступила правым только 3 места в парламенте. После долгих переговоров была создана большая коалиция ХДС-ХСС – СДПГ, главой правительства стала лидер ХДС А.Меркель.
Правительство Меркель продолжило начатые Шредером реформы, но при этом отказалась от форсирования преобразований и при реформировании экономики старалась достичь компромисса между профсоюзами и предпринимательскими организациями. Избранная стратегия обусловила популярность канцлера и ее партии, несмотря на начавшийся в 2008 г. экономический кризис. В то же время для СДПГ, которая несла свою долю ответственности за проводимые преобразования, пребывание в правительстве обернулось падением популярности из-за разочарования в социал-демократах части левого электората. На выборах 2009 г. СДПГ потерпела самое сильное в послевоенной истории партии поражение. Власть перешла в руки коалиции ХДС/ХСС — СвДП, канцлером осталась А. Меркель.