Общество. Сферы общественной жизни.
Общество. Сферы общественной жизни.
Подсистемы общества (сферы общественной жизни) взаимосвязаны и обусловливают друг друга
Человек, индивид, личность.
| |||
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием общества и его культуры. Не каждый человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация – процесс воздействия общества и его структур на индивида, в результате накапливается социальный опыт жизнедеятельности в обществе личность.
Социализация начинается в детстве продолжается в юности и зрелом возрасте.
Важно! – сумеет ли личность реализовывать себя в общественной жизни.
Социальный статус – положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Потребности человека определяются пирамидой Маслоу
Человеческая деятельность и ее многообразие.
Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Объект - то, на что направлена деятельность.
Субъект – то, что или кто ее осуществляет.
Цельсредстворезультат
Мотив – желание удовлетворить потребность.
Цель средство результат
Потребности:
ü физиологические
ü социальные
ü идеальные
Убеждения – играют огромную роль относительно целей.
Деятельность:
- Практическая – направлена на преобразование существующих объектов природы и общества
ú Материально-производственная
ú Социально-преобразовательная
- Духовная – ее содержанием является изменение сознания людей
ú Позновательная деятельность
ú Ценностно-прогностическая деятельность
ú Прогностическая
Деятельность
Вся история человеческого общества – это история деятельности людей!
Деятельность и общение.
Общение – процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности; субъектами могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, сообщества и даже все человечество в целом.
Виды общения:
- Общения между реальными субъектами (людьми)
- С реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным)
- Реального субъекта и воображаемым партнером (общение человека с внутренним голосом)
- Общение воображаемых партнеров (литературных персонажей)
Основные формы общения:
¾ Диалог
¾ Обмен мнениями в виде монолога или реплик
Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя и более субъектами с целью передачи некоторой информации.
Научное познание. Значение научной теории.
Уровни научного познания
Эмпирический ¾ Главной задачей является описание предметов и явлений ¾ Основная форма получения знания – эмпирический (научный) факт ¾ Основные методы – наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент | Теоретический ¾ Методы: гипотеза, а также формулирование научной теории ¾ Гипотеза – выдвижение и обоснование предложений ¾ Цель проверки гипотезы – формирование законов, принципов или теорий ¾ Экзистенциальные гипотезы – предположение о существовании явлений еще не известных науке. ¾ На основе проверки гипотез происходит построение научной теории. |
Особый вид эксперимента – мыслительный эксперимент, который должен соответствовать законам науки и правилам логики | Научная теория кроме описательной функции выполняет еще функцию прогностическую |
Научное познание отличается от обыденного:
ü Стремлением к максимальной объективности
ü Особым языком (научным)
ü Специфическими способами обоснования истинности получения знаний
ü Желание получить знания, важные для будущих поколений
Самопознание.
Самопознание – это познание человеком самого себя.
Этапы самопознания: 1) самоузнавание 2) формулирование образа «Я» 3) самосовершенствование 4) самореализация (проявление «Я» в деле)
Самооценка
- Важнейшее внутреннее условие развития
- Уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе
Саморегулирование – связано с волей человека, с его «энергетическим двигателем»
ей принадлежит особая роль
Это стержень всего процесса саморегулирования на всех этапах и включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования выбор средств его осуществления и влияет на интеграцию достигнутого эффекта поведения.
11 – Духовный мир личности (микрокосмос человека).
Духовный мир личности представляет собой целостное и в тоже время противоречивое явление, представляющее собой сложную систему.
|
|
|
Общественные отношения
Рынок труда. Безработица.
Рынок труда – это когда одни члены общества:
Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качество изготовляемой продукции.
Прожиточный минимум – такой уровень доходов, который нужен работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
повременная
сдельная
смешанная (самая популярная)
Безработица – такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.
- требования по слишком высокой з/пл
- низкий спрос на рабочую силу
- негибкость, характерна для рынка труда (что затрудняет соотношение между спросом и предложением)
Меры, которые способны смягчить проблему безработицы:
Ø создание более гибкой системы образования
Ø хорошо поставленная информационная служба (для работников и работодателей)
Ø фактор географической мобильности, т.е. склонность людей переезжать в те места, где есть работа
Государственный бюджет.
Важное звено финансовой системы.
Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год (утверждается парламентом, в РФ – Федеральным Собранием РФ).
Государственная бюджетная система РФ вкл. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Доходная часть | Бюджет -объединяет главные доходы и расходы государства | Расходная часть |
5 стадий бюджетного процесса | ||
налоги | 1. Составление проекта бюджета | содержание гос. аппарата |
доходы федерального бюджета | 2. Рассмотрение Гос. Думой, Советом Федерации Федерального Собрания, Счетной Палатой РФ | социальная сфера |
доходы субъектов федерации | 3. Утверждение бюджета | финансирование некоторых отраслей |
доходы местных бюджетов | 4. Исполнение бюджета | предоставление субсидий и кредитов другим странам |
5. Составление отчета об исполнении бюджета | обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних) |
Министерство финансов – проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета
Счетная палата РФ:
Осуществляет финансовый контроль в РФ
подотчетна в своей деятельности Федеральному собранию
Гос. долг
Внутренний (задолженность государства гражданам, предприятиям и организациям своей страны)
Внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран)
Общество. Сферы общественной жизни.
Подсистемы общества (сферы общественной жизни) взаимосвязаны и обусловливают друг друга
Человек, индивид, личность.
| |||
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием общества и его культуры. Не каждый человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация – процесс воздействия общества и его структур на индивида, в результате накапливается социальный опыт жизнедеятельности в обществе личность.
Социализация начинается в детстве продолжается в юности и зрелом возрасте.
Важно! – сумеет ли личность реализовывать себя в общественной жизни.
Социальный статус – положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Потребности человека определяются пирамидой Маслоу